1. 2 ГАТЫ. Вера. Хазрат Инайят Хан

Vol.13 Часть первая. ГАТА 1

1.2. Вера


Термин «вера» используется для обозначения идеи, в которую человек верит и которую невозможно обосновать. Когда такие идеи имеют обычную природу, они называются суевериями, а когда они имеют сакральный характер, они называются верованиями.

Часто человек путает веру с истиной. Многие люди, не понимая своей собственной веры, считают ее не какой-то истиной, а определенной истиной и, таким образом, игнорируют любое другое убеждение, которое кажется им отличным от той истины, которой они обладают. На самом деле вера - это не истина, а истина - не вера. Когда человек дошел до понимания истины, для него это больше не вера, это убеждение.

Убеждения священного характера, которые входят в сферу религии, являются ступенями к цели, называемой истиной, и когда человек останавливается на вере, вера поддерживает его, а он придерживается веры. Ни вера не может подтолкнуть его вперед, ни он не может продвинуться. Во многих случаях вера, которая должна служить крыльями, на которых можно взлететь в высоту, становится гвоздями, прикрепляющими человека к земле. Всякая вера вначале - это шаг во тьме, но по мере того, как человек приближается к цели, он на каждом шагу становится все более и более просветленным. Таким образом, у верующего есть надежда, а в случае неверующего - безнадежность.

Есть души, которые способны верить, даже способны понимать свою веру, но по тем или иным причинам не желают верить и отвергают веру до того, как приходит понимание. Мудрым жизненным курсом было бы попытаться стать учеником, подопечным одного учителя, а также учеником всех существ; именно тогда человек станет учеником Бога. Тогда разумным было бы исследовать истину веры вместо того, чтобы отказываться от своей веры, а также терпеливо относиться к вере другого, пока человек не увидит со своей точки зрения истинность своей веры. Когда человек видит только со своей точки зрения, он видит одним глазом, а другой глаз закрыт. Полная точка зрения заключается в рассмотрении с обеих точек зрения, какими бы противоположными они ни были. Именно эта тенденция уравновешивает вещи и дает правильное представление о них. Чтобы осмотреть здание, нужно стоять на улице и смотреть на него, а не стоять внутри и желать видеть снаружи.

В понимании верований человек должен уметь сбалансировать свой дух, и в той мере, в какой он уравновешен, человек становится способным видеть веру в ее правильном смысле. Когда человек говорит, услышав что-то от другого: «Я не в это верю», он показывает свою слабость, он показывает свою неспособность рассматривать веру другого человека с его точки зрения. Знание приходит из готовности учиться, а когда мы отказываемся от него в жизни, это происходит из-за отсутствия готовности. Независимо от того, из какого источника может появиться знание, в действительности оно происходит из одного источника, и когда ум становится открытым вместилищем, знание свободно течет в сердце. В каждом религиозном веровании таится доля истины, и зачастую она имеет большую ценность, чем может показаться. А вера во что-то без понимания - это первый шаг к знанию, а отказ верить, когда вера представлена, означает шаг назад. Когда человек доволен своей верой, это комфортное состояние бытия, но идеальным является понимание веры.

Перевод: Садананда Брамхачари


Рецензии