Кормление лебедей - Чайкa по имени Анна

После метели быть беде.
Пусть на канале скользко,
Наша задача - лебеди,
Вон их, голодных, сколько.

Остерегаясь наледи,
В ветренном полумраке
К берегу жмутся лебеди,
Душки, птицесобаки.

Крошек их командиру от
Нашей стальной буханки!
В споре, увы, лидируют
Птичьи шакалы-чайки.

В клекоте, гаме, лепете,
Щедрые не по средствам,
Всех пропускают лебеди,
Редко страшась последствий.

Что ж теперь, доброй кисочкой
Крошки цедить по ложке?
Кровь моя, вщент прокисшая, -
Квас в ледяной окрошке.

Не поощряя выродков
Великодушьем ложным,
Может, мне в чайку выстрелить
Для облегченья ноши?

Чайка висит в напряжении,
Шея как знак вопроса:
"Хлеб вытряхай из кишени и
Спрячь своего альбатроса!"


Рецензии
А на негативе все лебеди черные и метель угольная. Они как стальная булка, уже просто не могут улететь, сбылось проклятие банка "Империал", их кормят лучше. Вспомнилась серия эпатажных реклам этого банка и их лебеди.

Взрывное обилие "п","б" аллитерации в первой строфе создает ощущение опасности уже на уровне подвала подкорки. В этом "проснутом" состоянии и идет восприятие текста. И постепенно слышишь этот трубный голос причин страха: "опасная наледь" - почти рефлекторное чувство опасности, "птицесобаки лебедей" - мнение об их лояльности сильно преувеличено, "шакалы чаек" и тема смерти, и все это звучным хлестким, калькой украинского "вщент прокисшая" — как бы замыкает круг страха и глубинного конфликта. Крошками ли кормим лебедей...или собой...оставшимися в мире ношей рождения.

Понравилось уходом от идиллических глазурных картинок, которые обычно сопровождают темы "лебедей" и реализмом последнего времени.

Кшесинская Деметра   20.01.2021 10:04     Заявить о нарушении
Спасибо огромное! О рекламе банка не подозревала. А лебеди-собаки - верные и голодные.
Но главное-то альбатрос на шее! Чайки, конечно же, легче. Убив наглую чайку (и было бы за что!), я получила бы вину полегче на шею. Может, переименовать его в "Чайку по имени Анна", чтобы тема альбатроса лучше прочитывалась?
Так я думаю

Галина Иззьер   21.01.2021 05:46   Заявить о нарушении
Да, Бодлер уступает со всей поэзией накалу рассказчика...И картинка кормления лебедей воспринимается не бытовой, конечно, а какой-то общефилософской дилеммой видимости и реальности. А "поэзия" как тема битвы, к финалу в районе развязки экспрессии автора, просто тонет в этом море смыслов. Здесь, чтоб акцент увидеть, а может оно и не стоит, ведь получившееся обобщение уже и включает в себя тему искусства, нужна либо знАчимая перекличка с основным конфликтом, либо некая сквозная деталь, которая сошьет все эмоции. Вообще ..это новаторство ...спрятать основной конфликт на фоновой плоскости..

Кшесинская Деметра   21.01.2021 08:07   Заявить о нарушении
Ну, это старое новаторство... возьмите Le nouveau roman

Галина Иззьер   22.01.2021 05:52   Заявить о нарушении
Увы, не знаю, о чем это..

Кшесинская Деметра   22.01.2021 05:54   Заявить о нарушении
Французы примерно 50-60х, "новый роман", в котором внутренняя логика текста важнее последовательности событий, например, или единства места -времени.

Галина Иззьер   22.01.2021 07:20   Заявить о нарушении
Спасибо за пояснение.
С намеренным уходом от классического сюжета немного иначе, там автор смещает свой акцепт с внешних событий, на внутреннюю тему/конфликт, но при этом, даже разрушенный хронотоп времени/пространства произведения связан его внутренним миром и мотивацией для каждого конкретного эпизода, все-таки соединенного общей целью.

В Вашем случае все немного не так, если в написании, кроме "любимой темы птиц" автор еще изначально ориентировался на "образ альбатроса", и благодаря этому нанизывал на него все эти действия, создавал последовательность событий, подбирал детали, рифмы, мелодику, то он держал его внутри, выпустив в реальность только в самом финале. А сюжетно-композиционно структура стихотворения имеет все элементы: экспозицию ("наша задача - лебеди") после , завязку ("после метели быть беде"), кульминацию ("кровь моя вщент прокисшая"), развязку ("может мне в чайку выстрелить") и немного условно эпилог ("хлеб вытряхай из кишени). То, что я не смогла вычислить как главную — тему альбатроса, говорит лишь об одном, что там, где речь автора еще не соприкасается со звуком, со словом, а существует в голом виде мысли — наше восприятие разнится, и видимо, значительно, иначе бы интуиция просто наложилась в финале на этот образ, как замок и ключ, и я бы поняла замысел. Раз этого не произошло, значит автор увел меня в другую сторону, или я сама свернула. В этом эффект вариативности восприятия и подачи текста.
Поскольку в Вашей манере присутствует очень сильная экспрессия и внутренняя составляющая, здесь могу в качестве примера и на Сильвию Плат сослаться, то понять Вас аутентично и в тексте, и в надтексте могут не очень многие, а вот с чувствами - иначе. Почувствовать могут, и это вызывает определенный резонанс от восхищения до симпатии, потому что сильная эмоция — это валюта интернета.

Это хорошее новаторство, попробую объяснить, почему. При всей расхожести мысли, что искусство должно ублажать и удовлетворять, в корне не согласна с такой потребительской ориентацией. Но инерция читателя не всегда преодолима, поэтому, чтобы не стать "дойной коровой" эмоций и вездесущей любви, автор, пишущий сегодня, должен обязательно как-то защищаться от этих насильственных эмпирических заборов энергии. Это можно сделать как раз в таких вот работах, где автор выкладывает только верхушку айсберга написанного, а мотивацию оставляет у себя, как ключ от стиха. Тогда и читатель будет работать, и автор не будет фонарем раздачи света. Сетевая жизни принесла новые транзакции общения в сети. Наверное Вы заметили, что иногда безобидное замечание или коррекция, несут за собой шквал негатива, это как снежный ком в сети, и наоборот, одно слово может перевернуть день. Чтобы не стать жертвой таких перепадов напряжения и придумываются неповторимые образы, ходы и тропы.

Прошу прощения за многословие, просто тема необычная и очень важная.

Кшесинская Деметра   22.01.2021 09:43   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.