***

https://antropogenez.ru/interview/961/
О первобытной медицине известно нам не много,однако учёные знают, что доисторические нейрохирурги  могли вскрывать черепа соплеменников, да так, что пациенты после операции еще жили долго.
доктору исторических наук, кандидату биологических наук, ведущему научному сотруднику Института археологии РАН Марии Медниковой.

 Трепанация — это такая хирургическая операция, которая нарушает целостность  черепа человека. Выполняется она с помощью скобления, прорезания или сверления.

В древности этим целям служили ракушки, каменные орудия или металлические инструменты. Если говорить про технику проведения операций — благодаря антропологическим исследованиям выяснилось, что операция путём сверления — одна из древнейших в мире. 

— На территории левобережной Украины была проведена первая сквозная операция(ок. 10 тыс. лет назад). Череп с самым древним свидетельством трепанации хранится в нашей стране, в Кунсткамере — потому что раскопки проводились в конце 50—х гг. XX века, когда ещё был СССР. Трепанированные останки нашли в могильнике Васильевка III. Выяснилось, что он принадлежали довольно пожилому мужчине по тем временам — ему было лет 50. Причём эта операция была сделана сверлением за несколько лет до смерти, потому что края повреждения очень хорошо зажили.

 материалах из раскопок могильника «Вертолётное поле» в Ростове-на-Дону. Впервые на этот могильник обратила внимание местный антрополог Елена Батиева. Когда она обнаружила скелеты в слоях этого памятника, я предложила идею о том, что трепанации в их черепах были сделаны не с медицинскими, а с ритуальными целями. Насколько я помню, в кургане были обнаружены 7 человек со следами сквозного хирургического воздействия.

Очевидно, трепанации говорят о необычной активности местного знахаря в те далёкие времена. Но всё—таки, поскольку у людей из могильника «Вертолётное поле» не было найдено следов хронических заболеваний, которые могли бы запечатлеться в структуре костной или зубной ткани, становится понятно, что это была операция ритуального характера.

Если говорить о трепанациях и ритуалах, то нельзя не вспомнить так называемые символические трепанации. Это устоявшийся научный термин, и сначала он применялся к зажившим повреждениям свода черепа у кочевников, которые проникли на территорию современной Венгрии во время великого переселения народов, в первом тысячелетии нашей эры. И у очень многих кочевников были на голове округлые шрамы — причём они находились в строго определённых местах у представителей одного и того же племени.

Мурзак-Коба. Предполагаемая символическая трепанация на черепе женщины.
— О чём это говорит?

— О том, что это было такое ритуальное шрамирование — трепанация, не доведённая до конца. И, возможно, эти шрамы наносились в момент посвящения — чаще представителям воинского сословия. То есть, в каком—то смысле, это был такой священный текст, который выделял воинов и противопоставлял их всем остальным.

— Я слышала, что в древности люди верили: трепанация сделает их умнее…

— Собственно, главные цели древних трепанаций были обозначены ещё в XIX веке. Эти цели классифицировал в 1877 году Поль Брока — крупнейший французский хирург и анатом, один из основателей палеопатологии — изучения болезней древних людей. Он и обсуждал, какие причины могли побудить первобытных мужчин и женщин прибегать к такой радикальной операции. Неужели таким образом лечили головную боль, нервные конвульсии или эпилепсию? Или могли устранять последствия причинённых травм? Последующие исследователи неоднократно обращались к изучению целей трепанации. .

Тут очень важно соотнесение с археологическим контекстом останков трепанированных людей. Мы очень часто обращаем внимание на то, что трепанированные люди часто бывают погребены не так, как принято в этом же племени. Например, их трепанированная голова могла быть погребена отдельно от тела. Конечно, учёные, которые считают, что трепанации проводились исключительно в медицинских целях, относятся к этим находкам со скепсисом. Но всё—таки религиозные цели трепанаций доказаны абсолютно независимыми данными.

Вероятнее всего, многие трепанации связаны с обрядами перехода — это очень распространённое явление в традиционной культуре, где жизнь не представляла собой непрерывный период. Она была чётко разделена на отрезки. И по достижению определённого рубежа человек переходил в другое качество. Чтобы перейти в другое качество, он должен был испытать обряд посвящения.


— Например, достижение ребёнком подросткового возраста, когда он должен приобщиться к ценностям взрослых. Следующие рубежи — брак и смерть человека. Приведу пример: года два назад я вместе с коллегами опубликовала описание находки в крымском гроте Мурзак—Коба — перед Второй мировой войной там были найдены скелеты — мужчины сорока лет и молодой женщины, которой ещё не исполнилось 25 лет. Ещё в 60—е гг. XX века выдающийся палеопатолог Дмитрий Рохлин обнаружил, что эта женщина испытала очень необычную по современным меркам операцию — ей были частично ампутированы оба мизинца…

— На руках?

— Да, на руках. А предварительно её, по мнению Рохлина, привели в бессознательное состояние ударом по голове.

Так вот, мы провели повторное радиологическое исследование останков этой женщины и определили примерное время, когда была сделана эта операция. Оказалось, что операция была сделана, когда девушка уже почти перестала расти, за несколько лет до смерти. Видимо, как раз тогда, когда она проходила подростковую инициацию. И, самое главное, при рассмотрении её черепа мы подробно описали шрам на её голове. Судя по всему, это была символическая трепанация, связанная со вступлением этой женщины в брак.

Интересно, что следы вступления во взрослую жизнь были всем видны — это ампутированные пальцы. А вот следы символической трепанации были скрыты под головным убором или под причёской. То есть это был такой тайный знак. И это интересно, потому что говорит о том, как сложно приобщались люди к своему новому социальному положению. Это были довольно кровавые обряды, но люди мужественно их проходили.



— Если говорить про палеолит — то самой экзотической манипуляцией с телом стоит назвать именно трепанацию. Потом ледник, который покрывал Европу, растаял, и у людей появилось новое пространство для жизни. Началась эпоха среднего каменного века — мезолита, и в это время появились упомянутые выше ампутации. Следующая эпоха — неолита — тут пышным цветом расцветают техники манипуляций с человеческим телом. Это и есть эпоха господства трепанаций — причём в таком виде, в котором никто и не предполагал. Прежде всего я говорю о территории современных Франции и Германии.



Что же умели люди в древности, чего не умели люди XIX века? Возможно, у древних людей был более высокий иммунитет. Кроме того, применялись различные средства растительного происхождения — первобытные знахари хорошо знали местную флору и умели её применять. А для остановки воспалительного процесса, например, использовались различного рода смолы и зола. Но, в принципе, это остаётся тайной — как в эпоху неолита хирурги могли так успешно проводить операции. И неизвестно, почему через тысячу лет смертность от трепанаций стала сильно больше. Этот вопрос ещё требует своего изучения.

— Я слышала, что есть находки черепов с несколькими отверстиями от трепанаций. А каков мировой рекорд по числу трепанаций, сделанных одному человеку?

— Если говорить про древние трепанации на территории нашей страны — то пять отверстий. Каждое отверстие было сделано в результате отдельной операции, а в конечном итоге все дырки слились в одно большое отверстие. Эти операции проводились в последние годы жизни молодой женщины, представительницы карасукской культуры Южной Сибири. Это второе тысячелетие до нашей эры.


Если говорить про территорию Западной Европы, то там встречались скелеты с семью отверстиями. Людям делали серию операций, которые разделялись месяцами.



— Практикуется ли трепанация в современной «народной медицине» у каких-либо племён?

— Да, конечно. Например, этнологи и антропологи уже давно исследуют племя Кизии. Об этом племени датчане сняли несколько фильмов в 80—90-е гг. XX века, их можно найти в интернете. В 50-е годы один путешественник по имени Маргеттс познакомился с фермером, которому местный знахарь в ходе многочисленных операций удалил почти всю верхнюю часть свода черепа. По словам этого мужчины, операции были очень болезненными, но знахарь ничего не сделал для того, чтобы унять боль. Пациент сохранил дееспособность и прожил долгие годы — правда, ходил в шляпе с пластиковой подкладкой для защиты мозга.

Важной частью культуры человечества на протяжении ее развития являются верования и мифы
Важной частью культуры человечества на протяжении ее развития являются верования и мифы. Первобытная культура синкретична (взаимосвязана). По мнению Эдварда Бёрнетта Тайлора (который ввел понятие анимизм), представление о душе у древних народов возникли в попытке понять природу сна(в чем разница между сном и бодрствованием и желая объяснить видения и галлюцинации. В России анимистами по сей день остаются нанайцы, саамы, Ханты, манси, якуты, ненцы и др. Джеймс Джордж Фрейзер (исследователь истории религии разделял магию подобия (создание фигурки человека и магию заражения (личный предмет или волосы/ногти субъекта воздействия). Постучать по дереву или плюнуть через плечо -это магические ритуалы, как и гороскоп. Фрезер считал что именно тотемизм стал причиной одомашнивания животных. и окультуривания растений. Почитание мощей в христианстве - фетишизм.
Ритуальные действия шамана - камлание в результате которого духи вселяются в шамана или его душа отправляется в мир духов для решения насущных проблем. На Алтае, в Бурятии и Якутии, Мексике, Корее и др. местах и сейчас есть шаманизм.
Данные археологических раскопок (анализ погребений) дает нам представление о ом, каковы были представления первобытных людей о загробном мире (картину дополняют этнографические исследования народов, находящихся на первобытной стадии развития.

https://www.youtube.com/watch?v=prANU9_PqKM


Рецензии