Путешествие В. Григоровича по Европейской Турции

Путешествие В. Григоровича по Европейской Турции
и вывезенные ученым из путешествия книги и рукописи

Аннотация:

Путешествие выдающегося слависта и византиниста В.И. Григоровича по «Европейской Турции» длилось почти два года. Крайне интересен маршрут этого путешествия и вывезенные из него книги и рукописи. В данной статье проанализированы основные пункты этого маршрута.  В 1844 г. ученый проехал из Константинополя в Салоники и оттуда на Афон, затем, в конце апреля 1845 г. – в Македонию. На каждом этапе своего путешествия Григорович изучал библиотеки православных монастырей  и собирал редкие греческие и славянские книги и рукописи.
Ключевые слова: Европейская Турция, хрисовулы, сигиллоиды, библиотека, славяноведение

Отрезок пути «Константинополь – Салоники» был очень важен для В.И. Григоровича. Салоники (Солунь) ученый считал городом, представляющим «неисчерпаемые источники» открытий для эллиниста-археолога, а также для славяниста. В своих донесениях Попечителю Казанского учебного округа, тайному советнику и разных орденов кавалеру Михаилу Николаевичу Мусину-Пушкину Григорович так описывал Солунь: «По улицам везде встречаются камни с истертыми латинскими и греческими надписями, служившие некогда надгробиями, теперь мостовой, колонны отличной отделки в стенах, на порогах или даром лежащие» [2, С. 15]. Особая роль Солуни (Салоник), по Григоровичу, заключается в том, что здесь проповедовал апостол Павел и в городе еще сохраняется кафедра, «на которой совершались его проповеди» [2, С. 16]. Кроме того, Виктор Иванович называл Солунь родиной и поприщем многих других христианских святых, в частности – святого Димитрия. Но самое главное, священное для каждого слависта значение Солуни состоит в том, что из этого города вышли «славянские апостолы» Кирилл и Мефодий.
Григорович был крайне удивлен тем, что местное греческое духовенство, за исключением митрополита, ничего не знало о Кирилле и Мефодии. Ученый не нашел в солунских храмах их икон и безуспешно расспрашивал об их местном почитании.
В своих донесениях Григорович всячески подчеркивал, что греческие и славянские рукописи хранятся плохо, либо уничтожаются вовсе, их положение в европейской Турции – самое жалкое. Рукописи покрыты пылью, изъедены мышами, отсырели, а каталогов и вовсе нет. Григорович отмечал, что «монахи охотно показывают книги, хоть и не берегут их» [2, С. 20].
Допуск в книгохранилища Григорович получил благодаря солунскому митрополиту, отцу Иерониму. Немало помог ему и австрийский консул, господин Миханович, родом хорват, который сам совершил несколько поездок по Македонии и Фракии и собрал много заслуживающих внимание рукописей.
В частности, Михановичу принадлежал глаголический отрывок, доставленный ему из Афонской горы, а также целая глаголическая книга. Самым любопытным открытием Михановича Григорович называл полный кодекс Номаконона, который «древнее всех, находящихся в России, и принадлежит к новому разряду. Этот кодекс был переписан в 1262 г. и принадлежит сербскому патриарху Арсению.
Вообще Григорович называл Европейскую Турцию terra incognita для ученых. По мнению русского слависта, для того, чтобы изучить хотя бы славянские рукописи, хранящиеся в Солуни или на Афонской горе, в этих местах нужно провести долгие месяцы, а то и годы. Библиотеки монастырей Афона, конечно, были более исследованы, но все же не в полной мере.
Григоровича очень интересовали хрисовулы (от лат. xrysoboyllon, букв. - золотая печать) – византийские императорские грамоты. От грамот другого вида они отличались большей торжественностью оформления. В частности, хрисовулы датировались от сотворения мира, подписывались собственноручно императорами, скреплялись золотой печатью на шелковом шнуре.
Древнейший хрисовул, сохранившийся в оригинале, - это императорское послание из Сен-Дени (ок. 840). В форме хрисовулов публиковались законы Византийской империи, договоры с другими государствами. Использовались хрисовулы и в болгарских, и в сербских канцеляриях [4-6].
По хрисовулам можно было проследить историю Византии, а также Болгарии и Сербии. Поэтому Григорович особенно интересовался хрисовулами и даже определял цель своего путешествия следующим образом – видеть библиотеки и хрисовулы.
Афонская гора во время путешествия Григоровича (1844-1845 гг.) включала в себя 20 монастырей с принадлежащими к нему 10 скитами, 400 кельями и каливами, которые разделялись на киновии и идиоритмы. На Афоне Григорович побывал в ските пророка Илии, монастыре Пантократор (у Григоровича – Пандократор), в монастырях Ивер (Иверском), Филофей, Каракалла (у Григоровича – Каракаллу), в Лавре святого Афанасия, монастыре святого апостола Павла (у Григоровича – Павлу) и храме великомученика Георгия, храме святого Иоанна Предтечи, а также в монастырях Григория, Ксиропотама и т.д.
Ильинский скит (греч. ;;;;; ;;; ;;;;;;; ;;;;) – это общежительный скит, который во времена Григоровича был самостоятельным, а в настоящее время зависит от монастыря Пантократор. Скит был основан в 1757 г. Паисием Величковским, который получил от монастыря Пантократор келью в честь пророка Илии. При Паисии Величковском в келье проживали русинские и молдавские монахи, но когда Паисий уехал в Молдавию, келья опустела.
Келья снова заселилась в 1775 гг., а расцвет скита приходится на 1835 г. Тогда в число насельников был принят иеромонах Аникита (в миру – князь Ширинский-Шахматов), много сделавший для процветания скита. В 1850 г. старец Паисий II отстроил скит, возвел еще один корпус. При нем в скиту появился величественный собор в честь святителя Митрофания Воронежского.
Ко времени приезда В.И. Григоровича Ильинский скит был процветающим и знаменитым за пределами Афона. Насельники собрали здесь обширную библиотеку, с которой первым делом ознакомился русский путешественник. Очень важным для Григоровича было то, что в ските пророка Илии «почивают ныне останки соотечественника нашего, отца Аникиты, мирски князя Ширинского-Шахматова» [1, С. 14]. Также Григорович отметил, что преподобный Паисий Величковский был издателем славянского перевода Исаака Сирина.
Ко времени приезда Григоровича в скит пророка Илии монахи там были в основном «из малороссиян» [1, С. 15] (украинцев). Ученый подчеркнул, что библиотека монастыря не имеет рукописных памятников, кроме двух новых Евангелий.
Что касается монастыря Пантократор (Вседержитель), то впервые в документальных источниках он упоминается в 1358 г. В 1362 г. обитель была существенно перестроена по приказу патриарха Каллиста I. Тогда же в состав Пантократора вошли монастыри св. Авксентия, св. Дорофея, а также Кинопод, Равдуш, Факен и Фалар. Основателем монастыря был Алексий (ум. около 1368 г.). Его брат Иоанн принял на Афоне постриг.
В этом  монастыре жили Симеон и Феона, архиепископы Солунские. Монастырь неоднократно разрушался пожарами, но затем восстанавливался. Ко времени путешествия Григоровича это был идиоритм, управлявшийся эпитропами (поверенными). Однако библиотека монастыря находилась в плачевном состоянии: «хрисовулы де сгорели, турки книги попортили» [1, С. 14]. Григоровичу показали лишь сигиллоиды (указы) патриархов: однако, по мнению ученого, они не могут принести пользы тому, кто не видел хрисовулов (императорских грамот).
Иверский монастырь (или Ивирон – греч. ;;;; ;;;;;;, груз.;;;;;; ;;;;;;;;;) находился во времена Григоровича и находится ныне на северо-востоке полуострова; основан он в 980-983 гг. грузинами, на средство грузинского царского дома Багратиони. Следует помнить, что греческое название древней Грузии – Иберия (Иверия, Ивирон). Главной святыней этого монастыря была особо почитаемая в России Иверская икона Божией Матери.  Вероятно, интерес Григоровича к этому монастырю объяснялся не только богатой монастырской библиотекой, но и почитаемой в Российской империи иконой.
Привезенный в Москву список с этой иконы был впоследствии выставлен в Иверской часовне, а царь Алексей Михайлович передал Иверскому монастырю Николо-Греческий монастырь в Китай-городе.
Впрочем, уже начиная с 1830 г. Иверский монастырь на Афоне был не грузинским, а греческим. Более того, в 1866 г. все грузинские надписи в монастыре заменили на греческие. Следовательно, Григорович посетил уже не грузинский, а мужской греческий монастырь.
Григорович отметил, что монастырь – обширный и управляется поверенными (эпитропами). Однако библиотека Иверского монастыря во время приезда Григоровича была, увы, в плачевном состоянии, о чем пойдет речь ниже.
Монастырь Филофей (Григорович называл его Филофеу) был основан в конце Х века преподобным Филофеем, современником Афанасия Афонского. Он расположен вблизи развалин храма древнегреческого бога врачевания Асклепия.
В начале XVI в. преподобный Дионисий Олимпийский сделал монастырь общежитийным. Язык богослужения в это же время был заменен на греческий (вместо церковнославянского). Этим были недовольны болгарские монахи. Тогда игумен Дионисий покинул Афон и поселился на горе Олимп, где и основал монастырь, носивший его имя.
Монастырю Филофей много помогал царь Алексей Михайлович, а ранее – византийские императоры Никифор Вотанит в XI веке, Андроник II и Андроник III, Иоанн V, сербский государь Стефан Душан (1346 г.). Молдово-валахский господарь Григорий Гика также много сделал для благоустройства монастыря.
В XVII в. в монастыре жил святой

Косма Этолийский, инок Филофей, который в 1779 году принял мученическую смерть от рук турок.
В монастырской ризнице хранятся такие святыни, как: частица Животворящего Креста Господня, десница Иоанна Златоуста, мощи святого великомученика Пантелеймона, священномученика Харалампия, Дмитрия Солунского, святой Параскевы и мученика Исидора Хиосского. В монастыре также находятся облачения и священные сосуды, чудотворные иконы. На сегодня библиотека монастыря  имеет около 2.500 книг (500 из них  на румынском и на русском языках), два литургических свитка и 250 рукописей. Во времена Григоровича монастырское хранилище также было достаточно обширным – однако, увы, не защищенным от сырости и разрушений.
Монастырь Каракалл (Григорович называет его Каракаллу) был основан в конце X века пришедшим из Рима монахом Антонием Каракаллом, в честь которого и был назван.  Соборный храм в этом монастыре был возведен во имя святых первоверховных Апостолов Петра и Павла. В монастыре есть и малые храмы: Преображения Господня;  Успения Пресвятой Богородицы; св. пророка Ильи; св. великомученика Георгия; святителя Николая; великомученика Пантелеймона.
Монастырь Ксиропотам (Григорович называет его Ксиропотаму) – один из древнейших монастырей на Афоне, основанный, согласно преданию, царевной Пульхерией, правительницей Византийской империи, сестрой императора Феодосия II. Название этого монастыря переводится как «сухой поток». Это название было дано монастырю, поскольку он расположен у глубокого оврага с ручьем. Ксиропотамский монастырь сооружён на западном крутом береговом склоне Афона, над пристанью Дафни.
Лавра Святого Афанасия, Великая Лавра (греч. ;;;; ;;;;;;;; ;;;;;;) – главный монастырь на Афоне, основанный в 963 г.  св. Афанасием Афонским, выходцем из Каппадокии. Именно он создал систему монашеской киновии (общежития). Впоследствии в состав лавры вошли монастыри Гомат, Моноксилит и Амалфитянский, Каликас и Ксирокастрон, что подтверждено хрисовулами Андроника II и  Димитрия Палеолога . Щедрые пожертвования на монастырь делал сербскийправитель Стефан Душан.
В Лавре находится Соборный храм в честь Благовещения, построенный в X веке, с фресками XVI века работыФеофана Критского.  Северный придел храма посвящён сорока Севастийским мученикам, южный — святителю Николаю Мирликийскому. В северном приделе расположена гробница преподобногоАфанасия.

На сегодня библиотека Лавры насчитывает примерно 2.116 рукописей, 20.000 печатных книг и 100 манускриптов наиностранных языках, 8 карт с Коаленовского кодекса (VI век), Афонский кодекс Великой Лавры. Во время поездки Григоровича библиотека Лавры святого Афанасия также была очень обширной, однако содержалась в беспорядке – не было даже каталога.
Монастырь святого Павла (греч. ;;;; ;;;;; ;;;;;;) находится в юго-западной части Афонского полуострова. Этот монастырь был основан в  конце IX века святым Павлом Ксиропотамским, сыном императора Михаила I и посвящён Божией Матери. В XIX веке из насельников обители вышли многие известные иерархи Элладской православной церкви.
Реликвии монастыря - это Дары волхвов младенцу Христу, крест с частицей Животворящего Креста, частицы мощей Григория Богослова, Максима Исповедника, преподобномученика Калиника,Василия Великого, глава Феодоры Александрийской и другие. На сегодня библиотека монастыря содержит 494 рукописи и 12 тысяч печатных книг.
Во время путешествия Григоровича библиотека монастыря святого Павла также была обширной – однако книги хранились в плохих условиях. Ученый отметил, что она находится в небольшой комнатке, внутри самого монастыря, окошко которой не защищено даже стеклами.
В своих донесениях Григорович указывает, что видел на Афоне более ста хрисовулов. Это были хрисовулы болгарские и сербские. В донесениях ученый излагает содержание 57 наиболее примечательных хрисовулов.
Среди наиболее примечательных рукописей Григорович отмечает следующие:
1) Евангелие святого Иоанна Кущника («эта рукопись, писанная самым мелким почерком, заключает: 1) Евангелие; 2) Апостол:; 3) Послания; 4) Слова св. Григория арх. Конст.; Иоанна Дамаскина Логика и Богословие; 5) Анастасия, скитские правила; 6) Феодорита, о вере; 7) Пселла, послание к Михаилу Дуке; 8) Афанасия Великого, толкование псалмов; 9) Кир Никиты Хартофилака, стихи о псалмах; 10) Псалтырь; 11) сокращенный Номоканон; 12) статьи Максима Исповедника; 13) Отрывки из сочинений Дионисия Ареопагита; 14) церковную историю патриарха Германа; 15) сокращение законов императора Юстиниана; 16) Неара Алексея Комнина; 17) Неара императора Льва Мудрого; 18) Неара Константина Багрянородного.
2) Евангелие мелкого письма, без начала, хорошей отделки, с изображениями. Рукопись эту приписывали самому святому апостолу Луке, но Григорович отмечал, что она не старше XII столетия.
3) Греческие рукописные фолианты Евангелия, Минеи, Слова Иоанна Златоуста.
Григорович отмечал плохое состояние монастырских книгохранилищ, во многом объясняемое войной с турками и албанцами. Так, в монастыре Пандократор албанская стража наполнила башню, в которой находились редкие книги и рукописи, мокрой известью и книги сгнили.
Достаточно хорошо сохранилась библиотека монастыря Ивер. Григорович в своем «Очерке путешествия по европейской Турции» указывал, что монастырское книгохранилище содержит 5 000 книг, «в числе которых Альдов и Стефанов, и около 500 рукописей» [1, С. 16]. Однако среди рукописей Григорович не нашел ни одной славянской.
Далее Григорович посетил монастырь Филофей с храмом Пресвятой Богородицы. Этот монастырь представлял собой идиоритм, управляемый эпитропами. Идиоритм – это особножительный монастырь (греч. ;;;;;;;;;;; ;;;;;;;;;;, букв. — особый,своеобразный; также идиорритма, идиоритми;ческий монастырь, особножи;тный монастырь, своежи;тие) — особый вид православных монастырей, противоположный общежительным монастырям.
В идиоритмах монахи могут владеть личной собственностью, общее  у них - только жилье и богослужение, во всём остальном каждый монах живёт по своему личному усмотрению. Идиоритм управляется игуменом или эпитропами (группой монахов). Во время путешествия Григоровича многие афонские монастыри были идиоритмическими.
В монастыре Филофея Григорович увидел пять славянских рукописей, а именно: 1) Евангелие и Апостол; 2) Псалтырь; 3) Выписки из номаканона; 4) Патерик и Службы святым.
Ученый увидел также шесть хрисовулов, а именно: 1) императора Андроника 1287 г., об имениях на острове Фассос; 2) императора Андроника 1284 г. о приложении в монастырь святых мощей, правой руки Иоанна Златоустого; 3) императора Иоанна Палеолога, 1355 г., об имениях на острове Лемнос; 4) Стефана Душана, 1347 г., по-гречески, подтверждающий прежние приложения царей; 5) хрисовулы, написанные на волошском (валашском?) языке.
В монастыре Каракаллу Григоровичу не удалось осмотреть библиотеку по причине отсутствия игумена. Зато в Лавре святого Афанасия ученый увидел обширную библиотеку, которая содержалась в относительном порядке (хотя и отсутствовал каталог). Здесь Виктор Иванович отметил следующие рукописи и книги: 1) рукопись на хлопчатной бумаге с десятью одами Пиндара, «Аяксом» Софокла (эту трагедию Софокла еще называют «Эант» или «Аякс-биченосец»), идиллиями Феокрита и «Трудами и днями» Гесиода;  2) несколько хронографов, до эпохи султана Селима, на простой бумаге; 3)пергаментная рукопись XII ст., содержавшая сочинения Диоскорида с изображениями; 4)медицинские сочинения Гиппократа и Галена, пергаментные и на хлопчатной бумаге; 5)10 славянских рукописей (евангелия, уставы, божественные службы, минеи).
В монастыре святого Павла с храмом великомученика Георгия Григорович обнаружил 200 печатных книг  и 100 рукописей, 85 из которых были славянскими. Славянские рукописи включали в себя 17 евангелий сербской рецензии. Среди них было примечательное евангелие, написанное большим уставом и столбцами в 1329 г. В конце евангелия Григорович обнаружил синаксарь (жития святых Православной церкви) с именами св. Кирилла, почитаемого 14 февраля, и сербских святых: святого Евстафия, архиепископа сербского (4 января), святого Саввы (13 января), святого Симеона (13 февраля), святого Иоанникия (26 апреля).
В монастыре Дионисия с храмом святого Иоанна Предтечи Григоровичу показали библиотеку, располагавшуюся в церковной башне. Книг в этой библиотеке было 400, а рукописей – 50. Славянских рукописей не было вовсе. Ученый отметил ктиторский хрисовул Алексея Комнина с изображениями царя и царицы.
Посещением монастырей Григория и Ксиропотама Григорович был доволен как человек верующий и как путешественник, но в этих монастырях ученый, увы, не увидел ни славянских книг или рукописей, ни хрисовулов. Далее путь ученого лежал в Карею, знаменитую своей соборной церковью, построенной, согласно преданию, Константином Великим.
В Карее Григорович увидел типикарницу святого Саввы Сербского, т.е. келью, в которой безмолвствовал святитель. В келье Виктор Иванович обнаружил 45 рукописей  12 старопечатных славянских книг. Среди рукописей сербской рецензии находились: 1) Житие и подвиги святого Саввы (сказано преподобным Доментианом, иноком и пресвитером монастыря Хиландарского, списано монахом Феодором). Это житие датировалось 1336 г.; 2) Евангелие, подаренное Стефаном Урошем келье святого Саввы; 3) Евангелие со словом Константина Философа вместо предисловия; 4) Деяния святых апостолов; 5) Службы святым; 6) Минеи; 7) Слова Иоанна Златоустого; 8) Слово на вознесение Диоптра Пселлы и избранные поучения; 9) Поучения Феодора Студита и т.д.
Далее последовало посещение монастыря Хиландар с храмом Введения Божией Матери. В монастырской библиотеке Григорович обнаружил рукописи нового церковного употребления, как-то: Минеи, литургии, слова Иоанна Златоуста и Василия Великого сербской рецензии. Ученый отметил, что ценнейшие списки летописей Гамартола 1386 г. и Зонары – 1408 г., принадлежавшие Хиландарскому монастырю, перевезены в Москву. 12 рукописей из монастырской библиотеки отправились за Дунай. Возможно, к последним относились: древнейший список родослова Даниила, архиепископа сербского, и хиландарский летописец.
В Хиландаре Григорович обнаружил 100 хрисовулов, содержание пятидесяти семи из которых изложено в «Очерке путешествия по Европейской Турции». В частности, это были болгарские и сербские хрисовулы.
Далее Григорович через Битолу проследовал в Охрид, обошел озеро через город Стругу, посетил монастырь Калиште и св. Наума. Затем ученый перевалил хребет Галичицу, дошел до Преспанского озера, посетил Ахил и Перово. Из городка Ресна Виктор Иванович Григорович дошел до монастыря Слепче, затем направился в город Прилеп и в монастырь Трескавец Через гору Бабуну ученый добрался до города Велеса, затем через Овче-Поле и город Штипи проехал до города Сера. Оттуда ученый направился через город Мельник в Рильский монастырь, а потом через Софию, Габрово, Тырново, Рущук и Румынию вернулся на родину.
Посещение монастыря Свети Наум (Святого Наума, Х век), по всей видимости, имеет не только филологический, но и культурологический подтекст. В этом храме верующие прикладываются к мощам чудотворца и исцелителя святого Наума, основателя монастыря. Согласно церковному преданию, святой Наум имел дар от Господа – исцелять больных душой и телом и усмирять диких зверей. Филологический же интерес Григоровича к этому монастырю был связан с хранившимися в его стенах старинными рукописями и книгами.
Что же касается монастыря Пресвятой Богородицы в Калиште (XIV век), то он известен благодаря хранящемуся в нем образу Богородицы. Этот образ называют Черной Богоматерью, и он глубоко почитаем верующими. Во дворе монастыря находится чудотворный источник святого Петра и Павла.
Вообще город Охрид во времена Григоровича, как и поныне, гордится своими церквями и соборами, выдающимися памятниками архитектуры и изобразительного искусства, такими как церкви Св. София (XI в.), Пресвятой Богородицы Перивлепты (XIII в.), Св. Иоанн Канео (XV в.), Св. Климент и Пантелеймон (Плаошник) (IX в., восстановлен в XXI в.), галерея икон XI – XIV вв., раннехристианская базилика и баптистерий (V в).
Известно, что за время своего путешествия Григорович ознакомился с пятьсот восемьюдесятью греческими и славянскими рукописями. Так, в Охриде Григорович нашел 69 греческих и 23 славянские рукописи. В монастыре Лешке села Велмей ученый поговорил с местным священником, и тот принес Григоровичу мешок рукописей. В городе Струге, в церкви святого Георгия, ученый нашел сербский Апостол с записью, датирующейся 1227 г. и рукопись Законника царя Душана.
В монастыре святого Наума Григорович обнаружил остатки некогда богатой библиотеки, которую, по местным сведениям, сжег прежний игумен монастыря – грек по имени Дионисий.
В Перове ученый обнаружил 20 славянских рукописей, в Слепче - 60 рукописей и отрывков. В книжном и рукописном собрании Григоровича находились впоследствии ценнейшие памятники славянской культуры и письменности, а именно:  старославянское глаголическое Мариинское евангелие и Хиландарские листки XI в., охридский Апостол XII в. с отдельными глаголическими словами и целыми строчками среди кириллического текста, листки из слепченского Апостола XII в., Боянское евангелие-палимпсест с кириллическим текстом нач. XIII в., написанным по смытому глаголическому тексту, сербская рукопись «Книги царств», написанная специально для деспота Стефана Лазаревича в 1418 г., несколько списков Законника царя Душана [3].
Большая часть собрания Григоровича отошла Румянцевскому музею (ныне – Российской государственной библиотеке в Москве). Достаточно серьезную часть привезенной коллекции ученый подарил Новороссийскому университету в Одессе (ныне - Одесской библиотеке им. Горького).
Одна из привезенных рукописей находится в библиотеке Казанского университета. Некоторые рукописи были переданы Казанской духовной академии, а потом были перевезены в Российскую национальную библиотеку в Санкт-Петербурге. 
Почти все греческие рукописи, принадлежавшие выдающемуся Виктору Ивановичу Григоровичу, были приобретены им в 1844—1845 гг. во время путешествия по Европейской Турции. Собственноручные пометы Григоровича на рукописях, материалы архива собирателя, опубликованный отчет о его путешествии, воспоминания коллег и учеников позволяют установить время и место приобретения большинства греческих рукописей этой коллекции.
В настоящее время известно 32 греческих рукописи, принадлежавшие В.И. Григоровичу: 16 — в Одессе (ОГНБ), 15 — в Москве (9 — в ГБЛ, 5 - в ГИМ, 1 - в ГТГ) и 1 — в Ленинграде (ВАН). Шестнадцать рукописей ОГНБ (№ 24—26, 38, 108, 441, 551, 552, 555, 559, 566, 654) находились прежде в библиотеке Одесского государственного университета. В Одесскую государственную научную библиотеку они были перемещены в 1930 г. Девять рукописей ГБЛ [ф. 87, № 2 (М. 1685) — палимпсест, 14 (М. 1696) - палимпсест, 46 (М. 1728), 61 (Ин. 818), 62 (Ин. 819), 63 (Ин; 820) — 4 единицы хранения] были приобретены в составе большой коллекции славянских и иноязычных рукописей Московским Публичным и Румянцевским музеями вскоре после смерти ученого, в 1877 г.
Н.М. Петровский, восстанавливая историю путешествия Григоровича по Европейской Турции, привел в своей работе текст копии «Списка книгам и манускриптам, доставленным от магистра Григоровича». Перечисленные в этом «Списке» книги и рукописи Григорович во время своего второго пребывания в Солуни (6 февраля— 28 апреля 1845 г.) отправил через Константинополь в Казань. В «Списке», кроме 18 болгарских книг и нескольких рукописей, указаны: «. . . 2. Псалтырь перг. 4°. с изображ. Греч. .. . 7. Фукидид, рап. (=ркп.? — Н. Пт) пр. б. 8°. Греч. 8. Ран. 4°. Аристоф. 1. Эсхила 1. Софокл. 1. Геро- дот. 1. пр. б. 9. Рап. 8°. пр. б. Софокла 1. Эсхила 1. . . .11. Рап. 4. Хлодб. (=хлоп. б.? — Я. ;.) Иппократа и проч. . . .».
В описанных под № 7, 8, 9 и 11 рукописях можно без труда узнать бумажные рукописи Хлудовского собрания 171д (Фукидид), 173д (Аристофан, Эсхил, Гесиод [а не Геродот] и др.), 172д (Софокл и Эсхил) и 174д (Гиппократ, Аэций и Симеон Сиф). В этих рукописях есть многочисленные пометы В. И. Григоровича. В фондах ГТГ был обнаружен один лист из греческого Евангелия XI в. (инвентарный № 2580), на обороте которого имеется карандашная помета XIX в.: «От В. Григоровича». Рукопись БАН (F № 3) имеет собственноручную запись Григоровича о передаче кодекса в 1858 г. в дар Императорской Академии наук.
Итак, В.И. Григоровичу удалось вывезти из Европейской Турции обширную книжную коллекцию, которая требует отдельного научного описания и изучения. Глубокий и систематический анализ привезенной Григоровичем книжной коллекции – актуальная задача славяноведения.

Литература:
1. Григорович В.И. Очерк путешествия по европейской Турции (с картою окрестностей охридского и преспанского озер). Издание второе. М., 1877. С. 16.

2. Донесения Григоровича об его путешествии по славянским землям. Издание Отделения русского языка  и словесности Императорской Академии Наук. Казань.
3. Паремийник Григоровича того же времени, Псалтырь и несколько других рукописей XIII в., Mo;i ;irilsk rukopisi.. I S 6-8 2 podrijetl Mihanovi;ev ;irilsk zbirk / Slovo Zagreb 1955 № 4-5, Р. 71-84.
4. Яковенко П. Б. Исследования в области византийских грамот, Юрьев, 1947.
5. D;lger F., Byzantinische Diplomatik,Ettal, 1956; Hunger H., Prooimion, W.1964.

6. D;lger F., Regesten der Kaiserurkunden des Ostr;mischen Reiches von 565 bis 1453, Bd 1-5, M;nch.-В.,1924-65.


Рецензии