Тайна старой России Эссе
ТАЙНА СТАРОЙ РОССИИ
ЭССЕ
Вы никогда не задумывались - а почему русские эмигранты «первой волны», покинувшие Россию в разгар большевистской революции и смуты гражданской войны, так отчаянно порой хотели вернуться на Родину, готовы были страдать, но все таки быть вновь на родной земле…
И почему это до болезненности острое стремление - вернуться, непременно вернуться, даже если ждут тебя на родине лишения и страдания… совершенно пропало у русской эмиграции более позднего времени… Почему?
Видимо, что бы ни говорили о «проклятом царизме» и о трагическом неблагоустройстве русской жизни в то имперское время - была у той императорской России какая-то высокая «духовная аура». Которую мы еще смутно можем чувствовать и в нынешнем «старозаветном» до сих пор сохранившемся Санкт-Петербурге например.
Иначе зачем было писать даже никуда не уезжавшему Мальдельштаму в порыве высокой ностальгии: « В Петербурге мы сойдемся снова // словно солнце мы похоронили в нем…»
Что-то было в той стране Россия неизъяснимо влекущее к себе и чарующее… При всех ее бедах - было.
И тот кто родился и вырос «в той России» - ни на что ее не хотел и не мог променять.
Но все это неумолимо вытравила из русской жизни и из сознания русских людей советская власть.
Тот кто остался жить в Советской России мог эту советскую жизнь для вида и для собственного успокоения и принимать и даже порой прихваливать - комфортнее же думать что ты живешь в стране строящей светлое будущее, а не в тюремных застенках где нет и не может быть света и где гибнет душа и разум…
Но если он вырывался из Совдепии - то уже не возвращался обратно… В любые времена. Даже когда не стало коммунистической власти и можно было вернуться и жить в новой России безбедно.
Возвращаться уже никто не хотел.
Вспомним Растроповича, который много и очень красиво и всегда «порывисто», на вид чистосердечно, говорил о своем великом русском патриотизме, но так и остался жить на Западе.
Вспомним Нобелевского Лауреата Бродского который и на день не желал приехать в Россию когда никакого коммунизма уже и в помине не было в России и можно было бы посетить хотя бы могилы отца и матери в Ленинграде-Петербурге.
Нет! Ни за что!!!!
Настолько неприятный осадок оставила в душе этих ярких людей советская жизнь, что и в Россию «без коммунистов» они возвращаться всерьез уже не хотели.
Перечислять все имена эмигрантов в этой связи нет смысла - это крайне типичный случай. Норма можно сказать.
Вернулся один Эдуард Лимонов - чтобы бороться с существующим режимом по мере сил и гордо разыгрывать поэтическую и героическую роль современного Че Гевары…
Вернулся Солженицын - чтобы «обустраивать Россию» и встречаться с Президентом (было и такое). Но ничего конечно не «обустроил» и мирно дожил свою жизнь в великолепном особняке купленном на деньги заработанные за Западе «за борьбу с советской властью».
Но это два нетипичных случая возвращения в нынешнюю Россию со своими особыми честолюбивыми «мотивами».
А в целом - не возвращается никто… Ну заехать могли порой в Россию… погостить, похвастаться, «душевного человека» из себя изобразить по старой памяти… Ненадолго конечно…
И вновь бежать, бежать отсюда … сломя голову… Туда где как им кажется намного лучше жить.
Я не оспариваю того что где-то жить намного лучше чем в нынешней России или чем в России советских времен. Наверняка много есть таких мест на белом свете.
Но что же было такого в прежней императорской (или царской России) что так притягивало к «родному пепелищу» всех его былых подданных… Что же это было?
Я сказал начиная этот очерк – какая-то аура прежней русской жизни…
И действительно что-то неизъяснимое притягивало в эту жизнь, манило, заставляло порой, рискуя всем, вернуться…
Это был невидимый «воздух» былой российской жизни (ведь не богатство же ее которого многие и близко не видели!)…
Страна за многие века формирует в себе нечто особое - если это великая страна и огромная империя то тем более… Она формирует «воздух» своей жизни которым сладко и упоительно дышать.
И все это большевики разрушили…
А кто они были эти большевики? Посмотрим по фамилиям… Хотя нет.. Не будем эти подлинные фамилии «вождей большевизма» называть.
Русских среди этих большевиков почти и не было. Большинство руководителей партии большевиков как говорили раньше - инородцы…
Им не было причин страдать о гибнущей России. Они хотели возвыситься на ее руинах… И возвысились.
На какое-то впрочем очень короткое по историческим меркам время.
А потом и сами попали под расстрелы которые и начинали с неистовой жестокостью с 1917-го года.
------------------------------------
Мы все должны понимать вот что - в каждом обществе, в каждом исторически сформированном государстве есть свой «духовный стержень»… И он важнее всякой экономики. Всякой военной мощи… И всего прочего.
Если его уничтожить - общество и государство погибают… Этим уничтожением России как исторически сложившегося на многие сотни лет общества и государства и занялись большевики.
И преуспели в этом.
Настолько преуспели что теперь стойкое отвращение ко всему русскому до сих пор есть во всем мире - всего русского боятся и все русское ненавидят. По традиции уже.
А началось все с того что в России под руководством известных большевистских «героев» якобы строили Коммунизм.
И построили Коммунизм… Уж это точно.
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ:
Носов Сергей Николаевич. Родился в Ленинграде ( Санкт-Петербурге) в 1961-м году. Историк, филолог, литературный критик, эссеист и поэт. Доктор филологических наук и кандидат исторических наук. С 1982 по 2013 годы являлся ведущим сотрудником Пушкинского Дома (Института Русской Литературы) Российской Академии Наук. Автор большого числа работ по истории русской литературы и мысли и в том числе нескольких известных книг о русских выдающихся писателях и мыслителях, оставивших свой заметный след в истории русской культуры: Аполлон Григорьев. Судьба и творчество. М. «Советский писатель». 1990; В. В. Розанов Эстетика свободы. СПб. «Логос» 1993; Лики творчестве Вл. Соловьева СПб. Издательство «Дм. Буланин» 2008; Антирационализм в художественно-философском творчестве основателя русского славянофильства И.В. Киреевского. СПб. 2009.
Публиковал произведения разных жанров во многих ведущих российских литературных журналах - «Звезда», «Новый мир», «Нева», «Север», «Новый журнал», в парижской русскоязычной газете «Русская мысль» и др. Стихи впервые опубликованы были в русском самиздате - в ленинградском самиздатском журнале «Часы» 1980-е годы. В годы горбачевской «Перестройки» был допущен и в официальную советскую печать. Входил как поэт в «АНТОЛОГИЮ РУССКОГО ВЕРЛИБРА», «АНТОЛОГИЮ РУССКОГО ЛИРИЗМА», печатал стихи в «ДНЕ ПОЭЗИИ РОССИИ» и «ДНЕ ПОЭЗИИ ЛЕНИНГРАДА», в журналах «Семь искусств» (Ганновер), в петербургском «НОВОМ ЖУРНАЛЕ», альманахах «Истоки», «Петрополь» и многих др. изданиях, в петербургских и эмигрантских газетах.
После долгого перерыва вернулся в поэзию в 2015 году. И вновь начал активно печататься как поэт и в России и во многих изданиях за рубежом от Финляндии и Германии, Польши и Чехии до Канады и Австралии - в журналах «НЕВА», «Семь искусств», «Российский Колокол» , «ПЕРИСКОП»», «ЗИНЗИВЕР», «ПАРУС», «АРТ», «ЧАЙКА» (США)«АРГАМАК», «КУБАНЬ». «НОВЫЙ СВЕТ» (КАНАДА), « ДЕТИ РА», «МЕТАМОРФОЗЫ» , «ЛИТЕРА НОВА», «ГРАФИТ», «ЛИТКУЛЬТПРИВЕТ!», «СОВРЕМЕННАЯ ВСЕМИРНАЯ ЛИТЕРАТУРА» (ПАРИЖ), «МУЗА», «ИЗЯЩНАЯ СЛОВЕСНОСТЬ», «НЕВЕЧЕРНИЙ СВЕТ, «РОДНАЯ КУБАНЬ», «ПОСЛЕ 12», «БЕРЕГА», «НИЖНИЙ НОВГОРОД». «ДЕНЬ ЛИТЕРАТУРЫ» и др., в изданиях «Антология Евразии», «АНТОЛОГИЯ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ХХ1 ВЕКА». «ДЕНЬ ЛИТЕРАТУРЫ», «ПОЭТОГРАД», «ДРУГИЕ», «КАМЕРТОН», «АРТБУХТА», «ЛИТЕРАТУРНЫЙ СВЕТ», «ДЕНЬ ПОЭЗИИ» , «АВТОГРАФ», «Форма слова» и «Антология литературы ХХ1 века», в альманахах « НОВЫЙ ЕНИСЕЙСКИЙ ЛИТЕРАТОР», «45-Я ПАРАЛЛЕЛЬ», «ПОРТ-ФОЛИО»Й (КАНАДА), «ПОД ЧАСАМИ», «МЕНЕСТРЕЛЬ», «ИСТОКИ», «БИЙСКИЙ ВЕСТНИК», «ЧЕРНЫЕ ДЫРЫ БУКВ», « АРИНА НН» , «ЗАРУБЕЖНЫЕ ЗАДВОРКИ» (ГЕРМАНИЯ), «СИБИРСКИЙ ПАРНАС», «ЗЕМЛЯКИ» (НИЖНИЙ НОВГОРОД) , «КОВЧЕГ», «РУССКОЕ ПОЛЕ», «СЕВЕР», «РУССКИЙ ПЕРЕПЛЕТ», «БАЛТИЙСКИЙ БЕРЕГ» (КАЛИНИНГРАД), «ДАЛЬНИЙ ВОСТОК», «ЛИКБЕЗ» (ЛИТЕРАТУРНЫЙ АЛЬМАНАХ), в сборнике посвященном 150-летию со дня рождения К. Бальмонта, сборниках «СЕРЕБРЯНЫЕ ГОЛУБИ(К 125-летию М.И. Цветаевой), «МОТОРЫ» ( к 125-летию со дня рождения Владимира Маяковского), «ПЯТОЕ ВРЕМЯ ГОДА» (Альманах стихов и прозы о Любви. «Перископ»-Волгоград. 2019), «Я ДУМАЮ. ЧТО ЭТО ОТ БОГА…» ( Сборник стихотворений современных авторов к 80-летию Иосифа Бродского. «Перископ- Волга». 2020 ) и в целом ряде других литературных изданий.
В 2016 году стал финалистом ряда поэтических премий – премии «Поэт года», «Наследие» и др.
Является автором более 20-ти тысяч поэтических произведений. Принимает самое активное участие в сетевой поэзии.
Стихи переводились на несколько европейских языков. Живет в Санкт-Петербурге
Свидетельство о публикации №121011401018