Умберто Эко

Умберто Эко,
(Итал. Umberto Eco),
5 января 1932 года родился,
А 19 февраля 2016 года умер,
И 84 года прожил,
Итальянский ученый,
Философ, специалист,
По семиотике,
По средневековой эстетике,
Семиотика, или семиология,
Это наука,
Исследующая свойства знаков,
Наука о коммуникативных системах,
Используемых в общениях,
Теоретик культуры,
Литературный критик,
Писатель, публицист,
Родился в Алессандрии,
В Пьемонте, недалеко от Турина,
Умер в Милане,
Эко закончил,
Туринский университет,
Ученую степень имел,
Доктора наук,
Известен общественности он как,
Писатель и профессор,
Многих университетов,
Автор исследований,
В филологической науке,
Награды и премии имел:
- Кавалер ордена Почетного легиона,
- Командор ордена Искусств и литературы (Франция),
- Кавалер Большого офицерского креста ордена,
«За заслуги перед Федеративной Республикой Германия»,
- Кавалер Большого Креста ордена,
«За заслуги перед Итальянской Республикой»,
- Орден «Pour le Mеrite»;
Отец Умберто Эко,
Джулио Еко,
Бухгалтером работал,
И был участником трех войн,
Во время Второй мировой войны,
Умберто и его мать, Джованна,
В деревню уехали,
Дед Эко подкидышем был,
Ему присвоили фамилию,
«Дарованный Небесами»,
В многодетной семье дедушка жил,
И хотел, чтобы его сын,
Образование юриста получил,
Но Умберто,
В Туринский университет поступил,
Философию изучать захотел,
И в 1954 году,
Университет закончил,
Во время обучения Умберто,
Атеистом стал,
Католическую Церковь покинул;
Умберто Эко,
Обозревателем газеты,
«Эспрессо» работал,
Эстетику и теорию культуры,
В университетах Милана, Флоренции,
И Турина преподавал:
- Приват-доцент эстетики (1961);
- Профессор семиотики Болонского университета
(1975 года);
- Почетным доктором,
Других университетов был:
- Парижского III (1989),
- Афинского (1995),
- МГУ (1998),
- Иерусалимского (2002),
В сентябре 1962 года женился,
На преподавательнице искусств,
Ренате Рамге,
У них родились сын и дочь;
Эко умер,
В своем доме,
В Милане вечером,
19 февраля 2016 года,
От рака поджелудочной железы,
С которым боролся два года,
23 февраля 2016 года,
В замке Сфорца в Милане,
С ним попрощались,
«Он умер без мучений,
Без болезней,
В этот день он работал,
Подобное счастье не каждому выпадает... ,
Утром работал, днем работал,
Вечером почувствовал себя,
Как-то не так,
А потом ушел,
Это была смерть праведника,
Сел в лодку и уплыл,
Это такой же уход,
Как у великих древних,
Как был у Августа:
Все сделано, силы истрачены,
Написано семь романов,
Он помочь своему издательству «Бомпиани»
Уйти из лап Берлускони успел,
Всем вместе...,
Он для них тоже выбрал,
Мифологическое название,
«Корабль Тесея»,
И сам на другой корабль взошел»;
Умберто Эко,
Огромный спектр вопросов,
Эко затронул,
На протяжении научной карьеры,
Занимался исследованиями,
Средневековой и современной эстетики,
Массовой культуры,
Собственную теорию,
Семиотики разработал,
Одной из центральных для него,
Была проблема интерпретации:
Взаимоотношения читателя и автора,
И главное «роль читателя»;
Ранние работы:
- «Эволюция средневековой эстетики» (1959)
Посвящена проблеме развития,
идеи Прекрасного в средневековой философии;
- «Открытое произведение (1962),
Эко идею незавершенности,
Произведений культуры выдвинул,
Их открытости для интерпретаций,
В центре внимания автора,
Феномен «открытого произведения» был,
То есть такого, в котором,
Возрастает творческая,
Роль «исполнителя»;
- «Поэтика Джойса» (1965),
Эко исследовал,
Универсум Джойса,
В особенности двух его произведений:
«Улисс» и «Поминки по Финнегану»,
Эко показал,
Универсум в философии,
Совокупность объектов и явлений в целом,
Рассматривал их,
В качестве единой системы,
Как объективную реальность,
Во времени и пространстве,
Тождественно это,
Термину «Вселенная»;
Эко занимался изучением,
Различных форм культуры,
От «высокой литературы»,
Западной традиции,
До массовой культуры,
В 1960 - 1970-е годы,
Эко придерживался,
Модернистского подхода,
В анализе культуры,
В сфере его интересов,
Были романы XIX - XX веков,
И разные формы коммуникации,
Телевидение, мультфильмы,
Песни, кинофильмы,
В монографии:
«Апокалиптические,
И интегрированные интеллектуалы:
Массовые коммуникации,
И теории массовой культуры» (1964),
Эко обсуждал широкий спектр тем:
Комиксы, музыку, радио,
Различные  жанры литературы:
Научную фантастику, готику, нуар,
(Нуар (фр. film noir «черный фильм»),
Кинематографический термин, применяемый,
К голливудским криминальным драмам,
1940-х - 1950-х годов,
В которых запечатлена атмосфера пессимизма,
Недоверия, разочарования и цинизма...,
В «Деле Бонда» (1965),
Он анализировал генезис,
Структуру романов,
О Джеймсе Бонде,
В сборнике «Супермен для масс» (1976),
Ученый рассмотрел,
Романы-бестселлеры XVIII—XX веков,
От Уильяма Бекфорда и Александра Дюма,
До Яна Флеминга,
Образцом критики,
Современных «мифологий»,
Является очерк «Миф о супермене»,
Включенный затем в книгу,
«Роль читателя.
Исследования по семиотике текста»,
Анализируя мифологическую структуру,
Сюжетов о Супермене,
Эко показал абсурдность,
Парадоксальное несоответствие,
Между виртуальным всесилием героя,
И малым масштабом,
Его реальных дел,
Согласно Эко,
Такой парадокс неизбежен:
Миф заключает в себе,
Идеологическое послание,
Супермен должен вершить добро,
С помощью малых дел,
Поскольку он есть,
«Совершенный образец
Гражданского сознания,
Полностью отделенного,
От сознания политического»,
Не способного к целостному,
Осознанию мира;
 В работе:
«Отсутствующая структура,
Введение в исследование,
По семиологии» (1968),
Эко критикует положения структурализма,
Неосознанно претендующего,
По мнению Эко,
На статус новой религии,
С божеством-структурой в центре,
Ученый отвергал,
Онтологический подход к структуре,
 В природе и культуре,
Не существует никаких,
«Пра-структур»,
И рассматривал ее,
В методологическом плане,
Как действенную модель,
А не объект исследования,
«Модели - не что иное,
Как чистые оперативные фикции»,
Он писал,
Автор показал,
Множество примеров,
Из архитектуры, живописи,
Музыки, киноискусства,
Рекламы, карточных игр,
В работе:
«Форма содержания» (1971),
Эко рассмотрел вопросы семантики,
Семиотическую концепцию,
Эко развил,
В трудах по семиотике:
«Трактат по общей семиотике» (1975),
«Семиотика и философии языка» (1984),
«Трактат по общей семиотике» (1975),
Эко современную семиотику,
В систему привел,
И обратился,
К когнитивно-интерпретативной,
Семиотике Чарльза С. Пирса,
Эко отталкивается от идеи Пирса,
О «неограниченном семиозисе»,
Однако стремится избежать,
Бесконечного количества значений,
И неограниченный семиозис,
Становится чем-то,
Вроде средней позиции по отношению,
К позиции читателя,
И больше соответствует,
«Интерпретанту» Пирса,
(Узнавание чего-то нового о «значении»,
При понимании знаков),
В «Трактате по общей семиотике»,
Эко так семиотику определил:
«Семиотика занимается всем,
Что может считаться знаком»,
«Трактат по общей семиотике»
Представляет теорию кодов,
И производства знаков,
Эко выделяет два вида кодов,
Во-первых, однозначные коды,
Например, азбука Морзе,
В которых определенный ряд сигналов,
Точки и тире,
Соответствует знаковому ряду,
Например, буквам алфавита,
Этот вид кодов широко распространен,
Так, связь между ДНК и РНК в биологии,
Можно рассматривать как однозначный код,
Другой тип кода,
Соответствует структуре языка,
И его специфической организации,
Соссюр считает,
Что связь между означающим и означаемым,
То есть между акустическим образом,
И понятием, произвольна,
Понятие «сестра», например,
Не связано никаким внутренним отношением,
С последовательностью данных звуков,
Соссюровскому разделению между речью,
Языковой акт,
И языком (грамматика, синтаксис, система),
Или, в терминах Л. Ельмслева,
Разделению языка,
На планы выражения и содержания,
Этот вид кода.
Эко называет «S-код»,
Семиотический код,
Который может быть «денотацией»,
Это когда высказывание,
Понимается буквально,
Или «коннотацией»,
Когда возникает код в коде,
Несмотря на сходство,
С лингвистикой де Соссюра,
У Эко S-код имеет,
Более динамический характер,
Во-первых,
Смысл знаконосителя,
(Sign-vehicle Пирса,
Например, слово или образ),
Не зависит от предполагаемого,
Реального объекта,
Иными словами, необходимо избегать,
«Референциального заблуждения»:
Знаконоситель «собака»,
Не является эквивалентом,
Какой-либо конкретной собаки,
То есть реального объекта,
А относится ко всем собакам,
Примером может служить,
«Тем не менее»,
Код в чистом виде,
Не имеющий референта,
Во-вторых,
Коды существуют в контексте,
Социальной и культурной жизни,
Как Эко писал,
«Культурные единицы»,
Суть…знаки,
Которые социальная жизнь,
Предоставила в наше распоряжение:
Образы, интерпретирующие книги,
Соответствующие ответы,
Интерпретирующие,
Двусмысленные вопросы,
Слова, интерпретирующие дефиниции,
И наоборот;
Согласно Эко,
Поскольку теория кодов,
Учитывает статус знака,
Как культурной единицы,
То она может объяснить,
Множество смыслов знаков,
Связь смыслов,
С компетентностью носителя языка,
Процесс создания смыслов,
Язык как код соответствует,
Компетентности его носителя,
Даже если код,
Используется «некомпетентно»,
Например, «снег - это арахисовая паста»,
То язык способен ответить смехом,
Таким образом,
Смех, ложь, трагедия,
И другие элементы фундаментальны,
Для семиотического понимания кода,
Хотя они и исключаются,
Из понятия языка,
В семантическом подходе,
Семантическое поле вовлечено,
Во «множественные смещения»,
Которые делают невозможным,
Бинарное понятие кода,
Для Эко,
Основные лингвистические коды,
Составляют «сложную сеть субкодов»,
Предложенная им,
Так называемая «модель Q»,
Есть модель языкового творчества,
В которой новая информация,
Может быть выведена из неполных данных,
Код изменяется в зависимости,
От компетентности носителей языка;
Популярные цитаты:
- Повсюду искал я покоя,
И в одном лишь месте его обрел его,
В углу, с книгою;
- Ничто так не подбадривает струсившего,
Как трусость другого человека;
 - Книги пишутся не для того, чтоб в них верили,
А для того, чтобы их обдумывали,
Имея перед собою книгу,
Каждый должен стараться понять,
Не что она высказывает,
А что она хочет высказать;
- Мне бы, признаться,
Хотелось повстречать единорога,
Пробираясь через густой лес,
Иначе какое удовольствие пробираться,
Через густой лес?
- А вы, - настаивал я с юношеским упрямством,
Разве не совершаете ошибок?"
"Сплошь и рядом, - отвечал он,
Однако стараюсь, чтоб их было сразу несколько,
Иначе становишься рабом одной единственной";
- Мы живем ради книг,
Сладчайший из уделов в нашем беспорядочном,
Выродившемся мире;
- Что такое любовь? На всём свете ни человек,
Ни дьявол, ни какая-нибудь иная вещь,
Не внушает мне столько подозрений, сколько любовь,
Ибо она проникает в душу глубже,
Нежели прочие чувства,
Ничто на свете так не занимает,
Так не сковывает сердце, как любовь,
- Если дурак говорит вам, что все вокруг дураки,
Тот факт, что он сам дурак, не значит,
Что он говорит неправду,
Если же он скажет, что все остальные дураки,
"Как и он", то проявит тем самым свой ум;
- Дьявол – это не победа плоти,
Дьявол – это высокомерие духа,
Это верование без улыбки,
- Мир монотонен, история ничему не учит людей,
И в каждом поколении все те же страхи,
Все те же страсти, события не повторяются,
Но одно напоминает другое....
Новости, открытия, откровения,
Все изживает себя;
Быть образованным еще не значит быть умным, нет,
Но сегодня все хотят быть услышанными,
И в некоторых случаях неизбежно,
Выставляют свою глупость на показ,
Так что можно сказать,
Раньше глупость не афишировала себя,
 в наше время она бунтует;
- Пусть я не знаю, что такое «правота», но тут я прав.


Рецензии