Ляля
И круг потерь, и цепь побед.
Попался в руки мне Вермеер:*
Прелестной девушки портрет.
Не кукла с глянцевой обложки –
В тюрбане желто-голубом,
В ушах жемчужные сережки,
Невинный взгляд под чистым лбом...
Где видел я сережки эти?..
Да-да, похожи... Боже мой!..
И вспомнил девушку – в берете,
Мне чуть не ставшую женой.
Совсем не краля у рояля,
И не мамзель для эпиграмм,
Из трех сестер студентка Ляля
Была умна не по годам.
Молчу про чеховскую пьесу,
Я был бы в ней плохой актер,
Здесь все иное: время, место
И имя каждой из сестер.
Признаться, я эпикурейства*
Тогда был начисто лишен,
Пока однажды в дом семейства
Я не был Лялей приглашен.
Всё в этом доме благородном,
От интерьера до манер,
Дышало явною породой –
Слуге почтенному в пример.
И пусть я не был одаренным,
Как знать, быть может, в тот момент
Во мне, красою удивленном,
Рождался будущий поэт.
Бальмонт с Цветаевой на полке...
Тюльпаны в чреве хрусталя...
Руки фарфор под лаской шелка...
И пряный запах миндаля...
В руке другой – японский веер...
Звучал орган – бессмертный Бах!..
Сережки! – радуйся, Вермеер! –
В ушах два жемчуга и... Ах!..
А вот и сестры – Шура, Нора.
Знакомлюсь. Нора – прокурор.
Смутился я под Норы взором:
Не упечет ли под надзор?
Но тут сквозь времени прореху
Опять в сюжетную канву
Некстати влез великий Чехов,
И – с языка: – В Москву, в Москву!..
Слуга сарказма и ироний
Заметил Ляли строгий взгляд.
Ну всё, готовься к обороне!
Боюсь, намека не простят.
– Мы летом были в Петергофе –
В дворце великого Петра!
– Сейчас, садитесь, будет кофе. –
Сказала средняя сестра.
Когда внесли под кофе штрудель...
– Встречайте! Это наш Барон.
В ладонь мне сунул лапу пудель.
– Ну, здравствуй, – ляпнул, – Артемон!
Прощай, подумалось, невеста!
Погиб во мне аристократ!
Шепнула Ляля: – Неуместно...
– Барон, простите! Виноват!
Мне стало как-то неуютно,
Стал осторожен я в словах.
И не заметить было трудно
Тревогу в Лялиных глазах.
В уме моем случалась тина,
Но так устроено нутро:
Милей мне доля Буратино,
Чем участь бедного Пьеро.
Всё ж, видно, кстати, скорчив мину,
Я вспомнил «Ключик золотой»:
Представил строгую Мальвину –
С большой указкой за спиной?
Я, видно, пес иной породы.
Хоть чашки с кофе не пролил,
Но ощущения свободы
У трех сестер не находил.
Еще случались наши встречи.
Держать старался этикет,
Но... эти встречи, словно свечи,
Однажды вдруг сошли на нет.
О том уже не беспокоюсь.
Для львицы – лев, а не орел.
Меня же мой свободы поиск
К колодцу мудрости привел.
Истерлись юности сандали,
Иной у зрелости фасон.
Слыхал, в Москве она. У Ляли
В мужьях египетский посол.
Один бежит от пьедестала,
Другому тесен даже трон.
Сменило веер опахало,
А Артемона – Фараон.*
Что опахало или веер
Душе бродяги на юру?
Как ни верти, прости, Вермеер,
Я не пришелся б ко двору.
Зачем питаю в зимний вечер
Дровами памяти костер?
Был сам водитель и диспетчер,
Был сам актер и режиссер.
Унес младые годы ветер,
Вслед – быль, поросшую быльем.
За всех мы, кажется, в ответе,
И все же... каждому свое.
Что жизнь? Великое искусство –
Понять не всякому уму.
Но отчего мне стало грустно?..
И сам я толком не пойму.
Декабрь 2020
*«Девушка с жемчужной серёжкой» – одна из наиболее известных картин
нидерландского художника Яна Вермеера.
*ЭПИКУРЕИЗМ,ЭПИКУРЕЙСТВО 1. Учение древнегреческой и римской философии,
согласно которому основой счастья человека является удовлетворение
его жизненных потребностей, разумное наслаждение и покой.
2. Книжн. Мировоззрение, возникшее на почве искажённого толкования
этого учения и видящее смысл жизни в утончённых удовольствиях, комфорте и т.п.
По имени древнегреческого философа-материалиста Эпикура.
*Фараонова собака – порода собак. Вопреки распространённому мифу,
возникшему благодаря сходству фараоновой собаки с изображениями Анубиса,
не имеет древнеегипетского происхождения, что подтверждается анализом ДНК.
Свидетельство о публикации №120122807517
С теплом,
Демидова Надежда 11.09.2023 15:51 Заявить о нарушении
С теплом,
Эдуард Чернухин 12.09.2023 19:42 Заявить о нарушении