Добром побеждай зло! Подставить левую щеку?
1. «Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас» (Матф.5:44).
Как это возможно? Представьте, на нас обрушивается зло, а мы не отсылаем его обратно, не отвечаем тем же, не вымещаем зло на других и не бьём посуду, подушку, чучело начальника и т.п., не копим зло в себе, чтобы потом отомстить, не впадаем в печаль и уныние, не обижаемся, не гневаемся, не раздражаемся и т.п., а отвечаем любовью к врагам нашим, благодушно прощаем, сохраняя мир в душе, делаем добро ненавидящим нас, благословляем проклинающих нас, молимся за обижающих и изгоняющих нас.
Трудно? Ещё бы! Но, возможно, и даже необходимо. Этим мы побеждаем зло, сохраняем в себе мир, преобразуем зло в добро, становимся источником света и любви.
Поэтому Апостол Павел говорит: «Не будь побежден злом, но побеждай зло добром» (Рим.12:21).
2. «Вы слышали, что сказано: око за око и зуб за зуб. А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую; и кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду; и кто принудит тебя идти с ним одно поприще, иди с ним два. Просящему у тебя дай, и от хотящего занять у тебя не отвращайся» (Матф.;5,38–42).
а) Не всё в Библии можно понимать буквально, эти стихи необходимо понимать духовно, образно, как метафоры.
Ну, не будем же мы выбивать непременно именно такой же зуб у соседа, если он ненароком выбил зуб у нас. Сгоряча, мы можем и два, и три выбить…, но за это придётся ответить, и дело может дойти, не приведи Господи, до смертоубийства.
Понятно, что Закон ВЗ не о зубах и не о глазах, он образно говорит об адекватном возмездии.
Но Христос предлагает идти дальше в своей сдержанности и смирении.
Не мсти! Не отвечай злом на зло, не проявляй враждебности и агрессии!
Если злой человек обвинил (словесно или пощёчиной) тебя в недостойном, оскорбительном поведении, в подлости, то не кидайся на него с кулаками, не оправдывайся, а выслушай все его обвинения (образно говоря – «подставь другую щеку»), может быть в чём-то он прав. И если ты виноват, повинись, попроси прощения.
Если же обвинения его не справедливы, то ты вправе аргументировано, достойно и мирно защитить свою честь. Когда агрессия будет переведена в мирное русло рассудительного диалога, разобравшись, человек почувствует свою неправоту. Так вы победите зло и его злую энергию используете в «мирных целях».
Так поступил Иисус Христос на допросе у первосвященника. Один из служителей, желая угодить первосвященнику ударил Христа по щеке. Христос ответил: «если Я сказал худо, покажи, что худо, а если хорошо, что ты бьешь меня?» (Ин. 18:22). Пощечина означает оскорбление, унижение. Но Христос, в ответ на оскорбление, «подставляет другую щеку», не оскорбляет, но отвечает рассудительно и с достоинством, без агрессии,
взывая к чувству справедливости этого человека.
«Подставить другую щеку, значит - остановить передачу зла, гнева, агрессии на себе, не становясь ее проводником в мир. Без помощи Божией, это, конечно, невозможно».*
Отвечать добром на зло - это не признак слабости, надо быть сильным, сдержанным человеком с чувством достоинства, чтобы так отвечать.
Главное - сохранит мир в душе, погасить агрессию своим спокойствием, смирением, рассудительностью и добрым отношением к злодею. Это будет большой победой над собой (своей гордыней, уязвлённым самолюбием) и над злом.
«Никому не воздавайте злом за зло, но пекитесь о добром перед всеми человеками. Если возможно с вашей стороны, будьте в мире со всеми людьми» (Рим.12:17–18).
б) Как понимать «и кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду;»?
Если кто-то со мной хочет судиться и забрать рубашку, это, вероятно, значит, что я ему должен и просрочил срок отдачи долга, иначе зачем ему судиться? И лучшее, что я могу сделать – отдать долг с избытком, не доводя дела до суда. И это будет справедливо, и восстановит добрые отношения.
в) «и кто принудит тебя идти с ним одно поприще, иди с ним два.»
ПОПРИЩЕ, -а, ср.1. Устар. Место для бега, борьбы и других состязаний. 2. Книжн. Область, сфера деятельности, род занятий. 3. Книжн. Период человеческой деятельности, жизни, а также самая деятельность.**
Здесь по смыслу более подходит «поприще» как период или область человеческой деятельности.
Если кто-то принудит тебя помогать ему какое-то время, помоги ему с избытком, посвяти ему больше времени. Чтобы твоя помощь стала не принудительной, а добровольной. Этим ты обретёшь признательность и дружбу.
г). «Просящему у тебя дай, и от хотящего занять у тебя не отвращайся»
«... пекитесь о добром перед всеми человеками. Если возможно с вашей стороны, будьте в мире со всеми людьми» (Рим.12:17–18).
В этом состоит СМЫСЛ БОРЬБЫ СО ЗЛОМ. «Обрети мир в своей душе, и вокруг тебя спасутся тысячи» (Св. прав. Серафим Саровский).
3. Главный враг духов тьмы и сил зла на земле – человек.
Роль человека в победе над злом очень велика.
Чем больше у каждого из нас добрых мыслей, чувств, дел, чем лучше, духовнее, нравственнее мы становимся, тем меньше отрицательной энергии остаётся, тем слабее силы зла.
Мир предназначен для оБОжения. БОГ есть Любовь, и нет в НЁМ никакой тьмы и зла. А это значит, что зло не вечно, и когда оно будет побеждено, то всё светлое, чистое будет в БОГЕ, а БОГ будет всё во всём (1 Кор.15:28).
Борьба со злом в себе и победа над ним, преображение его в добро с Божией помощью – вот залог победы над всем вселенским злом - в семье, обществе, стране, мире, во всём Творении.
Примечание
* Самая непонятная заповедь Евангелия. Пояснения Настоятеля храма Всемилостивого Спаса в Митино, иерея Григория Геронимуса. Автор: Татьяна ЦВЕТКОВА Сайт: Милосердие.ру
** Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой.
Свидетельство о публикации №121010807266