Эссе по стихотворению Анны Ахматовой Сжала руки...
Сжала руки под тёмной вуалью…
«Отчего ты сегодня бледна?»
— Оттого, что я терпкой печалью
Напоила его допьяна.
Как забуду? Он вышел, шатаясь,
Искривился мучительно рот…
Я сбежала, перил не касаясь,
Я бежала за ним до ворот.
Задыхаясь, я крикнула: «Шутка
Всё, что было. Уйдешь, я умру.»
Улыбнулся спокойно и жутко
И сказал мне: «Не стой на ветру».
1911 год
Три строфы, 12 строк, однако как много вместило в себя это, казалось бы, короткое произведение... Просто шедевр любовной лирики... Я не знаю ничего равного этому стихотворению.
В нём говорят три человека, дана их прямая речь, что уже для такого короткого стихотворения решение очень большой задачи. Эту речь троих даже нельзя обозначить глаголом "говорят". Неизвестная собеседница ( я не думаю, что это собеседник ) встревожена бледностью подруги, её внутренним состоянием.
Герой также произносит всего одну фразу и не поймёшь, с какой интонацией: забота ли это или ирония, обида... Вряд ли забота, коли уж так у него "искривился мучительно рот".
Более всего речи вслух отдано героине, её смятению и отчаянию: это и ответ-пересказ на вопрос подруги, как вели себя двое после какой-то тяжёлой для них сцены в доме, и крик о "шутке" и невозможности перенести произошедшего разрыва.
Стихи наполнены стремительным движением героев: Он быстро пошёл к воротам, и, видимо, покидает этот дом навсегда, Она выбежала за ним на крыльцо и, не касаясь перил, сбежала по ступеням и ещё бежала до ворот ( эти детали показывают нам расположение дворянской усадьбы ), так бежала, что стала задыхаться. Движение и в её крике отчаяния, и в дующем ветре, на который указывает герой. Значит, выбежала из дому к тому же, даже не захватив накидку.
Движение и в переносе крика в другую строку ( это уже мастерский приём,"анжамбеман", автора стихов):
........................Шутка
Всё, что было. Уйдешь, я умру."
И начинается стихотворение движением сжатых рук под "тёмной вуалью", передающее страдание души героини. Вуаль - это и часть головного убора, сетка, прикреплённая к шляпе и закрывающая лицо, и лёгкая прозрачная ткань. Тёмный цвет этой ткани словно траур по умершей любви.
Или вот эти деятельные строки:
"Оттого, что я терпкой печалью
Напоила его допьяна." В стихах современника Ахматовой, А.Блока, мы часто встречаем тему опьянения, но всё же в прямом, а не в переносном смысле (" Я пьян давно, мне всё равно...") А здесь "печаль" отрава, а не "вино", что делает поэтессу новатором в сфере изображения чувств.
Хочется обратить внимание и на контраст в поведении героев: Молодой человек, судя по всему, быстро успокоился, уже дойдя до ворот, способен улыбнуться, хотя и "жутко". Она же словно остолбенела от той точки, которую он поставил своей репликой "не стой на ветру". Вообще не стой больше передо мной в моей жизни - так надо понимать.
Тяжёлая, конечно, сцена, но молодая женщина справится с данной ситуацией: вот она уже способна рассказать об этом событии и, ещё немного, и - написать гениальные стихи.
04.01.2021
Иллюстрации из Интернета
Свидетельство о публикации №121010404207
я не знаю, как бы я отнеслась к этому стихотворению, прочти я его сейчас впервые, но в моей юности, я конечно, его заметила и запомнила),
А давайте - вот просто между нами - обсудим, что мы видим в нарисованной картине -какими мы видим главнх героев и какие отношения между ними рисуются в наших головахю
Если наши видения совпадут - то, автор явно что-то смог передать в этих коротких строчкахю
Я уже себе на этот вопрос ответила, интересно, что скажете о героях и их отношениях вы,
А потом - сравним...?
Доктор Нэля 07.01.2021 05:09 Заявить о нарушении
Хотя вряд ли я скажу чего-то новое, помимо того, что уже написала в эссе.
Мне ведь кажется, что исподволь я уже выразила своё отношение к героям и ситуации, анализируя в первую очередь художественные достижения автора.
За этой сценой могут стоять всяческие причины: мы можем судить об этом и по своему опыту и что-то зная из биографий Ахматовой и Гумилёва и воспоминаний современников о них.
Сейчас кстати, мне вспомнилось стихотворение А. Блока, тоже там упоминается "шутка". Такое впечатление, что Блок в этих стихах 1916 года находится в диалоге с Ахматовой ( дата её стиха 1911г. )
Александр Блок
Превратила всё в шутку сначала…
Превратила всё в шутку сначала,
Поняла — принялась укорять,
Головою красивой качала,
Стала слезы платком вытирать.
И, зубами дразня, хохотала,
Неожиданно всё позабыв.
Вдруг припомнила всё — зарыдала,
Десять шпилек на стол уронив.
Подурнела, пошла, обернулась,
Воротилась, чего-то ждала,
Проклинала, спиной повернулась
И, должно быть, навеки ушла…
Что ж, пора приниматься за дело,
За старинное дело свое. —
Неужели и жизнь отшумела,
Отшумела, как платье твое?
29 февраля 1916
Не правда ли, стихи Ахматовой более динамичны и впечатляющи?..
Мои симпатии на стороне её героини, она очень сильно страдает. Надо ли было её так наказывать?.. А герой, видимо, "придрался к случаю", не было у него к ней глубокого человеческого чувства, если он чего-то ей не простил...
Кира Костецкая 06.01.2021 13:08 Заявить о нарушении
Я не помню как мне рисовалась ситуация в юности, но сейчас передо мной возникают герои типа Батлера и Скарлет. Мне рисуется мужчина, который в этой паре привык заботиться, опекать, поэтому что первое ему и приходит в голову - "Не стой на ветру."
(Помните 1000 пособов выразить любовь по мнению Мисси Сэвидж?:))
Мне почему-то кажется, что героиня перегибала палку в их отношениях, потому что была в нем уверена и избалована его любовью. А тут он не выдержал, и ушел. Она пробует остановить его шантажом "уйдешь - умру", объявляя все шуткой (вместо признания, что не права, что поступила недостойно и раскаивается). Что можно ответить женщине, которая ничего не поняла? Его ответ - очень достойный.
Доктор Нэля 07.01.2021 05:31 Заявить о нарушении
Это была не шутка, а удар ниже пояса, и она это знает, иначе не испугалась бы так, иначе не прочитала бы так четко муку на его лице.
Доктор Нэля 07.01.2021 05:51 Заявить о нарушении
Ваша психологическая версия подтверждается текстом произведения, хотя у каждого свой вариант. Один мой знакомый считает, что здесь нет третьего лица, а героиня перед зеркалом сама у себя спрашивает, почему она бледна.
Если брать Ваш вариант, то героиня сама себя развенчивает, сама себя казнит, а не каждый на это способен, что так же выхывает ней сочувствие.
Спасибо Вам за такую интересную дискуссию.
С Наступившим Рождеством и всех благ.
Пусть Новый год несёт нам успокоение от пережитого в старом году.
Пишите мне.
Обнимаю Вас,
Кира.
Кира Костецкая 07.01.2021 09:35 Заявить о нарушении