Язык стихов

 В моей конкурсной деятельности мне порой приходится объяснять, почему те или иные стихотворения участников не попадают в номинацию - не отбираются членами жюри ТМА, несмотря на то, что явных ошибок базового стихосложения в них нет: и рифмы концов строк точные, и стихотворный размер соблюдается во всем стихотворении, и строфы построены  по единому образцу. Даже по содержанию неплохо:  оно есть и изложено понятно! А включать стихи в шорт лист все равно  не хочется... Почему? Потому что язык стихов слаб.

В этой статье я хочу  обсудить с читателями ТМА язык стихотворения. Чем он отличается от нашей устной речи и чем от письменной? И отличается ли? Что такое литературная речь? Что есть художественная литературная речь и в чем особенности языка поэзии?

Начнем с того, что вслушаемся в речь  окружающих нас людей и в свою собственную - наш разговорный язык в быту. Он прежде всего информирует собеседников  плюс передает эмоции говорящего. Предложения редко бывают развернуты и длинны, в них почти не присутствуют  пространные придаточные предложения, развернутые причастные или деепричастные обороты. Последние  скорее найдешь в письменной речи, у тех, кто еще окончательно не отвык от нее. Вряд ли в нашей устной повседневной речи можно часто услышать продуманные художественные образы, в лучшем случае краткие сравнения чего-то с чем-то - как выражение наших эмоций!

Какие части речи являются самыми распространенными  в устном высказывании? Глаголы и существительные, то есть обозначения того КТО ДЕЛАЕТ и ЧТО ДЕЛАЕТ. Или должен сделать. Или не делает. Все прочие части речи появляются  лишь мелкой россыпью и по минимуму.

Характерная черта устной речи - это оборванность фраз, их незаконченность. Начал человек с конструкции "если"..., а концовку "то..." пропустил, сразу перескочив на другую мысль. Так же и с другими смысловыми парами:  "чем... - тем...", "поскольку... постольку" и т.п. При этом мы все равно прекрасно друг друга понимаем. Даже если фраза исковеркана не совсем правильным падежным окончанием, или какое-то слово не естественно сочетается с приложенным к нему определением или глаголом - такая фраза  все равно будет понятна слушающему, и даже не всегда ему слух режет! Разговорная речь, что с нас возьмешь! Чай, не графья...

Вот если нам потребуется что-то изложить на бумаге (например, написать  "объяснительную" или заявление ), то многие напрягутся:  у нового поколения  уже утрачена привычка  писать пространные письмена (я не говорю здесь о лицах с полноценным журналистским образованием, а о среднестатистическом человеке!)  Но в любом случае, если нам очень сильно приспичит, то мы постараемся в письменной речи быть более внятными и логичными, чем в устной. А что это значит? Значит мы сделаем над собой усилие и постараемся разбить свой рассказ на отдельные предложения - от заглавной буквы до точки -  где в каждом есть свой субъект действия и его действие, то есть, подлежащее и  сказуемое, а  к ним по мере необходимости прицепим ещё и разные нужные определения (какое?) и  обстоятельства  (как? где? когда? почему?), причем, все это разместим не в любом порядке, а по возможности с естественным для русского языка согласованием  между словами и привычным сочетанием  слов. Потому что эта речь - письменная!

Стихи - это тоже письменная речь, ибо мы сначала их пишем - сознательно составляем текст, а только потом уже произносим  или поем. Но судя по тому, что я постоянно обнаруживаю в стихах, подаваемых на конкурсы, авторы совсем не считают стихи письменной речью. Они просто рифмуют свою устную речь, не удосуживаясь ее правильно согласовать, довести все предложения до логического конца, подобрать уместное и подходящее по значению слово, иногда даже просто снабдить предложение очевидным подлежащим, не говоря уже о том, чтобы поддержать хоть какую-то логическую связь между соседними  предложениями.  Короче: в стихах  то и дело встречаются сообщения, о том, что "в Киеве бузина, а в огороде редька".  Что хотел сказать автор этими двумя подряд стоящими, но никак не связанными сообщениями -  неизвестно, но рифму он классно подобрал, дырки ритма чем-то ловко заполнил, и звучит всё красиво - загадочно звучит! )))

Сразу, пока я не забыла, даю участникам конкурса полезный совет. Перед подачей заявки на конкурс, прочтите свои стихи не только целиком, но и рассмотрите каждое отдельное предложение от заглавной буквы до точки. Кто в них действующее лицо?  Все ли в нем понято (каждое предложение - это отдельная законченная мысль...)? Толково ли составлена фраза по порядку и согласованию отдельных ее слов? Заодно и пунктуацию поправите: запятые - это наши помощники, они выделяют в предложениях разные субъекты, разные действия, разные законченные придаточные обороты, а не просто раскидываются автором  мелкой россыпью в местах, где он случайно  остановился при чтении. Все знаки препинания - это очень полезные разделители фрагментов сообщений, помогающие передать в стихах смысл сказанного и смысловые акценты сказанного !

Многим нашим начинающим поэтам кажется, что умение писать стихи сводится к умению рифмовать между собой отрезки текста и размещать ударные слоги слов в какой-то общей закономерности. И этого уже достаточно для того, чтобы считать себя поэтом! Рифмующий автор уже считает себя творцом "поэзии" и желает издаваться. Но это не так. Научиться рифмовать слова и строки может практически каждый человек - нужна только практика и интерес. Быть поэтом дано не всем. Просто зарифмованные  мысли - это далеко еще не стихи!

По крайней мере, это не стихи в высоком понимании этого слова. В нашей жизни существует такой жанр, как ДСП - "стихи для домашнего пользования", который нам нужен для развлечения: для написания самиздатовских газет в трудовом коллективе, для спектаклей капустников (если в рифмовке  есть яркость мысли и хорошее чувство  юмора!), для бытовых поздравлений друзьям, любимым и юбилярам - как на  поздравительных открытках, так и устно, для прочтения стихов на злобу дня на  застолье, для шутливой переклички стихами на сайте с друзьями (если авторам так уж невыносимо  хочется ее продемонстрировать всему миру, хотя последнему эти переклички редко бывают интересны). Жанр стихов ДСП существует, и он нам нужен, но данная статья моя не о нем, а о произведениях, которые мне подаются на конкурсы поэзии по темам чаще всего (по их содержанию), относящимся к жанру лирики (интимной, философской, гражданской, религиозной, психологической, исторической и др.).

Поэзия и рифмовка того, что человеку просто хочется сказать вслух - это разные вещи. Конкурсы, проводимые в ТМА - это на 99 % конкурсы поэзии, а вовсе не конкурсы умения рифмовать, не игровые и не ДСП-шные (хотя и такие мы тоже пару раз организовывали...).

Итак, стихи - это вид письменной литературной речи. Это те тексты, которые  пишутся не разговорным, а литературным языком, за исключением фраз прямой речи персонажа стихов, которые выполняют роль речевой характеристика образа персонажа. А литературный язык - это грамматически правильная речь с продуманным и естественным для русского языка согласованием и сочетанием слов, с сохранением какого-то одного заранее выбранного стиля речи. Например, если автор для обретения оригинальной рифмы включает в свою литературную художественную речь какой-то специальный - узко профессиональный  термин, или иностранное слово, которое еще в нашем языке не "обрусело"и не вошло в постоянный обиход, или наоборот, ни с того, ни с сего использует что-то местное, жаргонное, разговорное, и такое упоминание не является для содержания насущным, то он портит общее впечатление о своем мастерстве. Как и не адекватным часто выглядит включение без всякой смысловой нужды (скорее всего, для "заплатки" ритма) в современный литературный язык всяческих единичных старославянизмов (ужель, нежели, вотще, брег, хладный и т.п.). В этих случаях мы в жюри сразу же видим, что данному автору было просто лень помучиться в долгих поисках более подходящего для данного случая  слова - он пошел самым легким путем в своей "рифмовке". Сыроваты, значит,  еще его стихи!

Но и это еще не все. Стихи - это не просто часть  письменной литературой речи, но и речь, которая создает для автора ряд ограничений. Иногда правильно построенное литературное предложение нам никак не удается уложить в заданный ритм стихотворения, в выбранную нами длину его строки (стиха), нам никак не  подобрать точную рифму, сохранив нужный смысл фразы, и тогда  мы начинаем хитрить - переставляем слова в предложении самым неестественным для языка образом (ошибка "инверсии"), или разбиваем фразу - делаем переносы в другую строку, разрывая пару согласованных смыслом слов (ошибка "перенос") и образуем ненужные паузы при чтении (конец строки в стихах предполагает паузу при чтении!). Хуже того, мы иногда даже рвем предложение, не заканчивая его (ошибка "строй фразы"), или вставляем в текст случайный заменитель нужного нам слова, который гораздо хуже по смыслу того, что мы хотели бы передать (ошибка лексики)... 

Автор всегда считает, что его читатель умный: он все и так поймет, он просто обязан войти в его тяжелое положение и понять его личные трудности! Читатель, конечно, общий смысл стихов обычно понимает, но хороший судья (если эти стихи были поданы на конкурс!) вовсе не обязан автора понимать, более того - он НЕ ДОЛЖЕН входить в трудное положение автора, наоборот, это автор должен биться до конца и дорабатывать свой текст до образца совершенного литературного языка поэзии! И не только тогда, когда он подает свои стихи на конкурс, а даже когда публикует их в интернете на своей странице на сайте ПОЭЗИИ!!

А что такое язык поэзии? В чем его отличие? Если литературная проза еще может в какой-то степени оставаться только информативной (хотя художественная проза почти всегда выходит за эти пределы), то язык стихов чисто информативным быть никогда не должен. Если прозой мы  только рассказываем, то стихами мы и РАССКАЗЫВАЕМ, и ПОКАЗЫВАЕМ - мы пишем  ими картину события, передаем словами не только события, а и свое настроение, ассоциации и чувства, делаем картину зримой. То есть, стихи без художественных образов, без использования в них специальных художественных средств языка - это слабые стихи. Это пока еще - не продукт поэзии.

Хочется подтвердить все сказанное примерами удачного и не удачного использования языка в стихах. Я постараюсь сделать это на материале конкурса "Великий Високосный", который в настоящее время находится на голосовании. Ждать его результатов нам осталось совсем недолго.

Ссылки  на статьи по конкурсу "Памятный Високосный" - http://stihi.ru/2021/01/16/1934 и http://stihi.ru/2021/01/16/3123

С уважением, Ваша Алкора. 6 января 2021г


Рецензии
Здравствуйте уважаемая Алла, с вниманием прочитал Вашу статью посвящённую трудном вопросу «каким должен быть язык поэзии»? Есть ли место в поэзии разговорной речи с улиц? Увидел недостатки своего конкурсного стихотворения Ковид и смерть, написанного простой разговорной не литературной речью. О таких стихах мне и раньше говорили что «стих есть а поэзии нет». Но как по другому, не используя разговору речь, выразить в поэзии жанра гражданской лирики современные события? Возможно для гражданской лирики критерии использования простонародный разговорной речи должны отличаться от произведений чистой лирики? И если Ваши выводы касающиеся использования классического литературного языка для произведений написанных в жанра чистой лирики я разделяю в полной мере, то для произведений на злободневные темы написанные в жанре гражданской лирики возможно должны быть исключения? Ну не может на мой взгляд передать всех событий современной жизни общества весьма закостенелый языке классической поэзии 19века.Ну и ещё добавлю что враги книжного окаменелого языка были всегда в т ч среди поэтов модернистов прошлого, взять нар. В. Хлебникова. Андрей Белый в романе Москва творил новый литературный язык, который должен был стать близким и понятным простому народу. Тоже касаемо и тем - в поэзию начала 20века ворвались улица, многие талантливые поэты стали писать не салонные безыдейным причесанные стихи а стихотворения отражающие правду жизни, критикуют общественную несправедливость. Например в стихотворении Саши Чёрного Окраина Петербурга героями произведения выступают жители трущоб и рабочих окраин - дворник, проститутка , городовой и д р. но оно остаётся прекрасным лирический стихотворением, которое стало даже песней в исполнении Аркадия Звездинского (Северного) Многие такие стихи поэтов Сергея Есенина, Саши Чёрного, Владимира Раменского горячо любимы народом и давно стали частью шансона, воспринимаются как народное творчество. Потому ключевой вопрос о том , допустимо ли с точки зрения поэзии использовать простонародный язык разговорной речи в поэзии не исчерпан, это и на сегодняшний день открытый вопрос который появился не сегодня и не вчера а очень и очень давно и поднимался далеко не «гопниками» а ведущими представителями литературы и поэзии 20века.
Как найти золотую середину? Как научиться писать идеологические стихи в жанре гражданской лирики используя богатство литературного языка чистой лирики для меня на сегодня это самый большой вопрос. Благодарю что Вы подняли эту тему о языке поэзии.
Для примера хочу привести стихотворение Владимира Раменского Осень Петербурга написанное в жанре гражданской лирики с использованием богатства языка классической лирический поэзии. Прошу Вас высказать свое мнение о нем. С уважением Андрей Качковский г. Запорожье

Петербурга зеркальные стёкла
Моет мелкий порывистый дождь.
Вся Россия слезами промокла
И отсюда бежит кто-то прочь.

Променял кто-то Русскую землю
На каштаны Парижских полей.
Петербург под дождём будто дремлет,
Ну, дождь всё сильней и сильней.

Дождь смывает кровавые пятна,
Что оставлены нынешним днём.
Жизнь стала теперь непонятной
И не ясно куда мы идём.

Во дворцах, сотворённых Растрелли
Можно видеть казармы солдат.
Этим летом и птицы не пели,
Будто время промчалось назад.

А статуи из Летнего Сада,
Словно пьяные всюду лежат
И чугунная смята ограда,
Страшно бросить на всё это взгляд.

Петербург, словно с пьянки побитый,
Спит кошмарным, измученным сном,
Но страницы истории открыты
И грядущее видится в нём.

Я отсюда в Парижи не уеду
Не бегу от житейских невзгод.
И всегда сохраняю надежду,
Город смоет и слёзы, и пот.

Качковский Андрей   20.01.2021 15:05     Заявить о нарушении
Все, что я хотела сказать о стихах конкурсантов (а их бывает до 40 по каждому конкурсу), я пишу в статьях. Заниматься словоблудием не стану - для этого есть литературные критике в штате и на зарплате. Поэтому - прощу прощения! - но обсуждать здесь еще и стихи не участников не буду.
Если мысли моей статьи вам были непонятны или вы категорически с ними не согласны, ничем не могу вам помочь. Пишите свои стихи так, как считаете нужным, а я буду оценивать стихи КОНКУРСАНТОВ ТМА так, как я их понимаю и достаточно подробно раскрываю свои доводы в статьях по ИТОГАМ каждого конкретного конкурса.

Алкора   20.01.2021 17:12   Заявить о нарушении
На это произведение написано 11 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.