О чем спорим.. Quirites?
Сразу отметим, что нам пришлось, по просьбе одной из сторон, исполнять обязанности, так сказать, стороннего наблюдателя "дискуссионного процесса", который довольно быстро зашел в тупик. Почему попросили? Ну, видимо, наши периодические выступления о содержательности критики или ее смысловой необходимости произвели впечатления. Впрочем, это не имеет значения. И хотя антагонистические стороны скоро поняли, что сама "дискуссия", чаще всего, превращалась в пустую полемику, но очень долго не хотели в этом признаваться.
Единственное, что предпринималось с нашей стороны, так это то, чтобы, какие-то действия "философствующих ораторов" не переходили планку приличия. И не опускались на грубость.
Но в целом, было обнаружено, что соревнующиеся стороны мало, к большому сожалению, вообще, имеют представления о том, о чем они говорят. Создавалось впечатление, что "дискуссанты", нахватавшись верхушек либо начитавшись интернетовских статеек, пытаются, таким образом, скрыть свою эмоциональную неприязнь. А ещё, что более всего печальнее, мало что понимают, что пытаются защищать.
Мы намеренно не называем темы дискуссии и имен "дискуссантов". Поскольку, случай этот типичный, часто встречается на просторах "стихиры" и, что самое ужасное, по наблюдениям, проявляется как некое "свойственное качество", присуще многим любителям поболтать и потрепать нервы друг другу.
И сразу вопрос: а зачем тогда вообще вступать в дискуссии? Показать, таким образом, что ты осел что ли? Хм... Если так, то это очень странное желание. Но, бог с ними, с "дискуссантами". Заратустра их разберет.
И, вообще, это ерунда, по - сравнению с тем, что кто-то не хочет знать больше, чем знает. Да и зачем? Как сказал один из "воюющих" на очередной "религиозный" довод оппонента: мол, есть "батюшки".. Они всё знают и всё разъяснят. Доступно и понятно.
М-да, батюшки знают... Много-много лет назад, я был изумлен высказыванием одного священника. Он, как-то в пылу, тоже какого-то спора, заявил: а может и бога-то никакого нет? А что есть? А ничего...
Разумеется, что, хотя и сказано сие было в определенном контексте, но уже тогда возник повод задуматься над фразой. Если так, то что же тогда есть? Что двигает миром, Космосом, Вселенной, наконец? И какое же место занимает во всем этом человек?
Первый, кто попытался мне что-то "подсказать", был... Джордано Бруно. Затем - Коперник. Потом их, советчиков, было много. Очень много.. И у каждого, понимаешь, была своя идея. Своя точка опоры, с помощью которой, надо полагать, можно перевернуть мир. Интересное занятие.
Но мысль, которую зарождали все эти познания, была едина в одном: что же двигает человеком во всех этих свершениях? Какое место ему отведено?
И вот здесь, как раз, обнаруживается большая путаница. Все мудрецы, почему-то при этом, всю ответственность пытаются свалить на бога. Дескать, он создал, он и знает.
Да, правы те, кто утверждает, что путаницы действительно много. И разобраться в ней - пустая трата времени. И вот тут возникает первый протест. Разве возможно спутать восход Солнца с восходом Луны? Почему именно этот довод? А это непреложный факт. А факты, как говорил один герой в известном романе: самая упрямая в мире вещь.
Когда-то, еще на заре своей студенческой беззаботной юности, познакомился с житием Сергия Радонежского. Причём, чтение "Жития.." было по - старославянски. Потом приходилось узнавать о более тонких вещах, происходивших в то время.
Но можно сказать совершенно точно: тамошнее духовенство, особенно из лиц приходящих на место "блюстителей паствы", особенно из других краев и стран, и тогда путало понятия веры и религии. Иначе, зачем было нужно Сергию создавать свое, нечто особенное в монашеской жизни?
Помнится, очень заинтересовал вопрос: а почему Пересвет на бой с Челубеем на Куликовом поле вышел по пояс обнаженным? Ведь, как следовало из других, более ранних источников, с которыми тоже удалось познакомиться, так выходили на битву древние арии. А ведь Пересвет - значимый ученик Сергия.
Не спроста это. Разумеется, тема эта неимоверно глубокая, требующая отдельного ее осмысления, определения рамок разговора и его формата, чем это простое впечатление от пустых "дискуссов".
Впрочем, и у "дискуссантов" постоянно вырывались реплики об известном теперь "коде да Винчи". Если исходить, разумеется, что этот самый код, оставленный нам да Винчи, не есть спекуляции и измышления Брауна. Впрочем, нам приходилось уже выказывать свою точку зрения на этот счет. Желающие найдут материал. Здесь же необходима не "дискуссионная" суета, а прежде всего, спокойствие разума и четкость мысли. Чего не демонстрировали спорщики.
Впрочем, опять Заратустра с ними, однако, и с Брауном тоже. Но, вероятно, могут возникнуть едкие реплики: мол, а что же Вы сами-то не отвечали на "мучительные" вопросы? Ну, во-первых, наша роль сводилась только к наблюдению. О чем, уже после, пришлось сожалеть.
Во-вторых, как известно, учитель появляется тогда, когда ученик готов. А настоящая дискуссия разворачивается, если оба "спорщика" верят друг другу. В противном случае, как утверждает древняя китайская мудрость: если спорят мудрец и дурак - спорят два дурака, можно угодить в неприятную ситуацию.
Человек, если, конечно, он себя таковым считает, уважает и живет как надобно человеку, должен уметь задавать вопросы. Не реплики - вопросы.
Впрочем, настоящему человеку это объяснять не нужно...
После, одна из сторон, попросила высказаться по поводу "дискуссии".
Что и было нами сделано.
За сим позвольте откланяться.
Свидетельство о публикации №121011208841
Вера Кретова 13.01.2021 11:33 Заявить о нарушении