6сб. Как интересно! 2
Что такое эффект Прандтля-Глоерта
О впечатляющих фотографиях реактивных истребителей в плотном конусе водяного пара часто говорят, что это, мол, самолет преодолевает звуковой барьер, но, что это ошибка, мы рассмотрели в первой части этого повествования.
Так, в чём же истинная причина феномена?
Это эффектное явление неоднократно запечатлевали очень редко, фотографы и всегда при съёмке, видеооператоры. Военный реактивный самолет проходит над землей на большой скорости, несколько сотен километров в час.
По мере того как истребитель ускоряется, вокруг него начинает формироваться плотный конус конденсата; создается впечатление, что самолет - внутри компактного облака (см. фото).
Будоражащие фантазию подписи под такими фотографиями зачастую утверждают, что перед нами - визуальное свидетельство звукового удара при выходе самолета на сверхзвуковую скорость.
На самом деле, это не совсем так. Мы наблюдаем так называемый эффект Прандтля-Глоерта - физическое явление, возникающее при приближении самолета к скорости звука. С преодолением звукового барьера оно не связано.
По мере развития авиастроения аэродинамические формы становились все более обтекаемыми, а скорость летательных аппаратов неуклонно росла – самолеты начали делать с окружающим их воздухом такие вещи, на которые не были способны их более тихоходные и громоздкие предшественники.
Загадочные ударные волны, формирующиеся вокруг низколетящих самолетов по мере приближения к скорости звука, а затем и преодоления звукового барьера, свидетельствуют о том, что воздух на таких скоростях ведет себя весьма странным образом.
Так что же это за таинственные облака конденсата (тумана)?
Эффект Прандтля-Глоерта наиболее ярко выражен при полетах в теплой, влажной атмосфере.
...Условия, при которых возникает конус пара, непосредственно предшествуют преодолению самолетом звукового барьера. Однако фотографируют это явление обычно на скоростях и чуть меньше скорости звука.
Приземные слои воздуха плотнее, чем атмосфера на больших высотах. При полетах на малых высотах возникает повышенные трение и лобовое сопротивление.
Кстати, летчикам запрещено преодолевать звуковой барьер над сушей. Выходить на сверхзвук можно над океаном, но не над твердой поверхностью. - Между прочим, это обстоятельство было проблемой для сверхзвукового пассажирского лайнера Concorde - запрет ввели уже после ввода его в эксплуатацию, и экипажу разрешалось развивать сверхзвуковую скорость только над водной поверхностью.
При перепаде воздушного давления температура воздуха понижается, и содержащаяся в нем влага превращается в конденсат, туман, т.к. при более низкой температуре молекулы водяного пара движутся с меньшей скоростью и при соударении друг с другом слипаются, образуя более крупные частицы воды, видимые глазом.
Когда скорость летательного аппарата приближается к скорости звука (около 1234 км/ч ) на уровне моря, в обтекающем его воздухе возникает перепад местного давления и температуры.
Как следствие, воздух теряет способность удерживать влагу, и формируется конденсат в форме конуса (см. фото)
На многих из самых удачных фотографий этого явления запечатлены самолеты ВМС США - и это неудивительно, учитывая, что теплый, влажный воздух у поверхности моря, как правило, способствует более яркому проявлению эффекта Прандтля-Глоерта.
Такие трюки часто проделывают истребители-бомбардировщики F/A-18 Hornet – это основной тип самолетов палубного базирования американской морской авиации.
Скачок уплотнения при выходе самолета на сверхзвук над сушей тоже возникает, но плотность образующегося тумана мала и его трудно обнаружить невооруженным глазом.
Из-за зрелищности явления его нередко используют в целях популяризации морской авиации. Летчики намеренно маневрируют над морем, где условия для возникновения эффекта Прандтля-Глоерта наиболее оптимальны, а поблизости наготове дежурят профессиональные флотские фотографы - ведь сделать четкий снимок реактивного самолета, летящего со скоростью 960км/ч (это около 267м/с), на обычный смартфон невозможно. Думаю, что сделать небольшой видеоролик просто, а из него потом выбрать удачные моменты для фото.
Наиболее эффектно конденсационные облака выглядят на так называемом трансзвуковом-режиме полета, когда воздух частично обтекает самолет на сверхзвуковой скорости, а частично - на дозвуковой.
Самолет при этом необязательно летит на сверхзвуковой скорости, но воздух обтекает верхнюю поверхность его крыла с большей скоростью, чем нижнюю, что приводит к местному скачку уплотнения.
Свидетельство о публикации №120122801652
читателями. Почитал и доволен Вашим кругозором и подачей материала.
С уважением
Гасер 03.12.2021 02:38 Заявить о нарушении
Татьяна Сергеева 9 03.12.2021 09:58 Заявить о нарушении
Вера Чижевская Августовна 29.11.2022 22:01 Заявить о нарушении
Татьяна Сергеева 9 20.12.2024 08:57 Заявить о нарушении
Вера Чижевская Августовна 20.12.2024 18:27 Заявить о нарушении