Скифы и гунны

Скифы Блока предоставляют гуннам Брюсова "жечь города и в церковь гнать табун", а сами они любят всё, что им внятно, "и острый галльский смысл, и сумрачный германский гений", то есть, всё, что "бесследно сгибнет, быть может", как будто любить можно лишь то, что погибнет.

(Из книги "Так говорил Чудотворцев")


Рецензии
Спасибо за толчок к перечитыванию брюсовских "Грядущих гуннов" и блоковских "Скифов".
Отметим, что брюсовский голос то смутно надеется на спасение неких хранителей в катакомбах, то предрекает бесследную гибель "заветных творений". В обоих случаях этот голос не отделяет себя от гибнущей цивилизации.
А блоковскому племени "внятно всё", потому что хорошенько понять можно только то, что отдельно. Скифы остраняются от того, что любят, и потому это всё уцелеет и будет их наследством. Они убегают ("расступаются") также и от схваток между цивилизациями, и таким образом выводят своё бытие за пределы истории: "нам нечего терять".
Перестановкой букв Скифы превращаются в Сфинкса, который издевательски ставит
невыполнимую задачу: "Познай самого себя". "Старый мир", ведомый "хранителями тайны и веры", не может познать себя, находясь в единстве со своими "заветными творениями" и гибнет в "тяжёлых, нежных наших лапах".

Бонафтий   22.01.2021 17:27     Заявить о нарушении
Интересные мысли, но в обоих случаях это поэтические произведения. Вы анализируете их проблематику, но оба они своеобразные линии русской поэзии, которые всё ещё дают себя знать.

Владимир Микушевич   22.01.2021 21:50   Заявить о нарушении