Проблема свободы в современном обществе

Посвящается сестре Кате, без которой это эссе не было бы написано,
Светлане, в диалоге с которой были высказаны основные тезисы,
и К.Р. – человеку, давшему мне осознать бремя свободы.

В середине прошлого столетия, писал Виктор Франкл, люди часто сталкивались с чувством внутренней опустошённости, возникающей от ощущения бессмысленности жизни. И сегодня и прежде этого проблема поиска смысла жизни была и остаётся актуальной среди человечества. Что касается смысла жизни (тождественна ему, по моим убеждениям, и цель жизни) – одного из основных понятий, которым я буду оперировать в эссе – я вслед за Кьеркегором, Ясперсом и другими экзистенциалистами считаю, что жизнь сама по себе полна абсурда и только сам человек может и должен определять свои ценности и смысл своего бытия. Ценность проблемы состоит ещё и в том, что человечество, справившись с задачами выживания, стало задумываться не над тем, как жить, а над тем, зачем жить. В этом контексте мысль Эриха Фромма видится мне справедливее прочих: цель состоит в том, что нужно быть человеком и быть им для себя. Здесь и далее под человеком я буду подразумевать не представителя животного мира, т.е. Homo sapiens, а существо, стремящиеся к подлинному бытию и «осмысляющему раздумию» (М. Хайдеггер), личность, тяготеющею к своему Сверх-Я (З. Фрейд).
Я выдвигаю три тезиса: во-первых, жизнь без смысла немыслима; во-вторых, человек, не ставший человеком – это обезличенное и несвободное существо, оставшееся нереализованной сущностью; в-третьих, жизненная цель определяется каждым человеком индивидуально.
Жизнь без смысла немыслима. Животные, рыбы и насекомые имеют цель – для них она зачастую заключается в размножении. Человек – тоже животное, и цель, даже сверхцель, ему необходима. Какой бы ни была цель жизни – удовольствие, богатство, самореализация – именно она побуждает к действиям. Но гедонизм ставит высшей ценностью удовольствия, потакание своему «хочу», иногда даже выходящее за рамки дозволенного (Маркиз де Сад, гедонист по своим убеждениям, в своих сочинениях не находил дурным причинять боль другим, лишать их жизни ради собственного удовольствия), а стремление стать богатым зачастую внутренне опустошает человека. Неподдельное восхищение вызывают именно борцы за свою цель, за свою свободу, за себя самого – Август Ландмессер с усмешкой, презирающий политику Третьего Рейха; люди, останавливавшие танки на площади Тяньаньмэнь в 1989 году – люди, которые были собой под угрозой быть наказанными.
Человек, не ставший человеком, – это нереализованная, безликая сущность. Человеческое прозябание в рамках удовлетворения своих примитивных потребностей взращивает целые поля плевел – незрелых личностей, для которых честь, совесть, стремления к высшим идеалам – пустой звук. Становление себя как человека сложно. Человек не должен уклоняться от тяжести своего камня – в мифе о Сизифе, интерпретированном Альбером Камю в «Мифе о Сизифе: эссе об абсурде» с позиции экзистенциализма, человек сопоставляется с Сизифом, жизнь – с камнем. Жизнь Человека тяжела настолько же. Самореализация, отделение от массового мышления, происходящие под Сизифовым камнем – это бунт. И человек не должен дать окружению этот бунт подавить. Он должен становиться и быть собой.
Жизненную цель каждый определяет сам. В ныне господствующей информационной эре человек оказывается наиболее подвержен манипуляциям со стороны популистов и бизнеса. Пропаганда как бы захлёстывает его как личность: человек, особенно принадлежащий к молодому поколению, неспособен осмыслить себя. Здесь Виктор Франкл справедливо заметил: «не зная, что ему нужно и как ему следует жить, человек зачастую не может понять, чего он, собственно, хочет. А значит, он либо хочет делать то, что делают другие, либо сам делает только то, чего хотят – притом хотят от него – другие». Действительно, человек выполняет только то, чего хотят от него блоггеры или маркетологи, исповедующие идеи Эдварда Бернейса: человек должен захотеть то, в чём на самом деле не нуждается. Он тяготеет к противоположной части своей личности – к животному Оно. Это мешает стать человеку Человеком. Если же человек осознает, что он есть не часть толпы, за которого думает Великий Инквизитор и подсаживает идеи о том, как жить надо и что есть свобода; а человек самостоятельный – по-настоящему ответственный за свою свободу, решающий, что нужно ему и чего хочет он сам, он станет поистине свободным. И эту свободу не смогут подавить внешняя пропаганда и внутренние низменные желания. Быть человеком человек обязан только самому себе – это главное условие достижения цели.
В конце концов мои размышления – тезисы и аргументы – подтвердили мысль Эриха Фромма: нужно становиться человеком; обличили человеческую инфантильность, сформировали некоторое представление о человечестве в нынешнее время. Только осознав и проанализировав упомянутые выше недостатки общества, можно увидеть происходящее со стороны. Человек, освободившийся от чужого влияния, несущий за себя ответственность, приобретает ценность в обществе, помогает взрослеть человечеству, совершенствоваться, искать ответы на новые вопросы.

2020


Рецензии