Трагедия советского авиатора Рычагова, часть 2
Часть 2 Опала до расстрела
Рычагов был бесстрашным мастером пилотирования
и непревзойдённым асом,
но на самом верху служебной лестницы -
требовались качества иного класса.
В боевом мастерстве это был -
подлинный авиационный гений,
но его административно-хозяйственный опыт -
требовал серьёзных улучшений.
К тому же Сталин нажимал,
да и Павел Васильевич был парень не кроткий.
И всё это привело к тому,
что его каденция - оказалась довольно короткой.
Однако в те времена лица, снятые с высоких постов, -
далеко не просто шли домой,
но, как правило, расставались со свободой,
а зачастую "и с головой".
Однако мы заскочили вперёд,
и давайте - пока отдалимся от финала,
а начнём, как подобает летописцам, -
с хронологического начала.
В начале зимы 1940-41 гг. Рычагов издал приказ -
о взлётах лишь с колёсного шассИ,
и настаивал на его исполнении,
а иначе - Боже упаси!
Приказ был, правда, разумным, но из-за нехватки соответствующей техники -
снег не успевали укатывать и убирать,
и в результате этого советская авиация -
практически перестала летать.
стр.1
Однако 23.1. 1941-го -
дело дошло до точки кипения.
Это когда молодой главком -
отдал гибельное распоряжение.
Он совершенно проигнорировал -
предупреждение о нелётной погоде,
и вопреки здравому смыслу -
отдал распоряжение о полёте.
И речь идёт о перелёте авиаполка из Новосибирска в Ташкент*,
когда из-за нарушения правил полётов -
3 самолёта разбились и 2 потерпели аварию,
и было 12 погибших и четверо раненых - из экипажей самолётов.
Возможно, что приказ был отдан свыше,
и Рычагова - просто превратили в козла отпущения,
но и он был виноват в том, что пытался скрыть -
происшедшее воздушное крушение,
и это превратило его в главного виновника -
подлинного преступления.
Некто доложил об этом Сталину,
и тот, следуя традиции,
немедленно распорядился -
о спасательной экспедиции.
В итоге были обнаружены самолёты
и жертвы авиационного крушения,
но потерпевшие авиаторы уже навеки почили,
не дождавшись спасения.
* через Семипалатинск
стр. 2
9.4.1941 состоялось всесоюзное совещание* во главе со Сталиным,
по теме безопасности воздушных полётов.
Дело в том, что авиация каждодневно теряла по 2-3 машины,
что составляло в год - до 600-900 самолётов.
Сталин отдавал много усилий развитию авиации,
и решил, без обиняков и невзирая на лица,
разобраться - в этой неприемлемой ситуации.
Когда очередь дошла до Рычагова ,
тот неожиданно выпалил - сгоряча и в сердцах:
"аварийность и будет большая,
потому что Вы - заставляете нас летать на гробах!".
Сталин был оскорблён до глубины души,
и почти тотчас же закрыл заседание.
Однако через три дня -
последовало и дисциплинарное взыскание:
Рычагов был снят со своей должности,
но этим, к сожалению, не ограничилось его наказание.
Всё ж таки, справедливости ради, -
вполне уместно привести разъяснение:
Рычагов не справился со своими обязанностями,
и это без малейшей тени сомнения.
Публичная невоздержанность его, правда, свидетельствовала -
о плохом самообладании и слабой этической дисциплине.
Однако на его снятие с поста главкома авиации СССР -
были намного более веские причины,
что ни в коем случае не оправдывали -
дальнейшие репрессии, приведшие к его кончине.
* Политбюро ЦК ВКП(б), СНК (совета народных комиссаров) СССР и
руководящего состава наркомата обороны
стр. 3
А в стране продолжалась эпоха -
кошмарного перегруза,
и Сталин продолжал отправлять на тот свет наряду с врагами -
и вернейших сынов Советского Союза.
А виной тому была - паранойя шпиономании,
т.е. весьма гнилая основа,
что довольно скоро -
коснулась и Рычагова.
После начала ВОВ* (22.6.1941) -
аресты не прекратились,
т.к. Сталину нужны были виновники авиационных неудач,
и они в избытке - им же и "находились".
Нападение Германии на СССР застало Рычагова в Сочи,
где они с женой** отдыхали,
и он сразу же выехал в Москву,
а 24.6.1941 - был арестован прямо на вокзале.
Ему приписали вредительство и враждебные намерения,
а после этого начались допросы, очные ставки и избиения.
Два дня спустя была арестована его жена,
и ей было предъявлены обвинения,
что, будучи любимой женой изменника,
она не могла не знать про его преступления.
Следует подчеркнуть, что на допросах,
несмотря на избиения и истязания,
наш герой отрицал обвинения в шпионаже,
и категорически отказался давать какие-либо показания.
* Великой Отечественной войны
** Лётчица майор ВВС Мария Петровна Нестеренко
стр. 4
В сентябре 1941-го, когда немцы -
уже под Москвой стояли,
его, в числе других 25 арестованных*, отправили в Куйбышев,
и там** (28.10.1941-го) - вместе с женой расстреляли.
Всё это абсолютно без суда -
и, несмотря на следственные пробелы и неровности,
а также полное отсутствие -
объективных доказательств виновности.
Так зловеще и угрюмо -
завершилась жизнь подлинного героя,
который явно преждевременно -
столь трагически выбыл из строя.
А всему тому виной -
его последнее назначение.
Ведь не будь его, наш герой мог бы быть во время ВОВ -
блестящим командиром любого авиаподразделения.
А так Сталин, Бог знает в который раз, -
продемонстрировал своё сердце из стали,
и никто из доброжелателей СССР от этого не выиграл,
а советские граждане - лишь только проиграли.
В 1954-ом Павел Рычагов был реабилитирован посмертно,
но звание Героя СССР было ему возвращено спустя ещё 15 лет.
А в чём была причина этой задержки?
Кто знает, тот пусть даст мне ответ.
* среди них: генерал-полковник А.Д. Локтионов, Дважды Герой Советского Союза
генерал-лейтенант Я.В. Смушкевич и т.д.
** в посёлке Барбыш (вблизи Куйбышева)
стр. 5
КОНЕЦ
ИосЭф МеерОвич (ИосЭф)
Свидетельство о публикации №121010303242
избежит расстрела. Ведь Сталин оставил вокруг себя пустыню,
чтобы быть в ней одному, как Анчар. Судьба Рычагова очень
показательна и говорит сама за себя - отсталость Вождя в
которой он обвинял всех, кроме себя + мания преследования
в сочетании с манией величия. Самое обидное - всё это
благополучно забыто и спустя 70 лет теория всеобщего заговора
успешно применена опять и россияне в неё истово верят. Так
что ваше произведение актуально и поучительно. С уважением.
Ольга Чернявская 1 12.11.2024 19:59 Заявить о нарушении
Иосэф Меерович 12.11.2024 21:27 Заявить о нарушении