Законы раскаяния по Рамбаму

Глава 7

7.1. Так как человек обладает свободой воли, как мы объяснили – он должен стараться раскаяться и очистить себя от грехов, чтобы закончить жизнь раскаявшимся и удостоиться удела в грядущем мире.

7.2. Человек должен постоянно представлять себе, что смерть его близка, чтобы, если его постигнет внезапная смерть, он не умер грешником. Поэтому следует сразу же после совершения греха раскаяться в нём и не следует говорить: «Когда состарюсь – покаюсь», ибо, может быть, он умрёт, не достигнув старости. Об этом сказал Шеломо в своей мудрости: «Всегда да будут твои одеяния белы» (Ког;элет, 9:8).

7.3. И не думай, что раскаиваться следует только в преступных действиях: блуде, грабеже, воровстве. Как человек должен раскаиваться в этих преступлениях, так он должен искать в себе дурные черты характера и привычки и исправлять их: гнев и враждебность, зависть и соперничество, насмешничество, жажду денег или почета, чревоугодие – во всём подобном следует раскаиваться. Эти привычки тяжелее преступных деяний тем, что человеку, погрязшему в них, труднее прийти к раскаянию. И так сказано: «Да оставит грешник путь свой, и злодей – замыслы свои» (Йешайаг;у, 55:7).

7.4. Да не подумает раскаявшийся грешник, что достоинство праведников для него недостижимо из-за злодеяний, совершенных им, – не так это. Напротив, он любим своим Творцом и желанен Ему, как будто никогда в жизни не грешил. Более того: его ожидает великая награда – ведь он вкусил сладость греха, но отошёл от него и преодолел своё влечение к нему. Сказали мудрецы: «Там, где стоят раскаявшиеся, совершенные праведники не могут стоять». То есть, достоинство раскаявшегося выше, чем достоинство тех, кто никогда и жизни не грешил, ибо его борьба со своими желаниями была тяжелее их борьбы.

7.5. Все пророки призывали к раскаянию, и Израиль удостоится избавления только благодаря раскаянию. Обещала Тора, что в последние времена Израиль вернётся ко Всевышнему в конце изгнания своего и сразу же будет спасён, как сказано: «И да будет, когда исполнятся для тебя все слова эти – благословение и проклятие, которые Я предложил тебе, – возвратишься ты ко Мне всем сердцем своим, находясь в среде всех народов, куда забросил тебя Б;г Вс;сильный твой. И вернёшься ты к Б;гу Вс;сильному твоему… и возвратит Б;г Вс;сильный твой, изгнанников твоих, и смилуется над тобой; и вновь соберёт тебя из среды всех народов, куда изгнал тебя Он, Б;г Вс;сильный твой» (Деварим, 30:1–3).

7.6. Велико раскаяние, ибо оно приближает человека к Шехине, как сказано: «Вернись, Израиль, к Б;гу Вс;сильному твоему» (Г;ошэа;, 14:2), и сказано: «“И не вернулись вы ко Мне”, – изрёк Г-сподь» (Амос, 4:6). И сказано: «Если ты вернёшься, Израиль, – изрёк Г-сподь, – ко Мне вернешься». То есть, если ты раскаешься, то прилепишься ко Всевышнему. Раскаяние приближает далеких: вчера был человек нелюбим Всевышним, отвратителен Ему, отдалён от Него и мерзок; сегодня – любим, желанен, близок ко Всевышнему, друг Его. Так ты находишь, что в тех же выражениях, какими говорит Святой Творец, благословен Он, об удалении грешников. Он говорит и о приближении раскаявшихся, как отдельных людей, так и всей общины: «И будет: вместо того, что говорилось о них: “Вы – не Мой народ”, будет о них сказано: “Сыны Б;га живого”» (Г;ошэа;, 2:1). Сказано о Йехонийаг;у, когда он был грешен: «Напишите: человек этот бездетным будет, муж, которому не будет удачи в жизни…» (Йирмейаг;у, 22:30); «Даже если бы Конийаг;у, Йехонийаг;у сын Йег;ойакима, царь Иудеи, был бы печатным перстнем на Моей правой руке, Я бы и оттуда сорвал тебя» (Йирмейаг;у, 22:24). Когда же он в изгнании раскаялся, сказано Зрубавелю, его потомку: «В тот день, – изрёк Г-сподь Воинств, – возьму тебя, Зрубавель, сын Шальтиэля, раба Моего, – изрёк Г-сподь Воинств, – и надену тебя как печатный перстень на перст Мой» (Хагай, 2:23).

7.7. Как велико достоинство раскаяния! Вчера был отделён человек от Б;га Вс;сильного Израиля, как сказано: «Грехи ваши отделяют вас от Б;га Вс;сильного вашего» (Йешайаг;у, 59:2). Вопиёт, но ему не внемлют, как сказано; «Даже если вы будете умножать молитвы ваши, Я не прислушаюсь» (Йешайаг;у, 1:16). Исполняет заповеди и их отвергают, как сказано: «Кто просил этого от вас – топтать дворы Мои?» (Йешайаг;у, 11:12); «О, если бы кто-нибудь из вас закрыл врата Храма, чтобы не озаряло пламя Мой жертвенник понапрасну; неугодны вы Мне и приношение не желаю принимать из ваших рук» (Малахи, 1:10); «Заберите свои жертвы всесожжения и мирные жертвы и ешьте мясо» (Йирмейаг;у, 7:21). Сегодня прилепился он к Шехине, как сказано: «А вы, прилепившиеся к Б;гу Вс;сильному вашему, живы вы сегодня» (Деварим, 4:4), молится и сразу же удостаивается ответа, как сказано: «И будет: прежде, чем они воззовут – Я отвечу» (Йешайаг;у, 65:24), делает добрые дела и принимают их благосклонно и радостно, как сказано: «Ибо угодны стали уже Б;гу твои деяния» (Ког;элет, 9:7), более того. они желанны Ему, как сказано: «Будет желанен Б;гу дар Иудеи и Иерусалима, как это было в древности, как в прежние годы» (Малахи, 3:14).

7.8. Возвратившиеся ко Всевышнему должны быть смирённы и предельно скромны. Если глупец стыдит их за их прежние дела: «Вчера ты поступал, так-то, вчера говорил то-то» – не должны они обращать на него внимания, но – слушать, радуясь и зная, что это на благо им, ибо всякий раз, когда человек испытывает стыд за прежние поступки, заслуга его возрастает и достоинство увеличивается. Большой грех – говорить раскаявшемуся: «Вспомни о своих прежних деяниях», рассказывать о них в его присутствии, чтобы устыдить его, говорить о поступках, подобных тем, которые он совершал, чтобы напомнить ему о них, – всё это запрещёно наряду с другими видами оскорбления словом, как сказано: «Не оскорбляйте друг друга» (Вайикра, 25:17).


Рецензии