Пастели Татьяны Яблонской
В ней столько света, нежности, тепла.
В реалистичной, радостной манере
Художницей написана она.
*****
Художница Яблонская Татьяна
На склоне лет болезнь пережила.
Картины создавать рукою правой,
Теперь уже, как прежде, не могла.
Но мужественно натренировала
Татьяна руку левую тогда.
И серию пастелей написала
В восточном стиле, нежности тона.
Простые бытовые натюрморты,
Полны внутри свечения в предметах,
Зеленых красок нежных и спокойных
Отражены цвета в картинах этих.
«Я жизнь воспринимаю с оптимизмом,-
Она сказала,- радость обрела,
Счастливая вдруг полоса открылась,
Писать тот мир, что смотрит на меня».
Художница лишь за день до ухода
Отобразила чудную картину.
Букетик в вазе, островок природы,
Цвет колокольчиков глубокий, синий,
И зелень на деревьх за окном
На полотне своем запечатлела.
Как будто чистый светлый мир земной,
Запомнить в мыслях взять с собой хотела.
На коллаже репродукции картин Татьяны Ниловны Яблонской
"Утро". 1954
Автопортрет Таттьяна Ниловная Яблонская 1945
Нижний ряд картины, написанные левой рукой
Штрихи к портрету Татьяны Яблонской ( 1917-2005)
Потребность творить была для художницы такой же жизненно важной, как возможность дышать. Когда после инсульта в 1999 году она не могла больше писать правой рукой, то начала учиться работать левой. Татьяна Ниловна находила вдохновение в повседневных вещах: ежедневно меняющемся пейзаже за окном, скромных букетах полевых цветов или оставленной после завтрака на столе посуде. Она просила не трогать и не переставлять случайно расставленные чашки, поскольку считала, что если их компоновать нарочно, то получится уже совсем другая картинка.
Ее жизнелюбие нисколько не угасло с ограничениями, которые принесла с собой болезнь. Этот вызов она принимала для открытия новых возможностей: «Теперь я пришла „на круги своя“, — писала она. — Чувствую, что я полностью свободна в творчестве. Пишу из окон и поблизости от своего дома. Это „сужение горизонта“ напротив его расширило для меня — открыло красоту и поэзию там, где я их раньше не видела. У каждого из нас есть свое окно, в которое смотрит Природа».
Яблонская писала пастелью практически до последнего вздоха: работа «Колокольчики» написана в предпоследний день ее жизни.
Глядя на нее, вспоминаешь рассуждения художницы о вдохновении: «Удивительно, что именно такой „простак“ как Репин, сказал, что в произведении искусства должна ощущаться какая-то „неуловимая мечта“! …В самом деле, у меня только тогда появляется желание писать, когда я вдруг почувствую, как природа или интерьер, какой-либо объект будто покрывается какой-то невидимой поэтичной прозрачной поволокой… Разливается какое-то волшебное поэтическое состояние. Появляется та самая „неуловимая мечта“. Лучше слова не придумаешь. Надо быстрее писать, как можно дольше удержать в себе эту „неуловимую мечту“. Не отпускать, пока она хоть немного не будет выражена. Если хотя бы намек на нее удастся схватить, он уже будет драгоценный».
(Отрывок из статьи Натальи Азаренко, artchive.ru)
Свидетельство о публикации №121010706808
Интересно и познавательно получилось.
Счастливого Нового года Вам и Вашим близким.
Всего самого доброго Вам и Вашим близким.
С теплом души, Л.
Векшина Людмила2 08.01.2025 18:43 Заявить о нарушении
С уважением и теплом.
Удачи и вдохновения! С Рождеством!
Валентина Шеломова 08.01.2025 19:48 Заявить о нарушении