Магия Тибета и мост над болотными огнями
(предыдущее http://stihi.ru/2021/01/16/8837 )
Тибетское духовенство подразделяется на две большие группы. К первой группе принадлежат монахи, признающие средством спасения соблюдение нравственных правил и монастырского устава; ко второй все остальные, предпочитающие чисто интеллектуальный метод, свободный от каких бы то ни было ограничений.
Приверженцы этих двух систем вовсе не отделены друг от друга непроницаемой перегородкой. Почти все монахи первой группировки признают, что добродетельная жизнь и монастырская дисциплина, как бы необходимы они ни были, составляют только простую подготовку к вступлению на путь более высокого совершенствования. Что касается последователей второй группы, все они, без исключения, глубоко убеждены в благотворности неукоснительного соблюдения нравственности и, кроме того, единодушно утверждают, что для большинства людей первый метод наиболее подходящ. Чистота, добрые дела, в первую очередь милосердие, отрешенность от материальных интересов, безмятежность духа, – то есть добродетели, развиваемые монашеской жизнью должны медленно, но неуклонно привести монаха к духовному озарению, которое и есть спасение.
Второй метод, именуемый "прямым путем", считается в высшей степени авантюрным. Учителя, наставляющие в этом пути, говорят, что избирающий "прямой путь" поступает как путник, желающий подняться на горную вершину сразу по прямой линии, а не постепенно по вьющейся горной тропе. Он взбирается на вершину по крутизне, перебираясь через пропасти с помощью перекинутой через них бечевки. Только из ряда вон выходящий альпинист, необычайной силы и ловкости, не ведающий, что такое головокружение, может надеяться совершить подобный спортивный подвиг. Даже самые опытные и сильные не застрахованы от внезапной слабости, и тогда – один неверный шаг, движение – и самонадеянный альпинист низвергается вниз и разбивается вдребезги. Так образно изображают тибетцы страшное духовное падение, приводящее на дно распутства и порока, до состояния существа низшей демонической природы. Именно так характеризуют мистики учения этих двух школ.
Но мыслители и ученые в Тибете, как и всюду, составляют ничтожное меньшинство. Среди приверженцев "устава" и "дисциплины" можно встретить немало индивидов, ведущих растительное существование в монастырях, а под девизом абсолютной свободы скрывается множество людей, для которых совершенно недоступны никакие вершины духовного совершенства. Это, впрочем, не мешает им быть необычайно живописными. Среди них можно встретить полную гамму чародеев, прорицателей, некромантов, оккультистов и магов – от самых убогих до занимающих исключительно высокое общественное положение. Нет ничего забавнее оригинальных толкований "полного освобождения", придуманных их причудливыми головами.
Официальное духовенство, то есть монахи, объединяемые общим наименованием секты "Желтых колпаков" ("Гелуг-па"), основанной реформатором Тсонг Кхапа, поддерживает метод "обязательного устава".
Сект "Красных колпаков" реформация совсем не коснулась, или затронула только наполовину. Большинство членов братии этих сект преимущественно в монастырях "Сакья-па" и "Кхагиуд-па" – в наши дни, отдает предпочтение методу осмотрительного соблюдения обязательных правил. Так было не всегда, поскольку основатели "Кхагиуд-па" – лама Марпа и, главным образом, подвижник-поэт Милареспа были ярко выраженными последователями "прямого пути". Монахи общины "Сакья-па", возникшей приблизительно в то же время, в самом начале были магами, и в их монастырях оккультные науки насаждались специально. То же происходит и сейчас, но теперь среди избранного меньшинства монахов с магией успешно конкурирует философия.
(Давид-Ниэль Александра > Мистики и маги Тибета > Стр.72)
100 лет спустя это разделение сохранилось. Сам я встречался в основном с "Желтыми колпаками", по крайней мере определённая близость возникала только с ламами философского направления. Что касается прямого пути, то уж, позволю себе без цитирования сообщить Вам мнение Рерихов по этому поводу - быстро и решительно можно подойти и к краю пропасти. Возможно это и случилось с С. Буланцевым, он ведь и статью со своим самоотречением от Шамбалы начинает с цитаты из Гоголя о прямом пути:
«Много совершилось в мире заблуждений… Какие искривленные, глухие, узкие непроходимые, заносящие далеко в сторону дороги избирало человечество, стремясь достигнуть вечной истины, тогда как перед ним весь был открыт прямой путь, подобный пути, ведущему к великолепной храмине, назначенной царю в чертоги! И сколько раз … люди и тут умели отшатнуться и сбиться в сторону, умели среди бела дня попасть вновь в непроходимые захолустья, умели напустить вновь слепой туман друг другу в очи и, влачась вслед за болотными огнями, умели-таки добраться до пропасти, чтобы потом с ужасом спросить друг друга: где выход, где дорога?».
(Гоголь Н.В. «Мертвые души»)
Дорогу-то построить надо бы, полагаю. Может быть это лично профессиональная мысль, по первому образованию я инженер-строитель. И строить дорогу желательно по определенному направлению, по ведь, например, мост желательно строить не вдоль реки, а поперёк, если вам, конечно, нужно именно на другой берег. Если там ваша Шамбала. Для меня лично вполне достаточно описания признаков Шамбалы, которые можно найти у Н.К. Рериха:
«Великая Шамбала находится далеко за океаном. Это могущественное небесное владение. Она не имеет ничего общего с нашей землей. Как и зачем вы, земные люди, интересуетесь ею? Лишь в некоторых местах, на Крайнем Севере, вы можете различать сияющие лучи Шамбалы».
«Лама, мы знаем величие Шамбалы. Мы знаем реальность этого несказуемого места. Но мы также знаем и реальность земной Шамбалы. Мы знаем, как некоторые высокие ламы ходили в Шамбалу, как на своем пути они видели обычные физические предметы. Мы знаем рассказы одного бурятского ламы, как его сопровождали через очень узкий тайный проход. Мы знаем, как другой посетитель видел караван горцев, везущих соль с озер, расположенных на самой границе Шамбалы. Более того, мы сами видели белый пограничный столб, один из трех постов Шамбалы. Поэтому не говори мне только о небесной Шамбале, но говори и о земной; потому что ты, так же, как и я, знаешь, что земная Шамбала связана с небесной. И именно в этом месте объединяются два мира».
(Николай Рерих: Поиски Шамбалы. Как связаны величие Гималаев и судьба России.
Еженедельник "Аргументы и Факты" № 44. Аргументы и факты - Петербург 28/10/2020)
На Крайнем Севере лично я прожил 39 лет, сияние небесное видел не каждый день, однако случалось. Бурятские ламы помогают мне не утратить это ощущение Шамбалы последние 17 лет, но опять же не о себе я здесь рассказываю, об этом в другой книге. Жаль, что Сергей Федорович просто открестился от юношеской мечты, можно ведь и пережить эти моменты разочарования, со всеми бывает.
Не плачу и в стихах
Так мне казалось
Один лишь миг назад, почти вчера
Но сам себя спросил в стихах с утра:
- Кто знает, сколь до Господа осталось...?
...и - показалось - сердце замолчало...
Не плакал -
но пошел какой-то ток
Я помню - одиноким близок Бог
Но мне пока никто не отвечал там...
Это я написал более 10 лет назад на стихи ру и получил очень хорошие отклики:
*
мы в этом мире
в одиночках наших тел
лишь голос Бога
*
"Qui habet aures audiendi audiat".
Игорь Грей Балацкий 22.03.2011 13:40
Аура азбучна
Ад достижимей
Чем мне казалось при первом сближении
Ныне в остаточном
Жестком режиме
Шаг свой печатаю в путь постижения
Топи туманные
Не укрепляются
От неустанного их отторжения
И Богоданное
Не открывается
Не отвечает на слёзы прошения
...или мне рано искать утешения?
Михаил Просперо 25.03.2011 13:49
Иконы мироточили в руках,
Я каялась, сознание теряя ...
Ответа только вот не дождалась.
К себе вернулась. Но уже другая ...
Как страшно быть неизбранной, мой Друг,
В потоке всех напрасно, тщетно званных.
Написанной, но до сих пор неизданной
Я книгою осталась в мирозданьи ...
*** *** ***
Бог, - Он ведь Сам одинок. В окружении толпы к Нему не пробраться ... А может нам ответили, Михаил? Но наше Я так кричит о себе, что мы ничего не слышим?
Спутница Дождя 2 22.03.2011 13:48
Хорошо Вы сказали.
Я до сих пор не готов и ответить, даже...
Михаил Просперо 25.03.2011 13:38
Просто напишите ещё о грустном ветре и ночных поездах, о закатах, которые живут на Востоке, о волнах, которые умеют смывать боль ...
Спутница Дождя 2 25.03.2011 19:07
Напишу.
Продолжение http://stihi.ru/2021/01/19/9239
Свидетельство о публикации №121011801842