Смена. Журнал. Хождение по редакциям 1987-1991
http://russolit.ru/books/download/item/4185/
Листалка. Читать:
https://pubhtml5.com/ccwf/mxrn/
----------------------------------------------------
1987.05 Журнал «Смена». Ответ - 1
Стихи:
Все на субботник!
Зов неба
№ 8221
Уважаемый товарищ Иванов!
Присланные Вами стихотворные произведения рассмотрены в отделе литературы и искусства, и мне поручено написать Вам о результатах этого рассмотрения. Не хотел бы огорчать, но должен сказать, что все рассматривавшие признали данные стихотворения несовершенными и для публикации не одобрили. Конечно, были отмечены серьезные темы, проявление возвышенных гражданственных чувств, патетический пафос, но в то же время были высказаны обоснованные критические замечания в отношении нехватки в повествовании художественной глубины и проникновенности, в отношении недостаточной самобытности стиля и выразительности языка. Подмечены и неудачные поэтические образы /«Солнце с неба добрыми руками дарит людям пряники мечты», «Работой руки наши накормим»/, и упрощенные по содержанию и сюжету места, например:
«Прилетим, шагнем на космодромы
Неземной, но близкой нам земли.
- Познакомимся?
- А мы уже знакомы.
Вы нас звали? - Прилетели мы!».
Так что, к сожалению, в силу этих обстоятельств я вынужден известить Вас, что напечатать предложенные Вами стихотворения не представляется возможным.
Всего доброго.
Литконсультант Н.А. Лудяков
_______________________________________
1987.06 Журнал «Смена». Ответ - 2
Стихи:
«На свете всё ясно – не ясно…»
«Вот и настала осень…»
«Красиво ли синее небо?..»
«Года подёрнули туманом…»
Уважаемый Виталий Альбертович!
Присланные Вами в редакцию журнала «Смена» стихотворения рассмотрены, и мне поручено сообщить Вам о результатах рассмотрения. Не хотелось бы Вас огорчать, но должна сказать, что высокой оценки Ваш стихи получить не смогли. Конечно, было отмечено, что основы стихосложения в плане формы Вы освоили, но художественные достоинства данных произведений не достигают нужного уровня. Прежде всего, недостаточно смысловой и эмоциональной глубины, самобытности и новизны в содержании, в самом лирическом повествовании. Трудно, почти невозможно сказать что-то новое, только свое о таком чувстве как любовь. Кроме того, не всегда понятны признания лирического героя: «Одно я знаю без сомненья, Я знаю лишь, что я влюблен!», но через две строфы мы узнаем, что он «напрасно силится вспомнить» возлюбленную, но это не так уж важно, потому что «жизнь - лишь вечное мгновенье, наполненное лишь тобой!» О неустойчивости Вашего поэтического голоса говорит обилие таких слов как «лишь», «ведь» - они служат для наполнения строки, для сохранения принятого размера. Этому же служит неоправданная инверсия: «Жизнь кажется слишком напрасной, ее чтоб любить постоянно.» Старайтесь строже подходить к последней ударной строфе - она должна быть выводом, итогом всего стихотворения.
Желаем Вам творческих успехов.
Литконсультант Е.Н. Семашко
_______________________________________
1987.09 Журнал «Смена». Ответ - 3
Стихи «О случайном и необходимом»
№ 12828
Уважаемый Виталий Альбертович!
Присланную Ваш в редакцию журнала «СМЕНА» рукопись поэмы «О случайном и не случайном» мы рассмотрели в отделе литературы и искусства самым доброжелательным образом, однако ничего обнадеживающего в отношении ее публикации сказать Вам не можем. Во-первых, поэтические работы большого объема /в том числе, разумеется, и поэмы/ в журнале не печатаются вообще, поскольку для поэзии отведено четко определенное место, ведь это журнал тонкий, а не толстый литературный, вроде «Невы» или, скажем, «Звезды», где могут публиковаться и поэмы. Во-вторых, тут мы должны честно признаться Вам, по единодушному мнению всех рассматривавших Ваше произведение поэма получилась несовершенной. Конечно, видно, что тема поэмы важная, чувства Вы стремитесь выразить возвышенные, помыслы Ваши чисты и благородны, но монотонность содержания, неразвитость поэтической образности, нехватка художественной глубины и самобытности и недостаточная задушевность повествования не позволяют нам сказать о том, что поэма Вам удалась.
Вот в силу этих обстоятельств мы и вынуждены известить Вас, что напечатать в журнале предложенную Вами поэму не представляется возможным.
Всего доброго.
Литконсультант Н.А. Лудяков
_______________________________________
1987.10 Журнал «Смена». Ответ - 4
Стихи:
Волшебная ночь
«Искринки под ботинком…»
Журавли
«Качаются тонкие ветки…»
Осенний город
Ручеек
Купола
«Ах, осень!..»
№ 17475
Уважаемый Виталий Альбертович!
Ваши стихотворения в редакции журнала «СМЕНА» рассмотрены, и мне поручено написать Вам о результатах этого рассмотрения. Без сомнения, очень верится, что Вами написано более 1000 стихотворений - чувствуется определенный опыт, определенный навык, в текстах можно встретить и тонкие, идущие от самой души строки и строфы. Однако, умение еще не мастерство, и в процессе рассмотрения было высказано немало критических замечаний. Но наиболее частыми были все-таки замечания одного плана - все же слишком Вы злоупотребляете красивыми словами и образами, и красоты эти при неумеренном употреблении выродились в красивости: нарушено и чувство меры, и чувство реальности. Примеров тому можно привести очень много: «призрачно и чудно», «сказочный тайник», «серебристым светом завороженный», «месяц тропку сказочную выткал», «мерцает все и светится», «хрустальных домиков», «хрупкий свет печали», «маленький солнечный гений играет с зеленой листвой», «узоры к платьям снежных царевен», «осень меня позвала, опустив золотые ресницы», «город, как сказочный сад», «как будто вкованы в хрусталь, молчат величественно клены», «я лаской солнечного дня неуловимо околдован»...
Так что, к сожалению, и на этот раз в редакции не смогли подобрать что-либо из предложенной Вами рукописи для страниц журнала.
Всего доброго
Литконсультант Н.А. Лудяков
_______________________________________
1987.11 Журнал «Смена». Ответ - 5
Стихи:
Время и обалдеть
Электронный Разум
Улица
№ 19098
Здравствуйте, Виталий Альбертович!
Ваши стихотворные произведения в редакции журнала «СМЕНА» рассмотрены с вниманием и интересом, однако, к сожалению, и на этот раз ничего подобрать для поэтической рубрики не удалось. По мнению всех рассматривавших, Ваше стремление к литературной оригинальности переросло в оригинальничанье, в эксцентричность слова и образа, а это уже перехлест, это перебор: ведь должен быть художественный вкус, который бы удерживал увлекшееся чересчур перо Ваше. Иначе что же получается?
«Обаддеватели, обалдевая
от обалденного,
обалдеваюше обалдевают.
………..
«Я так и думала!» - сказала она и обалдела.»
Но вряд ли нужно добиваться подобного аффекта у читателя - все-таки цели искусства и, в частности, поэзии должны быть иными.
Так что, хотя нам не хотелось бы вновь огорчать Вас, приходится сообщить, что предложенные Вами произведения для публикации не одобрены и напечатать их в журнале редакция не сможет.
Всего наилучшего.
По поручению редакции -
Литконсультант Н.А. Лудяков.
_______________________________________
1987.12 Журнал «Смена». Ответ - 6
Стихи – четверостишия.
№ 20579
Уважавши тов. Иванов!
Не хотелось бы огорчать Вас еще раз, но и в данном случае в редакции журнала «СМЕНА» не смогли ничего выбрать из Вашей рукописи для поэтической рубрики журнала. Отмечая блестки иронии в предложенных Вами четверостишиях, непосредственность чувств и мыслей в них, рассматривавшие все-таки были вынуждены прийти к выводу о художественной неровности Ваших произведений, о нехватке литературной яркости, точности и выразительности их содержания и формы. Были подмечены и просчеты в области художественного вкуса, например:
«... А жизнь все тянется и тянется,
Как свет звезды к чужой земле,
И сердце бьется, как у пьяницы
При виде водки на столе»,
А в другом месте - еще хлеще:
«Кивает пьяная Луна
Мне с неба пьяной головою.
Напьюсь сегодня до пьяна
И что-то пьяное устрою».
Так что, к сожалению, вновь приходится известить Вас, что напечатать в журнале предложенные Вами стихи не представляется возможным.
Всего доброго
Литконсультант Н.А. Лудяков
_______________________________________
1988.01 Журнал «Смена». Ответ - 7
Стихи:
Море
«Погаснет медленно свеча…»
У костра
«Уносят с собой дорогое года…»
Хулиган
№ 1086
Уважаемый Виталий Альбертович!
Присланные Вами в редакцию журнала «Смена» стихотворения /«Море», «У костра», «Хулиган» и др./ рассмотрены, и мне поручено написать Вам о результатах рассмотрения. Не хотелось бы Вас огорчать, но должна сказать, что высокой оценки Ваш стихи получить не смогли. Прежде всего, Вашим стихотворениям не хватает смысловой и эмоциональной глубины самобытности и новизны содержания. Поэтическая образность в Ваших стихотворениях несколько надуманная: «Одинокой птицей Ветки месяц метит», «Как полный автобус Душа хулигана». Кроме того, Вы недостаточно хорошо владеете формой: такие рифмы как «душа - хороша», «свеча - луча», «питает - хватает», «красным - прекрасно», «жаром - пожаром», «года - навсегда», «глаза - бирюза» являются просто очень слабыми. Стихам необходима свежесть образов и чувств, совершенство формы и глубина содержания. В присланных Вами произведениях этого, к сожалению, нет.
Всего Вам доброго.
Литкоисультант Е.Н.Семашко
_______________________________________
1988.05.24 Журнал «Смена». Письмо - 8
Стихи
На №№ 8221, 9528, 12828, 17475, 19028, 20579 за I987 г. и 1086 за 1988 г.
Уважаемая Редакция!
К сожалению, очередная моя подборка стихотворений, видимо, у Вас затерялась. После довольно активной переписки с Литконсультантами Н.А. Лудяковым и Е.Н. Семашко прошло уже четыре месяца с момента отправления мною последнего письма и получения уведомления о его доставке, а ответа нет.
Предлагаю ещё одну подборку.
Мне 34 года, стихи пишу 19 лет, имею публикацию в альманахе «Молодой Ленинград».
С уважением
Виталий Иванов
_______________________________________
1988.07.01 Журнал «Смена». Ответ - 8
Стихи:
Пустой шум
«Была ты девочкою строгой…»
Руководителям поэзии
Вступившие в 70-х
Кошмар
__________________
Брошенная игрушка
«Средь пьяного смеха…»
Застойное
Хулиган
Вступившие в 70-х
«Искринки под ботинком…»
Лес
Кошмар
Журавли
«Была ты девочкою строгой…»
Руководителям поэзии
Море
№2985, 9964
Уважаемый Виталий Альбертович!
Получили две Ваши стихотворные подборки: одна начинается со стихотворения «Пустой шум», другая- с «Брошенной игрушки». Так как мы уже знакомы с Вашим творчеством, то много писать, видимо, не имеет смысла, после длительной переписки. Скажем так: темы Ваши интересны, важны, серьезны и современны, но пока сильно страдает поэтическая сторона дела, а ведь без нее нет произведения литературы, согласитесь. Ваша образность неточна, непрояснена и очень приблизительна, например: «но слишком часто открывало дерьмо под фантиком жемчужины...», уж никак не идет к жемчужине «фантик», или еще: «над праздником нашим светилась, неумолима, как смерть, радостная справедливость...» и т.д. Все здесь сметено в одну кучу, и так во всех стихах. Вам надо точнее работать с образом и пока не высылать стихи в редакции, они, увы, совсем не готовы и видятся чисто любительскими. К сожалению.
Всего Вам доброго
По поручению отдела литературы редакции журнала «Смена»
К.Васильева
_______________________________________
1988.08.19 Журнал «Смена». Письмо - 9
Уважаемая редакция!
Не считаю возможным для себя вступать в спор профессиональные мои стихи или любительские. Но позволю себе отметить: как можно, приведя в разборе лишь две строки, переврать полностью одну из них, соответственно извратив и её смысл, и на этом строить свои доводы (весь ответ пол страницы), типа: «Всё здесь сметено в одну кучу, и так во всех стихах.»
Позволю себе не согласиться с предложением редакции (ответ от 1.07.88 К. Васильевой на №№ 2985, 9964) не присылать более стихи. Считаю как минимум не корректным отнимать у автора (известно в каком положении у нас в стране находятся молодые авторы) его единственное неотъемлемое право посылать свои рукописи в журналы и не терять надежды пробиться к читателю, который сам сможет оценить достоинства стихотворений.
Посылаю Вам ещё одну подборку.
С уважением
Виталий Иванов
_______________________________________
1988.09.22 Журнал «Смена». Ответ - 9
Стихи:
Волшебная ночь
Кино
Цветок
«На водопадах…»
«Мы были беспечны и молоды…»
«Качаются тонкие ветки…»
Сны Б.Г.
Путь
Про свиней
Молитва одинокого
№ 14778 22.09.1988 г.
Здравствуйте, Виталий Альбертович!
Не хотел бы огорчать Вас еще раз, но и среди этих стихотворений мне не удалось найти ни одного, которое можно было бы поставить в один ряд с поэтическими работами, которые могут считаться лучшими в редакционной почте. Конечно, видно, что у Вас есть определенный версификационный навык, видно, что Вы стремитесь размышлять серьезно и напряженно, однако на высоком художественном уровне стихи у Вас все же не получаются - об этом говорят и небрежности в повествовании /вот, например: «И очень любил в предрассветное «Быть!» о чем-то далеком и светлом грустить...» Это «Быть!» настолько чужеродно, что понятно и очевидно желание автора побыстрее зарифмовать слово «грустить»/, и чересчур неуклюжие сравнения, метафоры и другие поэтические тропы /»Бродит леший по лесным паркетам», «Я снова делаю себе аборт, выбрасывая мыслей лишних ношу», «Жили, как сильные звери»; то же самое, пожалуй, можно сказать и о неестественности приемов в стихотворениях «Про свиней» и «Сны Бориса Гребенщикова» с их «свинными» и рыбьими ассоциациями/.
Так что уж не взыщите - приходится вновь известить Вас, что напечатать Ваши стихотворения в журнале редакция не сможет.
Всего доброго
Литконсультант Н.А. Лудяков
_______________________________________
1988.10 Письмо. Журнал «Смена». Письмо - 10
Стихи
На №
Уважаемая редакция!
Благодарю за сделанные Вами конкретные замечания, они для меня ценнее всего. Однако не во всем с Вами согласен. Посылаю новую подборку стихотворений и не теряю надежды.
С уважением
Виталий Иванов
_______________________________________
1988.10.25 Журнал «Смена». Ответ - 10
Стихи:
«Средь пьяного смеха…»
«О, утренняя слабость!..»
Памятник
Новогодняя ночь
Лес
«Красиво ли синее небо?..»
«Освети мне лицо…»
«Ты меня в этот вечер…»
«Тихонько ты мне говорила…»
«Лунным соком…»
№ 19607 25. X. 1988 г.
Здравствуйте, Виталий Альбертович!
Не хотелось бы огорчать Вас, но, к сожалению, приходится снова признать, что Ваши стихи получились несколько, мягко выражаясь, неровными в художественном отношении и что к числу лучших в редакционной поэтической почте их отнести нельзя. Признавая Ваше определенное умение в деле версификации, свою позицию в этическом и эстетическом плане и удачные места в некоторых отдельных случаях, мы не можем не отметить просчеты в области метафоры и литературного вкуса /»Мы закутаем речи в голубые огни», «Птиц, зверей и деревьев бокал», «Я прятал глаза в водопаде чернил, я губы ловил, темноту разрезая», «Нагая! Была ты великим врачом», «О тайна наслажденья от мысли сволочной!», «А на полянах площадей гуляют люди, точно волки», «Мне уже не биться лунным соком в розовом кипении стихов...» /поверьте, это все-таки не «весенней гулкой ранью проскакал на розовом коне»/.
Так что уж, Виталий Альбертович, не взыщите - подобрать что-нибудь для публикации в предложенной Ваш рукописи не удалось.
Всего доброго.
Литконсультант
Н.А. Лудаков.
_______________________________________
1988.12.22 Журнал «Смена». Ответ - 11
Стихи
Белые холмы сна
Мои одноклассники
Человек
«Меня отринуло отечество…»
«Скажи-ка, ведь правда мы жили…»
Не забывайте!
Инструкция
Вступившие в 70-х
№ 27906 22.12.1988 г
Уважаемый т. Иванов!
В Ваших стихах есть очень серьезные мысли, удачные строки, неподдельные чувства. Но, увы, есть и промахи, говорящие о художественной неровности стихов, и именно эту неровность Вам никак не удается изжить. Вот, например, стихотворение «Белые холмы сна». Вряд ли кому понравится неуклюжий неологизм «Уздите коня!», но это ладно, вопрос редактуры. Но само-то стихотворение по мелодике очень напоминает детское стихотворение Орлова «Четыре коня». А верлибры? Уж слишком опрозаичили Вы эту форму, превратили ее в бытовой монолог без признаков поэзии и вообще художественности /«Мои одноклассники», например/. Или вот готовое схватить за душу «Вступившие в семидесятых», но дающее почему-то столь карикатурное изображение нашего поколения, что только руками развести: «Сермяжная правда стакана, и сигарета в зубах, и всюду портрет истукана - вот наша судьба!». Не узковато ли? А уж о курьезности «Инструкции №…..» я и не говорю. Сарказм-то, конечно, Ваш я понимаю, но само творение все-таки, на мой взгляд, вне области поэзии.
Так что, хотя мне весьма не хотелось бы огорчать Вас еще раз, приходится сообщить, что подобрать что-либо для журнала в присланной рукописи не удалось.
Всего доброго.
Литконсультант Н.А. Лудяков
_______________________________________
1989.01.25 Журнал «Смена». Ответ - 12
Стихи:
На службе
Государственные слова
Конфискация
Молитва одинокого
«В какой галактике он жил…»
Купола
Руководителям поэзии
№ 929 25.1.1989 г.
Уважаемый т. Иванов!
Вы прислали стихотворные произведения опять-таки весьма неровные и даже пестрые по художественному уровню и тематике. Вот, например, очень милое традиционное «Купола крутом, купола!..». Жаль, что по тематике оно явно не для «СМЕНЫ». А там, где Вы ведете разговор на острые и актуальные темы, то и дело попадаются курьезы, которые даже при самом снисходительном отношении к верлибру неприемлемы. Что, например, значат описанные Вами «государственные слова» «пека» и «гать»? /стихотворение «Государственные слова»/. Невразумительно, курьезно, а где же тут добро, где истина, где красота?..
Так что, хотя и весьма не хотелось бы вновь огорчать Вас, приходится сообщить, что в процессе конкурсного рассмотрения и отбора поэтических работ, приходящих в редакцию, предложенные Вами произведения для публикации не рекомендованы и напечатать их в журнале редакция не сможет.
Всего доброго.
Литконсультант Н.А. Лудяков
_______________________________________
1989.03.21 Журнал «Смена». Письмо - 13
Стихи
На № 929 от 25.1.1989г
Н.А. Лудяков
Уважаемая редакция!
«Где тут добро» где истина, где красота?» - спрашиваете Вы в ответе на мою последнюю подборку стихотворений. Увы, о красоте мира, в котором мы живем (грязные, убогие города, развал экономики, разрушение природы и проч.) можно только мечтать; о добре - что говорить, если даже понятие «милосердие» получило с трудом нетвердое право на существование лишь 1 - 2 года назад; истина? - где она? О чем Вы?!
Хорошо, когда каждый говорит правду, как ее понимает, но не каждый имеет свое мнение, не каждый решается раскрыться, и не каждому у нас разрешено излагать свою правду публично. И во времена гласности - то же. Мне, например, - не разрешено. Не раз решаете - Вы. Этим все сказано.
Настоящие стихи - это схваченные и закрепленные на бумаге мысли и настроения, движения души. Какие они есть, такие и есть. Необязательно, чтобы всем они нравились и были понятны, так не бывает. Для Вас что-то «невразумительно, курьезно», но на те же стихи есть и совершенно другие отзывы.
Скажу откровенно: мне кажутся ровными (это Вам удается), безликими и неинтересными многие поэтические публикации Вашего журнала, в которых обычно нет не только отдельных удачных строк, что не так уж и мало, но даже слабого аромата Поэзии, Нельзя же, в самом деле, считать поэзией старательное соблюдение размера и рифмы при нехитром варьировании сложившегося за 70 лет разрешенного набора штампов. Это - ремесло, и может интересовать разве только учеников ремесленника и то, если они без сердца и без таланта. Не хотелось бы Вас огорчать, но ... увы, как говорится, это не только моё мнение, хотя, наверное, не многие об этом Вам пишут. И если Вы честны перед собою, я думаю, в душе и Вы со мною согласны. Или Вы убеждены, что публикуете шедевры?
С другой стороны, могу ли я (за свой счет!) опубликовать сборник стихотворений или, скажем, открыть свой журнал? Если бы автор мог сам распоряжаться плодами своего творчества, своими талантами! К сожалению, у нас этого нет и неизвестно когда будет. А жизнь проходит... Поэтому и посылаю Вам еще одну подборку стихотворений, хотя и понимаю прекрасно - ответ будет тот же, но выбора у меня, как и у многих,- честного выбора -пока нет.
С уважением
Виталий Иванов
_______________________________________
1989.04.05 Журнал «Смена». Ответ - 13
Стихи:
«Я хочу, что меня расстреляли…»
Музе
Зимний вечер
Сон
Людям
На смерть поэта
«Средь пьяного смеха…»
Сиреневые горы
Он
Романс
№ 5639 5. 04.1989 r,
Уважаемый т. Иванов!
Присланные Вами в редакцию журнала «СМЕНА» стихотворения /кое-что из них, между прочим, Вы присылали и раньше/ и вступительное письмо в редакции прочитаны и рассмотрены. Не хотелось бы огорчать Вас еще раз, но вновь приходится сказать, что к числу лучших работ в редакционной поэтической почте Ваши стихи отнести не удалось и в процессе конкурсного отбора было признано, что на публикацию в журнале они не тянут. Что касается Вашего письма, то мы, как правило, стараемся не затевать бесплодных почтовых дискуссий с огорченными авторами, чтобы не усугублять боль их травмированного творческого самолюбия - все мы люди творческие, ясно, что свое лучше всех кажется. Лично я, например, далек от осуждения авторов, чьи амбиции и негодования из-за редакционных отказов выливаются вот в такие, как Ваше, негодующие письма. Только вот демагогией заниматься не стоит - не объявляйте покушением на гласность и свободу слова конкурсный отбор художественных произведений и неблагоприятный для Вас лично результат этого отбора. Не передергивайте - себя же роняете. Нехорошо, Вы же ленинградец. А за свой счет издать сборник /как Вы спрашиваете в своем письме/, полагаю, можно. Я специально этим интересовался в издательстве. «Современник» - там мне показали условия, расценки /между прочим, дороговато!/. Наверное, и в других каких-нибудь издательствах есть подобное. Адрес издательства «Современник»: 123007, г. Москва, Д-7, Хорошовское шоссе, д.62, издательство «Современник».
Всего доброго.
Литконсулътант
Н.А. Лудяков,
_______________________________________
1989.06.20 Журнал «Смена». Письмо - 14
На № 5639 от 5,04.89г
Уважаемая редакция!
Уважаемый т. Лудяков!
Благодарю Вас за совет обратиться в издательство «Современник», за его адрес в особенности. Меня тронуло, что Вы «специально этим интересовались». Сие есть благородная и конкретная помощь. Не премину воспользоваться. Готовлю книгу стихотворений и поэм. А деньги?.. Никаких денег не жалко, чтобы донести мысли и чувства свои до читателя, С тещей, женой и детьми я уже договорился - пойдем на это, сколько бы оно нам ни стоило. Что поделаешь, муза в нашей стране требует все новых жертв. Теперь значит поэтам не только не будут платить за стихи, но будут с них за стихи еще брать деньги. Так!,. С интересом жду дальнейших шагов правительства по укреплению культуры и поддержки творчества молодежи.
Кстати, если Вы хотите думать, что я надоедаю редакции /а это 14-ое мое письмо со стихами/ в надежде на гонорар, то вынужден Вас разочаровать: это не так. Сроду не получал гонораров, не стремлюсь к тому и в дальнейшем. Слава партии, последнее время появилось немало мест /ЦНТТМы, кооперативы, НТО и проч./, где можно честно заработать приличные деньги, много большие, чем в журнале, и без унижения перед кем-либо, перед лит-консультантами в частности. Такие возможности я использую: пишу не только стихи и прозу, которые не публикуют нигде, но и программы для ЭВМ, они безобидны, и, может быть, поэтому на них существует достаточный спрос. Впрочем, нормальный человек с руками и головой всегда найдет способ заработать. А стихи, как считалось всегда, вплоть до последнего прискорбного времени, пишутся не для получения денег, а для выражения себя. Правда, Александр Сергеевич говорил, что печатаются они ради денег. Что ж,,, от этого все и пошло. Когда публикация становится единственным или основным источником доходов, и поэт, как у нас говорится, становится профессионалом, а по-другому говоря - зависимым человеком, он перестает быть поэтом и становится чем-то другим, например, консультантом, за скромную сумму выполняющим заказ. Это и видно потому, что творится в нашей литературе, захваченной профессионалами. Увы, у нас почти нет, и давно, печатающихся поэтов. /Здесь можно опять вспомнить Пастернака, Ахматову, Высоцкого, Бродского и других, лучших, которых несоразмерно мало или совсем не печатали при жизни. То же сегодня с талантливыми молодыми. /
Так что, если редакция все же решится опубликовать однажды что-нибудь из того, что я Вам присылаю /а я буду присылать/, можете перечислить причитающиеся мне деньги прямо в детский фонд, или на восстановление памятников старины, или пустите их на укрепление штатов журнала. Буду рад и публикации, и возможности поддержать то, что считаю нуждающимся в помощи, и на что не хватает денег у нашего бедного, великого, смешного и страшного государства.
Хочу заметить еще вот что: я ничего «не передергиваю». Странные формулировки. Вы напрасно думаете, что я из обиды или «амбиции» шлю Вам «негодующие письма» о том, что в журнале публикуются однообразные, тусклые, сливающиеся в нечто одно стихи. Я действительно так считаю и в меру своих сил хочу помочь Вам исправить создавшееся неловкое положение. В условиях дефицита издательских мощностей в нашей стране и смехотворного количества молодежных журналов Вы поступаете безответственно /можно сказать и сильнее/ по отношению к рассчитывающему на Вас неискушенному массовому молодому читателю. Или Вы это делаете сознательно? Не хочется так думать. У нас есть поэты, и есть хорошие стихи. Их и надо печатать. Вы правильно поняли: и мои тоже. Именно так! Вы их не печатаете, потому что они не похожи на другие, и Вы теряетесь. Это - ошибка, выбирать надо как раз непохожее.
Еще: зачем Вы оказали «Нехорошо, Вы же ленинградец»? Это уже детский сад какой-то. Да, я коренной ленинградец. Правда, хвалиться этим или чем-то другим лично мне, да и всему моему поколению, и не только ленинградцам, пока не приходится. Вы, видимо, имеете ввиду некий плакатный, журнальный или киношный стереотип абстрактного послушного ленинградца, который «счастлив, что в городе этом живет». А я - живой человек и считаю неудобным пристраиваться к тому прекрасному, что создали прапрадедушки без моего малейшего соучастия и после того особенно, как затем дедушки, отцы, да и мы сами это прекрасное даже не сберегли, а разграбили и развалили в значительнейшей мере, не дав взамен ничего, кроме трескучих фраз, которые Вы так любите. Это какое-то извращение. О чем Вы? Сегодня ленинградцем быть стыдно, не пристало гордиться чужим, что не смогли сохранить, хвастаться нам нечем, и немного чего оставили нам беречь. Здесь я с теми, кто отдает себе в этом ясный отчет. А фраза Ваша широко распространена была в лучшие времена застоя, когда разрушение материи и духа ей покрывалось, и - надо же - она сохранилась до сего дня.
Кроме того, кажется странным, что Вы, москвич, считаете возможным стыдить или учить меня, ленинградца, каким мне должно быть именно как ленинградцу. Ладно, консультация по стихам, это Ваш хлеб и у Вас на это есть справка, но - здесь-то? Или Вы консультируете по всем вопросам? А может быть, у Вас, москвичей, это получается непроизвольно? Я и раньше слышал об этом, но так в лоб столкнулся первый раз. Мне это не понравилось. С какой стати? Я не вижу в нашей стране очевидных примеров лучшего, которые позволили бы кому-либо со стороны нас учить.
Надеюсь, Вы меня правильно поняли и не обиделись. Думаю, здесь произошло недоразумение. Это бывает в спешке, когда приходится ради службы разбирать сотни писем.
Вы заметили? Я разговариваю с Вами совершенно откровенно. Почему? Я вообще стараюсь без нужды не обманывать, и потом хочется верить, что Вы очнетесь когда-нибудь и Вас все же проймет совесть... или Вас, извините, сменят. /Простите, не удержался от каламбура: «Смена» и «сменят». Но это, конечно, не смешно./
Если же ничего не изменится, что к... Но я все-таки верю: любой сознательный труд не проходит бесследно, и мой - тоже.
Теперь о деле. Предлагаю на этот раз Вам поэму в виде трех разговоров об искусственном интеллекте. Принято считать, что мы сильно отстали от стран развитых в компьютеризации жизни, но так ли это? Может быть, в своих специфических, коренных наших, формах она давно уже здесь и - раньше, чем на Западе?
Творческих Вам успехов.
С уважением
Виталий Иванов
_______________________________________
1989.08.28 Журнал «Смена». Ответ - 14
Поэма «Коллектиллект»
На № 181
Уважавши тов. Иванов!
Писем, Вы правы, сотни. А литература одна. А амбиций самодеятельных авторов, особенно, от гласности объявленной - тьма тьмущая, так что, конечно, т.Лудякову не всегда приходится сладко, при занятиях оным нашим, литконсультанским делом. Желчи уж больно много у самодеятельных авторов нынче, «Донести мысли и чувства до читателя» можно разными путями: написать ученые записки, доклад, лекцию прочитать, песню сочинить иди сказку, письмо открытое, статью, наконец, просто дневник, рассчитывая на будущее. Насчет облика журнала, его поэтической рубрики: не стану утверждать, что она столь интересна, как хотелось бы. Но и исходить из того, из чего обычно исходят жаждущие опубликоваться поэты-любители: «Я читал...это плохо...это хуже моего...» нельзя. И даже если бы было можно, - плохо получилось бы: сколько мнений!..
Что касается Вашей поэмы. Искусство мертво без любви к человеку, даже когда человек критикуется художником / будь то отдельная личность или целиком народ/, - художник обязан видеть причины и следствия явлений и черт глубоко, быть настроен позитивно. В стране, где гильотина истории отсекла столько голов, жизнь еще теплится и неустанно стремится регенерироваться. Глубокий ум и благонамеренное сердце не могут не оценивать это по достоинству, художник должен иметь позитивную программу. Брюзжание дается проще всего. Что до фактуры, - много банальных решений, целиком страницы расхожих зарифмованных обывательских суждений. Право, неэкономно: в стране и так мало бумаги. Вот маленький пример: «Нашему человеку нечего терять, кроме своих цепей. Только и слышно: эксперимент, принято решение… Теперь еще водку не пей, а мы все-таки люди…» - и далее. К сожалению, не опубликуем. Всего Вам доброго.
Литконсультант Р. Романов (?)
Член СП СССР
28.8.89
_______________________________________
1990.01.03 Журнал «Смена». Ответ - 15
Стихи
№ 15401 3.1.1990 г.
Уважаемый тов. Иванов!
Стихи у Вас по настроению милые и теплые, но той художественной глубины, самобытности, яркости и емкости, когда произведения можно было бы с уверенностью отнести к числу наиболее сильные работ в редакционной поэтической почте, в Ваших творениях все же не ощущается. Заметна и определенная стилистическая неровность - то речь ведется вроде бы для взрослых читателей, то вдруг Вы сбиваетесь на интонации стихов для детей: «Я знаю; я видел, я вам покажу тропу, где ежиха проходит к ежу», «в домиках фонарики горят, и в домиках у гномиков сегодня маскарад» ...
Поэтому при конкурсном отборе подыскать что-нибудь подходящее для журнала в присланной Вами подборке мы не сумели и вынуждены, к, сожалению, известить Вас, что напечатать данные стихотворения редакция не сможет.
Всего доброго.
Литконсультант Н.А. Лудяков
Свидетельство о публикации №121010404075