Кто умер, кто воскрес

"Великий Пан умер", - возглас, раздавшийся на берегу Средиземного моря, когда Христос воскрес; не этот ли возглас донёсся до Заратустры Ницше в словах: "Бог умер", но это говорит Заратустре дьявол, а дьявол правды никогда не говорит, и смысл этих слов противоположный: Бог умер, значит, Христос воскрес.

(Из книги "Так говорил Чудотворцев")


Рецензии
А ведь есть ещё антитеизм, апатеизм, игностицизм, где вопрос о Боге вообще не поставлен, но не потому что ещё не пришло время, а якобы за неактуальностью вопроса как такового в принципе.

Вы пишите:«Когда мне говорят, что Бога нет, я всегда спрашиваю: кого это, собственно, нет, и мне затрудняются на этот вопрос ответить, потому что само слово Бог означает Того, Кто есть.»

Фейербах пишет: "Всякий бог есть существо, созданное воображением, образ, и притом человека, но образ, который человек полагает вне себя и представляет себе в виде самостоятельного существа".

Любопытно, но мне это суждение не кажется атеистическим. Оно логически последовательное, но с чем оно спорит? Как-никак оно ничего не исключает. Ведь Бога нельзя увидеть («Лица Моего не можно тебе увидеть, потому что человек не может увидеть Меня и остаться в живых»), а следовательно — можно только вообразить.

"Великий Пан умер"

У меня сразу возникла ассоциация с Артуром Мэкеном (Мейченом), а не с гимнами Гомера и Плутархом, а от него со всей тёмной эзотерической фантастикой, вплоть до Майринка и далее к произведениям, которые так любил Е. Головин. В некотором смысле «крылья» Третьего Рима («Будущий год» и «Новые расследования») можно назвать фантастическими новеллами и рассказами, но туда же и мистификации Борхеса заодно. Вообще, судя по отрывкам, «Так говорил Чудотворцев» продолжает эту линию, по плотности и наполнению он не уступает лучшим книгам Головина, а его фрагментарность наследует «Проблескам», «Креациологии», «Прозрениям», словно Вы пишите одну Книгу (Magnum opus) по замыслу Малларме.

Кстати, в рецензиях также отмечают фэнтезийно-фантасмагорическую природу Вашей прозы.

«Роман конечно же философский, написанный во многом по мотивам биографии Лосева  (в романе - Чудотворцева) - и именно потому то я был в крайнем изумлении, что по некоторым особенностям построения  роман оказался чрезвычайно похож на наши «фентезийные» романы, написанные как бы на материале русской  истории, на нашу «криптоисторию». Более всего мне это напоминает «Посмотри в глаза чудовищ» Лазарчука-Успенского и «Бом-Бом» Крусанова, в меньшей степени – «Око силы» Валентинова. Такие же имитации псевдаисторических очерков и псевдабиографий  в интерьере русской истории ( главным образом революции). Кстати, в предыдущей книге Микушевича («Будущий год») даже присутствует недорасстрелянный Гумилёв - точно, как у Лазарчука-Успенского.
Любопытно еще вот что. Герой, от лица которого идет повествование связан с православием, может быть не совсем церковным, скорее философствующим,  православием Булгакова-Флоренского-Лосева, но все же православием. Так вот, главное олицетворение зла оказывается не атеизм с коммунизмом, и не либерализм, а что-то вроде дугинского традиционализма. Главный злодей в романе - человек, по фамилии Ярлов, похожий по некоторым приметам на Кургиняна – рассуждает о национал-большевизме, о евразийском самодержавии, сожалеет, что Русь не приняла ислам,  хвалит Сталина, за то, что он истребил большевиков-евреев, считает что философ Чудотворцев (как бы Лосев) вдохновлял Сталина и пытается присвоить его наследие. Ярлов внешне похож, и руководит неким театром на досках. Но взгляды у него скорее Дугинские,и руководит он "православно-коммунистическим союзом". А и к тому же он шахматный гроссмейстер (уже не знаю, на кого намек). Вот уж действительно, для духовных движений самыми главными врагами являются не прямые враги, а еретики - те, кто пытаются делать вроде бы то же самое, но альтернативным способом».

Некоторые добавляют ещё имена Умберто Эко и Владимира Шарова (я думаю, что такие параллели люди проводят из-за сочетания историзм + детективная линия) но, конечно же, этим всё не исчерпывается.

Помнится, когда исследователи разбирали черновики Музиля, то нашли более ста вариантов окончания «Человека без свойств». Поэтому говорить о законченности этой великой книги не приходится. Если провести сопоставление с «Так говорил Чудотворцев» — Вы не усматриваете невозможность закончить то, что невозможно закончить?

Харитон Отрадный   27.01.2021 02:38     Заявить о нарушении
Вынужден ответить кратко на Ваш интереснейший эссе. Роман "Воскресение в Третьем Риме", вообще-то говоря, уже закончен в его земных параметрах. И если будет следующая книга, она закончится таким же указанием "конец первой книги". Что касается невозможности этой книги, это и есть её возможность. И для меня, поверьте, это не софизм. Чудотворцев продолжает говорить и, как я понял, Вы сами обращаете внимание на его последние высказывания, за что я благодарю Вас. К стыду моему, тех интереснейших новейших русских книг, которых Вы перечисляете, я не читал. По-видимому, по Малларме, мы все пишем одну книгу, начиная с Петрония, а м.б., и с Платона, который, вероятно, не писал, а диктовал.

Владимир Микушевич   27.01.2021 22:43   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.