По классике тоскуя
Музыкальная культура принакрылась медным тазом…
Дети тухлую попсятину жуют, на классическую музыку плюют…
Тимур Шаов
Недавно прочитала одно умозаключение: люди, слушающие классическую музыку, обладают стратегическим и концептуальным мышлением в большей степени, чем те, кто ее не слушает и не понимает. Вывод автора таков: произведение, длящееся более 40 минут, погружает человека в состояние, при котором он воспринимает действительность не фрагментарно, как краткий миг жизни - клип, а более развернуто, так сказать, в длительной перспективе. Такой вариант мировосприятия (в случае общения именно с произведениями классиков) развивает в индивидууме дистанционный и пространственно-временной способ мышления.
Не знаю, как лично вы относитесь к классической музыке, но именно она меня взрастила. И ее я впитала пусть и не с молоком матери :-), но с игрою старших братьев на фортепиано, а впоследствии и со своим собственным музицированием на трех инструментах (скрипка, ф-но, гитара) и вокализированием, прослушиванием великих произведений великих классиков. Поэтому если у кого-то слово «классика» вызывает зевоту, то мы с ним точно не встретимся в одном концертном зале.
Классические впечатления детства
Мне лет 12-13. Кабинет отца. Красный проигрыватель с большими самодельными колонками, которые сконструировали и собственноручно собрали братья - будущие инженеры-программисты. Спасибо, что оставили мне в наследство оборудование, благодаря которому мое детство и юность были полны звуков.
У нас дома была приличная, хотя и разношерстная коллекция музыки, большую часть которой представляла именно классика. Позже появился джаз, рок и современные исполнители (современные, то есть 80-90-х). Коллекция составлялась всеми: ее собирала мама, потом старшие братья, которые учились в музыкальной школе задолго до меня. И все же моя лепта была самой значительной, потому что, если в жизни остальных членов семьи музыка проходила по касательной, то в моей заняла основательное, если не основное, место. И хотя ни продолжить музыкальную династию, ни тем более основать, не смогла, и все же с уверенностью скажу: выросла на классике, и она проросла в меня.
А слушала я всё! Постоянно! Чаще, когда я оставалась дома одна, брала в руки грампластинку, ставила на проигрыватель, опускала иглу, и – переносилась в инобытие. В гостях у музыки я могла находиться часами. Путешествовать там, куда не ступала нога реального человека, бороздить пространство и время, видеть необыкновенные образы и предаваться неуемным фантазиям. С ними мгновенье останавливалось, чтобы быть прекрасным, а жизнь приобретала невыразимые очертания. Меня влекло и увлекало в круговорот иных миров, созданных хитросплетеньями звуков и гармоний. Умение слушать, слышать и наслаждаться музыкой зарождалось тогда – в детско-юношеский период всеядного погружения в эту невероятную Вселенную.
Каждый композитор-классик, наследие которого изучала в музыкальной школе по музыкальной литературе, был представлен в нашей коллекции хотя бы одним виниловым экземпляром. Бах, Вивальди, Моцарт, Бетховен, Паганини, Шуберт, Шуман, Шопен, Григ, Чайковский, Скрябин, Рахманинов, ЕТС. Каждый композитор был для меня разным, у каждого были любимые произведения и фрагменты. Симфонии и концерты, увертюры и дивертисменты, балеты и оперы, скрипичные сонаты и фортепианные сюиты – все это я слушала с 7 до 17 лет как восхищенный любитель и восторженный ученик. Все это было для меня гордостью, отрадой, святая святых моего воображаемого мира.
Первое детское причастие классикой сменилось годами учебы и получением высшего музыкального образования, когда коллоквиумы по музыкальной литературе у Натальи Ивановны и сдача экзаменов ей же стали притчей во языцех для многих поколений студентов музпеда. Но для меня они были в кайф, потому что они вошли в кровь и плоть. Инесса Чернявская, подруга дней моих студенческих: а помнишь ли ты (помню ли я), как мы жили, не выключая проигрыватель в комнате общаги? Да, те годы классифицировали все мои знания, привели их в упорядоченное состояние, углубили и расширили, так сказать, все слушанное-переслушанное и ранее не слышанное.
Сколько было играно-переиграно благодаря Алине Довбне и изучено гармоний и аккордов на уроках сольфеджио у Тарамана Виктора Георгиевича. А сколько спето в классе вокала с Эльвирой Георгиевной, а еще больше сдано-выстрадано партий и произведений на хоровых занятиях у Людмилы Байды. Да, действительно, мои классические университеты прошли на высоком уровне классики.
…Летний жаркий день. Солнечные лучи пробиваются сквозь шторы и яркими вкусными пятнами лежат на свежевымытом полу. Звучит «Чакона» Генделя в исполнении Анны Фишер. И у меня это произведение навсегда в памяти как музыка о солнце, пробивающемся сквозь шторы на чистый пол, о ярком счастье, которое звучно и насыщенно прорывается сквозь каждый пассаж, об истине природы и ее поступательном развитии, об увядании, о цикличности и подлинности, о цели и усилиях – чрез тернии к звездам - из минора к мажору, невзирая и вопреки!
Спустя пять лет именно это генделевское произведение стало моим исполнительским дебютом в музыкальном институте, и мои детские ассоциации помогли не только преодолевать технические трудности во время разучивания, но согрели в морозный январский день во время экзамена, ворвавшись летом, солнцем, счастьем…
Свидетельство о публикации №121012103596