Сергей Кубынин

Спасать людей с подводной лодки
в его задачи не входило,
но он их спас, когда подлодка
на дне лишилась командира.

Взял на себя тогда Кубынин
команду над людьми в отсеках
и те, кто выжил, не забыли
его, ценя всю жизнь за это.

В холодной жути трое суток
вёл экипаж борьбу со смертью.
Ни у кого не сдал рассудок,
все из пучины вышли с честью.

Но Золотой Звезды Героя
Кубынин не был удостоен.
Кому-то жалко стало, что ли
звезды достойному Герою?

Пинки за мужество и только
он получил от государства,
обид и боли вынес столько,
что не спасали и лекарства.

Властолюбивым адмиралам
была чужая слава пофиг,
и та история не стала
греметь в стране как яркий подвиг.

Героям тем тогда не дали
их командиры, стиснув зубы,
хотя б по маленькой медали,
хотя б кому-то одному бы!

Пусть, кто не знал, узнает ныне
о том геройстве вслед за мною,
как экипаж Сергей Кубынин
спасая, жертвовал собою.

КРАТКАЯ СПРАВКА

21 октября 1981 года в нескольких километрах от Владивостока затонула подводная лодка С-178. Она столкнулась с теплоходом РФС-13. Погибли 32 члена экипажа. На борту остались 26 человек. Двадцать из них выжили благодаря действиям старпома капитан-лейтенанта Сергея Кубынина. «Мы их с цветами встречать не будем» — бросил адмирал Горшков, подписав этими словами приговор подводникам. Долгие годы информация была засекречена. Героем Кубынина назвали лишь несколько лет назад, и то неофициально. Вся его жизнь стала продолжением того страшного дня.
Трое суток моряки провели в замкнутом пространстве на глубине 34 метра. На их глазах умирали люди, вода заливала отсеки, огонь уничтожал все, до чего вода не добралась.
Темнота, холод, отравленный воздух... Время тянулось убийственно долго. Силы подводников таяли, несмотря на то, что это были молодые крепкие ребята 19–20 лет. Кубынин был самым старшим – ему перевалило за 26 лет. Как старший по возрасту, званию и должности, он был просто обязан воодушевить подчиненных, вернуть им надежду на лучшее... Построив в кромешной тьме личный состав, Кубынин зачитал приказ о повышении всем званий и классности на одну ступень, не поленившись сделать соответствующую запись в военные билеты и закрепить ее при тусклом мерцающем свете аварийного фонаря корабельной печатью...
После этого каждому моряку был вручен знак «За дальний поход» (коробку с ними случайно обнаружили во втором отсеке). Настроение в полузатопленном отсеке резко поднялось, все мгновенно забыли о температуре и воспалении легких, которым на третьи сутки уже болели все поголовно.
Наконец, получив недостающие комплекты ИДА от спасателей, прибывших к месту трагедии на подлодке-спасателе «Ленок», Кубынин, вместе с командиром БЧ-5 капитан-лейтенантом Валерием Зыбиным, начали выпускать моряков. Люди тройками заползали в торпедный аппарат, который затем задраивался, заполнялся водой, после чего открывалась передняя крышка. А на выходе из аппарата ребят поджидали водолазы, препровождавшие их в декомпрессионную камеру на борту лежащего по соседству «Ленка». Тех же, кто по той или иной причине всплывал на поверхность, подвергали той же процедуре в барокамере надводного судна.
Самым последним, как и подобает командиру корабля, покинул «С-178» Сергей Кубынин. И сделать это одному человеку было чертовски сложно! Предстояло затопить первый отсек и, дождавшись, когда вода достигнет казенной части торпедного аппарата, нырнуть в него и проползти 7 метров железной трубы калибром 533 мм… Гул в воспаленном мозгу, работа на пределе человеческих сил и откровение на выходе из аппарата – вокруг никого! Как позднее выяснилось, спасатели даже предположить не могли, что последний оставшийся на борту сможет покинуть подлодку самостоятельно и… поставили на нем крест, свернув операцию! Кубынин выбрался на надстройку, решив добраться до рубки, а уж затем всплывать на поверхность. Не получилось – потерял сознание, и гидрокостюм вынес его на поверхность... Его чудом заметили среди волн со спасательного катера.


Рецензии