Великая агиасма
1 - Водоосвящение в Крещенский сочельник
Когда архиерей подъемлет крест,
Там, в небе, кажется, не видно ничего нам,
Всё та же пустота, прозрачная до звёзд,
Да росчерки подкрылий: херувимы,
Все силы ангельски, незримые очам…
Галактики огромны, молчаливы –
Что люди им, что слёзы, что грехи?
Вот крест под пение спускается в кандеи,
И кир Корнилий молит о благом,
Соединяя всех нас воедино.
И, твёрже стали, стержень, как кристалл,
Восьмиконечную Голгофу дна кандеи
Соединяет с глубиной Небес.
Вода всё та же – но иная сутью.
Она целебна и врага крушит,
Очистив тело, возвышает душу,
Защиту от негодного творит,
И очи к просвещенью открывает.
Омытый ею, пивший её всласть
Становится иным, преображённым.
Ещё во плоти, сердцем чует Свет
Грядущего Невидимого Града.
Великою святыней назван он,
Сей дар воды – Великой Агиасмой.
2 – Милость лилась издревле
«Возьмёт священник святой воды в глиняный сосуд»
Книга Чисел 5:17
Издревле в благости и в щедрости Творец
В особые часы дарил народам милость.
Адам из глины, смешанной с водой –
Сам отраженье, слепок мирозданья,
Подвержен и бушующим волнам,
И нежности рассвета – благодати.
Священствовать с водою и с огнём,
Псалмами выражать терзания и счастье,
Всходить на гору, словом исцелять –
Дано всё человекам изначала.
Так щедр и благостен небесный наш Отец.
3 - Начало Евангелия – Иордан
"Начало мира - вода, и начало Евангелия - Иордан. От воды воссиял свет чувственный, ибо Дух Божий носился верх; воды и повелел из тьмы возсиять свету. От Иордана возсиял свет Святого Евангелия, ибо, как пишет святой евангелист, «с того времени», то есть со времени Крещения, Исус начал проповедовать и говорить: «Покайтесь, ибо приблизилось Царствие Небесное» (Евангелие от Матфея 4:17)".
Святитель Кирилл Иерусалимский (315-386 гг.)
Он шёл на Иордан, но бег времён - обратен.
Теперь от Иордана новый век
Со слов «покайтеся!» открыл иные бездны.
Благая Весть, вода и чистый Свет,
И Дух, сходящий в виде голубине
Начало положили сверх начал:
Увядшим был Адам, омыт водой живою,
Теперь ты можешь к Богу возрастать,
Твореньем новым стать,
Задуманным для Рая.
18-19 января 2021 года – Крещенский сочельник и Богоявление (Крещение).
«Великая агиасма» (по-гречески - великая святыня) - вода, освящаемая в Крещенский сочельник. «Кир Корнилий» - митрополит Московский и всея Руси Корнилий, предстоятель РПСЦ, совершающий чин освящения агиасмы в Покровском соборе на Рогожском, Москва.
Кандея – древнерусское название водосвятной чаши, которая делалась из медного сплава, с ковкой, чеканкой, гравировкой, лужением и серебрением - с изображением на дне чаши восьмиконечного Голгофского креста с орудиями страстей, утверждённого на четырёхступенчатой Голгофе.
О «святой воде» говорится ещё в Ветхом Завете (Книга Чисел 5:17). Святитель Кирилл Иерусалимский в 4 веке формулирует христианское понимание освящения воды.
«И Дух, сходящий в виде голубине…» - Святой Дух в виде голубя сошёл на Исуса Христа при крещении Его в водах реки Иордан в Палестине. На иконах голубь пишется летящим внутри луча Света, или в округлом сиянии Света.
Свидетельство о публикации №121011908228