Конкурс символической поэзии Зеркало-3
У нищего прошу на хлеб,
Богатому даю на бедность.
В иголку продеваю - луч,
Грабителю вручаю - ключ,
Белилами румяню бледность...
(Марина Цветаева)
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
Продолжаем АНОНИМНЫЙ КОНКУРС СИМВОЛИЧЕСКОЙ ПОЭЗИИ "ЗЕРКАЛО" с ДОПОЛНИТЕЛЬНЫМ ЗАДАНИЕМ.
Его цель:
РАЗБУДИТЬ НЕОСОЗНАННЫЕ ПОЭТИЧЕСКИЕ ОБРАЗЫ, УВИДЕТЬ СКРЫТОЕ ВНУТНИ НАС, НАУЧИТЬСЯ ВЫРАЖАТЬ СВОИ ЧУВСТВА И МЫСЛИ ЯЗЫКОМ СИМВОЛОВ И АССОЦИАЦИЙ.
Символизм – литературное направление, зародившееся в конце 19-го века во Франции и распространившееся во многих странах Европы. Однако именно в России символизм стал наиболее значительным и масштабным явлением.
Творчество поэтов-символистов объединяло одно: недоверие к обычному слову, желание выражаться символами и аллегориями.
Становление символизма во Франции связывают с именами Шарля Бодлера, Стефана Малларме, Артюра Рембо, Поля Верлена.
Красота, преломленная через сознание художника, всегда субъективна, и чем субъективней, тем истинней:
“Каждая душа есть мелодия, и требуется её подхватить: на то есть у всякого своя флейта или виола” (Стефан Малларме)
"Символическая поэзия — враг поучений, риторики, ложной чувствительности и объективных описаний; она стремится облечь Идею в чувственно постижимую форму, однако эта форма — не самоцель, она служит выражению Идеи, не выходя из-под её власти"
(Жан Мореас, французский поэт. Манифест «Le Symbolisme», опубликованный 18 сентября 1886 года в газете «Le Figaro»)
Это литературное течение основывалось на идеалистической философии с её мистикой, намёками, иносказаниями, которые символизм истолковывал как отблеск потустороннего мира.
Появившиеся в 1890-х годах поэты-символисты, такие как Бальмонт, Гиппиус, Брюсов, Сологуб, Мережковский, именуются "старшими".
Константин Бальмонт:
"Это поэзия, в которой органически … сливаются два содержания: скрытая отвлеченность и очевидная красота…".
"Символизм – могучая сила, стремящаяся угадать новые сочетания мыслей, красок и звуков и нередко угадывающая их с особой убедительностью", – настаивал Бальмонт.
В 1900-х годах дебютировали «младшие» поэты-символисты, такие как В.Иванов, А.Блок, А. Белый, С.Соловьёв, И.Анненский, Эллис (Лев Кобылинский), Юргис Балтрушайтис. Вторую волну течения принято называть младосимволизмом.
Символизм оказал влияние на многих поэтов того времени. Оно чувствуется в произведениях М. Цветаевой, Д. Андреева, М. Волошина, Бориса Пастернака, Анны Ахматовой, Андрея Платонова, Владимира Набокова и др.
~~ ~~ ~~ ~~ ~~ ~~ ~~ ~~ ~~ ~~ ~~ ~~ ~~ ~~ ~~ ~~ ~~ ~~*
Что такое СИМВОЛ, его отличие от метафоры:
«Символ в переводе с греческого означает “знак”, причем знак, понятный только определенной группе лиц. (Например, знак рыбы был у первых христиан и служил своеобразным паролем в условиях преследования христиан язычниками). Так в процессе совместной деятельности и общения определенных групп людей или целых обществ вырабатывались условные знаки, за которыми стали предметы, мысли или информация.
Только понимая смысловое содержание знака, мы можем испытывать эмоциональное воздействие.
В “Поэтическом словаре” А. Квятковского символ определяется как “многозначный, предметный образ, объединяющий (связующий) собой разные планы воспроизводимой (поэтом) действительности на основе их существенной общности, родственности”.
Отмечается присущее символу метафорическое начало, “содержащееся и в поэтических тропах, но в символе оно обогащено глубоким замыслом”. Отмечается и объясняется коренная черта символа - МНОГОЗНАЧНОСТЬ:
“многозначность символического образа обусловлена тем, что он с равным основанием может быть приложен к различным аспектам бытия”.
Разнообразнейшие значения знаков-символов не заучиваются нами, а закрепляются во множестве ассоциаций в процессе жизненной и художественной практики.
Ассоциация, то есть создание в сознании человека смысловой или эмоциональной параллели происходящему явлению, невольное замещение его уже знакомым синонимом, заставляет зрителя домыслить то, о чем только заявлено, обозначено. От уровня интеллекта, эрудиции и жизненного опыта во многом зависит оценка происходящего.
Часто повторяющиеся символы, обладая излишней доступностью, могут утратить эмоциональность и превратить в штамп. Создание новых символов - это открытие новых связей между понятием и предметом.
Символ очень тесно связан со своими «соседями» - метафорой и аллегорией. При этом важно установить и связь, и, прежде всего, существенные различия.
Однако символ коренным образом отличается и от аллегории, и от метафоры.
Прежде всего тем, что он наделен огромным множеством значений (по сути дела - неисчислимым), и все они потенциально присутствуют в каждом символическом образе, как бы «просвечивая» друг сквозь друга.
СИМВОЛ ПРЕДПОЛАГАЕТ ТО, ЧТО ЧИТАТЕЛЬ ОСТАНОВИТСЯ НАД НИМ И СТАНЕТ ДУМАТЬ, понимая его в соответствии со своим опытом, эрудицией, ИНТУИЦИЕЙ.
В. Брюсов определяет символизм как "поэзию намеков", веху невидимого пути. Внутренняя связь в такой словесной речи создает превосходство в ней интуиции над логикой и делает ее способом "касания миров иных".
Символическая концепция поэтического языка, по мнению их авторов, восстанавливала истинное, "магическое" его предназначение.
Ответом на идеалистичный, рафинированный символизм возникло движение ФУТУРИЗМ.
Футуризм — это авангардистское движение XX века в литературе и искусстве, которые было распространено в России и Италии.
Особенности футуризма:
— стремление сформировать "свой язык" (слова не имели определённого однозначного значения);
— отказ от правил и обычаев, культурных традиций для создания искусства будущего;
— попытки с новыми рифмами и ритмами, они отрицали установленные правила стихотворной речи.
Представители (поэты-футуристы):
Филиппо Томмазо Маринетти (основатель); Луиджи Руссоло; Владимир Владимирович Маяковский (течение русский футуризм, разновидность кубофутуризм); Велимир Хлебников; Василий Васильевич Каменский; Давид Давидович Бурлюк; Алексей Елисеевич Кручёных; Бенедикт Константинович Лившиц.
Кубофутуризм призывал расширять язык произвольными и производными словами. Основными представителями кубофутуризма были поэты Давид Бурлюк, Владимир Маяковский, Велимир Хлебников.
"Крылышкуя золотописьмом
Тончайших жил,
Кузнечик в кузов пуза уложил
Прибрежных много трав и вер.
«Пинь, пинь, пинь!» — тарарахнул зинзивер.
О, лебедиво!
О, озари!"
(Кузнечик", Велимир Хлебников)
"Вызолачивайтесь в солнце, цветы и травы!
Весеньтесь жизни всех стихий!
Я хочу одной отравы —
пить и пить стихи.
Сердце обокравшая,
всего его лишив,
вымучившая душу в бреду мою,
прими мой дар, дорогая,
больше я, может быть, ничего не придумаю.
В праздник красьте сегодняшнее число.
Творись,
распятью равная магия.
Видите —
гвоздями слов
прибит к бумаге я.
(В. Маяковский, из поэмы «Флейта-позвоночник»)
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
В современной поэзии можно увидеть немало произведений, относящихся к сплаву этих направлений. Это и понятно – параллели в общественной жизни влияют на творческое мышление. Поэт-творец осознаёт пугающую окружающую действительность и погружается во внутренний мир личностных образов и ассоциаций, говорит на языке символов, противопоставляя свой внутренний мир – миру цифровых технологий. Этому обособлению творчества способствует вся мировая культура: кинематограф, музыка, живопись и т.п.
Современная символическая поэзия создаёт собственный поэтический мир, богатый образами и символами, которые порою кажутся нелогичными, но всё-таки понятными, глубоко затрагивающими наши тонкие струны поэтического восприятия:
Со звонким ангелом в ушах
Я не сдаюсь судьбе на милость.
Бочком осилил робкий шаг –
Земля сквозь землю провалилась.
Журча как божия роса,
Я в тишине усталой речи
Душой потрогал небеса,
И небо рухнуло на плечи.
(© Copyright: Николай Бошинцев, 2018
Свидетельство о публикации №118050305582)
обезлисел мой лес, обезлосел.
обессилел, как пёс безголосый.
только мне: что под плеть, что под вожжи.
сколько водку не пить – не поможет.
…так солгавший, что сед – лишний веку.
я согласен на суд – шли повестку.
что ж, воистину лыс безволосый.
обезлистел мой лес, обезгостел.
(© Copyright: Гольгертс, "Нежность нежити")
Более подробно о современном направлении футуро-символизма можно прочитать на авторской странице (в резюме), там же есть множество примеров этого направления:
http://stihi.ru/avtor/aztec666
ВЫДЕЛИМ ОСНОВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ЭСТЕТИКИ И ПОЭТИКИ СИМВОЛИЗМА:
1. Постижение мира иными, нерассудочными путями. Откровение.
2. Понятие о ДВОЕМИРИИ (два мира существуют параллельно: духовный (внутренний и внешний) и материальный.
3. СИМВОЛ в произведении - знак чего-либо, многозначное иносказание, отражающее скрытое (истинное) значение образа или явления.
4. Сильное субъективное (личное) начало вплоть до авторской поэтической речи, использования неологизмов (новообразованные, отсутствовавшие ранее слова).
5. Метафоричность, развитие у слова дополнительных значений.
6. Минорное звучание поэзии, её музыкальность.
7. Повышенное внимание к звучанию стихов, иногда в ущерб логике содержания, упор на фонетическое благозвучие.
8. Изысканность или уникальность поэтической формы, использование различных поэтических приёмов (аллитерация, необычные рифма и ритм)
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
ТЕПЕРЬ - БЛИЖЕ К ЭТОМУ ТУРУ КОНКУРСА. ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ:
Написать стихотворение символической направленности с обязательным использованием символов: Игла и Нить.
Эти слова можно менять по падежам и числам, изменять (Иголка, Нитка), употреблять с любым значением.
К этим символам можно добавлять и другие символы, в общем - использовать их как угодно.
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
Наш Конкурс АНОНИМНЫЙ, участие БЕСПЛАТНОЕ. Помощь баллами принимаем с благодарностью на логин mallarme
На Конкурс принимаются НОВЫЕ стихотворения символического направления поэзии, написанные специально к этому Конкурсу.
Принимаю ОДНО стихотворение от автора.
Приём стихов осуществляется АНОНИМНО на электронную почту ведущей. Адрес:
i_kren@mail.ru
или в личные сообщения на авторской странице ведущей Марии Абазинки, здесь: http://www.stihi.ru/avtor/mercy
ЕСЛИ Я НЕ ОТВЕТИЛА ВАМ В ЛИЧНЫХ СООБЩЕНИЯХ В ТЕЧЕНИЕ НЕСКОЛЬКИХ ЧАСОВ - ПИШИТЕ НА ЭЛЕКТРОННУЮ ПОЧТУ!
НА СВОИХ СТРАНИЦАХ СТИХОТВОРЕНИЯ НЕ ПУБЛИКОВАТЬ ДО ЗАВЕРШЕНИЯ КОНКУРСА!
На сочинение стихов отводится время – до 15 ФЕВРАЛЯ 2021 г. включительно.
Далее будет объявлено Голосование и обсуждение стихов в Зеркальной Гримёрке (по желанию). Условия голосования – облегчённые, путём выбора части произведений, подробнее будут опубликованы при голосовании.
Ведущая участвует в Конкурсе на общих основаниях. Этот пункт не обсуждается, т.к. это вопрос доверия ведущей.
***
ПРАВИЛА
------------------------
1. Принимаются РИФМОВАННЫЕ стихи, сочинённые СПЕЦИАЛЬНО для Конкурса "Зеркало"!
2. Объём стихотворения – от 8 до 50 строк.
3. Тема - СВОБОДНАЯ, при условии выполнения ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ЗАДАНИЯ, вид лирики - ЛЮБОЙ (философская, любовная, мистика и изотерика, городская и тп).
4. Стихи могут быть любого жанра. Не принимаются твёрдые формы, а также – переводы.
Откровенный стёб – в запрете! Юмор – только в «английском» стиле, без «клубнички». Никаких «пародий», «приколов» и «эпиграмм».
5. Стихи агрессивной политической направленности отклоняются, поскольку могут восприниматься участниками неоднозначно и приводить к нежелательным острым дискуссиям. Но гражданская лирика в виде философского рассуждения рассматривается.
6. Воздержитесь от персональных посвящений. Стихи с упоминанием имён авторов сайта не принимаются.
7. Ведущая имеет право отклонить стихи по причине несоответствия Заданию или имеющие двусмысленное или пошлое содержанием.
8. Просьба: по возможности, воздерживаться от критики объявленных правил и действий Ведущей во время течения тура. Все возникающие недоразумения стараться решать через личные сообщения.
9. В голосовании принимают участие только авторы конкурсных стихов.
10. Стихотворение автора, не принявшего участия в голосовании, снимается с конкурса.
Наш премиальный фонд: 1-е место – 400 баллов, 2-е место – 300 баллов, 3-е место 200 баллов.
Внеконкурсной ветви не предусматривается!
Пожалуйста, приглашайте всех желающих, принимайте активное участие!
Все вопросы - в личные сообщения на авторской странице ведущей или на эл.почту.
Срок подачи заявок - по 15 ФЕВРАЛЯ 2021 г. включительно.
Ведущая и автор Конкурса Мария Абазинка, авторская страница - http://www.stihi.ru/avtor/mercy
Картина Владимира Куша - для настроения, она не должна влиять на тему вашего стихотворения.
Свидетельство о публикации №121012706343
Зеркальна Гримёрка, ветка для свободных бесед по теме идущего тура конкурса Зеркало и не только, здесь - http://stihi.ru/2021/02/16/1693
Маллар Ме 16.02.2021 07:35 Заявить о нарушении