Школа
- Скифы… сарматы… Славяне появились, - слышалось из угла пока ещё не перегороженной комнаты. Самый старший из братьев читал недавно купленный учебник истории. Самый младший лежал на печи и почти наполовину был готов рассказать услышанное, многого не понимая, конечно. Эти чтения заменяли ему сказки.
– Здравствуйте, славяне! Второго в школу готовите? – спросил незнакомец, стоя в проёме двери.
– А як же (а как же?), - по-украински ответила хозяйка, - здравствуйте, Алексей Иванович!
– А ты в школу хочешь? – обратился мужчина к третьему, автору этих строк.
– Ему четыре. Рано еще,- ответила за него мама.
– А кто такие славяне? - спросил четырехлеток с сомнением, как говорить? Как незнакомец и папа на русском, или мама - на украинском. Он мог и так, и так, не понимая, разницы.
– Вот пойдешь в школу, расскажу. Я учитель истории.
– А что такое история? – не унималась почемучка.
– Это, что было раньше.
– Про немцев? Или... или... сарматов... славян?
– О них тоже, - удивлённым взглядом окинул учитель завсегдатая печки.
Шёл 1948.
– И о многом другом узнаешь, - повторил Алексей Иванович.
Март 1953, число 5. Второй класс. Всевышнего, то есть Бога, нет. Так в школе сказали. Земной умер. Многие плачут, кто-то его проклинает. По их семье ещё до войны крепко прошлись. В том числе и по родителям Вити. Но каждый 5 марта 1953 года задавал вопрос:
– Как теперь? Без Сталина?! Он же немцев победил!
Того же дня, 5 марта 1953 года, умерла 13-летняя девочка, почти не помнившая отца.
Причитая над покойной, её мама вспомнила мужа словами:
– Ну, он за Родину, за Сталина... а тебя за что?
Сегодня зомбированные всезнайки говорят о Сталине с чужого голоса, а тогда его даже у гроба дочери матери вспоминали, а мужчины 9 мая пили за Сталина до дна и пели:
– Выпьем за Родину! Выпьем за Сталина! Выпьем и снова нальём!
Пели от души. Не по приказу. Вспоминали атаки с диким трёхэтажным матом и "за Сталина!". Нередко ругали, вспоминая голодные смерти 1933 и отступление до самой Москвы. Но верх брали заслуги. И снова пили за Сталина. Ругали в пол голоса, озираясь по сторонам, а потом снова пили за Сталина.
Моя мама ни одного дня в школу не ходила. Буквы учила по лозунгу: "Да здравствует вождь и учитель... !". Отцу на фронт писала сама русскими печатными буквами украинские слова. По одному-два слога от слова, но муж всё понимал. И письма с фронта читала не только свои, но и подругам, которые по нескольку раз посетили ликбезы. Мама четыре раза в сутки коров доила. Через каждые шесть часов. Обычно ночевала в коровнике, чтобы не тратить время на дорогу.
Мама сказала:
– Спасибо Вам, Алексей Иванович, за то, что дали надежду тогда, у меня всё получится! Зоотехник нас научила буквам и как их складывать в слова.
Учились по лозунгам, а не по букварю. Первые буквы узнала С, Т, А, Л, И, Н. Потом В, О, Ж, Д, Ь, У, Ч, Е. В таком порядке они стояли на лозунге. Произносила слово и вспоминала букву. Совсем не так, как в букваре... мама мыла раму, мы не рабы, рабы не мы!
Четырёхлеток, обычно не перебивавший взрослых, сидя на печи, спросил:
– А у меня получится?
– Обязательно получится! Мама сама читать научилась, а тебя в школе научат. Получится! Обязательно получится! - повторил Алексей Иванович.
Получилось! У мамы, ни одного дня не ходившей в школу, два сына с учёными степенями, написавшие несколько монографий. Один из них сейчас пишет эти строки.
Отец тоже ни дня в школу не ходил. На фронте, когда записывали на курсы командиров орудия, в графе "Образование" написали "3 кл.".
В 1954 тушью в учебниках замарали фамилию Берия, руководителя проекта по созданию атомной бомбы.
Конец февраля 1956. Культ личности. Во весь голос вспомнили 1933. Тогда в соседнем селе Дьячковка, что в 20 км от Краснограда, что посередине между Харьковом и Днепропетровском, не осталось в живых ни одного человека. В Украине много наобещали Сталину, а потом, боясь расстрела, отобрали у людей всё, и сами умерли с голодухи.
Дьячковка - это одна из крепостей в Украинской оборонительной линии под названием Орловская. Мои предки её строили. Они родом, скорее всего, со станции Щигры, что между Орлом и Курском, если ехать не по магистральной железной дороге, а севернее по районным центрам. Строили её в 1730-1734 также жители, насильно выселенные из Дубоссар и окрестностей в 1681 по условиям Бахчисарайского мирного договора между Российской и Османской империями, а также Речью Посполитой.
Так закончилась историческая эпоха под названием "Руина", фактически начавшаяся после Переяславской Рады 1654, хотя в истории её начало несколько позже. Через 200 лет новая руина с поголовными трупами в русской Дьячковке. С голоду умерли все. Хоронить некому было. Коровы не заходили в село, хотя там росла высокая трава. Боялись запаха мертвечины.
Рядом русское село Третья Староверовка. 20 км от Краснограда, крепости Белёвская, построенной Белёвским полком Тульской области. С высоты птичьего полёта она видна в самом центре города.
Тогда в Краснограде русские составляли 90%. Известно, когда, откуда и в каком количестве они прибыли, их фамилии. Теперь 90% украинцев. Людям говорят, что там украинцы жили ещё до новой эры, хотя в тексте Бахчисарайского мирного договора названы жители многих национальностей, но украинцев в том перечне нет.
Была Окраина Речи Посполитой, но не Украина. Южнее - Окраина Османской Империи, с востока Российская.
Пётр I будет называть себя Государем Великой, Малой и Белой России.
Т.Шевченко называл своих земляков хохлами, но не украинцами, а край - Вкраина. На Вкраiнi милiй. Так писал он. Не в Украине. Тогда не было государства Украина. Был край. Окраина государств. Сегодня можно писать "в Украине", то есть "в государстве Украина".
Великий украинский поэт Иван Франко считал себя русином, но не украинцем.
Среди старшин в Войске Запорожском (так назывались зачатки будущей Украины), были уроженцы территорий нынешней Украины, России, Молдовы, Сербии. По свидетельству известного артиста Украины и России Богдана Ступки, например, его родственники были сербами среди запорожских старшин.
На Переяславской Раде 9 января 1654 Б.Хмельницкий говорил о вероисповедании казаков, а не их языке и национальности. Казаки обычно её скрывали. Говорили на языке, больше похожем на русский, называли его руським. Его понимали все.
Языком церкви был русский. Вера дониконовская, раскольничья, или старая, старообрядческая.
Бежали на Запорожскую Сечь преступники всех мастей, желавшие воли и от панов, и от церковной реформы Никона. Потому и село автора назвали Староверовкой. Оно около 20 км длины, на одном конце живут русские с южным воронежским говором, в другом - украинское. Автор там никогда не бывал.
Четыре ряда домов тянутся вдоль речки Берестовая. Огороды метров 200-400 длиной. Почвы преимущественно луговые, потому сохе поддавались. Выше степной тучный чернозём. Во время засухи ни сохе, ни лопате не по зубам. Севернее Староверовки имена сёл славянские, южнее - тюркские.
Нынешние "патриоты Украины" историю переписали. Порой так безграмотно, что не знаешь, смеяться или плакать. Трудно сказать, кто кого переплюнул в таком "патриотизме": Украина Молдову или наоборот.
Например, в нынешней истории Украины написано, что плуг был изобретен украинцами ещё в раннем железном веке, то есть до рождения Христа, до новой эры, хотя первые настоящие плуги были изобретены в Америке для распашки прерий в конце XVIII века - первой половине XIX.
В Европе лишь в начале XIX земледельцы делали робкие попытки перехода от сохи к железному плугу. Первый завод построили в Англии в 1763. С 1795 пытались теоретически осмыслить работу плуга. Интересно отметить, что в этот вопрос внес свой вклад президент США Джеферсон в 1797.
В 1856 был создан плуг с механическим двигателем. В 1920 использование таких плугов с электродвигателем было признано эффективным в Советской России. Правда, дело на том и застопорилось.
При царе Александре I, как известно, умершем в 1825, английского предпринимателя с его плужками отправили назад в Англию.
Но академикам-политикам Украины захотелось изобразить себя изобретателями железного плуга ещё в ранний железный век. Чтобы привести ковыльную степь в состояние, пригодное для посева зерновых, требовалось запрягать в тяжелый украинский плуг 6-8 быков или буйволов. Потому в степи тюрки кочевали, а ковырять землю у них считалось большим грехом. Да и казаки предпочитали их грабить, а не землю возделывать. Сядешь на землю, поймают и бывшему пану отправят.
Земледелие ограничивалось луговой почвой. После дождей с ним можно было подготовиться к севу. Фактически овладев Приднестровьем, казаки оставляли свои семьи на восточных притоках Южного Буга.
О каком земледелии казаков в Дубоссарах может идти речь, тем более, что город был зимовьем, где берегли каждую травинку?
При вспашке плугом тяжело животным, а сохой - человеку. Посмотрите на глыбы, выворачиваемые сегодня тракторными плугами! Корпуса гнутся и отламываются. Что можно сделать сохой на целине?
В степях тюрки кочевали в основном с овцами. У них прочные зубы на обеих челюстях, губы настолько подвижные, что могут мелкие травинки с земли поднимать, а беззубым на верхней челюсти коровам надо языком зажать высокую мягкую траву и оторвать её. Степь с жесткими травами не для них. Потому кочевники разводили в основном лошадей и овец. Буйволов использовали для перевозки ханских юрт на огромных телегах, запрягая в них до 20 животных и более.
Между прочим... спросите сегодня у академиков, чем отливается плуг от сохи? Ты, читатель знаешь? Подскажу. Соха землю раздвигает в стороны, а плуг пласт подрезает металлическим лемехом и переворачивает отвалом. "Великие" историки, не зная этих отличий, такой бред нередко несут, что 4-летнему автору было смешно.
Что касается нынешней столицы Украины - Киева, который отметил 1500-летие в 1982.
Учёные из числа тюрок-огузов (Туркмения, Азербайджан, Турция), к которым относятся и гагаузы, считают, что самый старший сын Гюн-хана (один из 6 сыновей самого Огуза-хана) по имени Гайы (Кайи, иногда Кайны), т. е. могущественный, основал город Киев (Кайы) раньше, чем полторы тысячи лет назад. Часть этого племени известна в древнерусских летописях под именами каепичи и ковуи.
Часть племени сына Гёк-хана по имени Баяндыр (Байандур), т. е. всегда живущий в полном довольствии, переселилась в южно-русские степи, они известны в древнерусских летописях как берендеи.
Второе туркменское племя Беджене известно в истории как печенеги.
Об этом можно прочитать в книге Рухнама, под авторством Президента Туркменистана Ниязова. Этому можно верить или не верить, но как украинцы основали Киев, которых не знал Б.Хмельницкий в 1654? Это большой вопрос.
Нет и близко государства Украина на карте, отражающей итоги Бахчисарайского мира 1681 года. С юга и запада Османская империя, с северо-востока Россия, с севера - Польша с Литвой. Есть там Молдова в составе Османской империи. Она была её вассалом. Господаря ей назначали Турция или Крым. Как мог вассал - Молдова - дать имя городу, расположенному на территории сюзерена, не проживая там? Вопрос не менее интересный.
На левом берегу Днестра граница между Татарией(южная столица - Очаков, северная - Дубоссары под именем Tombasar, никакие не Дубэсарь) и Польшей(Литвой) проходила по речке Ягорлык, что сегодня течёт в Дубоссарском районе ПМР, или севернее Ягорлыка 7 км (Красный Кут).
Среди выселенных "под Полтаву" по условиям Бахчисарайского мира жителей Днестровско-Бугского междуречья, среди бывших однокурсников автора во время учёбы в техникуме в Нововодолажском районе Харьковской области были Гура, Бурик, Рудика, Бырка, Булах, Ревенко, Краснокутский и другие довольно распространённые в Приднестровье, в переводе с молдавского означающие "рот", "устье реки", "живот", "рыжий" и т. д. они иногда перебрасывались между собой молдавскими фразами. Родом они были в основном из Валковского района Харьковской области. Ещё 30 лет назад в сельских краеведческих музеях были документы, свидетельствующие о переселении их предков из Дубоссарского района в 1681.
В 1992 в Дубоссары приезжал Кубанский казак по фамилии Дубосарский (фамилия с одной буквой "с", то есть в доекатерининском написании).
При назначении Г.Дука господарём Молдовы турки решили посмеяться над ним и "подарили" ему польско-литовские земли севернее Ягорлыка. Дука отправлял на польско-литовский берег Днестра свои указы, именуя себя господарём этих земель. Это сорвало условия Бахчисарайского мира.
А в 1730 мои предки выезжали в поле, ставили ружья в козлы и обрабатывали земли сохой и мотыгой, бороной служило большое сучковатое дерево.
Мои предки жили на другом берегу речушки Берестовая в нескольких километрах от с. Берестовеньки (Берестянка).Говорят, что имена им дали жители с. Берестечко, участвовавшие в восстании Б.Хмельницкого в 1948-1953 гг. В 10 км на восток расположено с. Ляшiвка (Ляхово) с польским когда-то населением. Говорили о тех жителях, будто бы, они были по-польски спесивыми, горделивыми, мнили о себе больше, чем того заслуживали.
На восток от украинского с. Берестянки на крутом правом берегу речки Берестовой располагалось с. Кульмина. Сегодня в округе не знают значение этого топонима. оно тюркского происхождения. Куль(кюль) - это цветок или озеро, а мине - выработка в земле (шахта). На самом деле, в том месте находится углубление в земле диаметром и глубиной около 100 метров, на дне которого возвышение около 10 метров. Ещё восточнее в холмистой местности 13 домов. Имя деревеньке Киргиз(Кыргыз). Значение этого топонима сегодня тоже забыто. От села остались лишь заброшенные дома.
На тюркских языках "кыр" (кир, хыр, хир, похожее на "кхыр") - это и есть местность с высокими холмами. "Гыз" - местность.
А ещё "кыр" - это желто-коричневая масть лошадей со светлыми пятнами. Склоны холмов представляют собой песок с глиной с выступающими на поверхность белыми "картофелинами".
На левом и правом берегу Днестра подобные места называются гыртопами (хыртопами), что значит то же самое. Только тюркский "гыз" (по-монгольски "газар") заменено на латинское "top", то есть "верхняя точка", "конец". Молдавские лжепатриоты пишут, что им не известно происхождение и значение топонима (имени местности) или они выискивают ему молдавское объяснение.
Но вернёмся в 1956. Сняли портреты Сталина вместе с иконами. Если Бог есть, и Он – Вседержитель, допускает такое? Все по воле Его? И Он – самый-самый? Что-то тут не так. Явно - не так.
На уроке истории Древняя Греция со своими богами. В Риме боги другие. Церковной реформе Никона 300 лет. Староверы – еретики. Они на кострах горят. А креститель князь Владимир Святославович – Красное (святое, ясное) Солнышко? Пишут, что его так народ, любя, назвал. Возможно ли такое? Мог ли народ так просто отказаться от своих богов? Может быть и правда, что народ боялся его как уничтожителя древнерусской религии. Красное Солнышко, потому что он залил Русь кровью, что даже Солнце покраснело?
Летописи… Пишут… Правду ли? Правда – это догма правителей ; истине. Был вождем и учителем, а потом проклятием. Земля круглая и вертится… а за что с именем Бога на кострах сжигали тех, кто об этом говорил? Этого Создатель не знал? Если знал, то почему позволял с Его именем, с именем Создателя людей уничтожать за то. что они говорили правду?
Из более 50 «Евангелий», признано «правильными» четыре. А если бы решали другие, правильным было бы двуперстие, а не триперстие? Другие божественные книги были бы «правильными»?
Мой вопрос учителю истории, Алексею Ивановичу:
– Как понять? Как Бог допускал многобожие (политеизм). Священнослужители Древних Афин, Рима, Египта с точки зрения современных религий – еретики? Слава Богу! Не дожили до сожжения на кострах! На Земле 2000 верований в сверхъестественные силы. Для них остальные 1999 – еретические?
Конец урока. Звонок. Алексей Иванович обещал ответить.
Он шел медленно. Предложил пройтись вместе.
– Не думали, что быкам хвосты крутить будешь, - сказал он, - Анна Иосифовна видела тебя студентом иняза, а я историком, - сказал Он.
– Семь классов плюс четыре года техникума. За те же 11 лет вместо аттестата о среднем образовании получу диплом специалиста. Родители троих учат, там стипендия. Биологом хочу стать, - ответил я Ему.
– Врачи не радуют, к Гекате готовлюсь. Знаешь, кто она такая? Расскажу напоследок. Тут тебе и история, и языки, и быки. О Гекатомбе расскажу, - так Учитель спрессовывал информационный мусор наук в конфетку. С тех пор прошло 60 лет.
– Гекатомба. «Гека» – это 100, «том» – режу, рублю, Bos (bas) – бык. Том – это, между прочим, часть разрезанной книги. Анатомия – наука, где режут поверху, а атом (а – отрицание + том – делить, разрезать) – значит «неделимый».
Гекатомба – 100 быков, предназначенных для убоя во время торжественного жертвоприношения Зевсу и Аполлону. Потому их эпитет Hekatombeos. Этим словом обозначалось любое количество жертвенных животных, даже если не доходило до ста или забивали, например, овец.
В Афинах гекатомбу совершали во время самого значительного праздника Панафиней в месяц гекатомбеон. Это – 1-й месяц по аттическому календарю (часть июля и августа).
А я к Гекате готовлюсь, - с грустью повторил Алексей Иванович.
Геката – божество лунного света, преисподней, всего таинственного. Она дарует мудрость, счастье на войне, богатую добычу на охоте и т. д.
Греки представляли ее порхающей на перекрёстках с душами умерших. Ушло в историю многобожие, победил монотеизм, но погребальная процессия останавливается у перекрестка. Это встреча с Гекатой.
Геката, в греческой мифологии властительница мрака, богиня ночи. Она властвовала над всеми привидениями и чудовищами, ночными видениями и чародейством. Родилась в результате брачного союза титана Перса и Астерии. Царь богов Зевс наделил ее властью над судьбами земли и моря, а Уран одарил несокрушимой силой. От Форкиса Геката родила Сциллу.
Культ Гекаты существовал сначала у фракийцев и от них уже перешел к грекам. Геката в древнегреческом пантеоне богов являлась божеством лунного света, древней богиней подземного мира, покровительницей чудовищ и привидений, колдуньей, окруженной стигийскими собаками, - повторил Алексей Иванович.
У Гомера мы не встречаем имени Геката; в "Теогонии" же Гесиода, где о ней впервые упоминается, она называется дочерью титана Персея; другие называют ее дочерью Зевса и Деметры или Зевса и Геры. Дочь Перса и Астерии (Аполлодор и Гесиод). Еще в царствование Урана она была одарена великой силой, а Зевс, в благодарность за помощь в титаномахии, наградил ее властью над судьбами земли и моря. Отождествлялась с Селеной, Персефоной, Артемидой. У Гекаты было три тела, соединенных воедино, шесть пар рук и три головы.
Греки считали, что Геката блуждает в глубокой тьме по ночам со своими постоянными спутниками совами и змеями, освещая себе путь чадящими факелами. Она проходила мимо могил вместе со своей ужасной свитой, окруженная чудовищными собаками из царства Аида, обитающими на берегах Стикса.
Геката посылала ужасы и тяжкие сны на землю и губила людей. Она помогает волшебницам, которые, как, например Цирцея и Медея, учатся у нее своему искусству. Иногда Геката помогала людям, так, например, именно она помогла Медее добиться любви Ясона. Считалось, что она помогала колдунам и чародеям.
У Еврипида в "Ифигении в Тавриде" - "Ифигения была жрицей богини.
Цирцея (Кирке), могучая ведьма в Odyssee (Гомер), как полагали, был жрицей Гекаты тоже.
Медея была также жрицей Гекаты и могучая колдунья, о которой упоминается в "Argonautica". Она призывала Гекату в Колхиде и Коринфе.
Древние греки верили: если принести Гекате в жертву собак, стоя при этом на перекрестке трех дорог, то она поможет снять чары и избавит от злой порчи. Подземные боги, подобные Гекате, олицетворяли главным образом грозные силы природы. В честь Гекаты также назван сотый астероид в поясе малых планет.
Мой учитель остановился передохнуть, а потом продолжил:
- Биологом, говоришь, хочешь стать? Уже 10 лет историческое время уточняют, измеряя количество распадов радиоактивного углерода. Может быть, генетики это будут делать еще точнее. Только вот 10 лет назад в 1948 на августовской сессии ВАСХНИЛ безграмотный академик Трифим Денисович Лысенко разогнал генетиков, многих физически уничтожил.
Успехи наук определяются новыми методами исследований. Я верю в тебя. Постарайся говорить правду, хотя это не просто. Десять лет назад Лысенко уничтожил генетику и генетиков, - повторил Алексей Иванович.
Если тебе попадутся книги Кольцова, Серебровского, Дубинина, Вавилова, обязательно прочитай! В техникуме преподает мой товарищ. Песков… Николай. Был директором. За генетику пострадал. Передай ему привет и попроси, чтобы он рассказал тебе об этой науке! Скажи, что я за тебя ручаюсь! Лишнего не скажешь.
Во время прохождения практики Николай Васильевич Песков дважды оставлял меня по 3 недели заниматься кроликами. Как руководитель практики, он часто приходил ко мне, много рассказывал из того, что на лекциях рассказать не мог. Жаловался, не с кем поговорить о генетике. Доложат. Продадут.
В 1958 все еще не просто было задать вопрос о 1933 годе, еще сложнее на него отвечать. Алексей Иванович измерил 14-летнего пацана своим взглядом и ответил очень по-взрослому:
– Есть ложь. Есть правда. Но самая гнусная ложь – это полуправда. Страшное было время. Люди, как мухи, гибли не от недорода. Забрали все. Свои же забрали. Выслужиться хотели. На костях хотели подняться повыше. Но это далеко не вся правда. Легче всего осуждать. А надо бы знать, СССР продавали станки, машины, оборудование вначале только за хлеб, лес и золото, а потом только за хлеб. Когда ты видишь в кино, чтобы сделать прорыв, посылают батальоны на верную смерть, чтобы отвлечь противника на основном участке. Ты осуждаешь командиров? Если бы не забрали хлеб, не произвели бы оружие, фашистов не победили.
Помолчав, он добавил:
– Страшная правда. Вот радиоуглеродный метод показал, что в ваших учебниках истории далеко не все – правда. Не смог М.Ломоносов побороть немцев, написавших для России историю. Вот и генетиков уничтожили, но знай – это очень серьезная наука. Она поставит не только историю с головы на ноги. Может, и хорошо, что ты в биологи подался. Попроси Николая Пескова, чтобы он рассказал тебе об этой науке.
Теперь возвратимся к началу этого раздела, расширим понимание слова "tom", или "том". Приходилось встречать утверждение, что этот якобы "географический" термин в форме томба, тумп, домба с широким семантическим полем, характеризующим как положительные формы рельефа (курган, возвышенность, бугор, гора, надгробье), так и отрицательные (яма, пещера). С этим никак нельзя согласиться. Эти значения нельзя относить в один семантический и лексический ряд. Авторы не учли этимологию в разных языковых семьях, генетически стоящих далеко друг от друга (тюркских, угорских, так называемых "индоевропейских" языках).
В "индоевропейских" языках "tom" происходит от греческого языка, связан со смертью, с похоронами, падением, гибелью, а в тюркских языках термин на самом деле географический, связан с подъемом вверх.
В античных источниках в легко обнаруживается греческое "tom", "tym" со значением tumbos - "курган", "холм над захоронением" или латинское (произошедшее от греческого) tumulus - "возвышение", "бугор", "курган", "могильная насыпь". В современных романских и германских языках находим французское tumulus - "курган", tombe или tombeou - "могила", "надгробие"; в итальянском tomba - "могила"; в румынском tumul - "курган"; в немецком - Tumbe - "могила", "яма", "пещера"; в английском tumulus - "могильный холм", "курган".
В испанском языке та же закономерность, более того, у испаноязычных народов Северной и Центральной Америки появились дополнительные значения слов с корнем t*mb, слова, подразумевающие смерть, убийство, смертельную опасность, гибель, падение.
Цветок, называемый по-русски стратоцветом (Passiflora, от лат. "passio" - страдание "flos" - цветок), для испаноязычных католиков Америки - наглядное воплощение Страсти Христа. Три рыльца пестика - гвозди, которыми были прибиты ступни и руки Христа (в католицизме Христос изображается со скрещенными ступнями, прибитыми к кресту одним гвоздем). Внешняя корона - терновый венец, тычинки - пять ран, 72 венечных ресничек внутренней короны - количество шипов тернового венца, острые листья - копье, пронзившее Христа, железки на обратной стороне листа - 30 сребренников Иуды за предательство. По-испански стратоцвет называется dando tumbos, что означает "цветок страдания, погибели".
Dande (dange) tumbos является почти синонимом salto mortale (смертельным сальто). Чтобы усилить смысл слов, подразумевающих опасность, возможный летальный исход, убийство, смерть, гибель, падение, кувырок вниз головой, в том числе убой животных на скотобойне, к основному значению слова добавляют dande (dange) tumbos или dar tumbos.
Топоним Tombosar, превратившийся в Дубоссары, можно рассматривать и как город, окруженный многочисленными человеческими захоронениями (дотюрксого, то есть греко-скифско-сарматского периода). Поскольку было бы странным, если бы хунны (тюрки, гунны) назвали основанный ими город на языке побежденного народа и государства. Скорее всего, тюрки, в 372-376 гг. н. э. вытеснившие скифов, сарматов, готов из Северного Причерноморья, несколько переосмыслили смысл топонима. В условиях кочевого скотоводства наш город был зимовьем, где осенью забивалось много скота. Так называемые, "турецкие (татарские) подвалы" использовались в качестве хранилищ в условиях холода, создаваемого льдом. Этот способ успешно использовался не только в жарких странах, но и в наших краях до 1960-65 гг. Следует учесть тот факт, что кочевники летом питаются в основном молочными продуктами, подземная крепость может выполнять свои оборонительные функции, лишь имея запасы воды и пищи для людей и животных.
Старые Дубоссары на правом берегу Днестра, видимо, выполняли те же функции. Кстати, имя Novie, или New Dombosar (Tombosar, Tumbosar, Tymbosar ...) были известны в Амстердаме в 1703 г. (см. Британскую энциклопедию), где приведено объяснение: "чтобы отличить левобережный город от правобережного". Но это имя не прижилось. Возможно, эту добавку придумали не сами дубоссарцы.
Великие учёные умы Тамбова и его окрестностей с татарским уклоном уже несколько столетий пытаются понять (исходя из своих языков и даже не очень ближних соседей), что же оно скрывается за топонимом ТАМБОВ. БЕЗУСПЕШНО!
А место, где расположен Тамбов, вполне подходит для того, чтобы животным пережить зиму на подножном корме, предварительно забив (TAM-TOM) часть поголовья (BOU-BOV-BOU), оставив только маточное поголовье вместе с чабанами.
Можно высказать предположение, что топоним Тамбов можно представить себе в качестве Там+бов, где tom(t^m) - режу + Bou (Bov) - бык. Вполне вероятно, что Дубоссары(Tom-bas-ar) и Тамбов(tam-bov) - тезки.
С приходом в наши края тюркоязычных орд, начиная с хуннов в 372 г. н. э. те же по звучанию термины приобретали географический смысл.
Прощаясь с Алексеем Ивановичем, я пожелал ему здоровья. Всякий раз, приходя на кладбище, прихожу к моему учителю, к маленькому холмику, поросшему травой, и вспоминаю его рассказ о Гекатомбе.
Сейчас я по памяти вспоминаю слова моего учителя.
Почему он рассказал мне о Дубоссарах? Жители нашего села (с. Староверовка, Нововодолажского рйона, Харьковской области), в том числе мой отец, в составе Харьковской дивизии и остатками войск, шедших из-под Сталинграда, 12 апреля 1943 года освобождали Дубоссары. Здесь ранило отца 1 мая 1943. Автор с детства на 9 мая слышал имя города Дубоссары, не предполагая, что станет его жителем и напишет эти строки.
Конечно, мой учитель, Алексей Иванович Андриенко во время последней нашей встречи не мог всего рассказать мне. Здесь изложен результат изысканий автора, но без того рассказа, наверно, не было бы тех исследований и этой статьи.
Спасибо тебе, мой учитель!
Одновременно хочу вспомнить добрым словом моих учителей, среди которых добрая половина были моими однофамильцами.
Свидетельство о публикации №121012500027