Ц наваль

.
КЛИП-ТЕКСТ
КЛИП-ПРОЗА
КЛИП-ФАКТ
КЛИП-ПОЛИТИК
КЛИП-ЮМОР
------------
--------
---
.
.
из интернета
.
================

================
.
.
ВОПРОС-1
.

.
.
.
04.02.2021г.
.
.
.
http://www.stihi.ru/2017/12/06/11006 - Оглавление-13 - про Навального - 06. 12. 2017
.
.
================
из интернета
.
.
================
Alexander Karenin-Smakotin
.
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОТЧУЖДЕНИЕ МОЛОДЕЖИ
В связи с происходящими в стране политическими событиями и в связи с новостью о том, что депутат госдумы Евгений Марченко внес на рассмотрение законопроект, который вводит уголовную ответственность до десяти лет лишения свободы за вовлечение несовершеннолетних в акции протеста, мне захотелось вернуться к материалу, который был написан мною три года назад. Тогда он был лишь гипотезой, имеющей предпосылки к реализации, сегодня, все предполагаемые события воплощаются в жизнь силами (или бессилием) государства, утратившего доверие со стороны молодежи, студентов и школьников.
В попытке контролировать настоящее, при помощи пропагандистской идеализации прошлого, режим уже лишил себя будущего в лице тех, кому предстоит воплощать его в жизнь.
***
Государственное отчуждение молодежи: может ли в России повториться феномен американского хиппи-движения?
В декабре 2012 года, у меня состоялась вечерняя беседа с достаточно известным общественным деятелем русского происхождения, проживающим в Сан-Франциско, поводом для которой явилось принятие госдумой РФ, так называемого закона Димы Яковлева. В попытке понять причины и возможные последствия произошедшего, мне захотелось посмотреть на эту ситуацию со стороны, услышать мнение человека, картина представлений которого основывается на значительном опыте проживания, как в России, так и Америке.
В этот вечер мы говорили, о грядущей трансформации политической системы страны, о перспективах превращения России в страну изгоя, о том, что граждане, выдавленные из политических процессов, могут стать государственными заложниками, обеспечивающими благополучное существование режима. Но самым интересным в этом диалоге было соотнесение современной истории России с историей США, которые, по мнению моего собеседника, во многом совпадают, за одним лишь исключением - ряд событий в социально-политических процессах двух стран имеют схожие сценарии и предпосылки, но происходят с отставанием примерно в 40 - 50 лет.
Так, сам момент нашего диалога (конец нулевых), был определен, как аналог заката «сытых американских 50-х» - времени взрывного роста уровня жизни в штатах. Тогда, впервые за всю историю, большинство американцев начали жить весьма обеспеченно, имея возможность, в частности, дать своим детям хорошее образование. В американском обществе утвердился культ потребления, погони за материальными ценностями, тотальный конформизм ("будь как все", "будь не хуже других"). При этом в обществе до сих пор витал дух Маккартизма, с его прелестями "охоты на ведьм" и повальным подозрением всех и каждого в красной угрозе. С этим феноменом было связано появление огромного количества оградительных законов, ставших следствием шпиономании, охватившей правящие круги США.
Суть размышлений сводилась к тому, что благополучная Америка ( как и Россия в нулевых) в то время уверенно двигалась к пику своего законотворческого дебилизма и ужесточению режима, на который граждане просто не обращали внимание, в силу благоприятной экономической обстановки и ощущению насыщения. Но как только ощущение повального благополучия начало давать сбои, граждане США начинали тревожиться о личных и государственных перспективах, переходя в состояние ломки 60-х. Следуя предложенной логике, России второго десятилетия двадцать первого века предстояло пройти аналогичный путь и, через определенное время, перейти в принципиально иное состояние гражданской осознанности.
Аналогия показалась мне довольно интересной и, начав моделировать будущее России опираясь на данную гипотезу, я решил обратиться к соответствующему периоду истории США - концу 60-х, началу 70-х годов.
Если конкретнее, то особенно интересным американским феноменом для меня стал краткосрочный, но яркий период появления молодежного контркультурного движения, в какой-то мере, ставшего реакцией на действия американской политической пропаганды того времени.Именно в этот период Америка пережила воздействие одной из самых значимых культурных волн в своей истории и, фактически, самую цветную и позитивную из всех мировых революций - революции движения хиппи - созидательный протест любви, который чуть не обернулся для США утратой целого поколения тинейджеров. Именно эта революция, заставила систему пересмотреть свое отношение к внутренней политике, и сломала модель существующих ценностей. Это был истинный момент торжества надломленной молодости, когда подросток с гитарой, пытался пробудить от забытья огромную нацию.
Продолжая развивать эту гипотезу, можно предположить, что примерно к двадцатым годам нового столетия, Россия, в силу уже существующих предпосылок, имеет шансы получить аналогичный всплеск молодежного контркультурного движения. Свидетельством этого становятся определенные индикаторы социальных процессов. Например, серия "помолодевших" оппозиционных митингов прошедших в течение 2017 года. Протестная волна недоверия существующему режиму, в первую очередь, всколыхнула российских тинейджеров и, в какой-то мере, явилась катализатором для всплеска активности молодежи, лишенной возможности влиять на перспективы развития своей страны, лишенной ясной и четко сформулированной государством картины личного и общего будущего. По большому счету, движение хиппи также являлось следствием утраты связи между властью и молодежью, лишенной социального влияния, в том числе и избирательного права (до 1972 года участие в выборах было разрешено с 21 года). Результатом такой политики стало то, что несколько миллионов молодых граждан сказали государству, что они, в одностороннем порядке, просто выходят из него - перестают быть налогоплатильщиками, гарантами пенсионных отчислений, здоровой рабочей силой и солдатами. Ребята просто отошли в сторону и система накренилась.
Не берусь утверждать, но возможно, аналогичные процессы уже развиваются в нашем обществе, оставаясь вне сферы внимания старшего поколения и перекрываясь разного рода молодежными симулякрами из серии «Селигеров», «Нашистов», «Молодежных парламентов» и прочих напускных активностей, которые не имеют никакого отношения к интересам тинейджеров.
Интересно то, что и общий социальный фон, и набор исторических событий происходящих в России сегодня, также очень соотносится с перечнем основных событий произошедших в период с 60 по 70 годы в США и повлиявших на формирование молодежной контркультуры. Возможно, мой список получился слишком общим и надуманным, но все же, в нем можно считать ряд аналогий, которые дают пищу для дополнительных размышлений:
- Протестные марши на Вашингтон 1963 и 1964 года численность участников которых доходила до 400 000 человек и которые жестко подавлялись национальной гвардией и влекли за собой многотысячные аресты.
- Публичные убийства политиков, в числе которых самый яркий представитель чернокожего протестного движения – Мартин Лютер Кинг, убитый в Мемфисе.
- Имперская, колониальная и чуждая обществу война во Вьетнаме, происходившая на фоне роста социальной напряженности, повышения цен и налогов, наступившего кризиса городов и увеличивающегося уровня преступности.
- 25 млн. американцев проживающих за чертой бедности.
- Закон о запрещении стачек.
- Репрессии против демократического движения, особенно против негритянских и антивоенных выступлений и прямое уничтожение активистов.
- Организация множества судебных процессов и кампании политического устрашения с подключением средств государственной пропаганды.
- Расстрелы студенческих демонстраций.
- Формирование в ЦРУ досье на 100 тыс.граждан сочувствующих коммунизму и компания массового запугивания недовольных.
- Не обошлось и без оскорбления чувств верующих, реакцию которых спровоцировали слова легендарного Битла Джона Леннона о популярности Битлз, сопоставимой с популярностью Христа. Массовые протесты против этого поступка сорвали турне группы в США.
Думаю, что провести аналогии не так уж сложно. Тогда Америка была слишком увлечена проблемами настоящего, чтобы думать о будущем. На этом фоне, забытые государством подростки, однажды просто решили выйти из состава государства в количестве нескольких миллионов человек. Дети просто начали жить так, как они умели, в своей идеальной, утопичной и нелепой модели, которую ясно воплощал их вызывающий облик.
Понимая условность аналогии, не стоит все же исключать исторические уроки другого государства. Похоже, что примерно этот же феномен зарождается и у нас. Сейчас власть делает упор на изоляцию страны от мировых процессов, играет в могучую империю, уничтожает несогласных и выдавливает молодежь из выборного процесса, технично передавая право голоса живущим одним днем людям. Сейчас лидеры государства манипулируют нацией, опираясь на идеалы прошлого, абсолютно, исключая формулировку будущего. Сейчас пропаганда формирует костяк стабильности из малограмотного взрослого населения, а молодежь, тем временем, где-то в тени, пытается найти свой путь движения в будущее независимо от государства.
Вообще, с будущим у нас в стране все плохо, как следует из результатов исследования "ФОМ", почти половина опрошенных Россиян (48%) строят планы только на год и меньше, каждый пятый (20%) – на 3–5 лет и только у каждого 50-го есть планы на 20 лет вперед. Каждый четвертый (24%) вообще не строит никаких жизненных планов. Проблему отсутствия будущего в России формулируют и ведущие мировые социологи в рамках проекта Всемирного исследования ценностей (World Values Survey). На этом фоне, молодежь неминуемо отстраняется от государства, действия которого противоречат ее естественному состоянию - стремлению к будущему. Подростки просто знают, что будущее есть, и если государство этого не понимает, продолжая копаться в старом изношенном советском белье, то молодежь отключается, отходит в сторону и начинает создавать свою собственную реальность, так как она умеет, творчески, незатейливо, мило и нелепо – т.е. абсолютно бессистемно и хаотично.
В США бессистемный молодежный хаос вылился в бум музыкальной культуры, поднял до небес значение зародившегося примерно тогда же рок-н-ролла. Можно только предполагать, а какой же рок-н-ролл случится завтра в России, музыкальный, виртуальный, подсознательный. Может быть Америке повезло, образом ее культурного локомотива стали представители музыкальной среды, апофеозом и символом стал фестиваль «Вудсток». Может повезет и нам?
Хотя, как мне кажется, сегодня наш рок-н-ролл – это политика. Рок-звезды – политические лидеры. А наш «Вудсток» – это миллионный митинг у стен Кремля.
Чем это закончится? Учитывая свежие данные «Росстата», на текущий момент количество граждан в возрасте от 15 до 24 лет, проживающих в России, составляет всего 16% от общей массы населения. Этого мало, для того, чтобы все рассыпалось в прах, но достаточно для того, чтобы создать нечто, не вписывающееся в модель существующей социальной системы.
Результатом молодежного движения для американской культуры стала переоценка государственных и социальных ценностей:
- Переоценка отношения к потребительскому обществу;
- Осознание и распространение ценности самореализации личности;
- Осознание экологической проблематики;
- Либерализация традиционной сексуальной морали;
- Появление новых музыкальных, художественных и эстетических стилей;
- Активизация религиозных исканий, поворот к "новой духовности".
Были и политические последствия, в частности и расширение политических прав молодежи, ослабление расовой сегрегации в США, и либерализация общественных процессов и усиление гражданской ответственности.
Случится ли нечто подобное у нас, можно только предполагать, или надеяться. Но некоторые события свидетельствуют о том, что должно случиться.

================
.
.


Рецензии