Чем для нас является Великий Понедельник

    ПРОПОВЕДИ ПРАВОСЛАВНОГО СВЯЩЕННИКА   

     Во имя Отца и Сына, и Святого Духа. Аминь.

       Страстная Седмица является для нас настоящей реальностью. Страстную Седмицу называют концентрированным Евангелием, потому что за Страстную Седмицу мы можем пережить всё Евангелие. Поэтому на Страстную Седмицу читается полностью Евангелия и каждый евангелист для нас может оказаться очень важным помощником в деле познания Евангелия. Четыре евангелиста, как бы с четырех сторон, смогли описать одно и тоже событие, которое происходило с Господом нашим Иисусом Христом.
В это время мы собираемся и целый день проводим в Храме для того, чтобы окунуться в эти евангельские события.
Если человек живет своей жизнью, делает свои дела и приходит лишь изредка в Храм, то такой человек не может сказать в полноте, что для него богослужения это есть реальность.
Страстная Седмица – это дни особые. В них мы можем помочь Господу претерпеть то, что он претерпевал. Зачем Господу нужна наша помощь? Господь пришел пострадать здесь за нас, искупить нас, и Он нуждается в том, чтобы мы сами захотели своего спасения. Вот что ждет от нас Господь, вот какой помощи ждет от нас Господь. Ведь Господь не спасет нас без нас. Он ждет, чтобы мы проявили свое произволение, чтобы мы окунулись в евангельские события, чтобы мы оказались рядом с Ним, у Его ног.
Читая Евангелия, мы можем окунуться во все слова Господа, во все притчи, которые Он говорил ученикам. Господь здесь во время богослужения присутствует, рядом с нами. Он находится и обращается к каждому из нас.
В Великий страстной понедельник мы вспоминаем вместе с Церковью несколько евангельских событий. Одно евангельское событие, это как святого Иосифа продали братья, как он был продан в Египет, как потом, через эту беду, Господь спас всех братьев семейства, можно сказать весь иудейский народ.
Мы знаем, что Господа также предали, продали самые близкие люди, т.е. книжники и фарисеи, не усмотрев в нем Миссию. Его предал даже самый близкий ученик. И вот для всех нас это есть урок, что мы тоже можем оказаться предателями и поэтому нам нужно четко смотреть за своей душой, чтобы нам не оказаться не Иудой, не оказаться теми братьями-предателями, которые продали своего брата.
А это может оказаться для нас очень легким событием, если мы не смотрим за своей душой. Ведь можно продать своего брата очень легко, если, например, нас спросили про нашего брата, делал ли он какое-то плохое дело. Если мы своего брата предали, мы уже продали его.
Мы должны постараться прежде всего помогать своим братьям и покрывать какие-то недостатки. Но это не значит, что нужно всё это замалчивать. Если мы видим какие-то недостатки у наших братьев, мы должны наедине прийти к нему и помочь, сказав: «Брат, у тебя есть такой недостаток, я хочу помочь тебе исправиться, я хочу помочь тебе доделать какое-то несделанное дело». Или, если случилась какая-то беда, исправить эту беду, а не сдавать такого человека чужим людям, и потом этот человек окажется в неволе. Мы должны сделать всё, чтобы исправить ту беду, которая стоит перед нами, потому что мы все находимся в единой семье церковной, в едином братстве, поэтому есть такое золотое правило: «Не выноси ссор из избы», т.е. мы должны постараться в своей семье исправить эти недостатки.
Церковь – это больница, куда приходят больные люди, нездоровые. Все здоровые люди не нуждаются во врачах, не нуждаются в Господе. А мы здесь находимся в лечебнице, в больнице и, поэтому мы должны нисходить к немощам наших близких и стараться помогать им и лечить их болезни.
Сегодня также вспоминается иссохшая смоковница. Мы знаем, что Господь подошел к этой смоковнице и хотел взять от нее плодов, но Он ничего не нашел. Почему же Он не нашел? Ведь смоковница была зеленая, и было время смок. Он не нашел, потому что эта смоковница не была способная приносить плоды. Кто видел смоковницу на юге, то видели какие у нее большие листья, и мы знаем, что это удивительное дерево приносит практически весь год плоды. Почему же это происходит? У нее одни ветки зацветают, другие завязываются, а другие уже созревают. И вот Господь пришел к этому дереву, и Он был уверен, что на этой смоковнице есть какие-то плоды, потому что на ней есть зеленые листья. Но Он не нашел ни одного плода. И вот для всех нас это есть пример, что Господь дает нам жизнь, а мы часто только шуршим листьями и не даем никаких плодов.
Что значит шуршать листьями, быть только зеленым деревом, не приносить плода? Шуршать листьями, это значит кого-либо осуждать, это значит «перетирать кому-то косточки», – как говорят в народе, это значит обсуждать недостатки других людей. Но, когда мы будем обсуждать кого-то, мы теряем драгоценное время, значит в это время не делаем добрых дел, не читаем Священного Писания, ничего не приносим доброго, и в итоге мы окажемся, как вот эта смоковница. Господь заберет нас на частный Суд или придет на Страшный Суд, и мы окажемся совершенно без плода и тогда нам придется уже быть брошенными в огонь.
Чтобы так не оказалось, чтобы мы не оказались в геенском огне, мы должны постараться всеми силами произвести на наших веточках плод. А для этого нам нужно прилагать все усилия и не терять время. Потому что есть время, когда зацветают цветы и, когда нужно принять пчел, чтобы они опыли, и завязался плод, а потом листьями сберечь те плоды, чтобы они не иссохли, и дать им вовремя силы под корень своего дерева, чтобы эти плоды были сочными и, чтобы Господь пришел и нашел эти плоды.
Какие же у нас должны быть плоды?
Плоды у нас могут быть самые разнообразные. Плоды – это исполнения наших послушаний, исполнения наших молитв, исполнения того, что Господь заповедовал. И, когда мы с вами просто оказываем любовь к своему ближнему, когда мы снисходим к немощам – это и есть настоящее дело любви. Господь потихонечку увидит, что мы стараемся с вами исправляться и приносим хотя бы маленькие полу засохшие плоды. Господь даст нам силы, даст нам вовремя дождь и наша смоковница принесет плод.

Великий понедельник

В Великий Понедельник – вошли мы со Христом,
Мы в Церкви со крестами – стоим все пред Творцом.
Бесплодная смоковница – засохла на корню,
Садовник уж с рабочими – идёт предать огню.
По гордому обычаю она жила собой,
Не думала, что кто-то, прервёт её покой.
Давно её «пилильщики» точили на корню,
Пришёл Господь за плодом – увидел лишь «возню».
А злые виноградари, убийство сотворив,
Корабль свой в море шумном разбили тем об риф.
Христос для них не нужен стал, наследства все хотят,
А диавол всех обманывал как слепеньких котят.
Иосифа Святого продали за гроши,
Собратья словно волки «загрызли» до души.
В Египет в рабство проданный, он Хлеб принёс для них,
В оковах он закованный прошёл средь «бурь морских».
Из рова, как из гроба восстал, воскрес средь тьмы,
Не будет больше «холода», не будет и «зимы»!
В Великий Понедельник – вошли мы со Христом,
Мы в Церкви со крестами – стоим все пред Творцом.
Что делать нам потомкам, стоя с крестами тут?
Лишь «дети Божьи» знают, куда нам повернуть!

Мы должны понимать, что, если мы уподобимся тем братьям, которые продали своего брата Иосифа, мы уподобимся как раз диаволу, который ликовал и думал, что победил Христа. На самом деле, когда Христос очутился в аду и там проповедовал, и потом ад сломал свои зубы о Господа, потому что Господь – есть нерушимая скала и нерушимый камень.
И вот поэтому мы должны всегда смотреть за своей душой, потому что наша душа – есть великая драгоценность, за которую бьются и добрые силы, и злые силы. Как сказал Ф.Достоевский: «Идет война между добром и злом, а поле битвы – сердца человеческие».
Мы с вами можем быть настоящими героями евангельскими, мы можем с вами быть и апостолами, которые помогали Господу, мы с вами можем быть настоящим Иосифом, который страдает за своих братьев. Но мы можем с вами быть и отрицательными евангельскими героями, если превратимся в тех предателей, которые завидовали своему брату Иосифу и, которые продали его, чтобы только их отец не любил больше их младшего брата.
И вот Господь также сегодня обращается к нам и говорит такую притчу о злых виноградарях. Сегодня Церковь вспоминает эту притчу, когда Господь дал возможность виноградарям работать в своем винограднике, но потом он послал сначала слуг к этим виноградарям, чтобы они отдали плоды, которые выросли. Но виноградари их избили. Потом Он посылает других слуг более в большем количестве, и их они избили. Потом Он посылает Сына. И вот они и Сына убивают. Как они также и убили Господа. Мы знаем, что Иерусалим – это образ виноградника Христова. И вот Христос пришел туда, чтобы взять плоды и не нашел в винограднике никакого плода.
А мы знаем, что для каждого из нас также Господь предлагает быть настоящим виноградником. Потому что наше сердце – это виноградник, который приносит плоды. И Господь, как к смоковнице, подходит к нашему винограднику и смотрит, где же у нас виноград. Виноград – это такое удивительное растение, что оно может жить и расти даже в засушливых местах и у него очень глубокий корень, который на много-много метров пробивается в глубь земли и оттуда питается влагой. Несмотря на то, что вокруг нас находится и снежная пустыня, мы с вами можем вырастить даже свой такой виноград, который растет даже здесь на Севере. Наш виноградник может быть зимостойким, и мы с вами сможем пробиться к влаге, и сможем даже брать тепло от Господа. Но мы будем брать это тепло от Господа, которое будет у нас идти изнутри. Мы с вами причащаемся Святых Христовых Тайн, и Господь питает нас Божественной влагой, питает нас теплом и никакой зимний холод не страшен, который у нас находится вокруг нашего Храма.
Пусть каждый из нас не печется о завтрашнем дне, потому что завтрашний день будет печется, и мы с вами должны постараться прежде всего полностью уповать на Христа.
Мы с вами можем все эти евангельские события пронести перед своими немощными очами и, чтобы все эти образы ожили в наших сердцах, и чтобы мы каждый день в этой Седмице проживали эти образы. И вот сегодня и завтра, и все эти последующие дни нужно слушать евангельские чтения, вникать во все образы и говорить себе: «Кто же я здесь в этом Евангелии?»
Если мы находим себе отрицательного героя, то нужно моментально просить у Господа прощения и выкарабкиваться из этой трясины, и искать в себе силы от Господа, которые внутри нас (они скрыты), чтобы стать настоящим положительным евангельским героем, чтобы прожить всю Седмицу вместе с Господом, у Его ног и вместе с Ним распяться, умереть и воскреснуть. Аминь


Рецензии