Создать вам Шамбалу? Легко!
"В ту пору я готов был отправиться в Гималаи на поиски Шамбалы, будучи уверен, что в неких тайниках сокровенного знания зафиксированы ее точные географические координаты. Плененный многочисленными упоминаниями Шамбалы в эпистолярных трудах Н.К.Рериха, полагал, что дорогу в заповедную страну можно разузнать если не в любом буддийском монастыре, то уж наверняка у какого-нибудь почтенного просвещенного ламы…"
(Буланцев С.Ф. Шамбала: «болотные огни» мифа, февраль 2016г.)
Таким восхищенным, хоть и ностальгическим заявлением, Буланцев начинает свою статью. Ну, во-первых, "у какого-нибудь ламы" и вам не рекомендую спрашивать, уважаемый читатель. Это говорю вам по личному опыту, ответа можно ждать долго и не дождаться. Сам я получил некоторую информацию от просвещенного ламы на 15-й год знакомства с ним, имя пока называть не спешу, для публикации персональных данных мне нужно его разрешение, этого требует сегодня законодательство РФ. Но в любом монастыре можете спрашивать, ответ будет, но по уровню вопроса. В порядке подтверждения информации. Или не будет ответа, если вы не о том спросили.
Так, например, не повезло в своё время Льву Гумилёву при работе над книгой "В поисках вымышленного царства":
«Когда придет время Шамбалы?». Этот вопрос я задал однажды в Монголии некому почтенному ламе преклонных лет (время выветрило из памяти его имя). Стриженый наголо старец в шафрановой тоге только что вернулся из паломнической поездки в индийский город Дхармасалу, где обрели убежище в изгнании Далай-лама и десятки тысяч его последователей. Я ожидал услышать какой угодно ответ, но только не тот, который услышал: «Что такое Шамбала?».
(Гумилев Л.Н. «Страна Шамбала в легенде и в истории», журнал «Азия и Африка сегодня» за 1968 г.)
Вымышленное Львом Николаевичем царство просто не совпало с Шамбалой монгола, таково моё объяснение этого ответа "ни о чём". Кроме того, Гумилёв работал всё-таки в системе советского научного познания, инструментарий там сродни хирургическому скальпелю. Почтенный лама преклонных лет просто не пожелал, чтоб его препарировали. Если бы Гумилёв мог тогда ещё сформулировать свой вопрос в духе гениального своего этногенеза, а именно в части пассионарности высшего уровня, то ответ был бы другим.
Этот аспект познания эзотерики, взаимное влияние ищущего и его неуловимого объекта, отмечает и Буланцев в своей статье. При этом Сергей Федорович полагает, что "поможет нам книга Александры Давид-Неэль «Мистики и маги Тибета». Этому автору можно доверять полностью и безоговорочно (...)".
Итак: "в Тибете считается, что подлинный духовный подвижник являет собой основу, которая способна порождать многочисленные материальные формы — как человеческие, так и неодушевленные.
«Нет ничего необычного в умении вызвать галлюцинацию произвольно. Самое интересное в этих случаях «материализации» то, что и другие видят созданный вашим воображением образ. Тибетцы объясняют это явление по-разному. Одни верят в реальность созданной материальной формы, другие видят в этом явлении только акт внушения — мысль создателя призрака непроизвольно воздействует на окружающих, заставляя их видеть то, что он видит сам», — пишет А. Давид-Неэль.
По ее личному опыту, такое творение мысли, обретя достаточно устойчивую физическую форму, способно выйти из-под контроля своего создателя и начать самостоятельное существование.
Сделаем некоторые предположения в развитие наблюдений тибетской француженки. Если над созданием мыслеформы трудится не один человек, а целый коллектив, сообщество единомышленников? Может статься, тогда и становится возможным появление психофизической структуры, сопряженной с материальной реальностью и существующей вне ее? Думается, корифеи эзотерики Блаватская и Рерихи вкупе со своими многочисленными последователями вполне могли быть генераторами той мощной психической энергии, которая и породила Шамбалу и ее обитателей."
Правда, потом в этой же своей статье Буланцев, споря с оппонентом, упоминает, что "Действительно, некое селение Самбхала (Шамбала?) упомянуто еще в древнейшем эпическом сказании Махабхарате:
«Час пробьет, и появится дважды рожденный по имени Калки Вишнуяшас, наделенный великою силой, умом и могуществом. Явится он на свет в достойной брахманской семье в деревне Самбхала и силою духа возродит оружие и всевозможные средства передвижения, воинское облачение, доспехи и панцири. Этот царь, побеждающий дхармой, примет верховную власть и внесет покой в мятущийся мир». (Махабхарата, книга третья Лесная (Араньякапарва). С. 393-394. М. Наука. 1987г.)."
Не смотрите на дату публикации 1987-й год, Если за основу взять действующее ведийское времяисчисление, то война «Махабхараты», согласно представлениям индусов, состоялась в конце IV тыс. до н. э. То есть пересказывать это предание начали примерно за пять-шесть тысяч лет до Рерихов и Блаватской. Которые, в общем-то, и не претендуют в известных мне трудах на авторство, не патентуют созидание Шамбалы.
Вообще - божества, тем паче божественные страны, так же рождаются, живут, и исчезают по законам, очень близким к этногенезу, ведь без человека бог не проявляется в антропо-облике. Но не будем усложнять, закончим этот эпизод простой зарисовкой Рабиндраната Тагора в моём авторизованном изложении:
О, божество разрушенного храма
Умолкли навсегда колокола
Один служитель, глупый ли, упрямый?
Возносит жатву вновь под купола.
Проходят дни, но где же прихожане?
Проходят ночи, где молебный плач?
Светильники остыли в ожиданьи
Но нет огней - и взор твой стал незряч.
Иных изображений искушенья
Творенья рук искусных мастеров
Тебя изгнав, ушли в проток забвенья -
Урочный час не велает богов.
И не суди, да будешь неподсуден.
И не прощай, не будет слаще боль.
Да кто виновен? - что не вечны люди
И человечна к Богу их любовь.
(продолжение http://stihi.ru/2021/01/13/6136 )
Свидетельство о публикации №121011208673