Дядя Боря и другие родственники
Дядя Боря отец троих детей: старшая дочь Инга (род. 25.03.1969), сын Эрик (11.09.1973, день памяти Вячеслава Чешского и Киево-Печерских святых, в том числе преподобного Ильи Муромца) и Игорь (23.06.1976). В июне 1991 года вся их семья уехала в Израиль. Сначала всё у них там складывалось хорошо. Инга вышла замуж за преуспевающего театрального художника-декоратора Антона Романовского, родила ему одну за другой троих девочек. Эрик поступил учиться в местный престижный Университет на философское отделение. Игорь быстро освоился и в своём колледже сделался одним из лучших учеников. Дядя Боря, кандидат экономических наук, устроился на работу дворником и работал очень напряжённо, в две смены, чуть ли не без выходных. Но вот в 1993 году последовало первое тяжёлое событие. Что-то произошло с Эриком. Он давно уже увлекался всякими духовными «делами», интересовался кришнаизмом, мало спал и ел и много учился. И вот он попадает под автобус. Потом до нас доходят глухие сведения о какой-то странной психической аномалии с ним: трудности в сосредоточении, внимании, концентрации, воле и терпении. Через некоторое время Эрик получает пенсию по инвалидности и весь с головой погружается в свои крайне странные духовные поиски, ведя в основном ночной образ жизни, много куря и мало общаясь. Но при этом пишет мне коротенькую записочку, что он по-прежнему верит, надеется и любит.
Подходило время призыва Игоря на военную службу в армию Израиля. На семейном совете решается ехать ему в Канаду в поиске политического убежища, чтобы таким образом уклониться от службы в армии. После долгих мытарств в Канаде Игорь высылается обратно принудительно, но в армию всё равно не идёт, так как и у него обнаруживаются отклонения в психической сфере. Он не хочет жить с родителями и уходит «хипповать» по стране. Потом мать, тётя Галя, случайно находит его на местном рынке, едва его узнавая, и приводит домой, после чего Игорь живёт дома, также получая пенсию.
В 2000-м году умирает от второго инсульта, последовавшего через полгода после первого, 36-летний Антон, муж Инги, оставляя её вдовой с тремя детьми. Правда, после него остаётся квартира и значительная сумма страховки, которой должно хватить на жизнь на некоторое время вперёд.
В 2002-м году, 16 марта, неожиданно умирает тётя Галя, жена дяди Бори, просто от простуды. Инга с детьми уезжает в Прагу, оставляя дядю Борю наедине с сыновьями. Дядя Боря пытается устроить Эрика в специализированное заведение, но Эрику там не нравится и попытка пока остаётся без последствий. Дядя Боря продолжает работать дворником, чтобы заработать стаж до полной пенсии. Работать ему ещё до осени 2005 года. Правда с недавних пор работает он уже всего в одну смену, но уставать, естественно, с годами стал больше.
Дядя Боря считается младшим из братьев. Он так же умён, образован, так же ищет Истину, увлекается философией и прочими интеллектуально-духовными играми, теперь уже с Израильским уклоном. Это крепкая, бывалая и жилистая порода, которая никогда не ноет, всё переносит стоически и всегда сохраняет надежду на иные, лучшие миры. Таковы все три брата. Утешением у них всегда было чтение, философствование, стихотворчество и вино. Вообще-то, сильно похоже на каких-нибудь римских философствующих патрициев. Папа мой более всего внешне похож на белоруску мать, и эти корни в нём звучат сильнее, во взгляде на жизнь больше патриархальной интуиции, больше корней и соответственно, больше чуткости к Православию. Но дядя Боря, каков бы ни был стоик, а попал в серьёзное, трудное положение. И вот в его жизни возникает православный, именно православный храм, куда он начинает заходить, и всё чаще, не переставая. При этом считая себя ближе к протестантизму. Но хорошо уже то, что не к иудаизму.
И ещё одно.
Был в моей жизни один значительный момент, ещё году в 1997-м. Я тогда узнал о святителе Луке (Войно-Ясенецком), купил книгу его жизнеописания, и на одной из его фотографий, сделанных в тюрьме, где он без бороды, заметил большое сходство с нашим дядей Олегом Родошкевичем, двоюродным братом папы и братьев. Дядя Олег – человек сильный и очень добрый, с глубоким запасом жизненного добра. В жизни у него тоже не всё сложилось, тоже выпивал, но путь жизненный в целом пройден им добрый, достойный. Он на 10 лет старше папы. Это с детства у меня к нему такое отношение, а всё, что с детства – очень глубоко. Так вот когда я заметил это сходство, я понял, что надо помолиться святителю Луке о папе и братьях, в том числе и о дяде Олеге. На тот момент папа, дядя Эдик и дядя Боря были чрезвычайно далеки от Церкви и Православия, все их интересы сосредотачивались в философской области (где-то в области Шопенгауэра, Кьеркегора и Ницше), а досуг проводился исключительно в «выпивоне». Глазами своей веры я видел, что они на краю гибели, а глазами любви – что они искренне ищут Истину и не их вина в том, что так далеки они от Церкви, где только и возможна реальная надежда на спасение. И потому я от всего сердца взмолился к епископу Луке о помощи папе и его братьям, я сильно умилился в этот момент, внутренне возопил в молитве. И вот с годами, очень медленно и трудно, началось движение моих отцов по плоти в сторону Православия. Милостью Божиею папа крестился, 31 октября 2001 года, - в день Апостола Луки! А дядя Боря в самом начале нашей с ним переписки в феврале 2003 года сообщает мне о том, что ходит в православный храм в Тель-Авиве, а недавно читал книгу святителя Луки (Войно-Ясенецкого) «Наука и религия», и многое в ней показалось ему близким… Вот чудеса так чудеса! Я сам никак не ожидал такого отклика на свою молитву. И не такой уж читаемый автор святитель Лука даже и в православном мире, не говоря уж о богоискателях-полукровках Израиля… Об этом я и написал в одном из первых своих писем дяде Боре по электронной почте.
Интересно также, как сообразил я позже, что фамилия Войно-Ясенецкий как-то перекликается с фамилией Вайнштейн. Эти фамилии состоят из одних и тех же звуков и могут быть получены друг из друга их переставлением.
2004 год
https:// ridero.ru/ books/ apologiya_pravoslaviya/
Свидетельство о публикации №121010906393