Илька
Илька - Пески (в переводе с бурятского)
Отог - стойбище, стоянка
Чабан - пастух
Шуленга - глава рода
Ород - русские
Араты - крестьяне
Семейские - этноконфессиональные группы русского народа, потомки высланных правительством Российской Империи в Забайкалье представителей старообрядчества в XVIII веке при разделе Речи Посполитой
Мунгу - деньги
Бэлэг бариха - подношение подарков
Сэргэ - коновязь
Суглан - племенное, родовое собрание для решения каких-либо вопросов
Зайсаны - "лучшие" люди в племени, позднее - административная чиновничья должность
Убсуу - баранья грудинка, используется как почетное блюдо
Ууса - крестец барана, приготовленный как церемониальное блюдо для почетных гостей
Архи - водка
Тэнгри - небо, небесные божества
Нухэр - товарищ, друг
"Болтогой!" - Да будет так!
Хадак - ритуальный длинный шарф, даримый в знак почтения, дружбы и благопожелания
Племя "худаи" (степные буряты)
Отог свой раскинули возле реки.
Как предки их дальние: хори-туматы,
Они кочевой образ жизни вели.
Отары неспешно пасутся на воле,
Коней табуны тихо радуют взор.
И вроде, не надо желать лучшей доли,
Да кабы не волки, мороз или мор.
Однажды мальчишка-чабан прискакал:
"Шуленга! Ород к тебе в гости идет!"
Он криком своим весь отог взволновал:
Что русских приезд для аратов несет?
Буряты спокойно с семейскими жили,
Хоть русским земли не хватало порой.
Но дружбой соседей они дорожили,
За землю под пашню платили с лихвой.
Деревья в лесу под дома вырубали
С дальним прицелом - поляны пахать.
Пни корчевали, потом их сжигали,
Чтоб пеплом древесным поля удобрять.
На вырубках быстро деревни росли:
Там - Новая Брянь, ну, а там - Ташелан.
Землицы хватало - буренок пасти,
Посеять же хлеб - не хватало делян.
Дума про землю у всех мужиков -
Боль головная! Да где ж ее взять?!
С древесной коры не наешь животов
И кто-то придумал: "К бурятам послать"!
Соседи-буряты делились землей:
Порой - за покосы, порой - за мунгу.
Народ не оседлый ведь был - кочевой,
А сено всегда выручало в пургу.
Послов снарядили от трех деревень,
Телегу добром нагрузили различным
И помолившись, на Троицын день
К соседям поехали чинно-прилично.
Обычай бурятский послы уважали -
(В чужой монастырь свой устав не суют):
Бэлэг бариха главе рода прислали,
Коней привязали к сэргэ возле юрт.
Шуленга к себе на суглан пригласил
Зайсанов, что род худаи основали.
Причину визита от них не таил -
Вопросы про землю всем родом решали.
Убсуу с почетом гостям поднесли,
Ууса отпробовать после подали.
По чашкам степенно разлили архи
(Тэнгри угостили, конечно, вначале).
В беседе ород поделились бедой:
Селенья растут, а земли - недомер.
Но ведь не пойдешь на соседей войной -
У многих семейских бурят был нухэр.
Трубкой своей почесав виски,
Угли в костре ворохнув слегка,
Сказал глава рода: "Отдам Пески"...
А русским послышалось слово "Илька"...
Шуленга, прищурясь, сказал: "Болтогой!"
Зайсаны кивнули: мол, все будет так!
И гости-послы поспешили домой
С собой увозя поднесенный хадак.
Под "Пьяной" горой появились дома,
"Подгорная" улица образовалась.
"Хутор" зовется в народе она -
Так проще назвать было, как оказалось.
Чуть позже возник полустанок Илька
И потихоньку людьми прирастал.
"Бурмонголлес", АРЗ, ЛПХ,
Клуб, КБО, стадион и вокзал...
Когда-то и я там на свет появился
И начал стремительный жизни разбег.
Теперь - далеко, а душа все стремится
Туда, где мальчишкой остался навек...
Свидетельство о публикации №121011103665
У каждого душа стремится в край детства. Не случалось побывать в тех местах, но рассказ интересный и новых бурятских слов много узнала.
Леся Кулик 23.01.2021 15:37 Заявить о нарушении