Воспитание чувств
Вот у забора палисадника мелькнули силуэты в светлых платьях. И вместе с шёпотом акации до меня доносятся слегка приглушённые девичьи голоса.
Думая о своём, я не вслушиваюсь в разговор, но постепенно звуки переходят на высокие интонации и я становлюсь невольной свидетельницей их беседы.
- Наконец-то отучились. Ха-ха-ха...
От этого "ха-ха-ха" мне становится не по себе. Я узнаю голос одной из учениц нашей школы. В этом году она получила свидетельство об окончании восьми классов.
- Ну уж нет! Дураков нема, - последовало уточнение. - Трепать всю жизнь нервы? Да и зарплата у них - не ахти какая. Уж лучше вкалывать.
Последовала небольшая пауза, и затем второй голос, принадлежащий Галиной собеседнице - Тасе Ч..., бывшей ученице нашей школы, а теперь учащейся профтехучилища как-то неуверенно возразил:
- А я вот хотела в педучилище да не пришлось. Ну всё равно, поработаю немного, а там - в пединститут. Может быть, удастся.
Самоуверенный голос Галины резюмировал:
- Дураков не сеют, не жнут, они самя родятся. И чего ты там не видела? Лично меня красивыми словами не купишь. Наслушалась. Я хочу красиво одеваться и кушать хочу хорошо.
И Галина спокойно продолжала развивать свою мысль:
- Понимаешь, я решила пойти учиться на секретаря машинистку. И не долго, и выгодно. Работа чистая, спокойная. Все тебя уважают. Самое главное - ладить с начальником, а с остальными:"Пожалуйста, да, нет, извините". Представь себе! У всех на виду, среди людей, - шикарно!
И почему вдруг я представила набеленное и накрашенное лицо, подведённые тушью глаза с удлинённым "итальянским" разрезом, ярко накрашенный рот, снисходительно произносивший: "Извините, нельзя. Начальник занят", наманикюренные пальцы, открывающие пудреницу.
Нет! Я вовсе не против профессии машинистки - этой, в большинстве своём, скромной труженицы. Просто в данный момент представился тот "идеал", о котором с таким "вдохновением" распространялась Галина.
Постояв ещё несколько минут и пошептавшись, девушки ушли. А я внезапно почувствовала, что стало прохладно, что откуда-то несёт гарью. От былого "уютного" настроения не осталось и следа. Пришлось встать и закрыть окно.
Да, трудно уйти от размышлений. Раздумья, раздумья и раздумья. Почему так рассуждают о своей будущей профессии наши учащиеся. Почему?
Случайно ли то, что в идеологию представителей нашей молодёжи вкрадываются мысли о культуре, лишь как о личном материальном благополучии, внешнем поверхностном блеске? Пожалуй, нет. И здесь больше обвинение ложится на наших учителей. И, в первую очередь, на литераторов.
По-разному люди соприкасаются с литературой, по-разному воспринимают читаемое. Но всегда литература учит главному искусству "думать, дерзать, хотеть, сметь".
И если уж говорить о выборе профессии по призванию, то думается <мне, человеком руководят> возвышенные помыслы, которые должны <быть присущи> человеку, идущему на работу.
Пусть он не собирается стать писателем, а всего-навсего учителем, педагогом, но он должен обязательно, как правило, быть всесторонне развитым человеком, с широкими духовными запросами и соответствующими данными - ибо литератор - это, прежде всего, пламенный агитатор и пропагандист всего лучшего и передового, что накопило человечество. Ведь не может человек сухой и бесстрастный, не влюблённый в литературу, плохо знающий её, зажечь страсть к ней у своих питомцев.
А ведь зачастую именно на литфак попадают совершенно случайные люди лишь только потому, что легче пройти по конкурсу.
Мне вспоминается такой случай. Один из моих коллег в этом году оканчивает литературный факультет заочного отделения университета. Два месяца профсоюзного отпуска были даны ему дополнительно для подготовки к защите диплома. И вот в разговоре с этим человеком выясняется, что он вовсе не любит литературу и вовсе не собирается, по его словам, "корпеть над ученическими тетрадями". В настоящее время он - заведующий мастерской, оклад приличный. После получения диплома зарплата значительно увеличится, как и всё, на что он претендует. Каждому ясно, что никакого проку из этого человека не выйдет. Но невольно возникает вопрос
(Текст загружается)
Свидетельство о публикации №121012900473