Афористика. Максим Горький

"МОИ УНИВЕРСИТЕТЫ"

1) ...Этот подвал, один из моих университетов. (Мои университеты, 1)

2) Я очень рано понял, что человека создаёт его сопротивление окружающей среде. (=,=)

3) ...Как почти все талантливые русские люди, он жил на средства, данные ему природой, не стремясь усилить и развить их. (=,=, о Плетневе)

4) ...Как много людей, встреченных мною, ушло самовольно из жизни! (=,=)

5) ...погибая от туберкулеза, он пытался примирить Ницше с Марксом... (=,2, о Деренкове)

6) ...Никто не умеет так глубоко и решительно обессмысливать жизнь, как это делаем мы, русские. (=,=)

7) ...В "Сумасшедше'м Дом'е"...психиатр Бехтерев...показывал студентам больного манией величия... Он страшен, и что-то величественное есть в нем, - есть! (=, =)

8) Поэзия тайны - высшая поэзия! (=,=)

9) "...Мужик - царист..." (=,3, Хохол)

10) - Баринов доказывает... про Грозного... будто оборотень был Грозный, орлом оборачивался, - с его врени орлов на деньгах и чеканят - в честь ему. (=, 5, Панков - Хохлу)

11) У них есть поэты и сказочники, - никем не любимые, они живут на смех селу, без помощи, в презрении. (=,=)

12) ...Ты пиши законы так, чтоб я замахнуться не мог, а не то, что ударить! (=, 6, Петруха)

13) Я шёл посередине между первобытными людьми города и "культуртрегерами" своеобразного типа, и мне было хорошо видно несоединимое различие этих групп. (Сторож)

14) ...Как жрецы, принося жертву духу болезненно и мстительно разнузданного воображения. (Сторож)

15) ...Что же это за жизнь там, наверху, откуда люди падают так страшно низко? (Сторож)

16)   ...беседовали со мною... о гнилой заразе капитализма, который никогда - никогда! - не проникнет в мужицкую, социалистическую Русь. ("Время Короленко", 1) - /Живой аргумент в устах первосвидетеля Горького: ибо революция была великим препятствием развитию натурального капитализма в России; иже в России никогда не было капитализма, как такового... (к теме "Истинная формула капитализма") - сост. М. Гюбрис/

17) Наверное, я не очень удивился бы, если б любой дом города вдруг перепрыгнул через меня. (О вреде философии)

18) Когда не знаешь - выдумываешь. (О первой любви, 2)

19) Как трагически беспомощны сильные в окружении слабых, как много тратится ценнейшей энергии сердца и ума для того, чтоб поддержать бесплодное существование осужденных на гибель. (О первой любви, 3)

20) В ее философии я чувствовал избыток гинекологии... (О первой любви, 5)
___________________________________________________

"ЗАМЕТКИ ИЗ ДНЕВНИКА. ВОСПОМИНАНИЯ":

21) - Вы представьте себе безысходный ужас Дьявола... ("А.Н. Шмит", 4)

22) ...Я не отверженный, а - отвергнувший. ("Чужие люди", 2, д-р Рюминский)

23) ...Революция - развязка всех узлов, которые законами связаны и людей скрепляют для дела. Или вы - судья, или - подсудимый... ("Н.А. Бугров", 5)

24) ...Даже у нас, в лесах, покачнулся бог. ("Н.А. Бугров", 5, Бугров)

25) Для мужика разум вроде распутной бабы... (=, 6, Бугров)

26) ...Бацилла туберкулеза обладает ироническим свойством: убивая, она раздражает жажду жизни; об этом говорит повышенный эротизм, сопутствующий фтизису... ("Дора")

27) ...Я видел, как А. Чехов, сидя в саду у себя, ловил шляпой солнечный луч и пытался - совершенно безуспешно - надеть его на голову вместе со шляпой. ("Люди наедине с собою")

28) А.А. Блок, стоя на лестнице во "Всемирной Литературе", писал что-то карандашом на полях книги, и вдруг, прижавшись к перилам, почтительно уступил дорогу кому-то, незримому для меня. Я стоял наверху, на площадке, и когда Блок, провожая улыбающимся взглядом того, что прошел вверх по лестнице, встретился с моими, должно быть удивленными глазами, он уронил карандаш, согнулся, поднимая его, и спросил:
        - Я опоздал?
                ("Люди наедине с собою")

29) - ...Кого ни спросишь о намерении революций, у всех оказывается в итоге что-нибудь мизерное... ("Монархист", 2, Бреев)

30) ...Слова не проникают в глубину мысли, разрушающей этого человека, вместе со всем тем, что он называет "разрушением гуманизма". ("А.А. Блок", 2, о Блоке)

31) ...Мы стали слишком умны для того, чтобы верить в бога, и недостаточно сильны, чтобы верить только в себя. ("А.А. Блок", 2, Блок)
__________________________________________________

"ПИСЬМА, ТЕЛЕГРАММЫ, НАДПИСИ":

32) Решать за Вас вопрос: литература или общественная работа? - Я, конечно, не стану. (Н.Н. Нарвекову, 13 апр. 1927, Сорренто)

33) ...Люди всё ещё не могут забыть одну из противнейших русских поговорок: "хорошего - понемножку", хотя давно бы пора изменить её: "плохого помаленьку". (В редакцию "Крестьянской газеты", 29 июня 1927, Сорренто)- /Это вполне логотипически сходится с моим давним представлением о новой формуле законопринятия и законоприменения в правовом поле России, а именно обо всём том, что должно быть прописано в законах не только "не в ущерб", но и "в угоду". - сост. М. Гюбрис/
 
34) ...Я думаю, что он [Толстой] родился с разумом старика, с туповатым и тяжелым разумом, который был до смешного и ужасного ничтожен сравнительно с его чудовищным талантом. ( + ) ...Вcё, что до сего дня писалось о Толстом, писалось глупо и неверно, потому что писалось слишком вблизи... (С.Н. Сергееву-Ценскому, 15 июля 1927. Сорренто, о Л.Н. Толстом)

35) Боюсь перегрузить книгу анекдотом, который суть кирпич русской истории, и афоризмом, в коем сосредоточена наша мудрость. (С.Н. Сергееву-Ценскому, 7 сент. 1927, Сорренто)

36) Самгин - не герой, а "невольник жизни". (=, =, =)

37) Если б он [Есенин] мог воспевать деревню гекзаметром, как это делает Радимов, мы имели бы Кольцова в кубе. (Д.А. Лутохину, 21 сент. 1927, Сорренто; о Есенине)

38) Описание не есть изображение. Мысль, впечатление должно претворять в образ. Надо, чтоб воображение читателя иллюстрировало книгу, дописывало, договаривало её. (В.Д. Ряховскому, 15 окт. 1927, Сорренто)

39)  Разговорную великорусскую речь лучше всех художников знал Лесков. (А.В. Перегудову, 4. XII. 27, Sorrento; о Лескове)

40) Против юбилея только одно средство - кругосветное путешествие. (Л.М. Леонову, 31.XII. 27, Sorrento)

41) Следите, чтоб конечный слог не сливался с начальным другого, образуя ненужное третье... (Н.В. Чертовой, 11 янв. 1928, Сорренто) - /Горький не раз повторяет это своё граммафильское увещевание в письмах, этак, и здесь, и к Полевому, и в пр. - Кельтологическая теория о "кругообращении лого-частиц в природе языка" ему, несомненно, была неизвестна. Неизвестна оная, - в особенности, касательно языка Русского, в сравнение сколько-то постигаемым языкам Кельт-Латинским/Кельт-Романским, - на сегодня, так и большинству нынешних логофилов. Конечно же, изучение сего в предмете вопроса - это весьма многосложный процесс, и едва ли способен быть решенным в одном лишь единственном из вариантов лингво-подхода... - сост. М. Гюбрис/

42) ...В Берлине, одна дама показывает фокусы: обеими руками пишет на разных языках - английском, немецком, французском - разные фразы. ...В руки берёт по два карандаша, в зубы - пятый, и одновременно пишет пять различных слов на пяти языках. ...Совершенно изумительный фокус. (А.В. Руммеру, 19 янв. 1928, Сорренто) - /опять-таки, неоднократно Горький рассказывает этот анекдот друзьям в письмах; весьма должно быть полюбился ему этот номер и эта женщина. Это, и вправду, забавнейший образ; - мне даже захотелось побольше узнать об этом из истории газетных хроник; возможно, это даже было бы достойно целого рассказа в раскрытии темы. - сост. М. Гюбрис./    

43) ...Блестящая идея: отправить богиню справедливости в сумасшедший дом! (С.Н. Сергееву-Ценскому, 5 февр. 1928, Сорренто) - /Хоть эта фраза и относится напрямую, прежде всего, к одному из рассказов самого Горького ("Енблема"), каковой, к сожалению, Я сам не читал, НО:  если отнести сие, в целом, к уровню фантасмагории, то это как если бы некий контр-типаж того, кой у Булгакова в его "Маргарите". Говорю "в Маргарите" нарочно, с первым смысло-акцентом уже на женскую сущность. Соответственно, сущность Мастерскую и Арбитрующую... (И не Бездомный, а Бездомная, и не Мастер там, а наоборот - Мастерица. Т.е., если оное уже в сюжетных ипстасях, то вплоть даже до персоны арбитрующей мир Воландессы, а?) И, вправду, недурно. - сост. М. Гюбрис/

44) Поэт Ходасевич хвастался мне, что у него в 19 году семьдесят три фурункула было, и я не верил ему, не понимал его. Ныне - верю и понимаю. (=, =, =, о Ходасевиче)
 
45) Плохие стихи открыли пред Бальмонтом дверь за границу... (Ромэну Роллану, 22 марта 1928, Сорренто)

46) Толстой - колоссальнейшее, небывалое противоречие интеллекта с инстинктом. (С. Цвейгу, 16 мая 1928, Сорренто)

47) ...Ваш уход из колонии... Боюсь, что в это дело замешаны тенденции "националистического характера". (А.С. Макаренко, 6 декабря 1928, Сорренто)

48) ...Не говоря о таком удивительном мастере, как Пришвин, делу правильного развития языка служит, из молодых, один Леонов. (И.А. Груздеву, Середина февраля 1929, Сорренто)

49) Щегольство словами, значение которых не совсем ясно щеголяющим, заметно у многих, и это очень плохо. (Е.И. Хлебцевичу, Апрель 1929, Сорренто)

50) Литература офицерства... Среди (белых) офицеров был только один сравнительно талантливый литератор, писавший под псевдонимом Егор Егоров. (=, =, =) - /не читал; возможно, это не иначе, как любопытно; - мнение Горького о литературе Гражданской войны. - от сост./

51) Венера "выпрямила" Глеба Успенского именно совершенной простотою своих форм. (К.С. Львовой, Июль 1929)

52) Молодые люди все еще - старые люди, а действительность с бешенной скоростью ускоряется... (Д.А. Лутохину, 18 июля 1930, Сорренто)

53) ...многих перевешал министр Столыпин... (М.М. Восник, Январь - Февраль 1931, Сорренто)

54) ...Узбечка Лола Хан написала интереснейший роман "Падающий минарет". ...Узбеки и туркмены перешли на латинский шрифт, и получилось так, что читающие на этом шрифте сразу становятся грамотнее... (Ромэну Роллану, 5 июля 1931, Москва)

55) ...Не тронут театром (католический) поп,... генерал,...химик... (А.Н. Тихонову, Январь, до 20, 1932, Сорренто) - /троица, в определенном сравнении, совсем в стиле А. Арто... - сост. М. Гюбрис/

56) ...зачитавшиеся до омертвения разума. (Театру ЛАПП, 29 января 1932, Сорренто)

57) Вы принимаетесь работать со словом - вам необходимо знать его силу, гибкость, красоту, меткость, а также и его лживость. (=, =, =)

58) ...Ich grolle nicht. В царской России мне случалось, вскрыв конверт, адресованный Горькому или Пешкову, с удивлением прочесть: "Многоуважаемая Анна Ивановна, сообщаю Вам, что яйца все распроданы..." или: "Обожаемый Володя, ты не знаешь, как я тебя люблю...". Это значило, что цензор в адресованный мне конверт вложил чужое письмо, - и бывало это довольно часто. (Ромэну Роллану, 20 февраля 1932, Сорренто)

59) Всегда очень важно первое впечатление читателя, - первая фраза книги... (О.Ф. Бергольц, 25 октября 1932, Москва)

60) Мужицкая жажда "воли" была жаждой права на беззаконие, ведь выгодность-то несправедливости вполне очевидна! (К.А. Федину, 21 декабря 1932, Сорренто)

61) Счастье начинается с ненависти к несчастью, [с физиологической брезгливости ко всему, что искажает человека]... (К.С. Станиславскому, 10 января 1933, Сорренто) - /Я очень брезглив, Я достоин быть более счастлив! - пришёл вдруг на ум этакий слоган-возглас.)) - от сост./

62) Савва Морозов... Особенно часто и настойчиво он говорил, что деревня, сделав революцию, немедленно возвратится на старый проторённый путь, призвав варягов из Европы... (В.А. Десницкому, Апрель, до 10, 1933, Сорренто)

63) ...Гонение на евреев! ...Германия 20-го века заимствовала этот позор от "варварского" народа. Какая дьявольская гримаса. (Ромэну Роллану, 6 мая 1933, Сорренто) - /от "варварского", т.е. от Русского, ещё с дореволюционных времён. - от сост./

64) ..."Примирительный" банкет в гостиннице "Восточный базар". ...Нижегородец Яргомский предложил тост за Некрасова, кто-то крикнул: "За Менделеева!" На этом противоречии едва не поссорились. (И.А. Груздеву, Август, после 3, 1933, Москва)

65) ...Мне кажется, народничество как "настроение"...никогда не прерывалось, легло в основу Виктора Чернова и могло бы вдохновлять фашизм, да, вероятно, и вдохновляет понемножку. (=, =, =)

66) В какую мощную фигуру выковался Иосиф Виссарионович! (Н.К. Крупской, 27 февраля 1934, Москва)

67) Колыбельная Лукояновского уезда, Нижегородской губернии. Записано в 1893 г., после голода.

          Баю, баюшки-баю,
          Мое дитятко.
          Спи, усни,
          Мое маленько.
          Спи да усни,
          На погост гости!
          Баю да люли,
          Хоть сегодня умри,
          А завтра бы дитенку
          И похороны.
          Положат чурочку
          В могилочку
          Под бел камень,
          Под сыпуч песок,
          Рядом с бабушкой своей,
          Рядом с родненькой.
          Баюшку-баю,
          Я те смертушку зову,
          Смертыньку зову
          Тебе милостивую!

68) ...В Нью-Йорке был издан том сочинений Н. Лескова... Хотя в предисловии было сказано, что автор скончался, издатель прислал письмо с просьбой "сообщить адрес мистера Лескова", необходимый для личных с ним переговоров об издании следующих его работ. (А.Н. Лескову, 21.IX.35, Москва)

69) Один из первых рассказов Вс. Иванова начат так: "В Сибири пальмы не растут". "Это я знаю", - сказал А.А. Блок и не стал читать рассказ. (Л.М. Леонову, 4 октября 1935, Тессели)

70) В современной поэзии музыки ненависти не слышно. Умел возглашать ее Маяковский,...только потому, что высок был ростом... (А.А. Суркову, 7 декабря 1935, Тессели)

71) Дипломатия мешает пользоваться интернациональными темами? Пустая отговорка. (Н.Н. Накорякову, 24 февраля, 1936, Тессели)

72) ..."Учение" о мирном захвате власти интеллигенцией... Мне известна судьба троих, они достигли высот путем превращения в чиновников и, украшенные орденами, тихо скончались, не дожив до 17 года. (И.А. Груздеву, 12 марта 1936, Тессели)               


Рецензии