Белый ворон

От первого вздоха с силой вращенья вагонных колес               *1
В сибирских снегах из орды кочевой в роду офицера                *2
Под тленье шнура пробы силы Планеты Колоссов                *3
Прыжок зародился чуда Премьера под стать С.С.С.Р.               *4

С ветрами Войны мальчик пластику Примы впитал,                *5
Как только Театра кулисы гипнозом пленили глаза,                *6
В голодном тылу странный юноша в мыслях летал                *7
И кровь выливал из пуантов. Редких, не как кирза.                *8

На крыльях таланта его пубертату внимала Нева                *9
В обносках блокады с оправой имперских дворцов.               *10
Сознанием Тела движенья едино плелись в кружева                *11
Изгибов мостов, Эроса из Эрмитажа и с мамы лицом.                *12

С повадкой изгоя и жаждою волчьей Духа свободы                *13
Алкал жадно Рудик Культуру в столичных потоках,                *14
Там и тело заставил летать Совершенству в угоду                *15
Под взором учителя доброго, но в учении жестоком.                *16
 
На главную сцену России открыла дорогу Судьба,                *17
В афишах его в Па-Де-Дё только Примы сверкали,                *18
И «оттепель» в мире позволила из престижа Герба                *19
С ответом лететь и балетом пытать у Европы регалий.               *20

Как в сытом Париже сдержать в удилах буйный нрав                *21
Коль строем ходить и по списку дружить не намерен?                *22
И после угрозы возврата в конвое с лишением прав                *23
«Прыжок» совершил он к Свободе и «Дому» измену.                *24

У «Советов» заочно в забвенье Рудольф осуждён,              *25
Но Планета в аншлагах ему за талант рукоплещет:                *26
За балетом с Марго на "бисах" по девяносто на дён,                *27
Да три сотни "шоу" за год его скулы стиснули резче.                *28

Гудел в нем Востока огонь, женской нежностью грея,               *29
От статуй античных он пластикой тела пел с ветром.               *30
В отместку за голод и пол земляной делал домом музеи,            *31
Разлука с родными глушилась пороком и километрами.            *32

Но вернулся домой как в другую страну для прощания              *33
С доброй матерью, со снесенным жильем и друзьями.                *34
Тридцать лет убелили виски как плата за его обожание,            *35
Без любимых и силы оставили лопнувшими пузырями.             *36

Был Принц сказочный так волшебно богат и желанен!                *37
Белый ангел вознес его в танце и музыке, даже в кино,              *38
Ангел черный грехом к ранней муке тянул на заклание…           *39
За кулисой бессмертие «Белому Ворону» стало дано.               *40


02.01.2021


*1- Рудольф как долгожданный сын в семье появился на свет 17 марта 1938 года у озера Байкал в поезде по дороге до нового места жительства.

*2- В 1938 отец Рудольфа Нуреева служил офицером - политруком в Маньчжурии и он вызвал беременную супругу с тремя дочерями к себе. В роду у Рудольфа Нуреева были башкиры и татары – древние народы Орды.

*3- Вторая Мировая Война началась в 1939 году, но именно в 1938 г. было подписано  Мюнхенское соглашение (Германия, Англия, Франция, Италия)  и позже Московское соглашение (Германия и СССР), а также активно «тлели» локальные войны, в которых участвовали Германия, Россия, Чехия, Австрия, Япония, Китай, Монголия, Финляндия и другие.

*4- В данном случае речь идет о балетном термине «Премьер», т.е. ведущий солист балета, исполняющий главные партии в спектаклях балетной труппы; танцовщик высшей категории. Именно Р.Нуреев прославился своими высокими прыжками с «зависанием». Есть здесь и второй смысл: о его «Прыжке к свободе» в аэропорту Парижа (см. ниже).

*5- Его первым серьезным педагогом в эвакуации стала бывшая участница знаменитой труппы Дягилева, Анна Удальцова, обратившая внимание на способности и поразительную целеустремленность молчаливого и бедно одетого в вещи старших сестер 11-летнего мальчика.

*6 - В 5 лет в жизни мальчика произошло судьбоносное событие: мама сумела на 1 билет провести его с сестрами в Уфимский оперный театр на балет «Журавлиная песнь». Увиденное стало для ребенка настоящим потрясением. Он пришел в восторг от праздничной атмосферы театра и представших в сказочных нарядах артистов. С этого момента у него появилась неодолимая мечта – танцевать в балете.
   
*7 - Рудольф из-за тяжелого детства и диктата отца рос слабым физически, очень нервным, быстро срывался на плач, доходящий порой до истерик и скандалов, но сильным духом и целеустремленным.

*8- Танцор отличался с детства невероятным трудолюбием и профессиональной дисциплиной: репетировал часами, не обращая внимание на травмы, голод и холод, танцевал через боль в сбитых "в кровь" ногах и слабость. В тыловом городе балетные пуанты были редкостью, не то что кирзовые сапоги...
   
*9- В 15 лет Рудик (как звали Р.Нуреева в семье в детстве) уже с успехом выступал на сцене уфимской оперы, а в 17 – по рекомендации из-за большого возраста отправился в Ленинград (ранее и ныне Санкт-Петербург) на р. Неве, чтобы поступить в хореографическое училище имени А.Я. Вагановой и развивать свой талант.
 
*10- Нуреев увидел Ленинград через 10 лет после окончания ВОВ еще не успевшим полностью восстановиться после его блокады и чрезвычайных разрушений от обстрелов, на что катастрофически не хватало средств у страны.

*11 – Под руководством преподавателей в Училище Р.Нуреев добивался титаническими многочасовыми тренировками и размышлениями совершенства движений тела, их переходов, прыжков и поддержек.

*12- Он много читал, гулял по городу для знакомства с архитектурой и изучал произведения искусства особенно в Эрмитаже для достоверной передачи в танце эстетики исторических сцен, красоты человеческого тела и нюансов романтических чувств в парных дуэтах. Конечно, на все его занятия накладывалась и его многолетняя тоска по дому и родным людям.

*13- В Училище он не нашел контакта с однокурсниками из-за разницы в возрасте и социального происхождения. Его называли необразованной «деревенщиной» и «белой вороной». А имя Рудольф с немецкого переводится как «Красный Волк», что проявлялось и в его жестком и независимом характере.
 
*14- Обычно в Училище поступали в 11-12 лет, а Рудольф поступил в 17, что вызвало необходимость ускоренно наверстывать время в наработке навыков и устранении пробелов в образовании, благо он жил в то время в «Культурной» столице СССР. Он брал уроки музыки, изучал иностранные языки, постоянно посещал театры и музеи.

*15- Майя Плисецкая так писала о Рудольфе Нурееве: «Он весь полыхал движением, если можно движение измерить термометром. Пафос танца в нем пламенел, как огонь, сжигающий свои жертвы на эшафотах. Дарование его обладало чудодейственным свойством согревать сердца, а то и сжигать в человеке зло и неразумие». Человек-легенда, человек-скандал — этот гений, кажется, весь состоял из противоречий и загадок. Его прыжки вошли в легенду своей высотой и продолжительностью, хотя танцор всегда сетовал на свои короткие ноги.

*16 - Во время пребывания в Училище Нуриев показал свой характер: не найдя контакта с преподавателем младших классов, он решился на дерзкий поступок с заявлением о смене педагога и переводе в старший класс к А.И.Пушкину, с которым он позже отлично сработался, несмотря на его строгость, и даже практически жил в его семье из-за своего сложного характера и неуживчивости с сокурсниками.

*17 -  После окончания В 1958 хореографического училища имени А.Я. Вагановой Рудольф Нуреев получил уникальное предложение стать ее партнером в балете "Лауренсия" в Кировском (ныне Мариинском) театре от одной из самых известных и опытных советских балерин - Наталии Дудинской, которая пристально следила за его успехами в учебе. Его приглашали и на сцену Большого, но он отказался покидать Северную «культурную» столицу.

*18 - За последующие три года он набирался балетного опыта и исполнил 14 партий в спектаклях «Баядерка», «Дон Кихот», «Лебединое озеро», «Спящая красавица» и др. с высоким мастерством – мягким и высоким прыжком, стремительным вращением, драматической игрой, пластичностью танца, оригинальным прочтением каждой партии. За этот короткий срок и после победы с А.Сизовой на конкурсе балета в Москве, Нуреев успел устроить настоящую революцию в советском балете. Прежде негласным правилом было, что звезда на сцене - балерина, в то время как партнер исполняет поддерживающую роль. Рудольфу это было не по душе, и он сумел сделать мужской танец самодостаточным.

*19 – В последние годы правления Хрущева наступила «оттепель» в «холодной войне», особенно в 1961 г. после первого полета Ю.Гагарина в космос, что породило всплеск интереса в мире ко всему «русскому» и «советскому» с гербом «Серпа и Молота», в т.ч. и, конечно, балету, потому как пел в то время известный диссидент А.Галич «… в области балета мы впереди планеты всей»

*20 – Для Р.Нуреева «роковые» Парижские гастроли с переездом в Лондон в 1961 г.  были не первые – он уже ранее выезжал с труппой в Болгарию, ГДР, Австрию, где русский балет очень высоко и тепло оценили. Как известно, балет появился именно в Европе, но "русская школа" вывела его на новый уровень и стала законодателем мод. В возрасте двадцати трех лет он был объявлен лучшим танцовщиком мира еще до его побега в Париже.

*21 – Во время гастролей артисты были под жестким контролем сотрудников КГБ, которые фактически и спровоцировали Р.Нуреева попросить убежища во Франции после того, как его «куратор» из органов открыто предупредил о том, что по возвращении на Родину его ждет уголовное преследование и запрет на профессию и гастроли.

*22 – На гастролях он постоянно нарушал «советские» правила пребывания за границей: Нуреев гулял по Парижу не в группе из 5 человек, а один, заводил знакомства без оглядки на список запрещенных лиц, и, наконец, интимно встречался с мужчинами, в то время как в СССР гомосексуализм являлся уголовно наказуемым деянием. Председатель КГБ был вынужден доложить ЦК КПСС, что, несмотря на многие профилактические беседы, Нуреев своего поведения не меняет и нужно принимать срочные меры.

*23 – Перед отлетом балетной труппы в Лондон, ему объявили о необходимости в сопровождении «куратора» срочного возврата в Москву для участия в Кремлевском концерте, и отобрали паспорт и деньги.

*24 -Гений балета в аэропорту Парижа в буквальном смысле «выпрыгнул» из окружения сотрудников КГБ перед его «этапированием» в Москву к ногам французских полицейских и обратился к ним с просьбой о желании остаться. Силой же возвращать танцора на самолет на глазах у европейской общественности русские «особисты» не решились.

*25 - В Советском Союзе Рудольф был осужден заочно на 7 лет с конфискацией имущества за его «невозвращение», а также был введен запрет на любую публикацию о нем.

*26 - Спектакли с участием Нуреева шли по всему миру с неизменным успехом более 30 лет на всех обитаемых континентах. Везде зрители по несколько ночей дежурили у касс в ожидании билетов, как было, например, в «Метрополитен-Опера».
 
*27 - В 1964 в Венской опере после балета «Лебединого озера» с великой балериной Марго Фонтейн их пару вызывали на сцену на бис 89 раз. Этот рекорд по сей день не побит в мире театра.
Бис (лат. bis) — два раза, удвоенно.  При театральных представлениях публика криками bis выражает желание повторения спетого или сыгранного артистом.

*28 - Обычно спал Нуреев около четырех часов в день и чаще всего в машине или самолете. После 1975 года Рудольф стал давать более трехсот спектаклей или "шоу" за год по всему миру. «Он был ангел в дружбе и дьявол в работе», – говорили о Нурееве коллеги.

*29 - В крови Рудольфа были татарские и башкирские корни, что проявлялось во взрывном и импульсивном характере. Его мама, Фарида, была родом из Казанской, отец, Хамет, был из Уфимской губернии. Оба они мусульмане из бедных крестьян. При яркой мужской харизме, он привнес в мужские партии несвойственную доселе чувственность и пластику с гармонией непрерывного перетекания движения.

*30 - Нуреев еще со времен учебы в Ленинграде изучал скульптуры и картины великих мастеров для выбора композиции и наиболее эстетически выверенных сочетаний поз фигур на сцене в движении, особенно в прыжках с вращением.
 
*31 - С началом ВОВ в 1941 г. отец Рудика сразу ушел на фронт, а дети с матерью оказались в эвакуации в пригороде Уфы. Тогда мальчику пришлось узнать в полной мере, что такое голод, холод и нищета. Они ютились вместе с двумя другими семьями в двенадцатиметровой комнатке с земляным полом. После войны отец был категорически против его занятий танцем, даже бил и долго не отпускал на дальнейшую учебу.
К концу жизни Рудольф был владельцем целого ряда элитной недвижимости в Европе и США, и даже трех островов в Средиземном море с домом-музеем начала 20 века главного хореографа «Русских сезонов» Л.Мясина по проекту Ле Корбюзье и острова в Турции.

*32 – Хотя в молодости, по признанию самого Нуреева, он вступал в сексуальные отношения с женщинами, мужчины нравились ему гораздо сильнее. Нурееву приписывали также романы с многими известными мужчинами – с Фредди Меркьюри, Энтони Перкинсом, Элтоном Джоном, Жаном Маре, Ив Сен-Лораном. Неизвестно, какая доля правды в этих слухах. Он открыто жил с известным датским танцором Эриком Бруном, что заменяло ему родную семью, которую он смог увидеть только в годы «Перестройки». При этом он был в постоянном движении в гастролях и мог за два дня побывать в пяти странах.

*33 – В 1961 году он уехал на гастроли из социалистического Советского Союза, а вернулся в 1987-89 году в Россию накануне распада СССР и превращения фактически в капиталистическую страну.  В своем последнем интервью Нуриев сказал: «Я покинул Россию 30 лет назад, но я никогда не переставал считать ее своей родиной».
 
*34- Нуриеву после 26 лет эмиграции позволили прибыть на Родину в 1987 году на 72 часа, чтобы навестить умирающую от рака мать, а в 1989 году уже в Перестройку при неснятом приговоре танцор смог в последний раз из-за болезни выступить на сцене театра имени Кирова, с которого началась его карьера, хотя из-за клейма «невозвращенец» его кроме профессионалов балета никто из публики не знал, при этом многих из его друзей по театру сделали невыездными и сломали карьеру.

*35 – На Западе Р.Нуреев (иногда попадалось из-за перевода и написание Нуриев) был мега-известной и раскрученной масс-медиа супер-звездой, сравнимой по популярности с «Битлс», Э.Пресли, Э.Джоном, и только в СССР его имя было под запретом до «Перестройки».

*36 – К моменту его возвращения в СССР для прощания с умирающей матерью от рака легких (тоже «пузыри»), он уже похоронил многих своих друзей (М.Фонтейн, Э.Бруна и др.), умерших от рака и СПИДа, да и сам он уже знал о своей смертельной болезни, отнимавшей все силы и заставившей пересмотреть его свое отношение к прожитой «грешной» жизни и даже креститься в православной вере.

*37 - Он прославился своей ролью сказочного принца в «Лебедином озере» в дуэте с М.Фонтейн.
Состояние же танцора оценивалось в 80 миллионов долларов, которое он завещал двум фондам для поддержки балетного искусства в мире.

*38- О признанных успехах Нуреева в искусстве:

Балет:
После эмиграции в 1961 году он примкнул к балетной труппе «Балет маркиза де Куэваса», затем переехал в Данию, где познакомился с влиятельной учительницей танца Королевской датской Балетной школы, эмигранткой Верой Волковой и известным танцовщиком Эриком Бруном, ставшим его близким другом и любовью всей жизни.
В 1962 Рудольф вопреки всем правилам подписал контракт с Лондонским Королевским театром и вплоть до 1970 года солировал вместе с М. Фонтейн на всех известных площадках мира.
В 1974 году по всему миру запустился проект «Нуреев и Друзья» с более чем 300 спектаклями в год.
С 1976 в театре «Лондонский Колизей» стартовал «Нуреевский фестиваль» на полтора месяца с различными программами танцора.
В 1983 он возглавил балетную труппу Гранд-Опера в Париже.
Его партнер по танцу Мюррей Луис (США) считал Рудольфа первопроходцем, сломавшим барьер между балетом и современным танцем, сделавшим балет из элитарного фактически направлением поп-культуры.

Музыка:
Последние годы Нуреев уже не мог выступать, но нашел для себя новый вид творчества – дирижирование симфоническим оркестром в разных странах, в том числе оркестром Кировского театра в Ленинграде, в Нью-Йорке на гала-представлении «Американ Балет Театер» он дирижировал "Ромео и Джульетту", где ему аплодировали музыканты оркестра, Венским Резиденц-оркестром в 1991г., поражая профессионалов своей преданностью театру, трудолюбием и уникальными музыкальными способностями, отмеченными еще в детстве при занятиях фортепиано.

Кино:
Еще в СССР в 1958 он снялся в документальном фильме "Душой исполненный полет" о балетных училищах.
На Западе в 1963 танцовщик дебютировал в кино, снявшись вместе с незабвенной М. Фонтейн в Лондоне в ленте «Вечер с Королевским балетом». В 1966 поклонники танцора могли увидеть Нуриева в экранизации балета «Юноша и Смерть». В 1972 Нуриев снялся в главной роли в картине «Я – танцовщик», выступив также её продюсером. В 1973 – представил на суд зрителей очень удачный фильм-балет «Дон Кихот», где являлся исполнителем партии Басилио, сопродюсером и режиссером. В 1976 он снялся как танцовщик и актер в драме британского режиссера Кена Расселла «Валентино».  Тогда же с начинающей Натальей Кински он как актер снялся в главной роли в криминальной картине "На виду", а также в фильме «Overexposed».

*39- Осенью 1984 года Нуреев после обследования из-за плохого самочувствия и болей, узнал, что у него диагностирован СПИД в поздней стадии, полученный им еще с конца 70-х годов при переливании крови, а возможно и от многочисленных интимных известных партнеров из мира искусства и моды.
Величайший талант сочетался у непревзойденного танцора с несносным характером и скупостью. Он не сдерживался в непечатных выражениях с коллегами, грубил журналистам, ссорился с администраторами.

*40 - В 1992 на премьере балета «Баядерка», поставленном им как руководителем балетной труппы театра в Парижской опере, Р.Нурееву была вручена высшая награда Франции – орден Почетного легиона. Церемония стала прощанием великого артиста со сценой и с жизнью, что для него было одним и тем же, а 6 января 1993 года его не стало.

Он и после смерти остался "русским изгоем", т.е. «белым вороном, и был похоронен в Париже на русском кладбище Сен-Женевьев-де-Буа  под роскошным бронзовым и мозаичным восточным ковром работы своего друга итальянского дизайнера Эдио Фриджерио.
В память выдающегося соотечественника только в России носят его имя в Уфе хореографический колледж, ежегодный международный фестиваль балетного искусства, одна из улиц города. В 2018 в Казани появился памятник артисту. В 2019 году в России состоялась премьера фильма Рэйфа Файнса «Рудольф Нуреев: Белый ворон».
Известный российский режиссер Роман Виктюк посвятил памяти Рудольфа Нуреева спектакль "Нездешний сад".
О Нуриеве снято много художественных и документальных фильмов. В частности, британская картина "Рудольф Нуреев: танец к свободе", вышедшая в 2015 году. Роль танцора исполнил солист Большого театра Артем Овчаренко.


Рецензии
Спасибо огромное, Лев! С удовольствием прочла статью о великом танцоре!Знала, видела спектакли, но знала немного о самой личности Нуреева.

Надея 2   18.06.2024 17:06     Заявить о нарушении
Да, времена меняются, а искусство и политика опять конфликтуют. Но цена истинному таланту не девальвирует. Слава им, самоотверженным труженникам во имя Красоты.
С добром

Лев Дроздов -Лад   19.06.2024 00:01   Заявить о нарушении
На это произведение написано 85 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.