Сослан ищет того, кто сильнее его ч. 1
Часть III. Сослан
Жизнь растворяет даже злато,
Коль надо – держит и удар.
Вновь горы к нам пришли на плАто,
Здесь на равнине ЗилахАр*,
Веков века – нет счёта столько,
Вновь пляшут дружно нарты симд**
Туда заглянем мы надолго,
Послушаем легенду- миф.
Там на селе уже собралась
Села вся нартов молодёжь.
Сослан в ней пляшет так удАло,
Что лучше в пляске не найдёшь.
То на земле обнявшись, пляшет,
На плечи руки положив,
То вон второй, то третий ярус.
Бежит волна его, бежит.
В той пляске нет его удАлей.
Переплясал он всех в налёт.
И потому шагает в дали,
Стрельба из лука здесь идёт.
Стрелков немало там искусных,
Хоть каждый победить желал…
Но вновь Сослан, как - то не грустно,
Все стрелы точно в цель послал.
Неподалёку вилась речка,
вон стадо молодых бычков.
Сослан же дерзкий на словечки,
Всех подбивать, смеясь готов.
«А ну-ка кто из нас батыры,
Без размышлений, лишних слов.
Вновь попытает дерзко силы,
Со мной кто мериться готов?
Бычка берите, как хотите,
Хоть поперёк, хоть за рога.
И с берега на тот мечите,
И пусть рука будет тверда!»
Взял каждый по быку в сомненьях,
Кто за рога, кто поперёк.
Но не выходит, к сожаленью,
Не удалось, никто не смог.
Сослан, играючи, напротив,
Взяв в стаде крупного быка.
Лишь размахнулся в обороте,
Метнул на брег, рука тверда.
Бык грохнулся и всею тушей,
Собрал прибрежный весь ландшафт.
Сослан уже в борьбе и глуше
Ревёт, во всём силён был нарт.
Придя домой, вкусив барана,
Сослана гложет мысль сильней:
«Придётся мне в другие страны
Сходить, искать есть ль кто сильней»
Сказал, решился. Время споро
Бежало, сколько там прошло?!
Не ведаю, но речка скоро,
Пред ним прозрачна, как стекло.
И видит он – ни пьян, ни хмельно,
С таким то право не знаком).
Бредёт рыбак по брегу, дельно,
А сам как островерхий дом.
В руках удилище - то древо,
Овца – наживка на крючке.
Несёт легко и так умело,
Так, как и надо на реке.
«Будь здрав! Удачи», - тон приветный
Сослан к нему (не верь глазам).
«Будь здрав и ты!», - рыбак ответно,
«Куда идёшь, что ищешь сам?»
«В Стране своей (мне можно верить),
сильней средь нартов не нашёл.
Иду искать и силу мерить,
Кто б превзошёл меня во всём».
«Пусть день удачен, парень, будит,
Пройдись-ка вниз, вдоль по реке,
Там средний брат с утра был, удит,
С ним меряй силу налегке».
Идёт Сослан и вправду видит,
С таким он право не знаком).
Бредёт рыбак в одной хламиде,
Сам – словно сад и дивный дом.
В руках удилище - то древо,
Корова, чудо, на крючке.
Несёт легко и так умело,
Так, как и надо на реке.
«Будь здрав! Удачи», - тон приветный
Сослан к нему (не верь глазам).
«Будь здрав и ты!», - рыбак ответно,
«Куда идёшь, что ищешь сам?»
«В Стране своей (мне можно верить),
сильней средь нартов не нашёл.
Иду искать и силу мерить,
Кто б превзошёл меня во всём».
«Пусть день удачен, парень, будет,
Пройдись-ка вниз, вдоль по реке,
Там старший брат с утра был, удит,
С ним меряй силу налегке».
продолжение следует…
*)Зилахар - урочище Зилахар - небольшой географический объект в РСО-Алании. По легендам осетин на этом поле в старину осетины устраивали ежегодные спортивные игры: единоборства, стрельбу из лука в цель, танцы.
**)Симд (осет. симд) - народный осетинский массовый хороводный танец.
***) Хорошо он сплясал на земле, но не хуже сплясал он на плечах нартских юношей. - Имеется в виду двух- и трехярусный осетинский танец симд (см.). В старину симд был чисто мужским хороводным танцем. Пляшущие клали руки на плечи друг другу, образуя замкнутый круг. На их плечах становился второй, затем третий ряд мужчин. Пляска заключалась в плавных ритмических движениях и сопровождалась песнями.
****) нани - уважительное обращение к пожилой женщине, матери
*****) фынг (осет. фынг/финг;) – трёхногий столик в традиционном быту осетин. Изготавливался из дерева, часто имел точёные ножки, мог украшаться резьбой. В застольном этикете осетин фынг занимал почётное место.
Свидетельство о публикации №121012902666
Висколия Юрина 07.02.2021 15:37 Заявить о нарушении
Игорь Апрельский 07.02.2021 17:18 Заявить о нарушении