Кто и зачем боролся с Иаковом
Быт.32.20 «и скажите (Исаву – авт.): вот, и раб твой Иаков за нами. Ибо он сказал [сам в себе]: УМИЛОСТИВЛЮ ЕГО ДАРАМИ, которые идут предо мною, и потом увижу лице его; МОЖЕТ БЫТЬ, И ПРИМЕТ МЕНЯ.
21 И пошли дары пред ним, а он ту ночь ночевал в стане.
22 И встал в ту ночь, и, взяв двух жен своих и двух рабынь своих, и одиннадцать сынов своих, перешел через Иавок вброд;
23 и, взяв их, перевел через поток, и перевел все, что у него [было].
24 И остался Иаков один. И БОРОЛСЯ НЕКТО С НИМ ДО ПОЯВЛЕНИЯ ЗАРИ;
25 и, увидев, что НЕ ОДОЛЕВАЕТ ЕГО, коснулся состава бедра его и ПОВРЕДИЛ СОСТАВ БЕДРА у Иакова, когда он боролся с Ним.
26 И сказал: отпусти Меня, ИБО ВЗОШЛА ЗАРЯ. Иаков сказал: не отпущу Тебя, пока не благословишь меня.
27 И сказал: КАК ИМЯ ТВОЕ? Он сказал: Иаков.
28 И сказал: отныне имя тебе будет не Иаков, а Израиль, ибо ТЫ БОРОЛСЯ С БОГОМ, и ЧЕЛОВЕКОВ одолевать будешь.
29 Спросил и Иаков, говоря: скажи имя Твое. И Он сказал: на что ты спрашиваешь о имени Моем? И благословил его там.
30 И нарек Иаков имя месту тому: Пенуэл; ибо, [говорил он], я ВИДЕЛ БОГА ЛИЦЕМ К ЛИЦУ, и сохранилась душа моя.
31 И взошло солнце, когда он проходил Пенуэл; и ХРОМАЛ ОН НА БЕДРО свое».
Пожалуй, этот библейский рассказ – один из самых трудных для понимания религиозных адептов, привыкших воспринимать всё написанное в библии буквально. Но если следовать их представлениям, то получается, будто бы израильский Бог, воплотившись в слабую и не подходящую для своей борцовской миссии плоть, оказался слабее Своего раба-человека))). Максимум, на что Он оказался способен, это повредить бедро противника в телесной схватке)), а потом вынужден был умолять его отпустить перед зарёй)), иначе… что случилось бы? Остался бы в заложниках у Иакова?)) Повредил бы Иакову второе бедро? Отнял бы данное благословение? Или чего хуже – не сохранил бы душу Иакова, т.е. убил бы? )) Своего победителя?)))
Конечно, такие рассуждения смешны, но других я не встречала.
А что же могло произойти на самом деле, если этот эпизод оказался почему-то записанным в библии?
Начнём не со встречи Иакова с Некто, которого Иаков сразу даже не смог распознать – и до борьбы, и потом, когда начал Ему противиться: ведь написано, что Некто ПЕРВЫМ начал борьбу, а Иаков стал сопротивляться. И это важно.
Начнём с того, что Иаков жутко боялся встречи с братом, которого не по-родственному, не по-человечески и не по-божески (а по-лисьи, по-животному) обманул и обокрал, присвоив себе первородство и все вытекающие из него привилегии. Иаков помнил об обещанном Исавом убийстве, поэтому не находил себе покоя в ночь перед решающей встречей с братом, хотя и послал ему дары для умилостивления.
Бессонница вследствие тяжёлых мыслей перед угрозой смерти и повлекла за собой «встречу с Богом»: было от чего раскалиться и даже помутиться рассудку Иакова, чтобы начать видеть наяву галлюцинации и видения – то, что на самом деле происходило в его воспалившемся от переживаний мозгу!
Вначале разум Иакова стал его обличать за всё содеянное прежде, приведшее к теперешнему неизбежному роковому финалу. Этот Некто был вначале ещё не повреждённым рассудком Иакова, начавшим ВНУТРЕННЮЮ борьбу со своим непослушным человеком. А человек этот, по своей склонности к животной составляющей, вместо того, чтобы мирно согласиться с доводами разума и раскаяться, стал оправдываться, противостоять своему рассудку до того, что от страха наступившей расплаты за прошлые грехи у него «поехала крыша» и начались галлюцинации – будто бы Некто борется с ним наяву. Помешанный и обезумевший от страха смерти, Иаков вполне мог начать буквально метаться на местности, наткнуться в темноте на камень, упасть и получить вывих бедра с последующей хромотой. А потом списал это на якобы встреченного Бога.
К утренней заре мысли человека обычно приходят в порядок, и их нужно «отпустить», чтобы приступить к текущим делам – ибо «утро вечера мудренее». За ночь мозг обычно успевает разобраться с проблемами, разложив всё по полочкам, и составить план дальнейших действий – с учётом свободной воли своего опекаемого человека.
Именно поэтому разум больше не стал обличать Иакова, но «обнадёжил» его и «благословил», по его выбору – на дальнейшую бездуховность и неразумность. Разум напомнил ему, что по смыслу имени он, Иаков – «хитрец и обманщик, запинатель ближних». Он не принял обличений своего Бога-мозга, не раскаялся в содеянном, но взял над разумом верх своей плотской (животной) сущностью. И поэтому в дальнейшей жизни он будет поступать не просто обманно-хитро, как Иаков, а уже как Богоборец Израиль, победивший своего Бога-духа-разум. Поэтому и других людей новоявленный Израиль будет так же побеждать – запиная их разум, делая невежественными и слабыми против своей хитрости.
И будет он в дальнейшем поступать в своей жизни по-израильски, богоборчески, – беря верх над разумом в пользу своей плоти, как и прежде – обманывая доверчивых и даже родных людей, и преуспевая в этих делах… (Это же и продолжилось – сначала с любимцем Иакова Иосифом, пожелавшим себе неправедного первенства по примеру и воле своего Богоборца отца. И это желание первенства так же чуть не привело Иосифа к смерти от старших братьев, как и Иакова. А потом это же произошло и со всем народом Израиля, посягнувшим на неправедное первенство над всеми другими народами).
Думаю, что именно поэтому разум Иакова не назвал ему своё имя, – не желая идентифицировать свою духовную сущность с его животными инстинктами, и унижать её перед плотью. Поэтому Бог-разум сказал плотскому Иакову, что тот (в своём безумии) боролся с Богом (хотя должен был ему повиноваться)! И поэтому Иакову дано новое имя Израиль, что означает – Богоборец!
Свидетельство о публикации №121012201466