Псалом 107 О, Господи, моё готово сердце...

Это попытка осмыслить и передать в стихах псалмы Давида.
Псалом 106 из цикла Давидовы псалмы: http://stihi.ru/2021/01/03/3835
Иллюстрация из интернета.

107.

О, Господи, моё готово сердце,
Мою, о Боже, славу воспою:
Воспрянь ты, слава, встану на рассвете,
Взяв гусли в руки да псалтирь мою.

Тебя прославлю, Боже, средь народов
И воспою средь всех земных племён -
Превыше Божья милость небосвода,
А истина Его - свет всех времён.

Ты вознесись на небеса, о Боже,
Да воссияет слава на земле,
Да не погибнут на смертельном ложе
Кого Ты любишь, чтоб не быть во мгле.

Сказал Бог: "Вознесусь - шатров долину
Измерю и Сихем* Я разделю.
Ефрем* и Галаад*, и Монассию*
Поставлю утвердить главу Мою.

Иуда царь поставлен править Мною,
Моав* Мой - упования сосуд,
На Идумею* наступлю стопою -
Мне славу инородцы воздадут."

Но кто меня введёт в град ограждённый?
До Идумеи кто укажет путь?
Когда Господь отринул нас как волны -
Не во главе полков Ты наших пусть...

Спаси нас и даруй от скорби помощь -
Не от людей спасения мы ждём,
Ты силу нашу нас явить сподобишь
И уничтожишь всех врагов при том.


*Сихем - город, упоминаемый в Библии.
*Ефрем -  — библейский, ветхозаветный персонаж; родоначальник колена Ефремова. *Манассия - Манассия, сын Иосифа — старший сын Иосифа и внук Иакова, усыновлённый последним; родоначальник одного из колен Израиля — Манассиина колена Манассия — земля, принадлежавшая племени Манассии. Западная область Манассии занимала нагорную Самарию и простиралась до Средиземного моря. Восточная область Манассии была расположена к востоку от среднего течения Иордана.
*Галаад - историческая область Древнего Израиля на восточном берегу реки Иордан. Ныне находится на территории Иордании.
*Моав - историческая область в западной Иордании, населённая моавитянами, — родственным израильтянам семитским племенем (согласно Ветхому Завету, происходило от племянника Авраама, Лота, и старшей дочери последнего).


Псалом 108: http://stihi.ru/2021/01/05/4419


Рецензии
Песнь-псалом Давида.

1 Готово сердце моё, Боже, готово сердце моё, буду петь и воспевать во славе моей.

2 Пробудись, слава моя, пробудись, псалтирь и гусли. Я проснусь с рассветом!

3 Буду славить Тебя среди народов, Господи, воспевать Тебя среди племён,

4 ибо велика, превыше небес, милость Твоя, и до облаков – истина Твоя.

5 Вознесись на небеса, Боже, и по всей земле – слава Твоя.

6 Чтобы избавились возлюбленные Твои, спаси десницею Твоею и услышь меня.

7 Бог сказал во святилище Своём: «Вознесусь и разделю Сихем, и долину шатров размерю.

8 Мой Галаад и Мой Манассия, и Ефрем – защита головы Моей, Иуда – царь Мой;

9 Моав – купель надежды Моей, на Идумею простру обувь Мою, Мне иноплеменники покорились».

10 Кто отведёт меня в город ограждённый, или кто доведёт меня до Идумеи?

11 Не Ты ли, Боже, отринувший нас? И не выйдешь Ты, Боже, среди воинств наших.

12 Дай нам помощь в тесноте, – и тщетно спасение человеческое.

13 В Боге мы проявим силу, и Он вменит в ничто врагов наших.
Источник: http://omolitvah.ru/molitvy/psalom-107/

Михаил Просперо   04.01.2021 17:55     Заявить о нарушении
11 Не Ты ли, Боже, отринувший нас? - актуальная строка сейчас, к сожалению дальнейший текст сегодняшний очень слаб, на старославянском смысл точнее:

11 Не Ты ли, Боже, отринувый нас? И не изыдеши, Боже, в силах наших?
12 Даждь нам помощь от скорби, и суетно спасение человеческо.
13 О Бозе сотворим силу, и Той уничижит враги наша.

Михаил Просперо   04.01.2021 18:05   Заявить о нарушении
В православии принято толкование 107-го псалма святителем Афанасием Великим, который был епископом в Римской империи в 350 году от Рождества Христова. Афанасий Великий был убеждён, что псалом 107 предвещает пришествие Господа к язычникам.

Стихи 1-2: Давид говорит о том, что сердце его открыто Богу, и только поэтому вознеслась слава Израиля. То есть победа над идумеями одержана благодаря промыслу Господа.
Стихи 3-6: Давид приносит благодарность и хвалу Господу за то, что Он услышал мольбу и спас народ Израиля от разорения.
Стихи 7-13: иносказательно пророк Давид сообщает о том, что всё лучшее и превосходнейшее, что есть у иудеев, Господь поделит и размерит в наследие язычникам. Так слова о разделении Сикимы, которая принадлежала язычникам, свидетельствуют о том, что Господь обещает наследие Иосифа передать лучшим сынам, верующим в Него. Давид пророчествует о том, что лучшие участки достанутся людям, верующим в Господа более чем иудеи.

Толкование Афанасием Великим - особенно в последних строках "больше, чем иудеи" - вызывает определенно сомнение.

Михаил Просперо   04.01.2021 18:08   Заявить о нарушении
Спасибо большое.

Александралт Петрова   04.01.2021 18:15   Заявить о нарушении
Народ Господний это праведники, верящие в Бога и соблюдающие Его заповеди. В 106 псалме рассказано как иудеи становились язычниками

Александралт Петрова   04.01.2021 18:20   Заявить о нарушении
Однако у иудеев своя вера была, прежде христианской. В эпоху Иисуса Христа иудаизм представлял собой определенную общественно-религиозную систему. Она была основана на вере в Единого Всемогущего Бога и регулировала буквально все сферы жизни: не только религиозную, но и бытовую, и общественную – на основании Торы, то есть Закона Моисеева. Вера в Единого (и единственного) Бога выражалась в наличии единственного храма, находившегося в Иерусалиме. С конца VI века это был уже Второй, то есть восстановленный храм на месте Первого, Соломонова храма. А концентрация жизни вокруг Закона выражалась в другом, не менее важном общественно-религиозном институте – синагоге.

Молитва или богослужение в синагоге в корне отличалось от богослужения в храме – в синагоге не приносились жертвы, а читались псалмы и прочие молитвенные тексты. Наше христианское, в том числе и православное богослужение многое унаследовало от богослужения синагогального.

http://megalektsii.ru/s17696t2.html

Михаил Просперо   04.01.2021 20:17   Заявить о нарушении
Текст молитвы псалом 105

На церковнославянском языке с ударениями


Аллилуиа

1 Испове́дайтеся Го́сподеви, я́ко Благ, я́ко в век ми́лость Его.

2 Кто возглаго́лет си́лы Госпо́дни? Слы́шаны сотвори́т вся хвалы́ Его?

3 Блаже́ни храня́щии суд и творя́щии пра́вду во вся́кое вре́мя.

4 Помяни́ нас, Го́споди, во благоволе́нии люде́й Твои́х, посети́ нас спасе́нием Твои́м.

5 Ви́дети во бла́гости избра́нныя Твоя́, возвесели́тися в весе́лии язы́ка Твоего́, хвали́тися с достоя́нием Твои́м.

6 Согреши́хом со отцы́ на́шими, беззако́нновахом, непра́вдовахом.

7 Отцы́ на́ши во Еги́пте не разуме́ша чуде́с Твои́х, ни помяну́ша мно́жества ми́лости Твоея́ и преогорчи́ша восходя́ще в Чермно́е мо́ре.

8 И спасе́ их и́мене Своего́ ра́ди, сказа́ти си́лу Свою́,

9 и запрети́ Чермно́му мо́рю, и изся́че, и наста́ви я́ в без́дне, я́ко в пусты́ни.

10 И спасе́ я́ из руки́ ненави́дящих, и изба́ви я́ из руки́ враго́в.

11 Покры́ вода́ стужа́ющыя им, ни еди́н от них избы́сть.

12 И ве́роваша словеси́ Его, и воспе́ша хвалу́ Его.

13 Ускори́ша, забы́ша дела́ Его, не стерпе́ша сове́та Его

14 и похоте́ша жела́нию в пусты́ни, и искуси́ша Бо́га в безво́дней.

15 И даде́ им проше́ние их, посла́ сы́тость в ду́шы их.

16 И прогне́ваша Моисе́а в стану́, Ааро́на свята́го Госпо́дня.

17 Отве́рзеся земля́ и пожре́ Дафа́на, и покры́ на со́нмищи Авиро́на,

18 и разжже́ся огнь в со́нме их, пла́мень попали́ гре́шники.

19 И сотвори́ша тельца́ в Хори́ве, и поклони́шася истука́нному,

20 и измени́ша сла́ву Его в подо́бие тельца́ яду́щаго траву́,

21 и забы́ша Бо́га спаса́ющаго их, сотво́ршаго ве́лия во Еги́пте,

22 чудеса́ в земли́ Ха́мове, стра́шная в мо́ри Чермне́м.

23 И рече́ потреби́ти их, а́ще не бы Моисе́й, избра́нный Его, стал в сокруше́нии пред Ним, возврати́ти я́рость Его, да не погуби́т их.

24 И уничижи́ша зе́млю жела́нную, не я́ша ве́ры словеси́ Его,

25 и поропта́ша в селе́ниих свои́х, не услы́шаша гла́са Госпо́дня.

26 И воздви́же ру́ку Свою́ на ня, низложи́ти я́ в пусты́ни.

27 И низложи́ти се́мя их во язы́цех, и расточи́ти я́ в страны́.

28 И причасти́шася Веельфего́ру, и снедо́ша же́ртвы ме́ртвых.

29 И раздражи́ша его в начина́ниих свои́х, и умно́жися в них паде́ние.

30 И ста Финее́с, и уми́лостиви, и преста́ сечь.

31 И вмени́ся ему в пра́вду, в род и род до ве́ка.

32 И прогне́ваша Его на воде́ пререка́ния, и озло́блен бысть Моисе́й их ра́ди,

33 я́ко преогорчи́ша дух его́ и ра́знствова устна́ми свои́ма.

34 Не потреби́ша язы́ки, я́же рече́ Госпо́дь им,

35 и смеси́шася во язы́цех, и навыко́ша дело́м их.

36 И порабо́таша истука́нным их, и бысть им в собла́зн,

37 и пожро́ша сы́ны своя́ и дще́ри своя́ бесово́м,

38 и пролия́ша кровь непови́нную, кровь сыно́в свои́х и дще́рей, я́же пожро́ша истука́нным ханаа́нским, и убие́на бысть земля́ их кровьми́,

39 и оскверни́ся в де́лех их, и соблуди́ша в начина́ниих свои́х.

40 И разгне́вася я́ростию Госпо́дь на лю́ди Своя́, и омерзи́ достоя́ние Свое́,

41 и предаде́ я́ в ру́ки враго́в, и облада́ша и́ми ненави́дящии их.

42 И стужи́ша им врази́ их, и смири́шася под рука́ми их.

43 Мно́жицею изба́ви я́, ти́и же преогорчи́ша Его сове́том свои́м и смири́шася в беззако́ниих свои́х.

44 И ви́де Госпо́дь, внегда́ скорбе́ти им, внегда́ услы́шаше моле́ние их.

45 И помяну́ заве́т Свой, и раска́яся по мно́жеству ми́лости Своея́,

46 и даде́ я́ в щедро́ты пред все́ми плени́вшими я́.

47 Спаси́ ны, Го́споди Бо́же наш, и собери́ ны от язы́к испове́датися и́мени Твоему́ свято́му, хвали́тися во хвале́ Твое́й.

48 Благослове́н Госпо́дь Бог Изра́илев от ве́ка и до ве́ка. И реку́т вси лю́дие: бу́ди, бу́ди.

http://omolitvah.ru/molitvy/psalom-105/

Александралт Петрова   05.01.2021 13:31   Заявить о нарушении
48 Благослове́н Госпо́дь Бог Изра́илев от ве́ка и до ве́ка.

ВЕРЮ
ТОЛЬКО МНЕ-ТО В ЭТОМ ЧТО ДЕЛАТЬ?

Если уже Бог изначально отделяется еврейский от прочиих - это не моя вера. Как точно сказал в своё время Есенин "горько мне, что не верю теперь" - не то чтоб Господу Богу не верю, но проповеди израильской исключительности не уразумею - для чего мне? Нет, сам я за дружбу, но в синагогу ведь не пустят, как ни молись, им там зачем крещёный?

Михаил Просперо   06.01.2021 04:45   Заявить о нарушении
Да, только знание Библии ещё никому не помешало.

Александралт Петрова   06.01.2021 16:40   Заявить о нарушении
согласен
знание критического склада тем паче
кроме того, что от Бога, есть там и немало приложенного - в частности, если возвращаться к содержанию 107 Псалма, о чем и суть моё недоумение - русским-то оно зачем - молиться о возвышении братского народа? Иуда - царь, но вряд ли мой.

Михаил Просперо   06.01.2021 17:03   Заявить о нарушении
Такова история и потом существует несколько уровней понимания.

Александралт Петрова   06.01.2021 17:23   Заявить о нарушении
но один уровень практического применения

Михаил Просперо   06.01.2021 23:06   Заявить о нарушении
Возможно.
Хотя есть богослужебные псалмы, потом каждый псалом рекомендуется читать при определенных обстоятельствах и так далее...

Александралт Петрова   07.01.2021 04:51   Заявить о нарушении