Тот самый Глан

*884***
Глану Онаняну  удалось создать и в течение десяти лет выпустить  в свет  двадцать шесть оригинальных книг высокой Поэзии!
Мне доставляет большое  удовольствие привести их список и заметить, что такой подвижнический титанический труд поэта несомненно  достоин книги рекордов Гиннесса!
ТОТ  САМЫЙ ГЛАН
Ну конечно же, это он, тот самый Глан, маг и кудесник русской силлаботонической просодии,  виртуоз рифм, ассонансов и аллитераций, автор 117  неповторимых по глубине мысли и изяществу формы обнародованных книг стихов!  Я его сразу узнал и рад. что удостоился высокой чести представить его вам всем – любителям и ценителям истинной Поэзии в жизни и жизни в Поэзии! 
Как богат я в безумных стихах!
Этот блеск мне отраден и нужен:
Все алмазы мои в небесах,
Все росинки под ними жемчужин.
Выходи, красота, не робей!
Звуки есть, дорогие есть краски:
Это всё я, поэт-чародей
Расточу за мгновение ласки.
Афанасий Фет(1887г)
Дорогие любители и почитатели поэзии! Представляю Вам прекрасного поэта,которого  Вы уже давно оценили по достоинству! Но здесь я хочу, чтобы Вы в несколько ином ракурсе, под другим углом увидели  творчество любимого автора! И обратили внимание на креативный  взрыв, иначе и не назовёшь, его литературной  активности с 2010 по 2020годы! 
В свои 77 лет, в 2010году  в издательстве «Голос Пресс» выходит в свет его  книга стихов «Больнее боли»  и с лёгкой руки главного редактора издательства Петра Алёшкина, незаурядного  прозаика и видного общественного деятеля , одна  за другой издаются всё новые вдохновенные книги  стихов Глана Онаняна!
Как известно , в истории литературы по пальцам можно перечислить такие случаи! Первое, что приходит на ум, это Афанасий Фет:В 1883—1891 годах были опубликованы четыре выпуска его замечательного  сборника  «Вечерние огни».
В 1890 году Фет издал книгу «Мои воспоминания» !  Но в 1891 году А. Фету было семьдесят один год!  А Глану Онаняну  удалось создать и в течение десяти лет выпустить  в свет  двадцать шесть оригинальных книг высокой Поэзии!
Мне доставляет большое  удовольствие привести их список и заметить, что такой подвижнический титанический труд поэта несомненно  достоин книги рекордов Гиннесса!
1 «Больнее  боли», Москва, «Голос-Пресс», 2010 г, 4,4 п.л. 192 стр.
 2.«Скорость  тьмы»,Москва,«У Никитских  ворот», 2010 г.,3,0 п.л., 48 стр.
3. «Длинные  тени»,   Москва, «У Никитских ворот»,  2011 г.,  9,5 п.л., 304 стр.
   4. «Истоки и стоки»,  Москва,  «У Никитских  ворот»,  2012 г., 3,5 п.л., 112 стр.
        5.«Тот самый Глан...», Москва, «У Никитских ворот», 2013 г., 13,0 п.л., 208 стр.
        6. «Палиндромы судьбы», Москва, «Голос-Пресс», 2013 г., 8,14 п.л., 128 стр.
        7. «Ложь во спасение», Москва, «Голос-Пресс», 2014 г., 21,0 п.л.,  336 стр.
        8. «Творец и тварь», Москва, «Голос-Пресс», 2014 г.,  5,0  п.л, 72 стр.
        9. «Новоселье»,  Москва,  «У Никитских ворот», 2015 г.,  17 п.л.,  544 стр.
        10. «Послесловие», Москва,  «У Никитских ворот», 2016 г., 4,7 п.л.,  150 стр.
        11. «Обратная связь», Москва,  «Голос-Пресс»,  2016 г., 5,9 п.л., 156 стр.
  12. «Командировка в запретную зону», Москва, 2016г., «У Никитских ворот» 2016г ., 14 п.л. 220стр.
13. «Штормовое предупреждение», Москва,«У Никитских ворот»,2017г,13,5п.л.432стр
,   14.  “Восьмистишия», Москва, «У Никитских ворот», 2017г.,2,25 п.л., 72 стр
.      15. «По ветхой канве восьмистиший», «У Никитских ворот», 2017г., 2,6 п.л.84 стр.
16. «ЕБЖ», Москва, «У Никитских ворот», 2018г , 2,9 п.л.122стр.
17.«Молнией испепелённый», Москва,«УНикитсикх ворот» 2018г, 8,0 п.л., 264 стр.
                18. «В подворотнях рая», Москва,«У Никитских ворот» 2018г, 21,5 п.л., 677 стр.
                19.«Ну, вот и всё!», Москва, «У Никитских ворот», 2019г, 9,5 п.л., 304 стр. 
                20 «Обрушение в Пустоту», Москва, «У Никитских ворот», 2019г., 5,5 п.л. 174 стр.
21  «Роенье смыслов», Москва, «У Никитских ворот», 2019г., 6,7 п.л., 216 стр.
                22 «Дошутился!», Москва,, «У Никитских ворот», 2019г., %,1  п.л., 164 стр.
23«Захлебнувшийся Пустотой», «У Никитских ворот», 2019г., 2,3 п.л., 72 стр.
                24. «Ленивой молнии излом», Москва, «У Никитских ворот», 2020г.,5,0 п.л. 160 стр.
                25 «Маленькие радости», Москва, «У Никитских ворот», 2020г.,5,1 п.л., 163 стр.
           26. «Объяснение в любви», Москва, «У Никитских ворот», 2020г., 3,4 п.л., 108 стр.
Глану Онаняну сейчас 87 лет, но  он продолжает  «объясняться в любви»  нам всем, чутким его читателям и почитателям! Рад сообщить, что только что увидела свет его двадцать шестая  за последние  десять лет книга стихов «Объяснение в любви» и готовится к печати новая книга стихов «В буреломных дебрях судьбы».
Кто же этот уникальный  автор?
Онанян Глан(литературные псевдонимы  О.Глан, Гурам Ониани , Человек  из  Ламанчи,  Галина  Янич, Лора  Санакоева, Грант  Пахлавуни,  АрмионАвгисонский,  Ашуг Тифлисский,  Аляк, Горемыкин, Доброслав, Златоуст) 
  Родился в Грузии в городе Тбилиси 15 марта 1933.  Физик-ядерщик, радиоинженер, кибернетик, философ, литературовед, доктор физико-математических, технических и  философских наук,член Союза писателей СССР  с  1969  года, член  Союза писателей  России, Грузии и Москвы, член Союза писателей-переводчиков, член  Союза журналистов, член правления  литературного клуба  «Московский Парнас»
Вице-президент Международной ассоциации писателей – баталистов и маринистов, член региональной общественной писательской организации «Советский  писатель», член Бюро Президиума Международного Литературного фонд
Заслуженный работник культуры Российской Федерации, Ветеран труда.
Кавалер  орденов  Почёта и Чести.
А вот и его награды за годы бескорыстного подвижнического служения литературе:
Лауреат Международной литературной премии имени народного писателя Грузии  академика Георгия Леонидзе,
Лауреат Международной литературной премии и кавалер  Золотых медалей имени Александра Фадеева, Михаила Шолохова, Константина Симонова  и  Саят-Новы, а также медалей «Россия Православная – благодатное небо», «Радетелю просвещения», космонавта  Решетнёва, медалей имени Пушкина, Ломоносова, Чехова, Лермонтова (дважды), Грибоедова  и  Брюсова, наградных нагрудных  знаков  и медалей  «Честь и польза» Международного благотворительного фонда «Меценаты столетия», «За мужество и любовь к Отечеству»(медаль Г.К. Жукова), ордена «Польза, честь и слава», дипломов  Московской городской организации  Союза писателей России «За верное служение отечественной литературе» и «Недаром помнит вся Россия…» (медаль Лермонтова), юбилейных  памятных медалей  «50 лет Московской городской писательской организации»,
Лауреат УП Международной премии поэтической премии «Образ 2019» в номинации «Лучшие стихи года»
Дипломант Всероссийского конкурса литературно-театральной премии «Хрустальная роза Виктора Розова», награждён  Почётной  грамотой  Правления  Союза  писателей  России  «За активную  и  плодотворную  творческую  работу»
Член-корреспондент Академии  Российской  словесности  и  Академии Поэзии. Действительный член Петровской Академии наук и  искусств ПАНИ
Почётный впечатляющий этот список можно было бы и продолжить, но вернёмся к главному – к  замечательным книгам большого поэта России!
Пройдемся же выборочно по последним  десяти годам,   ещё пока никем не превзойдённым в истории литературы по результативности вербальной гармонии мысли и чувства в неповторимых стихах истинного поэта, с  отчаянной решимостью и отвагой продирающегося к свету сквозь буреломные дебри судьбы!

Но прежде расскажем, какое впечатление произвела на Ивана Сабило, заслуженного работника культуры России, лауреата Всероссийской литературной премии имени Фёдора Абрамова и Премии Правительства Санкт-Петербурга  в области литературы и искусства , книга стихов ГланаОнаняна «Послесловие»:
НОВАЯ  КНИГА  СТАРОГО  МАСТЕРА
Перед тем, как написать своё Предисловие к «Послесловию», открывающее новую, уже сороковую по счёту книгу стихов поэта, переводчика и литературоведа Глана Онаняна, я перечитал  вышедший из печати в прошлом году его увесистый стихотворный том «Новоселье» и поневоле задумался о том, каким было бы творчество гениев русской поэзии – Грибоедова, Пушкина, Лермонтова, Есенина (…), доживи они до преклонных лет. Чего и сколько смогли бы они создать, подари им судьба  ещё несколько десятилетий! Никак не могу согласиться с мнением литературоведов, которые утверждают, что все вышеперечисленные поэты будто бы в полной мере свершили  отпущенное им Господом. И живи они дольше, ничего путного от них ожидать бы не пришлось. При этом не забывают напомнить, что история не терпит сослагательного наклонения.
Бог с ней, с историей, мы знаем, что она терпит и не такое…
Но вот парадокс: Глану Арменаковичу Онаняну давно перевалило за восемьдесят, а он не теряет ни остроты зрения, ни глубины понимания. Он удивляет тонкостью мастерства, близким к идеальному вкусом, широтой и разнообразием художественных  приёмов версификации . Отличительные черты поэзии ГланаОнаняна – совершенный стиль ( любое его стихотворение вы прочитаете без запинки),  и образно-метафорическое - утверждение мысли о том, что человеческая жизнь не кончается земной юдолью: всех нас ждёт «новоселье» и жизнь в ином, уже вечном измерении. А значит, всё наше  счастье ещё впереди!
…Девятый свой десяток
Я разменял теперь,
И сдулся мой достаток
Под прессингом потерь.
Ведомый чувством долга
Во сне и наяву,
Поверьте – я так долго
Не для себя живу…
Кто знает Глана Онаняна, тот понимает, насколько правдивы эти слова. И никуда нельзя ему уходить, даже на один день. В своих стихах он вроде бы прощается с нами (mementomori), но и сам он, и все мы купно с ним, его друзья, коллеги, читатели и почитатели, прекрасно понимаем, что это не конец дороги, а лишь перевал, после которого она продолжится, но уже в ином, высшем качестве.
В черёмуховые холода
В черёмуховые холода
Моя душа молода,
Моя душа молода.
Но кончатся холода,
И черёмуха отцветёт.
Кто душу мою тогда
На погост отведёт?
Соприкасаясь с поэтической судьбой ГланаОнаняна, отмечаешь в нём человека, которому известно всё, или почти всё о нашем мире. Который, как рентгеновский луч, проникает в суть материи и духа. Кандидат технических и доктор философских наук, он к тому же досконально знает русскую и мировую литературу.  И это не может не сказаться на его творчестве:
                ЯДРО
Скрывая мира естество,
Природа не щедра:
Трудней всего, нужней всего
Добраться до ядра,
Отбросить внешние слои
И правду обнажить,
 Уйти в искания свои
И только этим жить,
Трудясь с утра и до утра,
Без отдыха в пути,
До сердцевины, до нутра,
До главного дойти:
Ведь атом, клетка и звезда,
Пока не грянул гром –
Везде, повсюду и всегда
Представлены ядром!
Отвеян сор, и вот оно –
Тяжёлое, как ртуть,
Рациональное зерно –
Исканий смысл и суть…
Искатель, сердцем возлюби
Ядро без шелухи,
Без электронной скорлупы,
Простое, как стихи –
Но помни, помни, мир любя:
Энергия ядра
Уже бушует у тебя
На кончике пера!
Найдите, пожалуйста, ещё хотя бы одного современного поэта, в котором материальное и духовное столь органично соединялось бы с нравственным и душевным. Не найдёте! При этом никакого даже намёка на нравоучение или назидание. Никаких плоских, или, скажем мягче, витражных сентенций типа «Мы времена не выбираем, мы в них живём и умираем». Или «У войны не женское лицо»…(Пожалуйста, вот подобная сентенция от меня: «С рожденья грёзим небесами, но вечно ходим по земле»…). Нет, всё строго и прозрачно, как в родниковой воде…
… P.S. Перу Глана Онаняна принадлежат сотни произведений авторов, прекрасно переведённых им на русский язык. Причём, подстроенных «не под себя», как это часто случается с переводчиками, а именно с сохранением авторской сути и духа в каждом из стихотворений. Так что и в этой ипостаси автор «Новоселья» и «Послесловия» являет нам пример безукоризненной порядочности и неугасимого творческого горения»!
А это уже моё, Александра Сичанина
ПОСЛЕСЛОВИЕ К «ПОСЛЕСЛОВИЮ», ИЛИ  С  МУЗОЙ ОБРУЧЁННЫЙ
Свидетельствую: да, Глан Онанян, разменявший девятый десяток, и на восемьдесят третьем году своей жизни по-прежнему обручён  с вечно юной Музой: может быть, именно  поэтому ему одинаково  подвластны все жанры, все стили , все нюансы интонационной оркестровки  стиха!  В качестве иллюстрации этого утверждения с большим удовольствием  привожу здесь  полностью  одну притчу,  написанную поэтом с ироническим  изяществом:
Ужа ужалила ужица –
 Ужу с ужицей не ужиться:
 Уж с ужасом услышал уж,
 Что он плохой отец и муж,
 Что он, по мнению супруги,
 Излишне скользкий и упругий,
 Что он ползучий гад к тому ж!
 Ужо тебе, ужица – право,
 Твой суженый имеет право,
 Семье любимой всё отдав,
 Вообразить, что он – удав,
 С которым шутки плохи – браво,
 И на ужицу есть управа!
Давно пора тебе, ужица,
 Во всём на мужа положиться –
 Да будет норов твой ужат
 Во имя маленьких ужат:
 Угомонись, моя змея,
 Пойми: важней всего – семья!
« НАЗИДАТЕЛЬНОЕ»
Что это?  Каламбурная басня, философская притча, забавная юмористическая зарисовка?
     И то, и другое, и третье «в одном флаконе»:  как же легко, свободно, непринуждённо течёт здесь полнозвучная поэтическая речь, с каким лукавым подтекстом озвучена здесь максима  пуританской морали, пропагандирующей викторианскую нерушимость патриархальных семейных ценностей!  При этом хочется особо подчеркнуть, что в «Назидательном» и в помине нет скучной фарисейской  ригористической назидательности – здесь одна только затаённая улыбка мастера во всеоружии всех своих креативных приёмов и подходов к созданию очередного поэтического шедевра!
Нет, «Ашуг Тифлисский» не раздавлен «тоской восьми десятков лет!» говорю я а противовес самому автору этих строк. Ибо, если даже  он «попал куда-то не туда, где « совсем не мокрая вода», где « не пьют не любят, не поют и не ценят нежности уют», где и  рай уже закрылся на переучёт и « не туда его река течёт» Глан Онанян в пустоте между сном и явью всегда в поисках чего-то необыкновенного:
« Из Ничего, как вспышка, внезапно  возникло Всё –
    Разве это не чудо?
    Две клетки, слившись, вдруг  стали делиться –
    Разве это не чудо?
    Родиться, учиться, жениться, продолжить свой род –
    Разве это не чудо?
    Душой не кривить на подъёме крутом –
    Разве это не чудо?
    Сорваться в пропасть в азарте боя –
    Разве это не чудо?»
И вот заключительный аккорд из числа тех, что особо выделяют поэзию Глана своей непредсказуемостью:
«Отринув логику, жадно поверить в чудо –
    Разве это не чудо?»
Мне кажется, что поэт  как и царь  Соломон,  понял задачу, которую дал Бог «решать  сынам человека: всё он сделал прекрасным в свой срок, даже вечность вложил им в сердце,  – но чтоб дела, творимые Богом от начала и до конца, не мог постичь человек»:
«Мы в мире только странники,
И наша ли вина,
Что в кубке-многограннике
Не стало вдруг вина…
Песнь  прощания
Или вот:
«Мой смех немного нарочит,
Когда смеюсь я, с жизнью сладясь  --
Моя ль вина, что жизни сладость
Там на губах моих горчит?»
Мучная  пыль
Да,  автору «Послесловия» не  привыкать к тому ,  что река жизни «литая из стекла» бесконечна, а читателю особенно ценно, что  к «поэту льнут стихи и грёзы»:
Я  привыкаю  понемножку
Бродить, и слушать, и смотреть:
Курится розоватым паром
Река, литая из стекла,
Листа шершавую ладошку
Прошила нежных жилок сеть,
Кора, покрытая загаром,
Суха, обветрена, тепла…»
Тончайшие и точнейшие находки Глана – это покорённая вершина поэтической мысли!  И какой  тут самокритичный переход  к «простому» ремеслу: 
«…А что поэт? Бродяга дома сел,
Стихи, как тесто, круто вымесил,
И вот готов румяный домысел,
И сочен аппетитный вымысел»
 Там,  внутри этой новой книги,  есть одно стихотворение под романтическим названием «Ночной круиз над тайнами глубин»,  в котором «блестит  луна  –  с гвоздями звёзд подкова»,  в котором  он  плывёт «сквозь лунное  пыланье под парусом мечты»  – не удивляйся, читатель,  я тоже  пишу послесловие к « Послесловию» и вдруг почувствовал, что ты пропустил одно из самых  лучших стихотворений   Глана Онаняна,  его  невольное откровение, полузадушенный крик его ранимой  души:
«Безбрежно море. Полночь величава,
Пунктир весла жемчужной мглой клубим,
И лунная серебряная лава –
Как зыбкий мост над тайнами глубин:
Я забываю о заботах взрослых,
Плыву во сне, а может, наяву –
По лунной чешуе на тихих вёслах
Как будто в сказку добрую плыву,
Блестит  луна  –  с гвоздями звёзд подкова
Чеканного по черни серебра,
И нет под нею светоча другого,
Чем вознесённый на алтарь добра
Ночные тени – витражи и фрески –
Теченье струй не в силах превозмочь:
На лодке, раздвигая свет нерезкий,
Плыву к тебе сквозь сказочную ночь,
Плыву к тебе сквозь лунное  пыланье
Под парусом мечты в заветный срок,
И волосы, как травы на поляне,
Неслышно овевает ветерок,
А ночь сияет, синяя на диво,
Луна как лодка белая, точь- в-точь,
А я смеюсь и плачу без надрыва,
А я смеюсь –  такая в мире ночь!»…
Нигде не найти у Глана Онаняна такого порыва, как в « Ночном круизе»,  разве только  в «Растворении» --  в этом философском шедевре явное продолжение заявленной  темы:
«Всё относительно, условно,
Всё приблизительно – но вот
Твоя любовь конкретно, кровно,
Без всяких хитростей живёт…»
И здесь поэт и мыслитель  приближается к разгадке всего сущего:
 «И ты душою потрясённой
Вдруг постигаешь в некий миг
Свой путь из вечности бессонной
До вечных истин – напрямик!»
Всю свою долгую жизнь автор пытается построить дом для души:
«Эх, была не была – строю дом!
Заиграли пила с топором,
Дуб тешу я на дом – не на крест,
        Рядом ухает гром и окрест»
Но почему же,  уже достроив его, он так хочет вырваться  на свободу?:
«Этот дом для души, этот дом
В бездне лет, в мирозданье седом,
Пред земным и небесным судом
Я воздвиг, чтоб разрушить потом…»
Может быть, разгадку нужно искать в самой жизни Глана, когда он предлагает «сбросить нудных дел излишек», и раздуть самовар, «чтобы жар сосновых шишек наши души омывал»:
                «Чтоб янтарной пробы брёвна
Отогрел озябший сруб,
Чтобы радостно и ровно
Подымался дым из труб!
                «Самоварное золото»
Вот где нужно искать дом для души – в свободном парении духа! --  там, где
Сердце требует, кровью сочась:
«Чуда, чуда здесь и сейчас,
Чуда чаемых чар в каждый дом –
Здесь, сейчас, а не там и потом!»
         …Пусть вовек не остынет очаг,
Пусть восторг воссияет в очах,
Пусть сирени закипают по весне
В пляске солнечной и птичьей возне,
Пусть он мчится среди звёзд, гордый конь,
Пусть он реет, Прометеев огонь,
Пусть летят через эры и века
Сердца стук и поэта строка!
                «Зимняя фантазия»
 Читая боговдохновенные книги стихов Глана Онаняна, опять  и снова убеждаешься в том, что никакие возрастные рамки не властны над творчеством истинного Поэта с большой буквы! 
  Да  будет  так! На все времена!
АЛЕКСАНДР   СИЧАНИН
Действительный член Петровской Академии наук и искусств  (ПАНИ)
Член-корреспондент Академии Поэзии
Член Союза  писателей Москвы
Комментарии
Amali Sayan
BRAVO!;;;;
 ·  ·


Рецензии