Гоша Спектор. Экспертный обзор. Декабрь-2020

     В преамбуле хотелось бы сказать о том, что последующая оценка текстов представленных здесь авторов ни в коем случае не является оценкой всего творчества того, или иного автора, а относится исключительно к тексту, представляющего автора в данном лонг листе. И, следовательно, из критериев, на основе которых высказывается мнение (а данный обзор является исключительно индивидуальным мнением), следует исключить такие критерии, как интонация, ибо в периоде ученичества интонация у автора меняется достаточно часто. И это зависит как раз от осознанного (или неосознанного) поиска той самой индивидуальной интонации, которая определяет все последующее творчество. У авторов же, благополучно миновавших время ученичества, и нашедших «индивидуальный голос», интонация неразрывно связана с достаточно большими временными творческими отрезками и не может быть проанализирована в рамках этого конкурса ввиду недостатка информации.
   Так же следует исключить графическое исполнение текста, поскольку оно непосредственно связано с интонацией, и к нему относится все вышеперечисленное, сказанное о самой интонации.
   Стоит оговориться – все вышеперечисленное не относится к явному заимствованию интонации в конкретном тексте. Для того, чтобы не было разночтений, следует определить, что такое заимствование интонации. Заимствование интонации есть совокупность чужого оригинального авторского размера и графического исполнения текста.
   Хотелось бы так же заметить, что творчество есть движение, как поступательное, так и нисходящее. Каждый, кто занимался литературой (в частности – версификацией), знает о наличии «проходных» текстов. В основном подобные тексты есть упрощенное повторение уже некогда сказанного и сформулированного. Эти тексты заполняют пустоты, возникшие в творчестве по тем, или иным причинам. Жаль, конечно, что «утилитарность» текста осознается только по прошествии значительного временного интервала. Но тут уж ничего не поделаешь, ибо такова психология «человека разумного».
Так что же остается в «обойме» оценочных критериев? Увы, немного:
– Техника (размер, аллитерация, рифма, метафора)
– Заимствования (интонация, мысль, плагиат, центон)
– Стилистика (риторические и стилистические фигуры, организация речи)
Вот, пожалуй, и все основные критерии.
И в завершении преамбулы хотелось сказать еще вот что – все мы в той, или иной ипостаси – апологеты (в смысле – «родившиеся после»). Каждый из нас сам выбирает свою дорогу, свой мост, свой тупик, свой лабиринт. Каждый сам решает, как и куда идти. Единственное – не потерять бы в поисках время, которого потом может не хватить.

А теперь, собственно, к самим текстам
Так как выбор мой пал на анонимный лонг лист, то и начну по порядку.

(Примечание редколлегии БЛК: в дальнейшем мы восстановили имена авторов и ссылки на стихотворения.)

1. ОЛЬГА ГУЛЯЕВА «инструмент контроля»
http://stihi.ru/2020/03/30/10132 номинатор журнал "Витражи"

Нервный эфир пробив напряжённым током, голосом хрупким, тонким, надрывно ломким, стоя красиво по центру, горланит кто-то : "нам никуда не деться с подводной лодки".
"Нам никуда не деться с подводной лодки". Кто-то спасётся, кто-то ещё не в курсе. Водочку пьёт, наживляет червя и ловит в радиорубке сигналы глухой акустик.
Точки-тире на раскраске его тельняшки падают за борт, будут питаться кровью; это убьёт не больно, почти не страшно, как и любой другой инструмент контроля.

Это убьёт, но позже и незаметно всех, кто в земле укрытий себе не роет. Слышишь, акустик – на Землю летит комета, как и любой другой инструмент контроля.

Нервный эфир во имя Святого духа густо собой заполнил салон трамвая. Противогаз надевает глухой кондуктор
И говорит – "Всплываем".

Меня всегда интересовало, почему автор выбирает ту, или иную форму. В данном тексте мы имеем обращению к стихотворению в прозе, а если пользоваться терминологией начала 20-го века – «мнимой прозе». Именно так определили данный способ записи, который сейчас нарекли в сети «А4». Я являюсь категорическим противником этого формата. Тому есть вполне определённые причины.
Причина первая: Стихотворение использует разбивку строк, как жесткое поддержание ритма, ибо окончание строки — это всегда пауза, независимо от знаков препинания, или их отсутствия. Эти паузы как раз и определяют то, что мы называем «индивидуальный голос» автора. Тем более индивидуальная интонация поддерживается за счет пауз в конце строки и рифм. При записи А4, ритмика строки поддерживается за счет знаков препинания, и исключает напрочь «индивидуальный голос» автора

Причина вторая: Стихотворение всегда интуитивно, и подталкивает автор к емким формулировкам. Проза же, наоборот, абсолютно логична и не использует инструментарий поэзии, ибо в этом случае она становится бредом душевнобольного, поскольку логичная интуиция может существовать только в воспалённом мозгу.
Причина третья: Для того, чтобы написать грамотное стихотворение, необходимо исполнить ряд технических условий (подробно описывать здесь эти условия, сиречь – заниматься литературным ликбезом, считаю нецелесообразным в рамках краткого обзора).
При записи А4 все эти технические условия нивелируются. Т.е. автор маскирует собственную безграмотность, или лень.
Причина пятая: Ни один из авторов, пользующихся «форматом А4» ни разу внятно не ответил на вопрос: «А почему собственно такая форма?» Чаще всего отвечали что-то вроде: «А вот такое внутреннее чувство, что надо записать именно так». Подобный ответ говорит о том, что апологеты данного стиля не понимают, что они делают, для чего, и почему, кроме навязанного сетью безграмотного формата, реализуемого безграмотными людьми.
Если, в виде примера, сравнить с медициной, то получится образ офисного работника, придумавшего новый способ операции, для того чтобы поводить скальпелем по живой плоти….
Если бы данный текст был разбит по-другому, то тогда в нем можно бы было увидеть автора, и разговор был бы другим.
Поэтому, откинув форму, которая мне абсолютно антипатична, задам несколько вопросов:
Что такое «напряженный ток»? Может автор забыл курс физики, и о разности потенциалов?
Стоя по центру чего? Эфира? Т.е. что-то вроде стоя по центру воздуха? Ибо свойства эфира и воздуха приблизительно равны.
Глухой акустик в радиорубке наживляет червя?
И т.д.
Налицо абсолютное непонимание того, что такое метафора и аллегория, и как они строятся

В итоге(*): тема-, форма -, техника исполнения +, техника общая -,-,–


2. РОСТИСЛАВ РУСАКОВ «Сирень»
http://stihi.ru/2020/09/16/6167 номинатор журнал "Витражи"

Лавка – рельсы, рёбра – шпалы,
благовоний духота.
В тесноту ноздрей усталых
с грохотом летит состав
летней пыли и наречий
привокзальных, заводных –
почерневший, будто печень
на прилавке, бомж задрых
под заблёваной сиренью.
В кислом воздухе её
он сгорает на коленях –
но не вдоль, а поперёк –
сонно плавится улиткой,
весь дрожит как новый день.
А из треснувшей улыбки
разрастается сирень.

Сразу возникают вопросы:
Каким образом определяется «усталость ноздрей»?
«летней пыли и наречий привокзальных» – если ранее речь шла о ноздрях, то превалирует запах, а не признак времени года, к тому же объединять в один ряд «пыль» и «наречие» – грубейшая ошибка перечисления
«под заблёваной сиренью.В кислом воздухе её» Воздух сирени? Или все-таки запах? Здесь мы имеем неверное слово для определения.
И вообще – «плавится», «дрожит», и «улыбается»? И это все, о чем хотелось сказать?
В общем – неумелая зарисовка.

В итоге: тема -, форма +, техника исполнения +, техника общая -,-,-,-


3. ИРИНА РЫПКА «Туес»
http://stihi.ru/2020/12/02/9789 номинатор Елена Таганова по квоте ГР за редактирование отборочного тура

Иногда подумаешь о родных, которых не знала.
Дедушка Михаил, дедушка Алексей.
Как вы там у подножия Эвереста, в центре Непала
по щиколотки, в леденящей душу, росе?

По сердцу скользнёт, точно коса налетела на камень.
Сохнет трава, сиротливо желтеет покос.
Камлание – это молитва, где в завершении – амен.
А после, вечернее тление и некроз.

Матушка выдыхает, глядя в затёртый помянник
с расстановкой: Алексия, Аксинии, Михаила…
Я без вас, как дитя без семи нянек.
Не помню – кого обидела, кому нахамила.

Что в этих именах, пожелтевших лицах?
Ушедшие города с былыми людьми?
Отчего же мне периодически снится,
как дедушка Михаил возвращается в этот мир.

Прибывает из командировки, заваливается с чемоданом.
Маленькой маме, гостинцы: "Алёнка" и "Кара-кум".
Бабуле – платок с кистями и три лиловых тюльпана.
А мне, ещё не рождённой, берёзовую кору.

Смотри, говорит, какой расписной туес.
Кожа родины – ободранная береста.
Я вовсю разглядываю, я любуюсь,
как она изрезана и чиста.

Рай, находящийся «в центре Непала» немного обескураживает, поскольку мотиваций для такого утверждения нет.
Тем более непонятно каким образом совмещается вызов духов с христианской католической молитвой. Такое впечатление, что мелькают в голове образы, а вот выразить их не совсем удается.
Основной вопрос текста – Почему мне снятся родные, которых я не знала? Есть ответ? Ответа нет. Даже приближения к ответу не наблюдается. Тогда для чего этот вопрос задается читателю? Тема ведь сугубо личная. И ответить на вопрос автор обязан, если уж взялся за эту тему.
В общем – Хороший текст по форме и интонации, но по заявленной теме не раскрыт.

В итоге: тема +, форма + техника исполнения + техника общая -,-,–


4. ИРИНА ЕВСА *** («Старики обживают улицу, как траншею...»)
http://stihi.ru/2020/12/18/563 номинатор Серёжка Попов

***

Старики обживают улицу, как траншею,
осторожным шажком: налево, направо зырк.
И у каждого колокольчик на тонкой шее
обездвижен и безъязык.
Им понятно, что бой неравен, а ров неровен.
Все труднее дышать под маской беззубым ртом.
Срок просчитан, а колокольчик пронумерован,
вписан в ведомость, и его заберут потом.
Старики семенят, сбивая в ходьбе набойки,
так прозрачны в апрельских сумерках, что дитя
пробегает сквозь них, тинейджер летит на байке,
оперяются клены, гривами шелестя.
Безнадзорные, сокращающие до мига
путь извилистый от собеса к небытию,
слышат музыку: это вслед им поет Доминго
на балконе, как на переднем своем краю.
И покуда ты, в добровольной томясь тюряге,
в сотый раз подсчитав, как список смертей подрос,
кипятишь молоко, отхлебываешь из фляги,
очевидное, словно мантру, бубня под нос:
что не Юлиус Фучик ты и не Януш Корчак -
твой сосед внизу
все звонит, звонит в беззвучный свой колокольчик,
сглатывая слезу.

Текст хорош в концовке, но у меня абсолютное неприятие начала.  Начало очень ярко иллюстрирует сентенцию о том, что у автора не получилось то, о чем он хотел сказать.
Первый вопрос – Каким образом можно обжить траншею, ибо траншея — это подступ, скрытая трапециевидная выемка?
Второй вопрос: Как можно «зыркать шагами»? (здесь мы имеем неправильное построение метафоры)
Третье– понятно, что под беззвучным колокольчиком на шее имеется ввиду просьба о помощи, сигнал тревоги и т. д. Но задумайтесь на секунду – кому одевают колокольчик на шею? И вдруг получается, что мы имеем сравнение стариков со скотом. А такую мысль я категорически не приемлю.
В общем – текст частично хорош по исполнению, но также частично невнятен (если не сказать оскорбителен) по формулировке.

В итоге: тема +, форма +, техника исполнения -, техника общая -,-,-


5. ИГОРЬ БРЕН «затворники»
http://stihi.ru/2012/12/09/303 номинатор Дари-Экс по квотк ГР за редактирование отборочного тура

совы ахнут, крякнет ворон -
жди большой воды.
за творцом идёт затворник,
путает следы.

лес уходит вверх по склонам,
чувствуя беду.
в дикой моде невесомость.
ной с иовом ждут бессона.
за петром пришли масоны,
строить акведук.

под конвоем (взяли сонных)
отведут глаза.
воин уязвил дракона?
реставрирует икону
князь таврический, под ёмким
небом – "динозавр".

время тянут грубой силой
в ярком свете дня красивый,
а во мгле – урод.
сколько ни анализируй,
прячет радиоактивность
в страхе углерод.

***

просто стелют часовые,
хуже зазывал.
в гамме с синим белый стынет.
гость с ладонями на выверт.
– вы, простите, здесь впервые?
– нет, уже бывал.

в чём-то длинном, опоясан,
тихо говорит.
не кавказец – не опасно
– ну-ка, предъявите паспорт.
так, а почему без гласных?!
ах, иврит-шмиврит.

имя сказано повторно
задом наперёд.
за средой приходит вторник.
завтра – время вод.

Не люблю тексты без заглавных букв. Английская поэзия на русский манер это уже само по себе нонсенс. И конечно же дань моде.
Говорят – как начнешь текст, так он и продолжится. А начинается он с полнейшей безалаберности.
«совы ахнут, крякнет ворон» Совы ахают? А не ухают случайно? Или автор никогда не слышал совы? «Крякнет ворон»? Это что, гибрид вороны с уткой?
Ну и далее – еще куча несуразиц по списку. Даже не буду перечислять все эти «леса, чувствующие беду»
В общем – невнятный текст ни о чем.
В итоге: тема -, форма -, техника исполнения +, техника общая -,-,-,-,-,-


6. НАТА СУЧКОВА *** («В инстаграме Пушкина – зимняя дорога...»)
http://stihi.ru/2020/12/18/548 номинатор Серёжка Попов

***

В инстаграме Пушкина – зимняя дорога,
Маша-недотрога, синие глаза.
Лайкает Жуковский, пара-тройка ботов,
Бенкендорф не лайкает Пушкина, нельзя.

В инстаграме Пушкина дворики одесские,
дюжина шампанского, устрицы во льду,
пистолет на бархате, папильотки женские,
валенки извозчиков – обнови, найду.

Дальше – лет за сто листай – автор нас не радует:
мутное и зябкое, строки от руки,
воробьи и ангелы, облака и радуги,
и вопрос от Дельвига: "Пушкин, где стихи?"

Первое, что хотелось бы сказать, это то, что данный текст является образчиком попытки доморощенного юмора и является современным продолжением некоторых песен Владимира Высоцкого. Все, что было написано на эту тему после его смерти, естественно не дотягивало до первоисточника, и имело под собой скрытое желание «встать на одну доску» с Владимиром Семеновичем.
В общем – апологетика с претензией на юмор.

В итоге: тема -, форма -, техника исполнения +, техника общая -,-,-,-


7. ЕВГЕНИЙ ОВСЯННИКОВ «реконструкторское»
http://stihi.ru/2020/02/23/10393 квота ГР за ведение рубрики "В гостях у..."

Труп твоего врага ушёл в самоволку в лес,
Сколько его ни кормили галетами и сухпаем.
Зимник в натуре чист как в ружпарке АКМС.
Кто распускает слухи, что отступаем?

Просто сидим в окопе, der Winter ist снова da.
Ротный шутил про смерть: «Это бан в реале».
Третьего дня забанили навсегда.
Там вон, за холмиком, наскоро прикопали.

То, что снаружи драма, внутри – ситком,
Спирта налей рядовому Умапалате.
Краски хватило только чтобы цветком
Кровь распустилась на порванном маскхалате.

Робот разнёс единственный катафот.
Спутник-микроб сквозь небо летит нагое.
Сверху устало глядит на разбитый дот
Месяц. Блестит, начищенный пастой ГОИ.

Текст любителя онлайн игрушек, спутавшего реальность с онлайн развлечениями. Тема игры со смертью смотрится так, как будто третьеклассник рассуждает о теории Дарвина – ни знаний, ни опыта, ни понимания.
Кстати, стоит напомнить, что галеты тоже входят в сух паёк.

В общем – Текст к поэзии отношения не имеет.

В итоге: не рассматривается ввиду утилитарности применения.


8. ЗИНОВИЙ АНТОНОВ «эпитафия»
http://stihi.ru/2018/07/27/8303 номинатор Ильдар Харисов

перейдя границы рая
или ада – кто же знает
одиссея
илиада
хинди клинопись гекзаметр
непонятный звук гуалы
(нет такого инструмента)
голос тины
может аллы
вырез платья из сатина
бой часов
смешные лица
моря плеск и горя лепет
перейдя границы – ницца
где никто тебя не встретит
только блеск небесной манны
(рай не рай а так похоже)
и последняя страница
где ничто не прояснится
лишь нагонится туману

возвращаться нет желанья
ни во время ни в пространство
жадность
глупость
или пьянство
что из вас во мне заменит
с виду кажущийся умным
взгляд печальных дерзких глаз
бренным радостям отказ
смелость жить
мирские рвенья
и простое вдохновенье
скромный холм
цветы
ограда
жизнь твоя или другого
одиссея
илиада
надпись: НЕ БЫЛО ТАКОГО
а под ней: ДА И НЕ НАДО

Явная апологетика фрагментов «Представление» Бродского
Позвольте напомнить
«‘Жизнь — она как лотерея’.
‘Вышла замуж за еврея’.
‘Довели страну до ручки’.
‘Дай червонец до получки’.»
 (и продолжим)
«…одиссея
илиада
хинди клинопись гекзаметр
непонятный звук гуалы
(нет такого инструмента)
голос тины
может аллы…»

В итоге: не рассматривается ввиду явного заимствования.


9. ТАТЬЯНА КОМИССАРОВА «На Кузнецком»
http://stihi.ru/2019/07/24/3041 квота ГР за редактирование отборочного тура

                За всеми справками обращаться в комендатуру НКВД
                (Кузнецкий мост, 24).

                Из протокола ареста


Пройдем, товарищ, вдоль Неглинной,
Взойдём на Мост.
Там женщина с лицом старинным
На фоне звёзд,
На фоне дышащей морозом
Седой толпы.
Там до сих пор с немым вопросом
Стоим и мы.
И тянется перекреститься
Твоя рука.
А под землёй бежит-струится
Мертва-река.

Сразу возникает вопрос – что такое «старинное лицо». Сразу хочется сказать – учите русский язык.
На тему репрессий было написано огромное количество текстов. И для того чтобы реализовать, хотя бы добротно, эту тему, нужен настолько новый и оригинальный подход, что в обозримом будущем я пока не вижу российского автора, способного выполнить эту задачу.

В итоге: не рассматривается ввиду полного не раскрытия темы.


10. ДМИТРИЙ БЛИЗНЮК «джаз-птица для Д»
http://stihi.ru/2020/11/18/5543 номинатор Ильдар Харисов

любимая, прости.
мой Марсель Пруст пуст.
закончилось вино, и в памяти накурено,
и рассвет – медленно седеющий Луи Армстронг
играет блюз тьмы
на саксофоне
фона.

нашел твои
прошлогодние эсэмэски -
точно деньги в осенней куртке,
вышедшие из обихода,
листья в тумане,
бумажные корабли на бензоколонке.

ты думаешь, что ты особенная -
с волосами, распущенными  посреди зимы.
но ты -
лишь красивая тюрьма для снежинок.
их загоняют, как протестующих, в автозаки
твоих ресниц,
твоих распущенных волос.
белые отщепенцы.

наши первые месяцы -
новорожденные львята,
оставленные у дверей приюта в переносном вольере.
кормим их, мутузов, молоком и собачьим кормом,
и они исподволь вырастут:
дни – в месяцы,
затем месяцы – в годы,
в львов-мародеров и самодовольных львиц:
сожрут нас, выгонят, выдавят из Колизея.
или уйдут создавать собственный прайд,
а нам оставят
едкий запах апреля.

погружаю руку в твои волосы,
как в ящик с белками: царапаются, тихо верещат,
ластятся носами, пушистыми хвостами,
а у меня в руке орешки.
миндальные ногти.
ешь мои пальцы...
и ты жадно смотришь на меня
всеми глазами
как разломанный плод граната.
идея красоты
проступает сквозь твою кожу,
как нож сквозь м;ку.
ну, иди же ко мне...

– – -
двадцать лет спустя.
рассвет перышком нежно щекочет ее щеки,
бережно касается реальности,
как темечка новорожденного.
едва слышный «вкл» – и сознание заполняет собой эфир,
и я мелодично картавлю:
доброе утро, любимая.
доброе утро, мир.

да, я все же сдал экзамен,
прошел проверку жизнью, тобой.
и солнечный луч в окне – как Лорка со шпагой.
черт побери, эта лиричность,
будто кот, который всегда на моем плече,
и нельзя не влюбиться, и нельзя не умереть.
но мы настолько любим жизнь,
что волосы шевелятся на голове.
мы вынесем все.
и всех.

Стандартный верлибр. С апологетикой к Александру Блоку («когда вы стоите передо мной»)
Но с такими ляпами…)))
«в памяти накурено»

«точно деньги в осенней куртке,
вышедшие из обихода»

«но ты -
лишь красивая тюрьма для снежинок»

«автозаки твоих ресниц»

«погружаю руку в твои волосы,
как в ящик с белками»

«смотришь на меня
всеми глазами»

« но мы настолько любим жизнь,
что волосы шевелятся на голове»

В итоге: не рассматривается ввиду абсолютной беспомощности текста.


11. МАРГАРИТА ШМЕРЛИНГ «Сказка про колодец и звезду»
http://stihi.ru/2020/12/09/7595 номинатор Максим Потарин по квоте ГР за редактирование отборочного тура

В моём колодце темно, но одна звезда
в любую погоду рассеянно смотрит вниз,
да мелкой трухой осыпает камни вода,
и грубо сжимает сердце скрипучий визг
поломанных крыльев, скребущих о камень стен…
Змея, не таясь, подползает к босым ногам,
кусает, язвит, обратить пытается в тлен,
но ангелов плоть бессмертна, хотя слаба и нага.
Когда в крови моей яд и на сердце лёд —
не вырваться к небу, к Господу не прильнуть,
и горестно дождь свои пресные слёзы льёт,
и каплями падают тени мёртвых минут.
Отречься и сдохнуть от боли — велик искус,
змея ухмыляется — ей надоело  ждать,
и я бы ушла, пропади всё пропадом, пусть…
Но ты меня держишь крепко, моя звезда.

Попытка сделать аллегоричный (не метафоричный) текст. Неудачная попытка.
«В моём колодце темно, но одна звезда
в любую погоду рассеянно смотрит вниз,
да мелкой трухой осыпает камни вода,
и грубо сжимает сердце скрипучий визг
поломанных крыльев, скребущих о камень стен…»
«Поломанных крыльях» кого? Звезды? Ах, автора…… а об авторе здесь ни слова….

«Змея, не таясь, подползает к босым ногам,
кусает, язвит, обратить пытается в тлен,»
Змея? К босым ногам? Подползает? В колодце?..
«тени мёртвых минут» а как умирают минуты?

В итоге: не рассматривается ввиду абсолютной беспомощности текста.


12. МАРИНА ЧИРКОВА «тень Ли Бо и другие»
http://stihi.ru/2004/09/08-549 квота ГР за ведение рубрики "В гостях у..."

…слу-
чайны розы-
грыши, в небе чай-
ка, сто видов чая-
ний в огне печа-
ли…
а жизнь пре-
дательская штука еже-
ли ты в китае я же на-
ивна хуже не-
жных и страшных по-
вестей безумного по-
эта судьба иных стран-
ней но чудится кар-
еты а может тыквы скрип-
ка и дрожит конь-
ячно… выпей луну ли-
бо тотчас сойди с у-
дачной тропинки в к-
рай куда пе-
ром раж-птицы вольной ле-
тишь словами лья-
сь вот так легко ли бо-
льно…

Я не люблю творчество Хлебникова и его апологетов. Я не люблю творчество Бурлюка и его апологетов etc.
На мой взгляд это тупик, на который жалко времени. Времени нашей жизни, которого не так уж много.
Что осталось от творчества Хлебникова, Бурлюка, Каменского, Шершеневича etc.  в русской поэзии? А ничего. Только апологеты, которые принимая революционный выпендреж подражателей октябрьской 17-го в литературе, за творчество, пытаются самим себе доказать необходимость собственного бреда.

В итоге: не рассматривается ввиду не имеющего отношения к поэзии.


13. МАРТА БУТ «Нуль»
http://stihi.ru/2020/11/28/4630 отборочный тур для резидентов

В чёрную пятницу город привычно нов.
В разнотравье пилонов, билбордов, в консольном цветении
Некто лукавый пасёт золотых тельцов,
Кормит сочной наживой от пятницы до воскресения.

Пальцы сжимают колоду краплёных карт
С логотипами банков над выпуклым именем собственным.
Мне намечает пути хитроумный смарт-
В карту города сея ТЦ светло-серые оспины.

В этих сакральных местах счастье просит жертв -
Истекает рублями кредитка покорная прихоти.
Нуль увидав и ругнувшись привычным «щщщет»,
Мятый стольник дарю электронной цыганке на выходе.

Что-то замкнуло в её жестяном нутре:
Раздала очень лихо таро, как для хай-лоу покера;
Выдала флеш, а потом, смухлевав, каре;
Предсказала потерю нолей и нашествие джокеров.

Ходу: от пьяной гадалки – в торговый ряд!
Но баланс нулевой – я зеро для служителей пятницы:
Просто бродячий бесприбыльный экспонат,
Обречённый субъект: то ли есть, то ли нет – всем без разницы.

Из репродукторов диктор красиво врёт
О возможностях быстрого займа, практичности лизинга.
Я улыбнусь в зеркала, так Чеширский кот
Улыбнулся бы кошке профессора квантовой физики.

Претензий к этому тексту у меня почти нет, кроме сомнения в целесообразности 4 строфы, и воспоминания о Вознесенском.

В итоге: тема -, форма +, техника исполнения +, техника общая -,-


14. ШАБАЛИНА ЛЮДМИЛА «Ну-ка, отними!»
http://stihi.ru/2020/02/15/6473 отборочный тур для резидентов

Утро через сито занавески
проникает в комнату едва.
Тонкий луч рисует арабески
на стекле, по памяти, в словах —
позывных торжественных и громких:
«С добрым утром и хорошим днём!».
Кот зевает на диванной кромке.
Пирогами пахнет и борщом.

Втянешь воздух вкусный и нирванный,
будто втянешь мамино тепло,
И бежишь за хлебом и сметаной
на крестьянский рынок за углом.
Где отряды воробьёв нахальных
сыть урвать с прилавков норовят.
Отгрызаешь корку от буханки —
чёрную, как десять негритят.
Всё по списку купишь, а на сдачу —
горсть конфет «А ну-ка, отними!».
...Как бы рядом — маячком означен —
этот день беспечной кутерьмы...

Хоть с годами из часов песочных
всё быстрее сыплется песок —
за углом танцует на носочках
девочка — пшеничный колосок.
В междустрочьях позывных советских
падают слова на лист зимы —
не слова, а ощущенья детства.
До сих пор — попробуй отними...

Претензий к этому тексту у меня почти нет. Не понимаю, как можно «втянуть мамино тепло». Но слава богу в подборке появился текст, в котором слова аналогичны ощущениям и времени. В котором нет попытки совместить новояз с архаикой, в котором философская составляющая, это взгляд солнечного ангела, расположившегося за правым плечом, и улыбающегося твоим воспоминаниям.

В итоге: тема +, форма +, техника исполнения +, техника общая +, +


15. ИРИНА-СОВА «И все»
http://stihi.ru/2020/09/09/902 отборочный тур для резидентов

                Светлая тебе Память, Наташ...  Прощай...



Как бы уйти от назойливой грусть-тоски?
Память услужливо строит монаший скит.
Прямо под сердцем уютно сложился домик.
Видно, на данность нацелен её расчёт -
типа: "опять припадёт на моё плечо,
тихо поплачет, а дальше печаль разгонит"

Может, поможет цыганка с колодой карт?
Стоп! Так нечестно! Зачем короля в рукав?
Вряд ли, конечно, червовый да пригодится...
Так что раскладывай просто на интерес.
Бог не поможет. Сегодня гуляет бес -
страх осторожно стекает по ягодицам.

Видимо скоро в мой дом постучится смерть.
Зря не прислушалась к теме "семь раз отмерь" -
знала бы хоть чуть-чуть, на порядок больше.
Бесится бес, чертыхается наглый чёрт.
Ангел затих, ну а что же ему ещё
делать, когда человеку нутро полощут?

Жизнь утекает, как выпитое вино.
Здесь попрощаться со всеми бы надо, но
странной лягушкой в кувшине сбиваю масло.
Выбраться нужно отсюда любым путём -
схватками тянет болезненный окоём.
Вспыхнуло небо и...всё.
                Навсегда погасло.


Почти без претензий. Не понял метафору «о сложившимся под сердце домике». Личное, сугубо личное стихотворение, которому, увы, никогда не стать «общим». Почему-то вспомнился Левитанский.
«Хоронили отцов, матерей хоронили,
бесшумно сменялись
над черной травой погребальной
за тризною тризна.
Все, как было когда-то, как будет на свете
и ныне, и присно.
Просто все это прежде когда-то случалось не с нами,
а с ними,
а теперь это с нами, теперь это с нами самими.»

В итоге: тема-, форма +, техника исполнения +, техника общая, +


16. АННА КОРНЕТ «Непосебешное»
http://stihi.ru/2020/05/16/7010 отборочный тур для резидентов

Непосебешно.
Миленький ты мой,
не забирай с собой меня, поганку.
Готовая рвануть в последний бой,
стрелять ещё не разучилась Анка.

Поднаторевший в склеиваньи ласт,
бери других и в розницу, и оптом.
Приблизишься, я вмажу между глаз.
Не хочется, поди, ложиться в гроб-то?

Заматерели, скарбом обросли,
бесплатный сыр грызём в своих капканах.
Где те, что чушь прекрасную несли
и планы громоздили великанно?

Тачанка заржавела. Жгут слова.
Целуй другую дрянь губами в саже.
И кто кого подлее предавал,
а главное, зачем, – уже неважно.

То эта тень мерещится, то та.
Дождь языком холодным стёкла лижет.
...Не по себе, Петюня. Пустота.
Стучат копыта – ближе, ближе, ближе…

Грамотно, технично…. Но, во-первых, «склеить ласты» значит умереть. И что же получается? Приобретший навык смерти? Так, о чем текст? О расставании или о том, что «умерев, не забирай меня с собой»? Тогда все остальное – куда?

В итоге: тема -, форма +, техника исполнения +, техника общая -,-


17. АРСЕНИЙ ЗАГАЕВСКИЙ «Второе письмо»
http://stihi.ru/2019/12/03/2770 отборочный тур для резидентов

Под вечер всегда ты просила доклада. Ну, вот он:
тут даже у нас новым Новым повеяло Годом,
а так – никаких новостей. Разве, землетрясение.

Да, кстати, закончился твой годовой в фитнес-центре,
и ты уже как бы скрываешься за поворотом.

В Москве? Нет, почти не бываю, тем более едва ли
опять окажусь в той бревенчатой парковой церкви,
где в садике с папой от круглого хлеб отрывали,
где вас друг за дружкой в кружочке потом отпевали.

(«Гдевасотпевали». Забавно. Как «вазисубани»)).

И строгий священник – ну, помнишь – апостол, блин, тоже мне,
там всё рассуждал, мол, войдёт – не войдёт в Царство Божие,
но ты уж, мамуль, не ругайся: ему так положено.
 
А знаешь: ведь больше всего я до первого класса
от вас где-то в центре, в метро потеряться боялся.
И вот потерялся, и что же я понял? А то, что
жить, в общем-то, можно и даже почти так же точно
осваивать технику баса, и уженье басса,
и прочие штучки, и даже не так уж и тошно.

Представь: чтоб в себе побороть алкаша и обжору,
я тоже пошёл и в бассейн, и на тренажёры.
Что? Это ещё при тебе?
Ну, конечно.
Ну, да.

А, вот: записался в театр, тоже, на хрен, актёр, и,
вообще, развлекает всё больше одна ерунда:
стишки и смешки, сериальчики, френды, камЕнты...

А я-то ведь думал тогда, что с такого момента
все станет другим, ан вот фигу, и как же, мам, это
выходит, что мелкие бесы, и гады, и беды
всё пуще выводят...

... Тут ты улыбнёшься: наверно,
ты просто, ребёнок, такой весь немножечко нервный.
Да плюнь ты (вот так вот!) на эту дурацкую мелочь.
Наследственность, видно: вон Юра, всегда, например, мой...

...А я буду слушать и думать: последняя милость,
Как раз, может, в том, что ты рядом – так что изменилось?

Поэтому не беспокойся, не морщи большой лоб;
у всех у нас всё хорошо и ни бОлей, ни жалоб.
Расстает – поставим вам памятник, справим оградку.
Ребятки? Да нет, не звонят – значит, тоже в порядке,
а ты, напоследок-то, всё ж, может быть, подсказала б:

вот ты как бы есть, а как быть, если наоборот и,
хотя и живой, и довольно упитанный вроде,
житьё превратилось в бобслейный бессмысленный жёлоб:
Всё гладко, быстрее, и ниже, и к финишу ближе несут повороты...

Ведь ты же теперь-то, поди, уже знаешь разгадку?

Есть вещи настолько личные, которые нельзя выносить на публику. Любой человек, испытавший состояние потери близкого человека, испытывает чувство вины за то, что не договорил, недосмотрел, не доделал etc. И это чувство вины требует реализовать несбывшееся, облегчить душу. Например, когда я разговариваю со своей покойной мамой, то это наши личные разговоры, и о них не узнает никто, поскольку если это вынести на люди, то, во-первых, это перестанет быть личным, а во-вторых, это как читать чужие письма – невоспитанно и гаденько. Но если человек не понимает, что существует личная жизнь и жизнь публичная, если его терзает желание быть публичным любыми средствами, даже ценой снисходительной жалости посторонних, то тогда он может писать подобные тексты. К поэзии это отношения не имеет. Имеет отношение к чувству брезгливости к автору, не удосужившемуся на протяжении жизни приобрести этические ориентиры.

В итоге: не рассматривается, как не имеющий отношения к поэзии.


18. СОЭЛЬ КАРЦЕВ «Пасти снега»
http://stihi.ru/2020/11/03/75 отборочный тур для резидентов

Пасти снега на пастбище рассвета...
Окончилась зачем-то ночь, и это
становится у фразы поперёк.
Уже молчу и чествую молчанье,
и хлеб в горсти, и ялик мой причален,
где времени чуть видимый парок

струится над бегущею водою.
Смотри, смотри, такого вот покоя
Иезекиль, похоже, не видал.
Дорога свой разматывает свиток,
орлы, полёвки выстроили свиту,
ямайка упирается в ямал.

Хороший, грамотно построенный этюд, не претендующий на философскую высоту. К тексту только один вопрос – при чем здесь Иезекиль? Не видал он такого покоя? А какой покой ведал Иезекиль, уведенный в вавилонский плен, Иезекиль, ставший немым, Иезекиль, питающийся коровьими лепешками и хоронящий жену, и в конце концов разорванный конями на несколько частей? О каком покое может идти речь вообще? Как я понимаю, упоминание Иезекиля предназначалось для людей не сведущих и не знакомых с Ветхим заветом. И вообще здесь можно было поставить любое известное имя, ибо автор со смыслом этого пассажа сильно не заморачивался.

В итоге: тема -, форма +, техника исполнения +, техника общая -,-


19. АЛЕКСАНДРА ГЕРАСИМОВА «у всех свои»
http://stihi.ru/2020/12/08/4865 отборочный тур для резидентов

у всех свои
пропащий мой алёша
как выметенно в этом декабре
как выспренно краснеют во дворе
поспелые соцветья снегирей
как сцеженно всё боже как истошно
и голод в голубиной голытьбе
так всё напоминает о тебе

свои у всех
недавний мой андрей
немногое себя сменило за год
всё столько же лилово-красных ягод
и снежная разваристая мякоть
себя самой нисколько не белей
и этот многолетник у крыльца
всё так же полон твоего лица

теперь и ты мне свой
мой александр
в гирляндах город как в ранетах сад
и всё ему – колядки да хоры
и всяк ему – тугой имбирный пряник
и всё что без тебя – пустой ольшаник
извергнутый разъятый до коры
раскровленный до кроличьей норы

в подъезде запах слома и хвои
смещённый слог
кто там
кто там
свои


Я уже много раз говорил о том, что стараюсь не высказывать свое мнение о текстах без знаков препинания. Причиной тому уверенность в том, что как только автор берется за перо, то он так же берет на себя ответственность за каждое сказанное им слово, за каждую сформулированную им мысль. «Казнить нельзя помиловать» Поэтому тексты без знаков препинания являются действием, при котором автор переносит на читателя ответственность за все сказанное автором. А эта позиция труслива и недобросовестна.

В итоге: тема -, форма -, техника исполнения -, техника общая -


20. ЕФИПОВ АЛЕКСЕЙ «Представь»
http://stihi.ru/2019/01/12/10189 отборочный тур для резидентов

                Ю.С.

Представь: не стало ноты "до",
представь: не стало "види, вици",
и жизнь длинна, как коридор
психиатрической больницы.

Представь: остался только сон
от ленты лет до лета Леты,
где ты всего лишь горизонт
несуществующей планеты.

Тоже неплохой этюд, который мог стать частью чего-то большего. Может даже когда-нибудь станет. Я называю подобные тексты «ступенькой», тренировкой для того, чтобы «не отвыкли пальцы». Тем болеe невнятные мысли порождают невнятные тексты.
«Представь: не стало ноты "до"»
Хорошо, представил…. И дальше?
«Представь: остался только сон…»
Хорошо… представил…. И дальше?
«…от ленты лет…»?
сон, В КОТОРОМ, а не «ГДЕ»

Не понял… это перевод...? Сон не может «остаться от». Если вам кто-то сказал, что это русский язык, то он вас обманул….

В итоге: тема -, форма +, техника исполнения +, техника общая -,-,-


21. ТАТЬЯНА ПАВЛОВА ЯСНЕЦКАЯ «Железный лев»
http://stihi.ru/2020/01/11/6361 номинатор Илина Гумер

Железный шар железный держит лев
у пристани Дворцовой мёртвой хваткой.
Века меняют милости на гнев
и вновь казнят, питаясь кровью сладкой.

Лев, наблюдая жизнь из-под бровей,
как дней смешна пустая волокита,
ни злее не бывает, ни добрей –
он держит шар спокойно, деловито.

Не просит почитания взамен,
ему не нужно золота и славы.
С достоинством он терпит вечный плен,
людские игнорируя уставы.

Нева блестит, как траурный муар,
лев рядом с ней лежит ненастоящий,
но, кажется, пока он держит шар,
не рухнет мир, над пропастью висящий.

Достаточно ученический текст с рифмованными прилагательными, очевидными банальностями, ошибками в количественном перечислении, построения идиомы, смысловыми провалами etc.

В итоге: тема -, форма -, техника исполнения -, техника общая -,-,-


22. ЕВГЕНИЙ БАГРЯНЦЕВ «Под зимними крышами»
http://stihi.ru/2019/01/10/5011 номинатор Илина Гумер

Образовательного роста
добьётся снежная зима.
На скатах крыш – романов толстых
полураскрытые тома.

Их содержанье – в строках окон;
в нём есть мечта и есть вещизм,
и чувства, спрятанные в кокон,
и осязаемая жизнь

второстепенных персонажей,
небрежно вписанных в сюжет.
Таких романов нет в продаже.
Здесь главного героя – нет.

Законы есть, но нет порядка
в сюжетной линии порой.
Расцвет соседствует с упадком,
и каждый – сам себе герой.

Кем втайне, кем бесцеремонно
сплошь нарушается табу,
и всё ж звучит оксюмороном:
«импровизировать судьбу».

Создатель бесконечной пьесы,
скрывая собственный мотив,
пересекает интересы
и вносит массу корректив.

Зима прочитывает главы
с составом действующих лиц,
предвидит новые забавы
и добавляет им страниц.

Тоже достаточно ученический текст. Со всеми ошибками, присущими подобным текстам. Можно даже скопировать комментарий к тексту предыдущему, и почти ничего не изменится.
Ну какие «толстые романы»? А существуют «тонкие»? А энциклопедии в образ не вписываются?
«строки окон» это что, бойницы?
В чей кокон «спрятаны чувства»?

В итоге: тема -, форма -, техника исполнения -, техника общая -,-,-


23. АЛЕКСАНДР КРУПИНИН  «Прогулка»
http://stihi.ru/2020/12/09/5366 квота ГР за редактирование отборочного тура

До чего же пустынны эти места -
от Кировского моста до Кантемировского моста
под созвездием Северного Креста.

Кометы над нами распускали хвосты
небывалой холодной изысканной красоты.
Разлетались в разные стороны острова и мосты.

Так мы шли вдоль Невы, и Северный Крест сиял высоко,
и Аксель Иванович Берг выходил в голубом трико.
Было слышно, как плещется молоко.

И Аксель Иванович пел хорал на несколько голосов,
пожилой адмирал запирал Петроградскую сторону на засов,
я чувствовал, как трепещет маятник твоих часов.

Мы молчали, потому что и без нас была тишина,
только кричали чайки и на Финском заливе начиналась  война.
Появлялись древние бестелесные  племена.

Истончалась среда, ее пар уходил наверх,
вместе с ней исчезал в предзимье Аксель Иванович Берг,
им на смену вставал между нами  таинственный новый четверг.

Время вышло, я и ты ушли далеко-далеко.
Остался только чуть слышный хриплый голос Жюльетт Греко.
Нева продолжает течь, и на Финском заливе ягнёнок пьёт печаль-молоко.

Начало текста обнадеживало. Но потом… Хорошо, Аксель Берг известная в узких кругах личность. Ну кто сейчас помнит зам. министров СССР? А характер, а время? По упомянутой вскользь «начинавшуюся на финском заливе войну» можно догадаться что речь идет о конце 30-х – начале 40-х годов. И все? А где жизнь, судьба, время, надежды, разочарования, будущее?
Этот текст можно выразить одной строкой – Однажды, в начале сороковых, мы гуляли с Акселем Ивановичем Бергом вдоль Невы.
И все.

В итоге: тема -, форма +, техника исполнения+-, техника общая -,-,-


24. ИВАН ЗЕЛЕНЦОВ «Covid-2020»
http://stihi.ru/2020/04/28/4322 номинатор Термитник поэзии

Нам осталось чуть-чуть этой странной весны,
где пугаются каждого чиха,
где мы видим, обнявшись, тревожные сны -
в них кончаются соль и гречиха.

Нас с тобою найдут, нам поставят COVID
по фейсбучной твоей аватарке -
ибо в смутное время народ башковит -
и навеки запрут в Коммунарке.

Будем жить мы отныне – такие дела -
за подкладкой у Бога зашиты
в этом доме чумном, где архангел крыла
прячет в белый костюм химзащиты.

Будем в масках ходить и смотреть из окон,
задыхаться в осаде у мая.
Что ж, мы маски привыкли носить испокон,
их почти никогда не снимая.

Глаз твоих океан – голубой-голубой,
в нем бы мог утонуть наутилус…
Я, признаюсь, действительно болен – тобой,
а любовь беспощадней, чем вирус.

От любви никого не спасет ИВЛ,
а ее недостаток – причина,
что весь мир – от Москвы до бразильских фавел -
болен тяжко и неизлечимо.

И когда нас отпустят во славу Его
в летний рай, полный лени и неги,
мы посмотрим вокруг, а вокруг – никого,
только половцы и печенеги.

Очередное ученичество с подводными лодками в глазах, со снами про соль и гречиху, с башковитым народом и взглядом из окОн. Напоминает поделку для заводской стенгазеты.

В итоге: Не рассматривается в связи с отсутствием материала.


25. АЛЕНА БАБАНСКАЯ *** («Прозрачна туча на просвет...»)
http://stihi.ru/2020/11/15/7042 номинатор Термитник поэзии

Прозрачна туча на просвет,
Но завихрения у ней.
Выходят люди на проспект
Забавной стайкой окуней.
Плывут по делу или без,
Короче, шляются окрест.
Но туча поднимает жезл,
И начинается оркестр.
Такой разносится ба-Бах,
Такой Арам Хачатурян,
Что мокнут классики в гробах,
В провалах оркестровых ям.
О как симфония течёт,
Как льёт на запад и на юг!
А звуки все наперечёт:
Оглох Бетховен, глючит Глюк.

Еще одна поделка, имеющая отношение к неумелой версификации, в которой выходят окуни, туча в форме жезла с завихрениями, начинающийся оркестр, классики, мокнущие в оркестровых ямах, и дождь только на две части света….

В итоге: Не рассматривается в связи с отсутствием материала.


26. ИГОРЬ ГОНОХОВ «О вампирах»
http://stihi.ru/2020/09/03/4266 квота ГР за редактирование отборочного тура

                И в жолтых окнах засмеются,
                Что этих нищих провели.
                Александр Блок

у лебеды листок бордов
жара над улицей течёт
я пить не пил людскую кровь
и в этом главный недочёт

а пил я водку пил я джин
имел миролюбивый вид
не креативно скучно жил
по мне акация грустит

в кафешке кушал чебурек
людей морально не ломал
я был хороший человек
такой не нужен задарма

такой не нужен никому
по жизни маргинал отброс
по мне поют оркестры мух
и дирижёр собачий хвост

а тот кто пьёт людскую кровь
всегда с иголочки одет
и лимузин его бордов
и есть он признанный поэт

он улыбнётся скажет я
не пресловутый жуткий граф
всё зависть чёрная твоя
и будет прав и будет прав

тогда пойду приняв позор
не вымолвив ни ах ни ох
в места где голубиный мор
где цвёл вчера чертополох

и буду в этот летний зной
рыдать и рвать свои стихи
и слышать за своей спиной
хе-хе хо-хо ха-ха хи-хи

К данному тексту относится все вышесказанное о знаках препинания и англицизмах. Создается такое впечатление, что мы имеем в этом тексте неумелый перевод с английского. А определение хорошего человека по признакам поедания чебурека, поющие мухи, места голубиного мора, и рифма «кровь – бардов» предполагающая или «кров», или «бордовь» вообще вызывает «неземной восторк».

В итоге: Не рассматривается в связи с отсутствием материала.


27. АМАН РАХМЕТОВ *** («Оставь шагающего на руках в покое...»)
http://stihi.ru/2020/12/08/9208 номинатор Елена Севрюгина

***
 
Оставь шагающего на руках в покое,
не останавливай его и не спрашивай,
почему он перестал доверять ногам.
 
Никто не знает, как трудно ему приходится в жизни.
 
Не смотри на его тонкие, болтающиеся в разные стороны ноги
и на прозрачную кровь, стекающую с ладоней.
Наверное кто-то разбил стекло и забыл подмести.
 
Пройди мимо, забудь.
 
А ночью тебе приснится тихий дождь,
и ты проснешься, когда дождь прекратится.
 
Умоешь лицо прохладной музыкой,
вспомнишь вчерашний день,
отойдешь от собственного отражения
 
И попробуешь встать на руки.

Вопрос только один – а если вокруг нет шагающих на руках? То значит весь этот опус в мусорную корзину?

В итоге: Не рассматривается в связи с отсутствием материала.


28. РОМАН СМИРНОВ *** («Ну, вот и вылились в дожди...»)
http://stihi.ru/2020/12/08/9348 номинатор Елена Севрюгина

***

Ну, вот и вылились в дожди
знаменья, замыслы, приметы.
Теперь, куда ты ни иди,
в толпе латентные поэты,
кто поворотом головы,
кто взглядом, брошенным на знаки,
и, словно питерские львы,
застыли у дорог дворняги.
В такую пору в дневнике
писалось памятное Фету…
Вот девочка в дождевике
цветном, похожа на конфету.
Вот неразумный гимназист,
в кроссовочках на босу ногу,
спускается под гору вниз,
чтобы исчезнуть понемногу.
Мне кажется за той горой
с ним что-то истинное канет.
Темнеют влажною корой
воротников уставших ткани.
И осень поданной руки
ладонь меланхолично сжала.
А началось с одной строки.
Она давно в столе лежала.

Технически грамотно. СмысловО – ужастик. Во всем этом тексте есть только две удобоваримых строки
«Вот девочка в дождевике
цветном, похожа на конфету.»
 Все остальное, вместе с взглядом, брошенным на знаки(какие?), гимназистом, который «спускается под гору вниз» («под гору» и «вниз» это одно и тоже), уставшими тканями, сжать ладонь руки (а бывает ладонь ноги), строка не может «лежать» – так все это, как говорил Соллертинский, нужно аккуратно положить в мусорную корзину.

В итоге: тема -, форма +, техника исполнения -, техника общая -,-,-, -


29. ЮРИЙ ГЛУХОВ-СЕНТЯБРЬ «Кто придумал пулемет?»
http://stihi.ru/2016/04/12/1746 квота ГР за редактирование отборочного тура

Всё пройдёт – пройдут и люди, у природы свой расчет –
Нас когда-нибудь не будет, будет кто-нибудь еще.

Отшумят весна и лето. Человечество-старик –
Поздним солнышком согрето, без истерик и хандры –

Сядет на скамейку в парке в тишине пустых аллей.
Здесь не холодно, не жарко. Нет влюбленных, нет детей.

Нет причины торопиться. Сонно смотрим на закат.
В памяти шуршат страницы: этот – сокол, этот – гад.

Расплываются детали: кто, зачем, куда, когда...
Пулемет придумал Сталин в предвоенные года.

Вёл фалангу Александра по пустыне Моисей.
Архимед и Леонардо перекрыли Енисей.

В космос Пушкина послали, он был с няней, не один.
"Молодцы!" – сказал им Сталин. И, конечно, посадил.

Было что-то и недавно: мини-юбки, брюки клёш,
Фильм какой-то очень славный... Или танец? – не поймешь.

И, вздохнув по-стариковски, провожая Солнца круг,
Вспомним: музыка... Чайковский... И обрадуемся вдруг.

Ну что сказать? Устал я от бессмысленных текстов. Все время крутится один вопрос – а мысль то в чем? В том, что мы превращаемся в «иванов не помнящих родства» в прямом и переносном смысле? Ну? Я все сказал? И зачем одну строку надо было «размазывать» на 18 строк? Тем боле с человечеством, севшим на скамейку (вы представляете какой длинны должна быть эта скамейка?).

В итоге: тема -, форма +, техника исполнения +, техника общая -,-


30. ИОСИФ ГУБЕЗСКИЙ «Пять беззубых старух с молодою душой»
http://stihi.ru/2014/02/11/3276 номинатор Елена Элентух

Мы пришли в этот двор, чуть касаясь друг друга,
От заветных дверей , ключ неся золотой.
А на лавке под домом без сна и досуга
Пять беззубых старух с молодою душой.

Лишь захлопнулась  дверь – обезумели стрелки!
Мы вкушали любовь вперемешку с лапшой!
Лбами к стёклам прильнув, нам смотрели в тарелки
Пять беззубых старух с молодою душой.

Уходили мы врозь – только тени шли рядом
Бесконечным казался нам двор небольшой
Нас толкали взашей непрощающим взглядом
Пять беззубых старух с молодою душой...


Вот тут уж я повеселился. Особенно поразила меня эротическая сцена из русской адаптации фильма 9 ; недель – «Мы вкушали любовь вперемешку с лапшой»
Непонятным осталось одна «молодая душа» на пять старух – дробилась она, клонировалась, или еще как? И вообще – в чем ее молодость выражалась, я так и не узнал. Но все равно бабушек жалко «без сна» сутками на лавке…. Это уже «Дневной дозор» какой-то.

В итоге: Не рассматривается в связи с отсутствием материала.


31. ЮРИЙ ВИКТОРОВ «Не радость»
http://stihi.ru/2019/06/23/3343 номинатор Ольга Озерова

                И. Иртеньеву

Я стою такой унылый,
Предаю себя стыду,
Хулиганы дали в рыло
У прохожих на виду.

Был бы я резвей и легче,
Не в таких больших летах,
Убежал бы я при встрече
На здоровых-то ногах.

Будь я малость помоложе
И могучий, как амбал,
Я бы дал в ответ по роже
И закончил бы скандал.

Но они намного шире,
Без морщин и без седин.
И к тому же их четыре,
Ну а я всего один.

Плюс последствия гастрита,
Простатит и диабет…
И пришлось достать мне биту,
Арматуру и кастет.

Получилось как-то глупо,
Неудобно, видит бог,
Но лежат четыре трупа
У моих артритных ног.

Жить и жить могли б ребята,
Если б я был молодой…
Только ж я не виноватый,
Что я старенький такой!

А посвящение-то при чем? Это Иртеньев что ли битой размахивал? Ну-ну)))
Хочется посоветовать автору, если ему нравится писать подобные безделицы с намеком на юмор, то лучше представлять подобные тексты на специализированных конкурсах юмора и сатиры. Ибо с точки зрения поэзии здесь говорить не о чем – дурашливое хихиканье по поводу желаемой проекции.

В итоге: Не рассматривается в связи с отсутствием материала.


32. СЕРГЕЙ СЕРОУХОВ «Полезная поэзия»
http://stihi.ru/2011/06/16/6691 номинатор Ольга Озерова

Прочитав немало книжек,
Телефонных и других,
Я, товарищи, не вижу
Смысловой нагрузки в них.
 
Объясните, в самом деле,
Что за темы для стихов?
Только пьянка да похмелье,
А не пьянка, так любовь.
 
Из великой из плеяды,
Древнегреческий Гомер,
Понапичкал в «Илиаду»
Нетрезвеющих гетер.
 
Не гетеры, так путаны
Вызывали интерес.
Взять хотя бы Левитана
(правда, тот писал про лес).
 
В интернете что ни ссылка
На какой, к примеру, стих -
То ли девки и бутылка,
То ли кто один из них.
 
Раз судьба твоя-планида
Есть поэзии венец,
Сочини про цианиды,
Про гидролиз, наконец.
 
Не достойно ли Богемы
Отразить десятком строк
Суть работы микросхемы?
Что за штука — оверлок?
 
Вы же — светочи культуры,
Словоблудья мастера!
А у Вас одни амуры
Или пьянство до утра.
 
Это Ваш, который Гений,
Встал под пулю ни за х*р,
А из жизненных стремлений -
«Выпьем, кружка! Где же Керн?»
 
И пришедшие на смену
Ковыряются в старье,
Тему ревности с изменой
Предпочтя «рядам Фурье».
 
Тривиальная картинка -
Поцелуйчики, сирень ...
Напишите про «сурдинку»,
Растолкуйте, что за хрень?
 
Напишите, что ли, оду -
Только правду, не враньё! -
Как помножить на работу
Хрен, забитый на неё.
 
Пригодились бы познанья,
Чтобы сложены в катрен -
Как украсть без наказанья,
Приподняв страну с колен.
 
...У поэтов настроенье
Разом схлынуло с лица.
Только «чудное мгновенье»
Вспоминали без конца.

Ишь надулись парусами,
На губах – молчанья знак ...
А с «любовью» мы уж сами -
Что, куда, кому и как.

Я не поклонник творчества Губермана, Иртеньева, или Вишневского. И даже считаю это творчество достаточно далеким от литературы. Но есть такая профессия – анекдоты рифмовать. Но куда же деться – текст грамотный, написан профессионально, без ляпов. Подобные тексты часто встречались у Лени Тереха, но их я пытался обходить, ибо все это, как называет Юнна Мориц, «мгновенники». Были у Лени тексты «философичнее» но только реализовать их приходилось с помощью пути сквозь подобные поделки.

В итоге: тема +, форма +, техника исполнения +, техника общая +


33. ЛАЙТ ШЕЙД «инферно»
http://stihi.ru/2020/07/08/6766 номинатор Юрий Семецкий

со змеями танцуют идиоты,
заведомо идущие на красный.
сломаешься, тогда узнаешь, кто ты.
не забавляйся с кобрами...
не празднуй
свой выигрыш игрой на флейте.
стёрто.
скажи "адью", подумаешь, потеря.
вот, мозамбикским ядом плюнет морда,
в исход летальный, всё-таки, не веря.
пожалуйста, чуть-чуть помилосердней,
нельзя ни посмотреть, ни прикоснуться,
вскрывают неопознанные стервы
артерии венозного искусства.

когда ты круче фирменного спайса,
разбитая при битве ватерлоо,
не промахнись, немедленно спасайся,
войди в квартиру тела нежилого
ребром адама, вписанном на идиш
куратором от зазеркальной нави.
не знаешь, значит ближнего не выдашь,
а после смерти к стенке не поставят.

ах, боже мой, спасите наши суши
от засухи, ковида и потопа,
пока нас всех чумой не передушат,
вторая парка будет шить и штопать.

пока меня никто ещё не выскреб
из ада слов, записанных неверно,
звучат стихи, похожие на выстрел
в прекрасное
далёкое
инферно.

Текст начинается с потрясающе мудрой сентенции – «со змеями танцуют идиоты». Интересно, человеку с каким психотипом могла прийти в голову подобная мысль?
А вообще текст – набор случайных фраз, претендующих на многозначительность. Этакая погремушка для словоблуда.  «Как текст начнется – так он и продолжится»

В итоге: Не рассматривается в связи с отсутствием материала.


34. ТАТЬЯНА ОГУРЦОВА «сладкое солёное»
http://stihi.ru/2019/07/12/77 номинатор Юрий Семецкий

Мы добрались до моря. Мир замедляет гонку.
Греет под солнцем спину замершая скала.
Звуки имеют силу. Я засмеялась звонко.
Год не смеялась звонко – этих минут ждала!

Тянем-потянем время – вытянем в небо звёзды.
Ночь в гамаке качает лунных морских зайчат.
Всем городским приезжим полночи хеппибёздны.
Заново здесь рождаюсь – пятую ночь подряд.

Море со мной сольётся, тайны свои откроет.
С волнами нашептавшись, выйду к тебе из вод.
Ты поцелуешь в шею… Небо – одно, нас –  двое.
Зреет в солёном море сладкий запретный плод.

Получил удовольствие от данного текста. И это не сарказм. Я всегда считал, что в любом тексте должны присутствовать хотя бы две из трех обязательных составляющих – прошлое, настоящее, будущее. Тогда, чаще всего, текст удается. И еще эта нега и солнечная легкость, которую хоть раз испытывал каждый, кто «добирался до моря». И даже это «хеппибёздны» ничуть не мешает, ибо аллитерационно вписывается в шум волны.

В итоге: тема +, форма +, техника исполнения +, техника общая +


35. АНАИГЛ ГАЛИНА КАРТАШОВА «Блазнительный прищур болотных глаз»
http://stihi.ru/2010/06/14/2515 номинатор Александр Савостьянов

Блазнительный прищур болотных глаз,
Бездонно и бессовестно прозрачных,
Где сверху – полированный атлас,
А в бочагах засосы хлябей мрачных.

Косая челка ветерка волнит
Морщинами благую безмятежность
Упругого чела, тугих ланит,
Изламывая прибраную внешность.

Беспечный путник вряд ли разглядит
Коварный блеск очей твоих зелёных
И, охмурённый зноем, охладит
Свой жар, доверясь сладостному лону.

Впуская гостя в стан своих святынь,
Оно сомкнет расплывчатые своды
Чертогов призрачных, где даже цвет воды
Зависит от причуд метеосводки.

Попытка написать эротическое стихотворение выглядит достаточно жалко и напоминает женские романы, ориентированные на домохозяек. И вообще делать эротический текст основываясь на песенке группы «Нэнси» вкупе со «станом святынь» вызывает только смех.

В итоге: Не рассматривается в связи с отсутствием материала.


36. ВИКТОР ВОЛОДИН «О фараоне, судьбе и хамоне»
http://stihi.ru/2020/04/25/10289 номинатор Александр Савостьянов

Тревоги прочь, долой волненье:
Планет закончился парад,
Но не вписался в уравненье
С её b куб, мой b квадрат –
В её мирок: в нём солнце жарит,
С Луной кружась в канонах схем.
И шар земной, конечно, шарит,
Куда несётся и зачем.

Ему бы, вопреки порядку,
С корой и с мантией, с ядром
Крутнуться б чуточку в обратку,
Где полином и палиндром
Ещё не катят; где Египет,
А в нём их царь, Тутанхамон,
Имея свой державный скипетр,
Ещё не пробовал хамон*.

Ни Бри де Мо, ни рыбу фугу
Не ел ни в вечер, ни с утра.
Не слушал барочную фугу.
По слухам, ел лишь фуа-гра,
Судьбу считал своей любимой –
Встречал с ней каждую зарю –
Но при себе держал рабыней,
Как и положено царю.

Какая масса  впечатлений
Была б для тех, кто норовит
Загнать нас в дебри уравнений –
В цифирь и алгебры планид!
Пусть с ним живут! Для вдохновенья
Едят из фиников варенья,
И день-деньской глядят на вид
Из небоскрёбов-пирамид!

 *Как жаль, что коки фараона
Не ведали, на Нил-реке,
Что самый лучший сорт хамона –
Окорока на чердаке,
В отцовском доме, под стропилом,
Чуть сбоку стопки старых книг
В цветной тряпице: дело было
Да унеслось, как сон. Как миг
С названьем жизнь…


Опять не в то время, не в том месте. Есть предложение к функционерам БЛК – ну создайте отдельную нишу для «юмористов» и пусть они там веселят друг друга, рассказывая (как в этом тексте) про коки фараона («Как жаль, что коки фараона…»)
А по тексту… Вы знаете, как бывает неудобно перед человеком, когда он считает себя экспертом остроумия, а вам не смешно. Вроде бы и обидеть не хочется, а нейтральных слов не подобрать. Вот примерно такое у меня отношение к этому тексту.

В итоге: Не рассматривается в связи с отсутствием материала.


Таким образом у меня сформировался такой список:

(ШОРТ-ЛИСТ)


14. ШАБАЛИНА ЛЮДМИЛА «Ну-ка, отними!»
http://stihi.ru/2020/02/15/6473 отборочный тур для резидентов

32. СЕРГЕЙ СЕРОУХОВ «Полезная поэзия»
http://stihi.ru/2011/06/16/6691 номинатор Ольга Озерова

34. ТАТЬЯНА ОГУРЦОВА «сладкое солёное»
http://stihi.ru/2019/07/12/77 номинатор Юрий Семецкий

15. ИРИНА-СОВА «И все»
http://stihi.ru/2020/09/09/902 отборочный тур для резидентов

3. ИРИНА РЫПКА «Туес»
http://stihi.ru/2020/12/02/9789 номинатор Елена Таганова по квоте ГР за редактирование отборочного тура

13. МАРТА БУТ «Нуль»
http://stihi.ru/2020/11/28/4630 отборочный тур для резидентов

18. СОЭЛЬ КАРЦЕВ «Пасти снега»
http://stihi.ru/2020/11/03/75 отборочный тур для резидентов

16. АННА КОРНЕТ «Непосебешное»
http://stihi.ru/2020/05/16/7010 отборочный тур для резидентов
20. ЕФИПОВ АЛЕКСЕЙ «Представь»
http://stihi.ru/2019/01/12/10189 отборочный тур для резидентов

23. АЛЕКСАНДР КРУПИНИН  «Прогулка»
http://stihi.ru/2020/12/09/5366 квота ГР за редактирование отборочного тура

За сим остаюсь с наилучшими пожеланиями
Ваш
GS

(*) Строка «в итоге» предназначена исключительно для автора обзора.


Рецензии
У кого есть конкретные вопросы( без игры в эмансипэ) - пишите в личку. На что смогу - отвечу.

Гоша Спектор   20.01.2021 18:31     Заявить о нарушении
Увaжaемый Гoшa, вoпрocoв cтoлькo, чтo oни, бoюcь, Вaм в личку не влезут!) А уж тем бoлее "без эмaнсипэ" еcли.) А не хoтите прoчеcть oбcуждение и oтветить aвторaм?
PS. И мoжнo даже c "эмансипэ" кстати.)

Зиновий Антонов   20.01.2021 23:28   Заявить о нарушении
На это произведение написано 28 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.