Чего же не хватило у пяти юродивых дев

ПРОПОВЕДИ ПРАВОСЛАВНОГО СВЯЩЕННИКА

Чего же на самом деле не хватило у пяти юродивых дев

    Во имя Отца и Сына, и Святого Духа. Аминь.

Сегодня мы в нашем Храме смогли войти в Великий Вторник. Мы вместе со Христом грядем на вольную страсть. На отпусти после службы говорится о начале отпуста: грядет Господь на вольную страсть. И мы должны также грядеть с Ним. Если мы с Ним не гредем на вольную страсть, если мы сопротивляемся, если мы не хотим вместе распяться с Господом, то мы с вами не настоящие православные христиане и нам нужно что-то срочно в нашей жизни менять.
Сегодня Святая православная Церковь вспоминает Притчу о десяти девах. Давайте мы сегодня с вами разберем эту притчу, чтобы понять, насколько важно каждому христианину вникать в то, что предлагает нам церковь. И без этого нам нет спасения. Если мы не будем вникать в учение церковное, то мы с вами будем вкушать какую-то другую пищу, которая нам будет даваться от диавола, от мира сего, или от нашего разумения. Нам нужно вкушать истинную чистую пищу, которая дается Святой Матерью Церковью. Церковь вскармливает нас как бы неким духовным молоком. И мы должны прежде всего не отвращаться от Матери Церкви, а постараться вкушать то, что нам дается, как дается младенцам. Если младенец не будет пить молоко, он может заболеть и умереть.
И вот сегодня Святая Православная Церковь вспоминает десять дев. Давайте спросим себя, почему же у пяти дев закончилось масло?
И что есть такое масло? Что есть такой огонь? Что есть такой светильник? И что есть такое девство?
Некоторые люди неправильно толкуют эту притчу и говорят, что масло, которое было в светильниках у этих дев, является добрыми делами.
Преподобный Серафим Саровский говорит смиренно на эту притчу такие слова: «Я убогий (так себя называл великий святой) думаю, что это масло не есть доброе дело.»
Почему? Да, потому что и пять дев разумных, и пять дев неразумных, они все были девственницами, они все были девами. А девство – это есть наивысшая добродетель, и ее очень тяжело стяжать, особенно в нашем злом, блудном, развратном мире.
И вот и те, и те были девы, но почему-то пять из них оказались разумными, а пять – неразумными. Что же на самом деле тогда является вот это масло? И преподобный Серафим Саровский говорит: «Это масло есть благодать Святого Духа, которое проявляется прежде всего в смирении», т.е. можно поставить знак тождества между благодатью Божьей и смирением. Смирение сам по себе человек стяжать не может, это дар Божий. Человек только может стремиться и к благодати, и к смирению. Смирение – это особый дар Божий, который Господь дает человеку, который стремится к благодати Божьей и стремится к   смирению. Мы только можем стремиться к добру, а Бог, видя наше смирение, будет давать нам вот это масло в наши светильники, вот эту благодать будет давать.
А вот этот огонь, который светится в этом светильнике, это и есть сам Бог, это и есть Святой Дух, который просвещает нам путь в Царство Небесное среди тьмы мира сего. Вот этот огонь никогда не будет гореть, если в нашем светильнике будет залито масло, совершенно чуждое Богу.
А какое есть чуждое Богу масло? Это гордость. Гордость - это тоже елей, который наполняет сердце гордого человека, и сердце можно назвать этим светильником, который вмещает в себя какой-то елей или чуждый елей, гордый елей, в котором светится уже не Божий свет, а светится свет диавола - черный свет, который ведет его не туда, ведет в погибель.
Или в нашем сердце залито благодать Святого Духа, залито смирение. А смирение – это великое благо. Его может дать только Бог.
Вы спросите, как же вообще нам стяжать это смирение, стяжать благодать Святого Духа, о которой говорит преподобный Серафим Саровский, который поистине ее стяжал? И он говорит так: «Нам нужно прежде всего стараться изо всех сил делать добро». Что это значит?
Мы должны постараться любое доброе дело посвящать Господу. Делаем ли мы любое послушание: стираем белье, печём просфоры, печём хлеб, вытираем подсвечники, моем пол, колем дрова, идём за ягодами и грибами в лес, или едим куда-то на послушание – всё это мы можем посвящать Господу и говорить: «Господи, я всё это посвящаю Тебе». Вот тогда и будет это настоящим добрым деланием.
И тогда Господь, видя наше произволение, даст нам возможность сохранить эту благодать и это смирение. Потому что, если мы с вами какое-то доброе дело сделаем с гордостью, то в нашем светильнике, в нашем сердце появляются трещинки, из него всё вытекает. 
Помните, как Господь говорил, что есть мехи новые, которые могут вместить новое вино. А есть мехи ветхие, в которые, если вино новое влить, то оно распадется по швам и не сможет сохранить это вино новое. Вот так Господь дает нам благодать, смирение в наши сердца. Но, если наши сердца не смогут вместить эту благодать, то Господь и не даёт, Он ждет, когда же мы с вами залатаем наши сердца, залатаем наши светильники, чтобы они уже не проливали вот этот драгоценный елей благодати и драгоценный елей смирения.
Как же мы можем залатать вот эти наши светильники? Как же мы можем ждать Господа и не проливать этот драгоценный елей? Если мы с вами постараемся, как можно чаще приходить на исповедь, и как раз во время исповеди мы будем с помощью Господа залатывать наши светильники, зашивать наши испорченные мехи. Потому что, когда мы делаем грех, то наше сердце трескается от греха, наш светильник трескается, и всё оттуда вытекает – всё, что дал Господь. Господь ждет, когда мы с вами залатаем наши светильники, чтобы залить туда благодати столько, сколько это сердце, этот светильник, сможет вместить.
Господь имеет этого елея очень много, так много, что Он готов излить его в самом большом количестве. И Он как бы ждет, Он взял Свою пречистую ладонь, и из Своих пречистых ладоней Он готов налить столько, сколько мы сможем унести. Нам нужно постараться только прийти с залатанными светильниками.
И вот, когда мы с вами придем на исповедь, когда мы с вами залатаем светильники, Господь столько нальет нам этой благодати и смирения, сколько только мы сможем унести. И дальше нам нужно постараться причаститься Святых Христовых тайн, чтобы этот светильник был зажжен. Потому что мы с вами, когда идем по этой пустыни греха, по этому миру, то светильники иногда у нас затухают. И нам нужно чаще и чаще возвращаться в Святую Православную Церковь и на литургии зажигать снова и снова затухший наш светильник.
Мы должны постоянно ждать Христа. На Утренней поётся: «Се, Жених грядет в полунощи». На Полуночнице также поется это удивительное песнопение. Когда мы с вами будем помнить о том, что всегда мы должны ждать своего Жениха – Христа. Наша душа – это есть невеста Христу, и что тот сон, которым заснули девы, это есть про образный сон греха. Когда мы грешим – мы умираем. Еще есть этому прообраз смерти. Мы все с вами предстанем рано или поздно на Частный Суд Божий, а потом на Страшный Суд Божий.
И вот Господь всех людей призовет на этот Страшный Суд, и все выйдут со своими светильниками. И вот тогда уже невозможно будет не наполнить этот светильник маслом, вот этим елеем, вот этой благодатью, потому что у каждого человека будет только столько, сколько ему будет нужно, чтобы встретить Христа – не больше, не меньше. И уже никто, даже праведный человек, не сможет поделиться с соседом своим или с братом, или с отцом, или с матерью, или с сестрами, или с сыном, или с дочерью.
Никто не сможет поделиться этим елеем. Почему? Да, потому что уже настало время Суда. Во время Суда уже ничего невозможно изменить, потому что все предстанут перед Господом, и ни одно дело от Господа не скроется.
Если у человека светильник уже с трещинами, то пока он пойдет искать масло, оно всё равно уже вытечет. Т.е. поэтому Господь говорит: «Нужно всё делать в свое время». «Время собирать камни, время разбрасывать камни». Время свой светильник восстанавливать, время наполнять свой светильник елеем, время свой светильник зажигать во время посещения Святых Христовых Тайн и время прийти на Суд.
Господь каждого из нас призывает быть всегда бодрствовавшими. И если мы с вами заснули, как засыпали ученики, то мы должны постараться даже во сне быть бодрствовавшими. Если мы услышим глас: «Се, Жених грядет в полунощи», мы должны подскочить от своего сна греховного и быстро поправить свои светильники, и идти.
 И может быть нам хватит этого масла, этого огня, чтобы дойти до Христа, до Жениха.
Аминь.
14.04.2020


Рецензии