Библиотеке посвящается
Это была катастрофа! Возмущению не было предела! Училка по литературе приравнивалась к фашистам, и перед сном в головах крутилась мрачная пластинка – это, значит, вместо ловли кузнечиков, беззаботного скакания в классики, мячики и резинки, походов на речку и озеро, лазания по окрестным садам-огородам, немеренного поедания мороженого (в этом во всём и маячилось школьное счастье за летние «короткие» каникулы) – мы должны портить зрение, нервы и здоровье за сутулым грызением книг!..да ещё и в таком невозможном количестве!..Это было кошмарным сном для всего класса, конечно, исключая «элитную» галёрку, которые только посмеивались над тревогами остальных «правильников» - они-то точно читать ничего не собирались, и их лето не было омрачено никакими школьными заданиями.
Как бы там ни было, списки были продиктованы, задание получено в строжайшем виде, и предусмотрены все пути отступления, как то: необходимо было завести самую толстую общую тетрадь, «Читательский дневник», где усердно, примерно на полстранички, вносить название книги, автора, год издания; далее – в нескольких предложениях изложить сюжет, а в конце – своё отношение к этому рассказу или автору, и какой след в воображении читателя оставило это произведение, то есть, личное мнение.
Так что, отвертеться было невозможно. Более того, строго-настрого было обещано, что при отсутствии следов работы нечитавшие будут оставлены на второй год, а это был аргумент серьёзный…
Ну, и, началось.
Помнится, посреди загорания у речки, или игры в волейбол – вдруг кольнёт едкая мыслишка: «А как же библиотека?..Там же такой огромный список!..» И сразу: «Да ладно, только лето началось, успею..» Пока строгий голос родителей не выталкивал в эту обязаловку-библиотеку: «Ты когда книжечки возьмешь? Уже пора начинать чтение!»
Итак, в самую жарень уныло тащишься в это строгое, старинное, прошлого века строение, похожее на школу; входишь в прохладный коридор, и…
Попадаешь …
В какую-то таинственную чудесную страну…Это не объяснить, думаю, многие помнят это чувство, охватывавшее при вхождении в помещение библиотеки. Тебя накрывает атмосфера вневременного ощущения присутствия тайны, даже запах накопленных в книгах знаний и событий, тихие голоса всех присутствующих, будто они без слов понимают необъяснимое чудо; тонущие в этой необыкновенной атмосфере звуки и мысли, и только слышен призыв почти каждой книжечки – возьми меня в руки, открой, прочитай, ты не пожалеешь! Но ты вынужден идти по заданному списку – по 5 книг в руки на 2 недели; берёшь, записываешь, и – бежишь домой.
И начинается новое чудо!
Ты окунаешься в жизнь героев, видишь их глазами пейзажи, слышишь дыхание ветра в полях, выслеживаешь зайчишку вместе с охотником, чтобы потом весело рассказать родителям, как этот охотник испугался, когда зайчишка выпрыгнул у него из-под ног…Ты восхищаешься и сочувствуешь, в тебе начинают звучать и резонировать струны души, о которых ты раньше и не подозревал, и они – делают тебя мудрее и лучше…И, конечно, книги бывают прочитаны за 3-4 дня, и бежишь за новыми…А этот читательский дневник, ну куда от него деться, расчерчиваешь графы, разноцветными авторучками и карандашами всё заполняешь за пять минут, кое-где даже пририсовываешь простенькие иллюстрации, и – бежишь читать дальше! Уже родители говорят – сбегай на речку, поиграй в волейбол – отдохни от чтения, не порть зрение! Куда там! На речку – с книгой! Вечером, перед сном – с книгой, надо же узнать, что там было дальше…пока глаза становились неуправляемыми и объявляли срочный перерыв на сон.
Помнится, что за это лето случился огромный рывок во многих направлениях – я стала писать на удивление грамотно, не зная особо правил, зрительно была уверена в правильности построения и текста, и правописания слов. Ведь это был просто 5 класс! Более того, мысли и мироощущение прекрасных писателей (а список рекомендуемых книг был подобран очень тщательно с педагогической точки зрения, - Пришвин, Паустовский, Катаев, Кассиль, и множество малоизвестных авторов, но – также талантливых и любящих мир, природу и людей) – стали во многом и моими мыслями и чувствами…Происходил ощутимый процесс воспитания правильного взгляда на реальность.
К концу лета я всё сокрушалась, что 2-3 книги мне не удалось прочесть, их не было в библиотеке, или они были на руках, уж точно не помню, запомнилось только то, что прочитанные 32 книжки меня не радовали так, как огорчали эти 3 недоступные…
При встрече с одноклассниками тема разговора была единственной – кто сколько книг прочёл и какие больше понравились.
В итоге оказалось, что я прочла больше всех, и, конечно, мой Читательский дневничок пошел «по рукам», тщательно был многократно скопирован и успешно прошёл «таможню»…
Но – жаль, что те, кто не прочёл этих чудесных книг, не открыл для себя такое волшебное место в мире со скромным названием «Библиотека», не посмотрел на мир глазами Пришвина или Паустовского, - лишили себя прекрасной страницы из книги своей жизни.
Огромная благодарность мудрому и строгому педагогу!
Наши прекрасные учителя знали толк в воспитании!
Кстати, удивительное дело – времени хватало вполне и с избытком – и на волейбол, и на футбол, и на прятки-догонялки дотемна, и на речки-озёра, и на коленки-зелёнки, и на мороженое, но почему-то из всего этого ярче всего запомнились моменты тайны библиотечного зала, его волшебная атмосфера, и нетерпеливое возвращение домой из библиотеки, когда у тебя в сетчатой авоське болтаются пять книжечек в потёртых картонных корочках со скромными рисунками, а у тебя сердце ликует в предвкушении счастья знакомства с новыми героями и приключениями…
Свидетельство о публикации №121011204538
С душевным теплом,
Люся Моисеенко 10.07.2023 15:53 Заявить о нарушении
Простите, что не сразу ответила - суета, разъезды поглотили летнее время)))
Хочется надеяться, что интерес и любовь к книгам будут возвращаться, ведь это так важно и полезно для любого возраста.
С искренним уважением и теплом души - Лариса.
Лариса Оситян 04.10.2023 06:21 Заявить о нарушении