Великий вторник

 
ПРОПОВЕДИ ПРАВОСЛАВНОГО СВЯЩЕННИКА


Зачем - Удручённый ношей Крестной, всю тебя Земля родная,
в рабском виде Царь Небесный исходил благословляя

«Чертог Твой вижду, Спасе мой, украшенный, и   
одежды не имам, да вниду в онь: просвети одеяние   
  души моея, Светодавче, и спаси мя».
                (Ексапостиларий)
  «Во Вторник Страстной седмицы вспоминается день, когда Господь Иисус Христос учил в Иерусалимском Храме. Как спорили с Ним первосвященники, фарисеи, саддукеи и книжники. В тот день Господь рассказал Своим ученикам о Своем втором пришествии и притчи о десяти девах и талантах».

Во имя Отца и Сына, и Святого Духа. Аминь.


«Зачем - Удручённый ношей Крестной,
всю тебя Земля родная,
в рабском виде Царь Небесный
исходил благословляя»
 - это стихотворение Ф.Тютчева о нашей родной Земле.
В Страстной Вторник поговорим о Христе, о Его подвиге.
Мы знаем о том, что Христос – есть Реальность реальностей, Истина истины, Царь царей, Господь - господствующих. И сейчас, здесь на богослужении не происходит какой-то сценарий, а происходит реальная настоящая битва.   
  Мы с вами, если в это верим, находимся рядом со Христом, а Христос с нами. Мы так и говорим, когда встречаемся: «Христос посереди нас». И Он поистине посереди нас, если мы так считаем. Если же мы считаем, что всё это иллюзорно и всё это только воспоминания, то так и есть в наших сердцах. Вот, чтобы этого не было, нам надо каждый день, на каждой службе себе напоминать, что это реальность из реальности, это кусочек неба здесь на Земле, вот этот Храм. Тем более он в честь Пресвятой Троицы. Мы в гостях у Пресвятой Троицы.
И вот Христос, как мы слышали из этого стихотворения, обходит всю Землю. И сейчас Он обходит каждый Храм, каждый дом и собирает себе на праздник Пасхи своих гостей. Если на Его зов никто не откликнется, то Он пошлет других послов, пошлет Ангелов. Если добрых Ангелов не послушают, то уже тогда придут другие Ангелы, будут искушать этих людей. Потому что эти люди, которые не услышали голос Божий, они останутся без помощи Божьей. И вот Господь сейчас идет к Голгофе, и Господь обходит каждого человека и зовет каждого человека на свою Голгофу, потому что Господь вручил каждому свой Крест.
А для чего же Крест? Есть закон комплектарности: если мы видим дверь, то у двери есть замок, там есть ключ. Если у замка не будет ключа, то мы дверь не откроем. Если есть Крест, то должна быть и Голгофа. Если Голгофы нет, то Крест нам незачем. Мы не знаем для чего несем Крест, куда несем Крест, куда несем свои тяжести, испытания, которые нам послал Господь. И если мы не идем к Голгофе, то мы идем в никуда. И, чтобы нам четко знать куда идти, Господь, именно на Пасху, обходит всех несет Крест, который тяжелее всего мира. Т.е. он водружает в этот Крест все наши маленькие Кресты. Нам остается только решиться идти за Ним, и Господь по нашим силам даст нам небольшой Крест.
Сегодня, в Великий Вторник, вспоминается притча о том, как хозяин раздает таланты. В нашем русском языке, слово талант означает некий дар, который дается Богом, это может быть, например, способность учиться, способность петь, способность трудиться, способность что-то творчески делать.
В Иудейском царстве талант – это была денежная единица. И вот Господь сказал эту притчу, о том, что Он раздавал таланты, но кто-то свой талант закопал. И этот талант потом стал для него осуждением.
За что же Господь наказывал этих людей, если ничего плохого они не делали, они просто закопали свой талант? Кто-то приобрел другие таланты и в сто раз умножил свои таланты, а кто-то закопал и таким образом вроде бы не сделал ни одного плохого дела. Но Евангелие как раз и говорит в этой притче – о чем? На страшном Суде есть подтверждение этой притчи. Господь скажет на Страшном Суде: «Вы пришли ко мне в темницу, вы накормили меня больного?» То есть Господь не сказал, что вы кого-то убили, вы кого-то обворовали, вы кого-то искалечили или что-то сделали плохое. Господь не это говорит. а Господь говорит: «Если вы не пришли ко мне в темницу, если не накормили больного, если вы что-то не сделали доброго, значит вы не со мной». И Господь на Страшном Суде таких людей отделит от себя по ту сторону. Христианин, если не делает добра, значит он грешит. Мы думаем, что, если мы не делаем зла, то мы спасены. Это не так. Господь перед своими добровольными страданиями, он говорит эту притчу о талантах. И сегодня мы ее вспоминаем. Если христианин не борется, если он не рискует своей жизнью ради других людей, ради помощи, ради спасения их душ и тел, то он находится вне Христа. Если ему Господь посылает испытания, значит ему необходимо это делать, это его и есть Крест, который ему дал Господь. Если такой человек отворачивается от другого человека, не помогает, то он делает зло.
Господь очень четко расписывает там, как нам надо жить. Все мы с вами купаемся в благодати Божьей. Мы приходим в Храм Божий, и здесь такое обилие благодати, что мы даже не замечаем Бога. Бога здесь так много, что мы говорим: «А где Он есть?» Представьте себе, когда птица летит, она не чувствует, что такое воздух, но, если птицу бросить в воду, она почувствует, что такое жить без воздуха. А если рыбу, которая плавает в море, и которая не чувствует это море, потому что оно слишком большое, выбросить на берег – на воздух, она сразу почувствует, что такое жить без воды. Мы также не чувствуем, как эта рыба, как эта птица, что такое жить без Бога.
Мы говорим: «Где Бог?» А на самом деле, Бог настолько нас окружает, как воздух, как вода, для рыбы и птицы. И, когда мы этого лишимся, как Адам и Ева лишились Рая, тогда мы с вами окажемся или без воды, или без воздуха.
И поэтому нам нужно сейчас постараться идти добровольно на страдания вместе со Христом, и поэтому, если мы пойдем на его зов, когда Христос обходит каждую деревню, каждый дом, каждое сердце, а сердце есть Храм, и предлагает: «Пойдем со мной на Голгофу».
Потому что рядом с Господней Голгофой у Иерусалима есть много маленьких наших Голгоф. Если мы на нее не взойдем на свою именную Голгофу, которая создана была от создания мира Богом. Богом всё предусмотрено, и Крест нам подобран по наши плечи, по весу, по росту нашему, по нашему телосложению. Всё нам дано: и Крест, и Голгофа. Там уже только распятья со Христом, а потом вместе с Ним воскреснуть.
Потому что, если это произойдет «до», если мы самолично пойдем на Голгофу раньше времени, когда Господь еще не пошёл, мы проиграем. Или пойдем после Него, то тоже проиграем, потому что весь мир будет ликовать о воскресении, а мы только спохватимся, как черепахи, которые выползают из своего дома. И потом окажется, что прошло уже несколько месяцев, что черепаха, как в мультике, одевается в летние одежды, а уже осень, одевается в осеннее, а уже зима, одевается в зимнее, а уже лето. Вот так же и мы можем опоздать, если мы будем слишком долго собираться, собирать свои многие одежды, одевая на себя. Поэтому Господь обращается, чтобы мы были, как воины, которые уже обуты в сапоги и, чтобы у нас в руках было оружие – наш духовный меч – молитва.
Сегодня мы вспомним очень важную историю, которая произошла в Евангелии. Это евангельская история о том, как Господа словили, но Он смог оттуда выйти, именно потому что Он был настоящий Богочеловек.
Чтобы распять Господа, все эти мытари, фарисеи, которые любили Господа, которые защищали Его, они пытались любить и сохранить Господа, а фарисеи и книжники пытались погубить Господа. Вот это было два лагеря. Но мытарей и грешников отстранили, не пустили на судилищную площадь. И вот, чтобы обвинить в чем-то Спасителя, книжники, фарисеи, архиереи еврейские искали, как же Его уловить. И что же они находят?
Они приходят и говорят: «Нужно ли платить подать Кесареву?» И что же на это говорит Господь?
«Принесите мне монету». И приносят динарий.
И Господь спрашивает: «Какое изображение на этой монете?»
Все отвечают: «Кесаря»
Господь сказал: «Отдавайте кесарево Кесарю, а Божие Богу»
Его поймали в этот момент. Почему? Потому что, если бы Он сказал не платить подать Кесареву, то его бы сразу растерзали. Если бы сказали платить, Его бы тоже растерзали и осудили.
Как же это касается нас?
Мы сегодня вспоминали притчу о талантах. Это денежная единица. И динарий тоже денежная единица. И Господь сказал, чье это изображение Кесаря, т.е. царь, император всегда печатали свой образ на монете, т.е. это его достояние. Если посмотреть на человека, человек тоже, как монета. Мы с вами созданы по образу и подобию Божьему. Но что удивительно, Бог нас создал по образу, но подобие Божье мы должны стяжать сами. У монеты две стороны: образ и подобие. Образ уже напечатан на нас, образ Божий. Мы похожи на Бога. Но подобие мы должны сами напечатать на обратной стороне вот этой монеты. И тогда мы вернем тот талант, который Господь нам дал. Т.е. нам Господь дал один талант, а мы должны вернуть Ему два. Значит на обратной стороне мы должны напечатать то подобие, т.е. мы должны О Божиться. Если этого не произойдет, то на обратной стороне будет печать дьявола.
Когда человек сидит долго в тюрьме, и, если он не молится, если он не соединяется со Христом, значит он соединяется с дьяволом и становится похож на бесов.
Почему полиция, видя освобожденного заключенного на вокзале, говорит: «Иди сюда»? Он подходит и спрашивает: «А что я сделал?» Они говорят: «Ты ничего не сделал. Но покажи документы». «А как вы узнали?». Они говорят: «Мы видим сразу человека, за версту».
Поэтому и также Святой Дух видит христианина за версту. И христианину всегда Господь помогает, потому что христианин является кем-то очень близким для Христа. А, если диавол видит своего близкого человека, который служит ему, то естественно диавол помогает своими уловками, своими капканами и тогда человек становится по образу и подобию диавола.
Кому мы служим, тому и становимся рабами.

Великий вторник

В Великий вторник утром – вошли мы со Христом,
Мы в Церкви со крестами – стоим все пред Творцом.
Пред нами Бог, нас учит, как прежде Он один,
А мы, всё сомневаясь назад во след глядим.
Он учит Воскресенью, с амвона говорит,
Когда мы непослушны, Он снова замолчит!
Он снова к саддукеям потянется рукой,
Но кто-то отмахнувшись пойдёт к себе домой.
Он снова фарисеев и книжников найдёт,
И снова за Собою их вместе позовёт.
Но кто-то снова скажет: главнее всех закон,
Любовь и милость вашу не ставьте вы на трон!
Он нам про дев расскажет, как взял Он пятерых,
А пять пошли скитаться, оставив остальных.
Все девство сохранили, оставили свой дом,
Про милость позабыли, елей протёк как сон!
Светильник чист и тёмен у дев ушедших в мир,
И вот, уж Царь приходит, начнёт Он скоро Пир.
Он также про таланты расскажет перед сном,
Чтоб откопать талант свой – пошли мы снова в дом.
Чтоб мы вдруг, спохватились и взялись за перо,
Таланты мы открыли, все настежь – как окно!
Он ждать нас снова будет как дев Он ждал не раз,
И лишь бы нам, в светильник, – набрать елей сейчас!

Всем нам самое главное постараться прежде всего не зарывать свои таланты, а для этого нам нужно ценить тот образ Божий, который напечатан в нас и, таким образом, постепенно, шаг за шагом идти ко Христу и на обратной стороне вот этого таланта нам нужно сначала нарисовать карандашом, а потом чеканить по маленькой точечке свой образ, свое подобие. Т.е. мы должны и образ не забывать, и подобие стяжать, т.е. оБоживаться.
«Удручённый ношей Крестной, всю тебя Земля родная, в рабском виде Царь Небесный исходил благословляя»
Пусть каждый из нас ценит Христа, ценит Его подвиг, ценит, что Он ходит за нами. Не мы ходим за Ним, а Он ходит за нами, как за овечками, которые потерялись. Он нас тянет к Голгофе. Но через смерть и будет воскресенье. Если не будет смерти, не будет и воскресения.
Поэтому нам надо сейчас собраться, взять свои кресты и следовать за Крестом. И тогда мы окажемся с Ним в Пасхе. Аминь

14.04.2020 г.


Рецензии