шифр как инструмент правды
Автор Елена Евгеньева
...............Предложение можно понять тогда, если мы знаем, при каких условиях оно может быть истинным. Это означает, что
...............требуется не знание того, является ли предложение истинным или ложным, но знание обстоятельств, которые
...............позволяют установить его истинность.
.........................................Людвиг Йозеф Иоганн Витгенштейн
Цензура, как и любое ограничение иного характера, в том числе и невозможность сказать правду открытым текстом, в итоге вынуждает субъекта речи прибегнуть к обходным путям, одним из которых является шифр.
Русская литература щедра на яркие примеры использования шифра. Наиболее ярко тема раскрыта Вениамином Кавериным в его романе «Исполнение желаний». В романе повествуется о том, как студент Трубачевский, работающий у профессора Бауэра в качестве личного секретаря, помогает разбирать письма, старые рукописи, и случайно обнаруживает подлинник рукописи А. С. Пушкина, долгое время занимается ее расшифровкой, и ему удается восстановить зашифрованные отрывки Х главы «Евгения Онегина». Тему романа Каверину подсказал Юрий Тынянов.
В дневниковых записях Анны Ахматовой высказывается предположение, что А. С. Пушкин в своем произведении «Домик в Коломне» зашифровал памфлетические нападки на самодержавный строй. Шифр использует и сама Анна Андреевна в «Поэме без героя». Примеров использования шифра в литературных произведениях великое множество, но сложность их распознавания заключается в поиске ключа, с помощью которого шифр может быть «взломан». Ключ у поэтов и писателей один – речь. Язык. Очередность изложения. Логичность и нелогичность последовательности повествования. Целый ряд инструментов и способов.
Что же вынуждает субъекта речи прибегать к скрытому для посторонних глаз, ушей и мозгов способу изложения? В том числе и на этот вопрос пытается ответить автор в своем исследовании, которое носит в большей мере не научный, а популярный характер.
В данной работе затрагиваются только две причины, из-за которых поэты и писатели прибегают к иносказаниям как разновидности шифра.
Одной из таких причин является необходимость передачи информации, не предназначенной для чужих, для цензоров, для соглядатаев, и передача такой информации носит локальный, частный характер (письма, записки). И чаще всего это касается вопросов судьбы, жизни и смерти близких людей.
К использованию шифра субъект речи может прибегать и в случае желания поделиться важной информацией, которой он располагает, для восстановления справедливости.
Исследование ведется на материале писем дочери Марины Цветаевой Ариадны Эфрон и на материале повести Юрия Евгеньевича Ярового «Высшей категории трудности» о гибели группы Дятлова.
Выбор именно этого материала был продиктован двумя вышеозначенными причинами Эзопова языка – в письмах Ариадны Эфрон адресатом зашифрованного послания является конкретное лицо (сестра Марины Цветаевой Анастасия Ивановна Цветаева, Борис Леонидович Пастернак, др.), которому адресовано то или иное письмо. То есть, причины носят частный характер и касаются вопросов судьбы, жизни и смерти близких людей.
Юрий Евгеньевич Яровой в своей повести «Высшей категории трудности» зашифровал информацию, ставшую ему известной в ходе поисков группы Дятлова, к которой он имел доступ как в ходе поисков группы, в которых он принимал участие, так и в ходе сбора материала для книги, и в ходе знакомства с материалами дела. Юрий Евгеньевич Яровой трагически погиб в 1980 году, и, смею предположить, гибель была связана именно с его осведомленностью о том, что действительно произошло в ночь с 1 на 2 февраля 1959 года. Зашифрованное в повести послание адресовано всем нам. Как предупреждение об опасности. Не случайно главный герой носит имя Сосновский. SOS…
Субъект речи, шифр, ключ… В этой логической цепочке не достает последнего звена. А именно – адресата речи. Если в частных письмах адресат известен, то послания широкой читательской аудитории носят скорее символический (и даже мистический) характер взывания к пустоте. Наподобие устного народного творчества, таящего в себе секреты мироздания и ответы на главные вопросы бытия.
Свидетельство о публикации №121012903778
Согласен. А подробнее - что-то заметили конкретно? Очень нужно, ибо я так и не могу закончить (переработать) свои ремарки на полях "Поэмы без героя" - как стопор.
"Субъект речи, шифр, ключ… В этой логической цепочке не достает последнего звена. А именно – адресата речи. Если в частных письмах адресат известен, то послания широкой читательской аудитории носят скорее символический (и даже мистический) характер взывания к пустоте."
Согласен. Но ещё бывает ситуация, когда адресат вне зоны доступа. Например, ты любишь, а тебя - нет. Тебя катастрофически тянет в этот вихревой круг, куда тебе нет доступа, но даже имя назвать нельзя. Об этом я попытался сказать в "Капрочос"
Капричос, капричос -
скрипичные вскрики
сквозь меди надменный дребезг
смеялась ли, плакала кислая флейта?
роял был лоялен но зол.
упругий валун шевелящие волны
шатались под коже больших барабанов
а скрипки визжали
как бабы рожая
костят мужиков почем свят, угрожая
что только бы вышла отсюда живая
откуда ?
кошмару, капризной уродине
два чуда, две ножки, две нотки мелодии
отвечу, отмечу, ответ безупречен
каприз огранён, ограничен
но горло посыпано пылью циничной
как будто трухой канифоли скрипичной
и битым стеклом от посуды столичной
подлец! Чьё ты Имя треплешь?
сквозь меди надменный дребезг
Михаил Просперо 29.01.2021 13:30 Заявить о нарушении
Елена Евгеньева 29.01.2021 13:29 Заявить о нарушении
или не позволяют
Михаил Просперо 29.01.2021 13:32 Заявить о нарушении
Вы ведь сами из двух минусов материализовали знак равенства
Елена Евгеньева 29.01.2021 13:36 Заявить о нарушении
любить в пустоту с креста
Елена Евгеньева 29.01.2021 13:37 Заявить о нарушении
Надо смотреть имена созвездий и/или континентов - эти имена не случайно все на "А", кроме Европы, которая не отдельно, а приклеена вообще-то, к Азии
Михаил Просперо 29.01.2021 13:39 Заявить о нарушении
Михаил Просперо 29.01.2021 13:41 Заявить о нарушении
- хорошее пояснение к "Песенке о св.Простоте"!
И был ты прост
И с детства нес
Подобие креста
Но крест по пояс в землю врос
А деревом не стал
полуфинал книги "Подсолнух" http://stihi.ru/2008/03/10/2592
Михаил Просперо 29.01.2021 13:49 Заявить о нарушении
Может давайте попробуем книгу-диалог сделать, "Третий Ключ Киго"?
Михаил Просперо 29.01.2021 13:58 Заявить о нарушении
Про продолжение Книги Ключа Киго - я "за" всеми четырьмя лапами.
Елена Евгеньева 29.01.2021 14:21 Заявить о нарушении
В ЛС напишу, как мысли оформятся
Сегодня ходил платить за квартиру, какой маразм, не менее семи квитанций и все в разные точки. При том, что у нас есть ТСЖ. Им тоже отдельно платить.
Михаил Просперо 29.01.2021 19:42 Заявить о нарушении
Что было интереснее всего - я переводчика подключал читать мне оригинал, чтобы звукоряд на слух подбирать, как если песню переводишь.
Михаил Просперо 29.01.2021 19:44 Заявить о нарушении
Елена Евгеньева 29.01.2021 20:40 Заявить о нарушении