Голосование Зеркало-2, символическая поэзия
Начинаем ТАЙНОЕ голосование.
Голосуют только участники конкурса. Кто не проголосовал - выбывает из Конкурса.
На Конкурс поступило 15 произведений.
Все стихотворения размещены в порядке поступления заявок. Каждому произведению присвоен свой номер.
Сегодня мы будем искать ТАЙНОЕ, находить и разгадывать СИМВОЛЫ.
Прошу ознакомиться с теорией символизма, которая поможет вам правильно оценить произведения. Что такое СИМВОЛ, его отличие от метафоры:
~~ ~~ ~~ ~~ ~~ ~~ ~~ ~~ ~~ ~~ ~~ ~~ ~~ ~~ ~~ ~~ ~~ ~~*
«Символ в переводе с греческого означает “знак”, причем знак, понятный только определенной группе лиц. (Например, знак рыбы был у первых христиан и служил своеобразным паролем в условиях преследования христиан язычниками). Так в процессе совместной деятельности и общения определенных групп людей или целых обществ вырабатывались условные знаки, за которыми стали предметы, мысли или информация.
Только понимая смысловое содержание знака, мы можем испытывать эмоциональное воздействие.
В “Поэтическом словаре” А. Квятковского символ определяется как “многозначный, предметный образ, объединяющий (связующий) собой разные планы воспроизводимой (поэтом) действительности на основе их существенной общности, родственности”.
Отмечается присущее символу метафорическое начало, “содержащееся и в поэтических тропах, но в символе оно обогащено глубоким замыслом”. Отмечается и объясняется коренная черта символа - МНОГОЗНАЧНОСТЬ:
“многозначность символического образа обусловлена тем, что он с равным основанием может быть приложен к различным аспектам бытия”.
Разнообразнейшие значения знаков-символов не заучиваются нами, а закрепляются во множестве ассоциаций в процессе жизненной и художественной практики.
Ассоциация, то есть создание в сознании человека смысловой или эмоциональной параллели происходящему явлению, невольное замещение его уже знакомым синонимом, заставляет зрителя домыслить то, о чем только заявлено, обозначено. От уровня интеллекта, эрудиции и жизненного опыта во многом зависит оценка происходящего.
Часто повторяющиеся символы, обладая излишней доступностью, могут утратить эмоциональность и превратить в штамп. Создание новых символов - это открытие новых связей между понятием и предметом.
Символ очень тесно связан со своими «соседями» - метафорой и аллегорией. При этом важно установить и связь, и, прежде всего, существенные различия.
Символ, подобно аллегории и метафоре, образует свои новые значения на основе того, что мы ощущаем родство, связь между тем предметом и явлением, которые обозначаются каким-то словом, знаком, и другим предметом или явлением, на которое переносим это обозначение. Однако символ коренным образом отличается и от аллегории, и от метафоры.
Прежде всего тем, что он наделен огромным множеством значений (по сути дела - неисчислимым), и все они потенциально присутствуют в каждом символическом образе, как бы «просвечивая» друг сквозь друга.
Формальное отличие символа и метафоры в том, что метафора создается как бы «на наших глазах»: мы видим, какие именно слова, понятия сопоставлены, и поэтому догадываемся какие их значения сближаются, чтобы породить третье, новое. Символ может входить и метафорическое построение, но оно для него не обязательно.»
СИМВОЛ ЖЕ ВКЛЮЧАЕТСЯ В ТЕКСТ НЕОЖИДАННО, подразумевая то, что читатель знает его значение, или может ИНТУИТИВНО понять его НЕЗАВИСИМО от контекста.
СИМВОЛ ПРЕДПОЛАГАЕТ ТО, ЧТО ЧИТАТЕЛЬ ОСТАНОВИТСЯ НАД НИМ И СТАНЕТ ДУМАТЬ, понимая его в соответствии со своим опытом, эрудицией, ИНТУИЦИЕЙ.
"Символ, уточняет Д. Мережковский, привносит в поэзию ту "безграничную сторону мысли", что составляет таинство мироздания; он всегда прикасается к первородному, изначальному, выводит поэта в сферы запредельные через его Внутреннее "Я".
В. Брюсов определяет символизм как "поэзию намеков", а сам символ - как веха невидимого пути. Внутренняя связь в такой словесной речи создает превосходство в ней интуиции над логикой и делает ее способом "касания миров иных".
Одновременно с Брюсовым тему иррационального внутреннего чувства исследовали В. Иванов, А. Белый, К. Бальмонт, А. Блок Исходя из идей Шопенгауэра и Ницше, они проповедовали познавательную ценность в творческом акте свободной интуиции поэта, его "откровений".
А. Белый, размышляя о природе символа, пришел к выводу, что он "всегда музыкален" и что мелодии души идеально выражают его, представляя собой "окно, из которого льются в нас очаровательные потоки Вечности и брызжет магия".
Вячеслав Иванов, говоря о символизме и символическом образе, особо подчеркивал МИСТИКО-РЕЛИГИОЗНОЕ начало поэзии, утверждая, что поэт является "устроителем жизни, истолкователем и укрепителем божественной связи сущего."
К. Бальмонт был уверен, что "поэты-символисты пересоздают вещественность своей впечатлительностью". Символисты искали Бога в образном слове, таким образом обожествляя его, приписывая языку способность произвести мифотворческие преобразования в живой действительности.
Символическая концепция поэтического языка как бы восстанавливает истинное, "магическое" его предназначение.
Библейское изречение гласит: "В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог". С данного момента, собственно, и мчалась человеческая история, которая, по мысли Андрея Белого, есть "произнесение Словом слов".
_________
Из материалов: www.culturescience.ru
~~ ~~ ~~ ~~ ~~ ~~ ~~ ~~ ~~ ~~ ~~ ~~ ~~ ~~ ~~ ~~ ~~ ~~*
На голосование отводится 7 дней - по 22 ЯНВАРЯ включительно.
Затем будет открыта "Зеркальная гримёрка" - ветка для обмена мнениями, обсуждения стихов (на 2-3 дня), за это же время ведущая подсчитает баллы.
Прошу голосовать не спеша, вникнуть в произведения и оценить каждое по достоинству. В символизме нельзя голосовать наспех!
ОБРАЩАЙТЕ ВНИМАНИЕ на НЕОЛОГИЗМЫ, АЛЛИТЕРАЦИЮ, НЕСТАНДАРТНОСТЬ РИФМЫ и конечно - СИМВОЛЫ и другие редкие поэтические приёмы, т.е. все яркие особенности этого уникального жанра.
ПОРЯДОК ГОЛОСОВАНИЯ ОЧЕНЬ ПРОСТОЙ:
ВЫБИРАЕМ ОТ 5 ДО 11 ПОНРАВИВШИХСЯ ПРОИЗВЕДЕНИЙ - НЕ МЕНЕЕ 5 И НЕ БОЛЕЕ 11 !
И ПИЩЕМ ИХ В СТРОЧКУ, СОГЛАСНО НОМЕРАМ В СПИСКЕ КОНКУРСНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ, ОТПРАВЛЯЕМ НА ПОЧТУ. Адрес:
i_kren@mail.ru
ИЛИ или в личные сообщения на авторской странице ведущей Марии Абазинки, здесь: http://www.stihi.ru/avtor/mercy
Образец посылаемого шорта:
1, 2, 3, (и т. до 11 произведений)
ЕСЛИ Я НЕ ОТВЕТИЛА ВАМ В ЛИЧНЫХ СООБЩЕНИЯХ В ТЕЧЕНИЕ НЕСКОЛЬКИХ ЧАСОВ - ПИШИТЕ НА ЭЛЕКТРОННУЮ ПОЧТУ!
ОБСУЖДЕНИЯ ВО ВРЕМЯ ГОЛОСОВАНИЯ НЕ ДОПУСКАЕТСЯ! СОХРАНЯЕМ АНОНИМНОСТЬ ДО ОТКРЫТИЯ "ЗЕРКАЛЬНОЙ ГРИМЁРКИ" или до Итогов.
Ведущая принимает вопросы только в личные сообщения или на почту.
ЕЩЁ РАЗ: ГОЛОСУЕМ ПО 22 ЯНВАРЯ ВКЛЮЧИТЕЛЬНО.
А теперь - ваши уникальные произведения...
Желаю приятного чтения!
~~ ~~ ~~ ~~ ~~ ~~ ~~ ~~ ~~ ~~ ~~ ~~ ~~ ~~ ~~ ~~ ~~ ~~*
1. Не ищи себя в грядущем…
... Не ищи себя в грядущем,
От которого – не деться:
В перестрелке застучало
Человеческое сердце.
Кровь людей – уходит в солнце
Из предгибельных мелодий.
Слышишь скрипку над Варшавой?
За тобой она приходит.
И тебя всё ищет скрипка
В белом утреннем тумане…
Человеческое сердце
Камнем в море, камнем канет.
Но покажется под утро,
Будто мутной белой тенью
Встал туман – и в тихой спальне
Над неубранной постелью…
2. Маятник
От нелюбви к любви
стрелою выси,
от плесени до синевы
маятник слов
тревогу высвети,
полночный свет зарниц
летящих звезд
немой вздох.
От злого мрака депрессии
колючей примеси
до блаженства версии
в руке доверчивой
маятник качает душу,
его движение
мгновением дыхания не нарушу.
Но если вдруг
застынет на нуле
тревог и мук
маятник времени
щадящих рук,
тихонько уйду по нити,
связующей исток наитий
с Земной душой,
в необозримый мир
божественной кары или милости.
3. Дверь
Для фантома закрыта дверь.
Если вдруг позову – не верь,
Что откроешь своим ключом.
Мне ни зябко, ни горячо.
Там, за дверью, живет Ничто,
И оно развелось с мечтой,
Там над пеплом струится дым,
Лишь огни миражей видны.
А когда зацветёт каштан,
Знак надежды подам мечтам,
Дверь открою, впущу в свой дом,
Но тебе не скажу о том.
4. Я
Взъерошен текст,
летят слова и мысли,
но ускользает золотая нить:
кровавый крест
плывёт по звёздной выси –
запутанно и рифмы не точны –
моих чудес
язык, походкой лисьей
скользит туда, где в окоёме тишины
вече́ряют Господь и хитрый бес…
Посапывая, оборотень дышит,
приткнув когтём отломанный ломоть –
не только мне во сне чебучить легче…
шуршат на крыше мыши,
мурлычет "шепоти́с-кис-си-мо" кот,
потрескивают свечи
а ближе к полночи, четыре строчки ниже,
сливаются в одно душа и плоть.
Каким орудьем став,
магическим искусством,
посеян кузнецом, он вырос по весне –
неразделимый сплав,
пульсирующий сгусток
всего прекрасного и неприглядного во мне.
5. Из Сада в Сад
Как легок звон от тишины,
А храмы чистые, в исподнем,
Колокола тут не нужны –
Тут напрямую к Богу Сходни.
И проступь точно по ноге,
И солнце всходит справа, слева,
Нет надобности в поводыре.
Здесь ела с древа дева Ева.
Низвергли нас туда, за МКАД,
Не стал грешить, не стал травиться,
Взрастил из яблонь белый сад,
В нём наша с Евою светлица.
Слышна ночами тишина,
И, лишь, когда камлаем утром,
Колоколят колокола,
А мы читаем "Камасутру".
Заря нанизана с зарею
На череду летящих дней,
Нам подарили злую долю,
Мы не нарадуемся ей!
6. Будь проще, роща!
Для чего распожарилась красками
Вслед усталому солнцу по осени?
Чтоб затем на ветру быть обласканной,
Засмотревшись на снежные простыни?
Чревоточишь червлёными грошами –
Врассыпную вокруг разлетаются.
Трудно стать, угождая, хорошею,
Если вид потеряешь, красавица.
Платье сбросила в ноги отчаянно
И стоишь, почерневшая, сумрачно.
Лишь колючими ёлками тайно
Зеленеешь от злости замучено.
Ты дождись, он с дождями появится,
Кто тебя оголял, горемычную,
И омоет не раз, как избранницу,
Просто так, может быть, для приличия.
А затем, чтоб морозы не тронули,
Он погонит пургу – что, не верится?
Глянь, на кроне блестит – не корона ли?
В белых шубках красуются девицы!
А когда припечёт блинно-жа́ркое,
Раскудрявишься ты по-есенински,
В бирюзе над берёзовой аркой
Разголо́сятся разные песенки.
И повторы в них не утомительны,
Хоть язык непонятен, по-птичьему.
Усложняется всеми действительность
До поры потепления в личном.
7. ***
Сверканье звёзд царит в небесной глубине.
Оно мечтателей веками привлекает.
Их не смущает, что источники вовне
И что мечтателей самих не замечают.
Разнообразье формы им ласкает взор:
Гиганты, карлики и целые скопленья.
Ночами ткут замысловатейший узор
Своих фантазий, возбуждая вдохновенье.
И, вдохновлённые, готовы посвящать
Тем дальним звёздам превосходные посланья,
Порой мечтая, в тайне, ими обладать,
Не побоявшися холодного сиянья.
Во всей Вселенной есть всего одна звезда,
Что постоянно нас и греет, и ласкает,
Но мы взираем на неё лишь иногда,
А по ночам она, конечно, не сверкает.
8. Монолог Галатеи
Тук-тук… я слушаю ночь…
Мастерская утоплена в лунное молоко
Кап-кап… тик-так…
Не превозмочь
тяжкого маятника часов, что волоком
движется – верный знак
долгожданного потепления
беломраморных рук –
отшлифованы,
оцелованы до оживления
в мир мук,
во мрак, грязь, кровь –
мой рок.
С прилежанием Кая
без движений резких
шлифуешь, выглаживая до блеска,
лишнее отсекаешь…
Мечтами пигмалионов
площади ада вымощены.
А ты – просто ребёнок,
воплощатель снов
одержимости.
…Волосы мне заплетаешь в смешные косички,
надеваешь на ножки чулки на пажиках и берет,
выводишь гулять под снег,
а чтобы не мёрзла – варежки на резинке.
Ну и что ты сделал?
Идеальное тело?
Но по иронии,
тщательно избегая раска́яний,
ты мне се́рдца не тронул
наивностью каиновой.
Подумай, вот так усердствуя:
А есть ли во мне сердце?
Неужели стоило
упорно строить
идеальный мир без изъянов, застрахованный от измен…
Повзрослей, пожалуйста, ты же не Питер Пэн!
9. Бумагическое
Благо благовест льётся звоном.
Моноволны бессловной сагой.
Ловят вольники поголовно
Всемогущих бумагомагов.
От востока потоков столько,
Что спасенье честнее мира.
Холит ноликом вольник дольку –
В лоне родами морда-мымра
Очищается чудом чадо,
Обещается бал-рыбалка,
По заслуге слуге награда
И бумагу жалеть не жалко.
10. Проклятие метаморфа
… и вот он вышел из камен -
ных джунглей по крышам.
На белой картине млечного тракта
он в целом почти безупречен, но как-то
испуганно дышит.
Измотан, возвышенно странен.
Боль небес растаяла, как полу -
стон на ложе луны.
Вход в никуда под дулами банды дороги.
«Вот это да», – подумали бандерлоги.
«Он – такой же, как мы,
только без хвоста… и голый»
Все нити, как яд в этом форма -
те в сети осудили.
Идут на дно и слух и концентрат.
Но тут одно из двух: поковырять
от вредности в носу или
выпить проклятие метаморфа…
~ ~ ~ ~ ~
Метаморфы - это такие существа, которые могут поменять свою форму на какую захотят, могут изменить черты своего лица и тела т.е. могут стать представителями практически любой расы.
11. Снежные стрижи…
Если будет трудно, я помогу:
Сразу полечу к твоим берегам,
Но метёт пурга, города в снегу –
Как найти дорогу моим стрижам?
Позабудь, как сон, пустой разговор,
Не завидуй горько чужой весне,
Всем моим стрижам приготовлен корм –
Я пишу слова на слепом окне.
Отлучилась стража… мои стрижи
Вести мне несут о твоей зиме,
Если б где-то было чуть меньше лжи,
Не пришлось бы плакать - тебе и мне.
О своих стрижах ты забыл давно,
Закрутила жизнь – женщины и шнапс,
Прилетят они, если видишь дно,
Так даёт судьба предпоследний шанс…
Мне дорогой длинной казалась жизнь,
А теперь я вижу – короткий путь,
Не умел совсем ты со мной дружить,
И любовь ушла – не успел вернуть.
Снежные стрижи улетели вдаль,
Всю печаль-тоску унесли с собой,
Мне они близки… как же будет жаль,
Если вдруг растают они весной…
12. Чёрные и белые
Смеркалось… Деревенский дом затих.
Сжимали страхи наважденьем сонным.
И каждый скрип, докучный шорох
К тревоге дотемняли новый штрих.
И занавесок возмутимый шёлк
Вздымал сквозняк щелей досадных.
И день в обличии нарядном
Привычно скрыла ночь в глухой защёлк.
И остаётся только лишь мечтать,
Чтоб сном перелистнуло время.
И выдох к вдоху мерно клея –
Проснуться в дне живительном опять…
Погасла ночи чёрная свеча,
И белая искрится снова.
Наитьем каждый день ведомый –
Трепещет, ветер ветками ища.
13. Встаёт рассвет
Встаёт рассвет лучистый. Шагнёт в начало дня,
Он – снайпер в поле чистом, прицел взвёл на меня.
Поштучно, по секунде, мгновенно у виска
Пройдут, застрянут в грунте, уйдут в листву леска,
Прожитые с лучами, минуты! Где они?
Не обозреть очами, и фонарей огни,
Что к вечеру зажгутся, и капли не вернут,
А мысли вслед несутся, пока не упадут.
Не спрячешься от будней. Лишь встал, а счастья миг,
Мне возвратить, по сути, никто не даст. И крик.
И шёпот, и молитва, и смех, и слёз поток
Проносятся за битвой… Вновь снайпер взвёл курок.
14. Химеры
Весь мрак вселенная вместила в ложь,
Которая обманом греет звёзды,
Собравшиеся в зодиаков гроздья.
Где тьма, где свет – уже не разберёшь
И страждущим лишь сумрак будет роздан
В иллюзиях, что отражают свет,
Как глубина зеркал. На самом деле
Светила, что давно перегорели,
Дыханием химеры в полусне –
Сжигают в прах привычные идеи.
А свет погасших вдалеке светил
Рисует долго звездные картины –
И время в них с обманами едино,
А пыл предвидеть что-нибудь остыл.
Поэт – в стихах, как по чужим гостиным,
Под рифмы ищет музы идеал –
Сквозь мрак, где впору звёздам зажигаться,
Пройдя сквозь строй великолепных граций
К единственной, которую искал
От неизвестности изнемогая.
А сверху небо – вечный звездочёт
Несёт в себе закаты и восходы,
Светил небесных пряча хороводы
Под солнечных лучей златой парчой,
За нею звёзды со слепцами сходны.
Не отличат от жизни пустоту
Собой заполонившую потери,
И верой – тьму безверия измерят
Того, кто остается так же глух
К себе, поддавшись огненным химерам.
15. ИСТИНА АБСУРДА
В хрустальный кубок завтрашнего дня
Налью вина без гнева и печали,
Тропой влеком, что грёзою маня
Мне свет подарит сути изначальной…
На полустанке суетном портал
Узрею грешных помыслов извечных,
Чтоб осознать тот истины фрактал,
Что открывает путник в яви млечной
Сквозь пелену из призрачных оков
В янтарном блеске отраженных красок,
Увижу преломленья вещих снов
И странность смысла искаженных масок.
Лишь в отголосках трепетных рулад
Проявится игра и тень абсурда,
Настроив разум свой на светлый лад,
Постичь сумею смысл речений мудрых…
~ ~ ~ ~ ~
На картину любимого художника Михаила Хохлачева "Сравнительная аналогия II"
Это всё..
ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ ВСЕХ СТИХОТВОРЕНИЙ ВСЕХ ПРИГЛАШАЮ В ЗЕРКАЛЬНУЮ ГРИМЁРКУ, сюда:
http://stihi.ru/2021/01/19/1052
Ведущая и автор Конкурса - Мария Абазинка.
В качестве иллюстрации картина художника Михаила Хохлачева
Свидетельство о публикации №121011603348