Щель между небом и землёй заполняет Благодать
Вся наша земная жизнь – это притча о Царствии Небесном. Всё хорошее здесь подобно высшим духовным реальностям, отсюда, кстати, слово «подобает». И святые, видевшие иные миры, как адские, так и райские, видели их в земных образах, так говорил святой Варсонофий Оптинский. Хотя часто говорится и то, что потустороннюю реальность нельзя адекватно передать нашим языком. Истина в том, что всё взаимосвязано теснейшим образом, и всё тамошнее прорастает отсюда и здесь, а главное – если мы будем с Богом, мы ничего не потеряем, Он всё сохранит, раскроет, преобразит, освятит, наполнит блаженством – верьте. Просто нам нужна благодать, чтобы заполнить щель между небом и землёй, щель, в которую валят гурьбой посторонние нам силы, включая сюда и смерть, наш главный враг (не в смысле перехода, а в смысле того, от чего душа цепенеет при её приближении). Вот благодать – она сильнее всего мрачного, это великая сила, исходящая от Самого Бога. И есть три пути к её достижению, взаимосвязанные – это таинства церковные, молитва (домашняя и церковная) и добрые дела. Как это бывает в реальной жизни – читайте жития и жизнеописания святых, о которых я вам писал. Наиболее поразительная картина – жизни Серафима Саровского и Иоанна Кронштадтского. Если нам хотя бы только чтить их, молиться им, помнить о них – это уже великая поддержка в жизни: какова она, благодать, на вкус, как дух побеждает мрак, какова она вообще, эта победа.
Опять же, говорю от сердца, искренне. Это та глубина, на которой я живу, или стремлюсь жить.
15 октября 2003 года (из письма дяде)
https:// ridero.ru/ books/ apologiya_pravoslaviya/
Рецензии