Рюген, продолжение 49
Тело Войтеха Седовласова опустили на вечное упокоение в подземную крипту Белой Могилы, у расписанного охранными знаками алтарного камня, рядом с останками его безвременно почивших детей и супруги Олентины. Легенды гласят, что этот сакральный для ругиев холм, возведённый в глубокой древности* некими могущественными ведунами, возможно друидами, обходит дозором сама Гарафена**, инорокая огненная змея, что является старшей над всеми змеями мира. Потому сюда никто не отваживается ходить, окроме знающих магические заговоры от испепеляющего взгляда аспиды, волхвов. Но сегодня особый день - прощание с благочестивым воеводой из славного рода Рарогов*** и погребальный курган облеплен людом, что возжелал узреть княжеские похороны и услышать страстную проповедь верховного жреца, а также, как предрёк кметь Адальберт, поучаствовать в народном суде над клятвопреступниками Малой дружины.
- Братия и сЕстры! Созвала нас семо вящая скорбь по ушедшему на небеси отважному воину, достойному мужу и заботливому отцу нашей сплочённой общины, князю руянскому, Войтеху. Он прожил честную, полную ярких событий жизнь, смело ведя в бой непобедимую рать ругиев, умея быть справедливым не только с нами, его подданными, но и с нашими врагами. Благодаря его ревностному служению долгу княжеской чести, мы сумели победить всех окаянных супротивников, отвоевав право на самобытность и свободное волеизъявление руянских граждан. Мы будем помнить об этом всегда, и ныне, и присно, и во веки веков, и слава о нём не померкнет! Да будет так!
- Воистину верно! – поддержали своего златоустого волхва собравшиеся арконцы.
- А сейчас, дорогие соплеменники, разрешите представить вам нашего временного воеводу, Агния Драгомыжского, волею покойного князя объявленного его преемником.
- Это травник Эскулапий! Нехай буде! Добрый людина, доверяем ему!
- От всего сердца, спасибо вам за доверие! – выразил свою признательность всем присутствующим слегка смущённый Агний – Всё же, я предпочёл бы остаться лекарем и вместо себя предлагаю витязя Адальберта...
- Мы против кметя ничего не имеем, но ты нам больше люб, знахарь! – возразили знающие не понаслышке о нравственных и профессиональных достоинствах лучшего врача Арконы.
- Вельми польщён, други мои! Однако, став вам правителем, я не смогу вас боле лечить...
- Лечи меньше, но будь нам князем! – поддержали своих незатейливых сограждан бояре. Они уже поняли, что инородец на княжеском престоле – лучший изо всех возможных и невозможных выборов – у него совсем нет сородичей, с ним легче договориться, да и скинуть его, ежли что учудит, гораздо проще...
- Как почтенные старцы решат, так оно и будет, – осторожно принял сторону своих вечных соперников Верховный жрец, - к Мясопусту**** соберём в Арконе всенародное вече, а допрежь того – верши свой суд над нами и нашими нечестивцами, князь Агний!
И понятливые волхвы, и знатные ругии единодушно отозвались, доверившись новой власти и карающему мечу правосудия: из двадцати трёх разбойников, бывших воеводских гридей Малой дружины, семеро, вместе со своим подстрекателем-старшиной, отбыли на пятилетнюю каторгу, в соляные копи, девять, менее активных лиходеев – на тот же срок, в каменоломню града Каренце. Остальные смутьяны и вероломы отделались прилюдной поркой сыромятным кнутом и переходом из вольных граждан в подневольных рекрутов береговой охраны.
Тризну по преданному земле князю провели по всем канонам позднего язычества – с весёлыми песнями и плясками вокруг поминального костра, с состязательными играми и ритуальным жертвоприношением откормленного «на убой» трехгодовалого тура*****, ну и, конечно, закончились они вечером обильным пиршеством. Поскольку урожай жита в том холодном, очень дождливом году арконцам сохранить в целости не удалось, Агний распорядился опустошить наполовину стольные запасы продовольствия и сделать поминки по своему почившему благодетелю незабываемым народным праздником.
(продолжение следует)
http://stihi.ru/2021/01/29/8844
* Археологические находки указывают на то, что Рюген был заселён ещё в каменном веке. По всему острову сохранились курганы и камни для жертвоприношений. Мыс Аркона на полуострове Витов ныне представляет собой лишь северную оконечность некогда большого острова. Именно здесь находилось славянское укреплённое поселение с храмом, посвящённым богу Святовиту. Место нахождения городища частично «съедено морем» и временем, но земляные валы ещё сохранились.
** Гарафена - искажённое имя Аграфена, Македонница - в русской мифологии мудрая («инорокая», т.е. главная, почётная) змея, что охраняет на острове Буян чёрное руно. Часто говорится о том, что на этом острове можно найти чудодейственный бел-горюч «Латырь-камень», излечивающий от всевозможных болезней и заключающий в себе силу, которая дает человеку бессмертие.
*** Рарог – сокол (др. рус.)
**** В славянской традиции под Мясопустом понимается праздник, отмечаемый в течение недели или трех дней перед Великим постом и обозначающий в древнем языческом народном календаре границу зимы и весны.
**** Слово «тур» в значении «дикий бык» происходит от др. рус. «туръ». В 1599 году в королевском лесу в 50 км от Варшавы ещё обитало маленькое стадо туров - 24 особи. К 1602 году в этом стаде осталось всего 4 зверя, а в 1627 году погиб последний тур на Земле.
Свидетельство о публикации №121012607528
Эдуард Неганов 26.01.2021 19:13 Заявить о нарушении
Серьёзно заняться наукой как-то не удалось.
Пишу исторические этюды по прочитанным легендам и правдоподобным сказкам,
опираясь на те крупицы сведений, что дошли до наших дней.
Спасибо тебе, Эдуард!
Дастин Зевинд 26.01.2021 19:37 Заявить о нарушении