Вчера. Сегодня. Завтра

                Игорь Насеник.


Не спорьте с автором.

Все претензии к героям.

Он лишь прилежно записал то,

О чем вы говорите неприлюдно.

Действующие лица:

1.Игорь (17 лет), ученик 11 «В» класса, любит девушку Сашу.

2. Саша (17 лет), ученица 11 «А» класса.

3.Кустинская Мария Яковлевна (55 лет),учитель истории.

4. Илья Ильич Медведев (50 лет), директор школы.

5. Антон Сергеевич Сурьмин (50 лет), заведующий УО ( управления образования).

6. Римма Леонидовна (38 лет), мама Игоря.

7. Николай Карлович (65 лет).пожилой учитель географии.

8. Иван Александрович (27 лет), молодой учитель физкультуры.

9. Капитолина Николаевна (50 лет), преподаватель математики, информатики.

10 Яна Юрьевна (25 лет),молодой преподаватель математики.

11. Вера Ивановна Козарева (32 года),учитель химии.

12. Юлия Михайловна Берестова, преподаватель биологии.

13. Валентина Ивановна Пескова (50 лет), преподаватель физики.

14. Виктор Петрович (30 лет).физрук, по совместительству военрук.

15. Нина Федоровна Незнанская (48 лет), преподаватель русского языка и литературы.

16.Маня (55 лет),техслужащая.

При входе зрителей в зал звучат мелодии школьных песен.

Мизансцена первая.

Из противоположных кулис первого плана появляются девушка и юноша. Они издалека приветствуют друг друга.

Саша (она кричит). О, Игорило, хай!

Игорь. Хай, Сандра! Поет: «Даже солнце светит по-особому с той минуты, как увидел я

тебя».

Саша. Оставь звезду по имени Солнце в покое, у нее и так своих забот хватает. Например,

освещать объекты просвещения. На первом уроке кто вас просвещает?

Игорь. Некто Кустинская Мария Яковлевна.

Оба по- собачьи воют. У-у-у!

Саша. Да, климакс не лечится, тетя волшебная на всю голову!

Игорь. Скорее бы уже 21 июня, чтобы нам вручили аттестаты.

Саша. Вещевые?

Игорь. Нет!

Саша. Продовольственные?

Игорь. Нет!

Вместе. Зре-лос-ти!

Игорь. Ты знаешь, Сань, у меня такое ощущение, что этот аттестат я мог бы получить года

два назад.

Саша. То есть у тебя состояние «перезрелости» ?

Игорь. Угу. Я даже представляю себе этот день, когда директор вручит всем аттестаты и

скажет какую-нибудь резиновую лабуду, типа: « Дорогие ребята, мы выпускаем вас

за порог школы на большую дорогу жизни, где вы свершите много добрых,

замечательных дел, где вы встретите множество интересных и добрых людей. Вы

будете обязательно счастливы и одержите много побед!

Саша. Какие хорошие слова, а что тебе в них не нравится?

Игорь. А ничего не нравится!

Саша. Па-чи-му?

Игорь. Да потому, что это - розовые слюни.

Саша. Ну, допустим, ты наш директор Илья Ильич. Тебе слово!

Игорь. Я бы сказал: «Мальчики и девочки, сейчас вы услышите слова, которые никогда не

звучали в стенах ни одной школы!»

Саша. Ого! Заход сильный! Заинтриговали, Илья Ильич! Постарайтесь не разочаровать.

Игорь. Вот вы сидите в первых рядах,четыре выпускных класса. Примерно сто человек. Я

попрошу встать для наглядности 65 человек. В 2019 году на тысячу браков пришлось

650 разводов.

Саша. Значит, романтика отменяется?

Игорь. Если бы только она одна! Ну, я продолжу, дорогие мои детишечки! Пожалуйста.

встаньте еще 5 человек. Это наглядный пример того, что 70 % из вас могут прожить

у черты бедности под

кредитной и ипотечной нагрузкой. Присядьте, дорогие мои! Попрошу встать

10 самых отчаянных хулиганов, на которых мы

проиллюстрируем опасность того, что 10% из присутствующих учеников могут

оказаться в тюрьме.

Саша. Ну и жесть! Ну и мрак! Ну и жуть!

Игорь. А к этому прибавьте, что 65 % мужчин в нашей стране не доживают до 60-ти лет, 30

% ваших детей вырастут в неполных семьях. Не забывайте также о болезнях, пьянстве

и наркомании!

Саша.

Да, Илья Ильич! Вам тут же на выпускном вечере подпишут отставку. Откуда ты

нахватался всей этой цифири?

Игорь. Я в интернете в порнухе почти не отвисаю и в танчики не играю. А любопытствую,

что же происходит в современной действительности.

Саша. Ой, Игорище, горжусь знакомством, преклоняюсь к стопам вашим, смотрю на вас со

священным ужасом, как папуас на гвоздь! Можно взять у вас автограф?

Игорь. Только в виде поцелуя!

Саша. Обойдешься, тут люди кругом. Так ты сейчас на хистори?

Игорь. Ес, мисс (изображает Кустинскую ): «Ребята, читайте в учебнике от фонарика до

фонарика. Когда прочитаете, я буду спрашивать».

Саша. Да-а-а, и ответы, соответственно, от «фонарика».

Вместе. От фо-на-ря!

Мизансцена вторая.

Мимо Игоря и Саши двое малолетних учеников, девочка и мальчик, несут гитару. Девочка - за гриф, мальчик -за деку.

Игорь. Так, мальки, стоять! Куда несем инструмент?

Дети. Мы ищем актовый зал.

Игорь. А ну - ка дайте мне гитару на пару минут. Эх, что бы такое исполнить свое из

последнего! Ну, наверное, вот эту:

Доска – мой школьный эшафот,

Сюда зовут, как к стенке и к барьеру.

Доска – учительский оплот,

Как каземат монаху – изуверу.

Доска как место лютой казни,

Здесь могут на кол посадить,

А если ты еще проказник,

То педсоветом могут пригрозить.

А педсовет страшнее высшей меры:

Здесь без наркоза быстро зажуют.

Так повелось еще до нашей эры:

Слезами жалости все кости обольют.

Звучит звонок.

Саша. Ну, мужайся! Хай фай!

Ребята расходятся в свои кулисы.

Мизансцена третья.

Классная комната 11 «В». В дверях появляется Игорь, Кустинская сидит уже за столом.

Игорь. Извините за опоздание. Можно сесть на место?

Кустинская М.Я. Явился, не запылился! Садись.

Игорь( на ходу). Да, явился, вас же, в конечном счете, интересует, чтобы я знал урок.

Кустинская М.Я. Так, ты чего умничаешь? А ну выйди из класса!

Игорь. Мария Яковлевна, я не понял, почему я должен выйти из класса? Я сказал

какую-то грубость? Меня за 10 лет никто и никогда не прогонял из класса.

Что теперь изменилось? Я не пес куршивый, которого можно запросто

пнуть.

Кустинская М.Я. Я жду, и класс ждет.

Игорь (обводит взглядом притихших ребят). Я, конечно, выйду, отчего не выйти? Но не из-за

того, что вы меня прогоняете, я ухожу сам, потому что здесь не у кого и нечему

учиться. Да, я ухожу, но жду вас у кабинета директора. И вы мне там объясните, за что

вы меня удалили с урока.

Кустинская М.Я. Нахал!

Игорь выходит из класса.

Кустинская М.Я. Ребята, открывайте параграф 54, читайте первые два фонарика, я потом вас

спрошу.

Мизансцена четвертая.

Игорь сидит на скамейке, мимо пробегает Саша с мокрой тряпкой для классной доски.

Саша. О, сел, чтоб не висел! Ты чего тут?

Игорь (декламирует). Нет гармони на свете,

Потерялся в нем уют,

Рано утром на рассвете

Волки зайчиков жуют.

Саша. Ху из зайчик?

Игорь. Это, как ты понимаешь, я.

Саш. Про волчицу я не спрашиваю, чего не поделили?

Игорь. Общественно - экономическую информацию. Я наивно полагал, что живу при

буржуазной демократии, а она, похоже, не отказалась от феодальных традиций,

выперла из своего надела.

Саша. И что теперь?

Игорь. Будет разбирательство у сюзерена.

Саша. У директора Ильи Ильича?

Игорь. У него самого.

Саша. Ну, ты это, шубу не заворачивай. Покайся, признай, что грешен, но в карманах

держи две дули, и все останутся при своих.

Игорь. Ой, не знаю, Саша, внутри все кипит.

К ним подходит Кустинская. Ну, пойдем, герой.

Саша. Здрасте!

Кустинская. Здравствуй, Александра! Илья Ильич уже ждет, я ему позвонила.

Кустинская и Игорь идут в кабинет директора под звуки марша « Тореадор, смелее в бой »

Мизансцена пятая.

Кабинет директора.

Илья Ильич. Ну, проходите, проходите. Что стряслось?

Кустинская М.Я. Вот, Илья Ильич, привела к вам бунтаря.

Игорь. Ничего не привели, я шел своим ходом.

Илья Ильич. Бунт предполагает наличие побудительной первопричины.

Кустинская М.Я Умничает, Илья Ильич! Ставит себя выше учителя.

Игорь. Странно, я думал в школе прививают разумное, доброе, вечное, ученики ума

набираются. А оказывается, это предосудительно.

Кустинская М.Я. Вот видите? Никакого сладу с ним нет.

Илья Ильич. Подождите, Мария Яковлевна. Ты - то чем недоволен, Игорь?

Игорь. А что, должен быть довольным?

Илья Ильич. Ну, все-таки?

Игорь. Так сложилось, что я учился в нескольких школах и мне есть с чем сравнивать. Так,

как ведет уроки Мария Яковлевна, может вести тетя Маня, наша техничка, которая

кнопку звонка нажимает: «читайте по учебнику, а я у вас потом спрошу». Это не урок

и это не история!

Кустинская (плачет). Меня еще никто так не оскорблял.

Игорь. Вы, Илья Ильич, хотели откровенного ответа, я его вам дал.

Илья Ильич. Похоже, тут дело серьезное. Давайте поступим так: сегодня в 15 часов педсовет,

там и продолжим разговор. А сейчас вас, Мария Яковлевка, и тебя, Игорь,

прошу занять свои рабочие места. Учебный день продолжается.

Мизансцена шестая.

Встречаются Саша и мама Игоря, Римма Леонидовна.

Саша. Здравствуйте, Римма Леонидовна, я попросила вас прийти, потому как вокруг Игоря

закручивается неприятная история, и мне кажется, что с вашим участием ее удастся

уладить в зародыше.

Римма Леонидовна. Господи, да что случилось? Ты мне по телефону ничего толком не

объяснила.

Саша. Увы, Римма Леонидовна, влетит мне от Игоря, но иначе поступить мне было нельзя. У

него вышел конфликт с учительницей истории. Ему бы сразу извиниться, но он полез в

бутылку, и разбирательство проходило в кабинете директора. Мало того, его могут еще

вызвать и на педсовет.

Римма Леонидовна. Так, понятно, и где сейчас этот Че Гевара?

Саша. Да там он, под лестницей, сидит, Римма Леонидовна, только меня ему не сдавайте.

Римма Леонидовна. Саша, я могила!

Мизансцена седьмая.

Подходит Игорь.

Римма Леонидовна. Привет, сынок! Как дела? Мне позвонили, и вот я второй раз за десять

лет пришла в школу. Никогда проблем не было, а тут сразу возможен вызов на

педсовет. Твоя версия событий?

Игорь. Кто позвонил?

Саша. Я позвонила!

Рима Леонидовн. А как же могила?

Саша. А, ладно!

Игорь. Вот сорока – белобока! Мама, кто не был молод, тот не был глуп. Я принес себя в

жертву истине. Вспылил, был не прав. Но теперь отступать было бы нелогично.

Римма Леонидовна. Внешне выглядит литературно красиво, но тебя не смущает, что до

выпускных экзаменов осталось всего три с половиной месяца?

Игорь. Про молодую глупость я тебе уже сказал, но теперь я не сам по себе, а представляю

миссию.

Римма Леонидовна . Послушай, миссионер, ты понимаешь, что тебя просто вышвырнут из

школы и ты пойдешь собакам хвосты крутить?

Игорь. Похоже, что так. Но я уже сказал Аз и дойду до Ятя.

Римма Леонидовна. Игорек, ты знаешь, я квочкой никогда не была и растила тебя без

папеньки в надежде, что ты станешь настоящим мужиком. Я и сейчас не пойду

«подставлять груди под обрэз», защищая тебя, но твоя старушка будет в печали,

потому что ничего хорошего она от этой истории не ждет. Пойми, в твоей взрослой жизни меня не будет рядом, но я на твоей стороне всегда и во всем. Удачи тебе, мой мальчик.

(целует Игоря в лоб).

Мизансцена восьмая.

Встречаются два педагога, пожилой учитель географии, Николай Карлович, с глобусом в руках, навстречу ему идет молодой учитель физкультуры, Иван Александрович, в спортивном костюме и с классным журналом под мышкой.

Иван Александрович. Здравствуйте, Николай Карлович.

Николай Карлович. Здравствуйте, Иван Александрович. Вы не могли бы уделить мне

минуточку времени? У меня к вам серьезное дело.

Иван Александрович. Да, конечно, я только отнесу журнал в учительскую, и я к вашим

услугам.

Учитель относит журнал и возвращается к Николаю Карловичу, подойдя сзади, водит указательным пальцем по глобусу и спрашивает: «Где у нас случилось?»

Николай Карлович. Видите ли, Ванечка… Можно мне вас так называть?

Иван Александрович. Николай Карлович, вам можно все и даже немножко больше.

Николай Карлович. Благодарю. Я сразу к делу: вы человек новый, трудитесь в нашей

Школе первый месяц, еще не во всем разобрались. Так вот: работа педагога

предполагает колоссальную психофизическую нагрузку, и в конце карьеры учитель

просто выгорает психологически. У него пропадает интерес к работе, становится

тусклым взгляд. Ведь как сказал поэт: « Сколько красивых женщин выцвело в пошлых

дур!».Впрочем, мужчин никак не меньше.

Иван Александрович, это мое личное географическое открытие. (Николай Карлович

театральным жестом картинно раскрывает глобус по экватору, а в нем находится

бутылка коньяка, две стопки и небольшой пакет с закуской).

Иван Александрович. Уважаемый Николай Карлович, на что вы толкаете молодое поколение

в моем лице!

Николай Карлович. Со стрессом необходимо вести непримиримую борьбу. Я предлагаю вам

вступить в мою концессию и ставлю вас перед фактом отметить это дело.

Иван Александрович. Николай Карлович, давайте так: вы будете пить, а я закусывать.

Николай Карлович. Нет, это будет профанацией идеи, мой юный друг.

Иван Александрович. Но ведь будет запах, а у нас сейчас педсовет!

Николай Карлович. Держитесь меня, не пропадете. Все предусмотрено. По окончании

уничтожения стресса мы разгрызем кофейные зерна, которые напрочь убивают амбрэ.

Иван Александрович. Ну разве что в качестве эксперимента…. А я - то думаю, отчего ваш

глобус всегда так вкусно пахнет жареным цыпленком, а вы источаете аромат владельца

кофейни?

Уходят.

Мизансцена девятая.

Из кулисы в кулису идет опытная учительница математики Капитолина Николаевна. Ее догоняет молодая учительница математики Яна Юрьевна.

Яна Юрьевна. День добрый, Капитолина Николаевна, рада вас видеть.

Капитолина Николаевна. Взаимно, Яна Юрьевна!

Яна Юрьевна. Как поживаете, как здоровье?

Капитолина Николаевна. Ну что тебе сказать? Симулирую бодрость.

Обе смеются.

Яна Юрьевна. Давно хотела с вами поговорить, спросить совета.

Капитолина Николаевна. Звучит как устная челобитная. Если в моих силах – помогу.

Яна Юрьевна. У меня не клеится работа.

Капитолина Николаевна. В чем это выражается? Какое объяснение этому ты даешь сама?

Яна Юрьевна. На уроках ребята мне открыто говорят, что мое объяснение материала им не-

понятно, а вот когда вы у них преподавали, то им было все понятно. Капитолина

Николаевна, ведь я прилежно готовлюсь, мне кажется, я вовсе не тупая, закончила

университет с красным дипломом, а вот результаты….

Капитолина Николаевна. Ответить мне непросто по одной причине: я не хочу тебя обидеть.

Яна Юрьевна. Я постараюсь понять, ведь красный диплом все-таки.

Капиталина Николаевна. Яночка, секрета никакого нет. Все предельно просто. Не сочти за

мораль, но надо любить детей, а остальное все – имена прилагательные.

Если хочешь добиться чего-то стоящего в жизни, то делай все с любовью. Я знаю тебя

больше десятка лет и, глядя на тебя со стороны, вижу, что ты ходишь постоянно

печальная, глаза у тебя пустые. Ребята, с которыми я общаюсь без всякой цели

вызвать их на откровенность, говорят, что у тебя на уроках скучно, ты злишься, если

тебя не могут понять.

Яна Юрьевна. Но ведь я-то в школе хватала все на лету, прилежно выполняла домашние

задания, на уроках не бузила и уроков не пропускала. Почему я ничего себе этого не

позволяла, а большинство из них себя так ведет? У меня это просто бешенство

вызывает.

Капитолина Николаевна. Вот, милочка, здесь собака и порылась. Тебе необходимо осознать

суть самой фигуры педагога. Детей нельзя делить на категории. Да, есть, что

называется, по – пьяни зачатые, растущие в неполных семьях и, вообще, не очень

одаренные от природы. Но. Яна, учитель – это звание духовное. Каждое утро ты идешь

не на работу, а, прости за пафос, на служение. Ты, наверное, слышала, что существует

спортивный вид борьбы айкидо. В ней используется сила и энергия противника. Мне

нравятся ребята подвижные, непоседливые, я даю выход их энергии с помощью игр,

шуток, всячески раскрепощаю их психологически. Математика категорически не

приемлет зубрешки. Я запрещаю заучивать формулы наизусть, их надо

не заучивать, а выводить самостоятельно. Кроме того, я с детьми в одной команде,

они не боятся меня, могут сказать мне, что у меня не в порядке прическа, что

сегодняшнее платье мне не идет. Я не только не обижаюсь на них, а с хохотом

советуюсь с ними, какое платье мне завтра надеть. Уловила разницу?

Яна Юрьевна. Буду думать.

Капитолина Николаевна. Подумай, подумай. А как у тебя дела на личном фронте? Ведь они

тоже влияют на учебный процесс.

Яна Юрьевна. На личном фронте, Капиталина Николаевна, без перемен, никто за мной не

бегает с предложением руки, сердца и прилегающих частей.

Капитолина Николаевна. Яночка, поверь моему опыту, если хочешь, чтобы за тобой бегали-

убегай. Глядишь, кто-нибудь да догонит. Только беги не очень быстро!

Яна Юрьевна. Спасибо, Капитолина Николаевна. Я возьму этот метод на вооружение. (Смеются, уходят)

Мизансцена десятая.

Из кулисы выходят Николай Карлович и Иван Александрович в приподнятом настроении.

Николай Карлович. Вы знаете, как у нас называют день педсовета?

Иван Александрович. Как?

Николай Карлович. Сексуальный день.

Иван Александрович. Почему?

Николай Карлович. Нас упражняют в партере, а мы вместе крепчаем! (смеются)

Николай Карлович. Вот это, Иван, наша достопримечательность – школьная «стена смеха». В Иерусалиме «стена Плача», а у нас «стена смеха»!

Иван Александрович. Интересно, интересно.

Николай Карлович. Это уже третий выпуск. Когда вышел первый, ребятам было разрешено

писать все, что угодно, без всякой цензуры, с единственным условием обходиться

без слов тюркского происхождения. Возможность самовыражения была воспринята с

восторгом. Почти все надписи были исполнены озорства и эротизма ,типа, «Васян-

половой гигант!» Но уже во втором номере таких перлов стало заметно меньше.

Появились лирические стихи, деловые предложения по существу школьной жизни,

предприимчивые репетиторы поместили свою рекламу. Ребятам быстро наскучил

вульгарный эпатаж. Образовалась инициативная группа, которая систематизировала

следующий выпуск. Теперь, как видите, площадь «стены смеха» разлинована и

разбита на разделы: обращения к дирекции школы, обращения к учителям, ход

подготовки к ОГЭ и ЕГЭ, ( без смеха), школьная « Авито», культурная жизнь,

спортивная жизнь, юмористический раздел и «территория свободы»,

где можно писать все, что угодно. Как видите, разделы не пустуют.

Иван Александрович. Потрясающе! Что называется, демократия в действии. Николай

Карлович, не кажется ли вам, что эта вакханалия с ОГЭ и ЕГЭ стала какой – то

самоцелью для нашего образования?

Николай Карлович. Нет, это не бездумная охота за пятерками. Знаете ли вы, по

свидетельству профессуры университетов многих городов, уровень подготовки

абитуриентов за последние годы значительно вырос как раз именно благодаря ЕГЭ

и ОГЭ.

Иван Александрович. Меня с давних пор занимает вопрос о несоответствии школьного мира,

где 80, а то и 90 процентов педагогов – женщины. Их воспитательное воздействие на

мальчиков и юношей исключительно и естественно женское. А ведь за порогом

школы их ждет жесткая, грубая, мужская конкурентная среда. На этом пороге жизни,

встречая проблемы незнакомого типа, ребята несут колоссальные психологические

потери. Ведь вчерашним мальчикам надо становиться солдатами, дальнобойщиками,

шахтерами, лесорубами. Ведь не все идут в официанты и массажисты дамских

салонов.

Николай Карлович. На этот вопрос ответ простой: надо нам платить больше,и мужики

косяком пойдут в школу.

Иван Александрович. Может, государство поищет ресурсы где-нибудь в офшорных зонах?

Николай Карлович. Тайна сие великая есть! ( Уходят в учительскую)

Мизансцена одиннадцатая.

Учительская постепенно наполняется педагогами, они обмениваются впечатлениями о дне текущем. Вера Ивановна Козарева, преподаватель химии, садится за один стол с Юлией Михайловной Берестовой, учителем биологии. Молодые женщины обмениваются шутками из школьной жизни, записанными у них в телефонах. Это забавные ляпы из школьных сочинений.

Вера Ивановна Козарева. Юленька, я сегодня скачала из интернета забавные ляпы из

школьных сочинений. Вот послушай: «Кругом было тихо, как будто все вымерли…

Какая красота!», « Его глаза с нежностью смотрели друг на друга».

Юлия Михайловна. У меня такого добра тоже немерено. Например: «Суворов был

настоящим мужчиной и спал с простыми солдатами», « Декабристы накопили

большую потенцию и излили ее на Сенатскую площадь».

Вера Ивановна Козарева. «Поэты XIX века были легкоранимыми людьми, их часто

убивали», « Машинист поезда и сам не мог толком объяснить, как очутился на Анне

Карениной».

Юлия Михайловна. « Шелковистые, белокурые локоны выбивались из-под кружевного

фартука», « Богдан Хмельницкий послал русскому царю телеграмму».

Вера Ивановна Козарева. « Председатель так взял доярок за живое, что надой молока сразу

увеличился», « Раскольников проснулся и сладко потянулся за топором».

В учительскую, случайно встретившись в коридоре, заходят Кустинская и Игорь под звуки марша «Тореадор, смелее в бой ».

Слово берет директор, Илья Ильич Медведев.

Илья Ильич. Добрый день. Коллеги, мы собрались с вами на плановый педагогический совет,

но жизнь предлагает неожиданные сюжеты, и наша рутинная повестка

будет дополнена пунктом необычным. Настолько необычным, что

основную повестку можно поручить нашим опытным завучам. А

мы с вами поговорим о взаимоотношениях учеников и учителей. Я

предлагаю остановиться нам в текучке повседневной жизни, посмотреть

на себя, на свою профессию, на предмет нашей повседневной и неустанной

заботы - на наших учеников. Сегодня на первом уроке возник конфликт

между учителем истории Кустинской Марией Яковлевной и

учеником 11 «В» класса Игорем Осадовым. По традиции российского Военно-

морского флота на рабочих совещаниях первое слово предоставляется нижним

чинам. Сегодня в нашей кают компании самый нижний чин – ученик Осадов. Тебе

слово, Игорь.

Игорь. Спасибо, Илья Ильич. Испытываю ли я волнение? Конечно, и еще какое! Я

никогда не говорил в такой аудитории, но, видимо, пришло время, и я им намерен

воспользоваться сполна. Я, конечно, ученик далеко не идеальный.

Илья Ильич. Игорь, у идеальных учеников есть один существенный недостаток: они не

существуют! ( смеется). Продолжай, пожалуйста.

Игорь. В чем суть сегодняшнего скандала? И до него мне было понятно, что я

малосимпатичен Марии Яковлевне. Мне довелось учиться в

нескольких школах, и я могу сравнивать преподавание там и здесь. На уроках

истории в других школах мы писали конспекты, как в институте, учителя

устраивали дискуссии, предлагая защищать позиции противоборствующих в

войнах стран, сторон в революциях, приносили на уроки то

чугунный утюг, то примус, то абажур, то старинное платье из бабушкиного

сундука. Мы вели словари местечковых слов. Когда я попытался рассказать об

этом Марии Яковлевне, она агрессивно возмутилась:«Зачем это»!

Сегодня за безобидную фразу она выставила меня из класса. Главный метод

историка Кустинской- читайте от фонарика до фонарика ,я вас спрошу. Ощутите

разницу! И кто мне объяснит, где и в чем мои нарушения?

Илья Ильич. Это точка зрения ученика и его видение ситуации. Мария Яковлевна, что вы

можете сказать по этому поводу?

Кустинская. А то, что такого наглого поведения ученика, неуважения к учителю, я не

встречала за 30 лет работы в школе.

Илья Ильич. Как вы оцениваете скандал по форме? И какие у вас возражения по содержанию

конфликта?

Кустинская. За годы работы я выпустила ни одну тысячу ребят, и многие из них поступили в

гуманитарные ВУЗы.

И тут слово берет Николай Карлович. Его пытается удержать сидящий рядом Иван

Александрович.

Николай Карлович. Илья Ильич, позвольте мне сказать пару слов. Как вы знаете, в истории

нашей школы есть фантастически удачный выпуск – выпуск 1954 года, из которого

вышли губернатор края, академик, ректор вуза, заслуженный врач, три доктора

наук. И далее, на десятилетия – ти-ши-на. Мне думается, это просто генетический

выброс. Если мы отмотаем назад два поколения, то попадем в дореволюционный

мирный период. Сдается мне, что часто во взрослой жизни ученики достигают чего-

то значительного не благодаря нам, а вопреки всем преградам и трудностям.

Кустинская. Так вы хотите сказать, что я все тридцать лет ходила в школу напрасно?

Николай Карлович. Выводы для себя самой сделайте сами. Я лишь указал всем

присутствующим на реальные факты.

Кустинская. Ну, знаете ли, это возмутительно! Я не могу здесь больше находиться.

Илья Ильич. Вам не стоит спешить с уходом, мы только начали разговор.

Кустинская. Нет, Илья Ильич, сегодня не мой день, а вот этого попрыгунчика. ( Указывает на Игоря).

Игорь. Этот день и я не могу назвать своим праздником.

Мизансцена двенадцатая Кустинская выходит в вестибюль под марш из оперы «Аида». Музыка замедляется, как при выключенном проигрывателе пластинок. И здесь ее воинственность пропадает, она «сдувается», встречается с уборщицей Маней. Та идет с ведром и шваброй. Женщины останавливаются у кнопки для подачи звонков, где стоят стол и два стула. Обе присаживаются.

Кустинская. Привет, Маня!

Маня, День добрый, Мария Яковлевна!

Кустинская. У тебя закурить не найдется?

Маня. Да Бог с тобой, ты же знаешь, я не курю.

Кустинская. Как и ты знаешь, я тоже не курю.

Маня. Да что стряслось- то? Ты с педсовета ушла? Илья нахлобучил?

Кустинская. Да если бы, а то этот выскочка, этот выпендрежник, этот хам трамвайный!

Маня. Да кто ж это, мама дорогая?

Кустинская. А я что, не сказала?

Маня. Нет, не сказала.

Кустинская. Дожилась я, Маня, ученик Осадов, будь он неладен, из 11 «В».

Маня. Что же случилось, я в толк не возьму?

Кустинская. Он при всем честном педсовете заявил, что я устарела, что я плохо учу, что нет

во мне искры Божьей!

Маня. Ах, батюшки - светы. Тебе может накапать 50 грамм, у меня водка есть, от новогоднего

банкета осталось немного. Что, прямо так и сказал?

Кустинская. Так, не так, но смысл тот. Видишь ли, Маня, если ты не акула, то ты, Маня-

корм. Сегодня я оказалась не акулой. Я сегодня добыча, Маня! Эх, ты же знаешь, как

мне все тяжело давалось: и в институт поступила с третьего раза, и училась заочно, и

сына одна растила. Мужей у нас с тобой не было, так, попадались залеточки –

командиры, командировочные.

Маня. Где вы, наши весенние годочки, мы с детства с тобой вместе. Ты помнишь, как на танцах объявляли: « Друзья заказали песню для двух

подружек по имени Маня в исполнении шведской группы « АББА» « Мани , мани,

мани», и мы плясали, как две счастливые дурочки. Ты вот стала учительницей, а я до

сих пор вальсирую, только уже со шваброй.

Кустинская. Где-то я, наверное, фишку учительской работы промухала, если ученик мной

недоволен.

Маня. Да будет тебе, обойдется все. Ну, что же теперь с тобой будет?

Кустинская. Ну что будет? Буду так же работать, выживать до пенсии. А потом займусь

выращиванием цветочков, вязать шапочки для зим.

Маня. А что, не худший вариант!

Кустинская( встает). Не худший, не худший, Маня. Лучший уже не для нас с тобой. (Уходит)

Маня (печально обнимает швабру). А и то правда…

Мизансцена тринадцатая.

Игорь. Илья Ильич, мне не нужны унижения педагогов, но я уже перешел, так сказать,

Рубикон и хорошо понимаю, что мне в этой школе уже не учиться. Разговор этот для

меня прощальный. Я пойду собакам хвосты крутить или устроюсь до армейки куда-

нибудь на работу. А на прощание я все-таки скажу, что я о вас всех думаю.

Валентина Ивановна. Да что тут происходит? С каких это пор ученики дают оценки

учителям? Его надо вообще отвести в РУНО и выгнать из школы с волчьим билетом.

Игорь. Благодарю вас, добрейшая Валентина Ивановна! Но только и там я не постесняюсь

сказать то, что говорю вам здесь.

Валентина Ивановна. Посмотрите на него, якобинец выискался!

Игорь. Да, да, Валентина Ивановна, расскажу, как вы ведете в кавычках уроки, посвящаете

все свое рабочее время разговорам о музыке с девочками с первой парты , о моде, о

цветочках в горшочках, а на экзаменах спрашиваете с пристрастием, как Малюта

Скуратов! Да и не одна вы такая. Наш военрук, Виктор Петрович, он же по

совместительству физрук, не возил команды школы ни на одно районное

соревнование. Мы самостоятельно добирались на общественном транспорте. Как вы

думаете, Виктор Петрович, какие места мы занимали на соревнованиях? Без мудрых

советов, без единой формы?

Виктор Петрович. Команды думать не было! Илья Ильич, не дайте соврать: у нас с вами

договоренность, что выходные дни я могу посвятить подработкам. У меня семья,

вскорости ждем второго ребенка, семья кушать просит, а на учительскую зарплату

сильно не разгонишься. Я веду две специализации: НВП и физру. А за классное

руководство любимое государство отваливает мне целую тыщу! Вот сейчас к нам в

школу пришел Иван Александрович, он и будет заниматься районными

соревнованиями. Я ответил на вашу претензию, мистер Осадов?

Игорь. О да, Виктор Петрович. Но ведь это еще не все. По другим предметам большинство

учеников воспринимают материал по принципу: услышал - не значит понял! Я не

самый лучший ученик, Вера Ивановна, но, наверное, не самый тупой. За несколько

лет занятий химией я не решил самостоятельно ни одного химического уравнения.

Знаю лишь о существовании реакции серебряного зеркала, и то понаслышке. Мной

действительно уважаемая преподаватель по литературе, Нина Федоровна,

может объяснить мне, неразумному, как можно просто прочитать многотомные

произведения классиков, разобраться во множестве повествовательных линий, в

устремлениях и интересах десятков героев да еще и выразить свое «просвещенное»

мнение в сочинениях и рефератах? Сейчас у меня в голове невообразимая каша.

Честно признаюсь вам, последнее сочинение я списал из интернета, и вы мне

поставили тройку. Должен вам сообщить, что вы поставили тройку академику

Лихачеву!

Валентина Ивановна. Его послушать, так все мы тут серенькие никчемности. Нет, Илья Ильич, все-таки надо его отвезти в УО.

Игорь. Погодите, Валентина Ивановна, я еще не все сказал. Вот английский, Вера

Александровна, я учу пятый год, а кроме « бегин, бегэн, беган, , я ничего не знаю. Как

–то в аэропорту пытался объясниться с иностранцами, но потерпел полный крах. Ни

они меня не поняли, ни я их. И вот скажите мне на милость, зачем я хожу в это здание

уже одиннадцатый год? Для че-го! Ответ на этот вопрос только один: для получения

аттестата так называемой зрелости.

Валентина Ивановна. Да закончится это когда – нибудь? Тебя послушаешь, тут все учителя--

полные бездарности, серости и никчемности!

Половина учителей встает. Крики: «Чудовищно! Если он сейчас же не уйдет отсюда, то уйдем мы!» и т.д.

Илья Ильич. Коллеги, прошу всех успокоиться. Присядьте, пожалуйста.

Игорь. Нет, не все. Преподаватель музыки, например, Сергей Александрович – это хай-класс! Одет всегда так, как будто ему на эстраду выходить. Играет на нескольких инструментах,

на уроках прививает хороший вкус к песенной классике, помогает ребятам в

подготовке школьных вечеров.

Мизансцена четырнадцатая.

В учительскую входит Сергей Александрович.

Сергей Александрович. Прошу великодушно меня извинить, задержался на репетиции

школьного вечера.

Илья Ильич. Да, Сергей Александрович, проходите, легки на помине, только сейчас о вас

говорили.

Сергей Александрович. Интересно, чем же это я тут провинился?

Илья Ильич. Как раз наоборот, тут ученик Игорь Осадов выражал симпатию к вам по поводу

вашей отличной работы. Говорил, что вы активно пропагандируете песенную

классику.

Сергей Александрович. Да, идет неравная борьба за умы молодежи. Кстати, если это

уважаемой аудитории интересно, я могу показать один из моих приемов убеждения.

Илья Ильич. Сделайте одолжение, покажите.

Сергей Александрович берет с полки плейер.

Сергей Александрович. Я показываю ребятам, что есть глупости и безвкусица на нашей

эстраде. Эстрадный идол, к примеру, романтичная певица Земфира, выражает свои

чувства к любимому такими словами: « Хочешь, я убью соседей, что

мешают тебе спать». Другой нежный романтик. Бутусов, выражает свою рыцарскую

преданность в таком виде: « Я хочу, чтобы дом твой сгорел, а я тебя спасу».

Зажигательно, правда? В школьном учебнике в качестве светоча молодежной

культуры утвержден солист группы « Мумий Троль» Илья Лабутенко, исполнительская

манера которого рождает у каждого нарколога желание выписать ему длинный

рецепт. Лучезарная Лариса Долина в порыве страсти изрекает следующее: «Накричи

на меня, изнасилуй, просто дурой меня назови» .Вечно молодая Ирина Аллегрова

желает всем бабушкам непреходящей молодости и сексуального азарта:« Бабушка по

имени хочу» или же: «Войди в меня,войди в мои сны». А вечно ищущая Алла

Борисовна исследует быт социальных низов: «За монетку, за таблеточку, сняли нашу

малолеточку». Тотальное ог-луп-ле-ни-е, господа!

(Звучат музыкальные цитаты из песен выше обозначенных исполнителей.)

Мизансцена пятнадцатая.

В учительской появляется Антон Сергеевич Сурьмин, врио зав. УО.

Антон Сергеевич. Никого никуда не надо выгонять, никого не надо никуда вести, РУНО

само приехало к вам.Здравствуйте, коллеги, меня зовут Антон Сергеевич Сурьмин. Я,

как некоторые из вас знают, вступил в должность врио зав. УО вместо заболевшего

предшественника. По образованию я химик, фамилия у меня тоже химическая-

Сурьмин. Сурьма - это соединение самого широкого применения от производства

подшипников до косметики. Как вы понимаете, с помощью нехитрых приемчиков я

пытаюсь понизить эмоциональный градус и уровень агрессии в вашем разговоре. Мне

думается, сегодняшняя дискуссия полезна для обеих сторон: для учителей школы и

для этого смелого ученика, который, как мне кажется, может выражать мнение и

других учеников. Нужно не огорчаться, а ценить возможность узнать откровенное

мнение от наших подопечных. Ведь от взаимного понимания зависит образовательный

успех. Надеюсь, я не сильно нарушил корпоративный этикет, когда15 минут простоял у

открытой двери и услыхал суть вашей полемики. Меня пригласил ваш директор.

Открою маленький секрет: мы вместе учились в институте. Спасибо, Илья Ильич.

Уважаемые коллеги, я думаю, что нам надо сейчас поблагодарить Игоря за

откровенное выражение своего мнения о работе части педагогического коллектива.

Илья Ильич, я думаю, Игорю стоит отдохнуть где - нибудь неподалеку, пока мы тут

будем держать педсовет. Ты пойми, Игорь, что ничего страшного здесь не произошло.

Позже мы тебя позовем. (Игорь уходит).

Мизансцена шестнадцатая

Девочка и мальчик несут гитару.

Игорь. Стоять, мальки! Гитару! ( Игорь исполняет песню)

« Разговор с маленьким принцем»

Маленький принц, на какой из планет

Ты весело машешь новой метлой?

Вот бы ты сел на одну из комет

Да и примчался падучей звездой!

Тут на земле так востребован дворник,

Некому вымести сор из умов.

Нужен юный прилежный садовник,

Чтоб сорняки извести из садов.

Нам ли не жить без сучка и заноз,

Нам ли не петь, не срываясь в фальцет.

Если б не вечный хмельной передоз,

Если б в тоннеле забрезжил рассвет!
 В океане пустых болтологий

Тонет всякий душевный порыв.

Я хочу, чтобы всякий двуногий

Жил бы по совести, честь не забыв.

В небе парит флагокрылый орел,

Ему непонятна жизнь городов.

Кто нацепил там чужой ореол,

Кто из бескрылых наместник Богов?!

Экзюпери фантазийный герой,

Маленький принц, где твой сказочный свет?

Ты не примчишься навстречу со мной.

Маленький принц, тебя, кажется, нет….

Мизансцена семнадцатая

Антон Сергеевич (иронично). Теперь, когда возмутитель спокойствия уже не вызывает

ничьего раздражения, давайте поговорим спокойно. Кто не был молод, тот не был

горяч, и, наряду со справедливыми упреками, юношеский максимализм не позволил

дать объективной оценки. Да, уважаемые педагоги, особенность нынешнего времени

такова, что ученики сильно отличаются от тех, что были еще несколько лет назад, и

уже они могут ставить оценки учителям. Я думаю, каждому из вас предстоят личные

беседы с Ильей Ильичом, и я не стану отнимать у него директорский хлеб. От себя

скажу. что мы с вами плывем в одной лодке, и мне не надо объяснять, какая на

учителе лежит тяжелая нагрузка: и изматывающая работа по сорок часов в неделю, и

по восемь конспектов уроков в день, и проверка тетрадей, и внеклассная работа при

очень- очень низкой зарплате. А ведь есть еще и семейные проблемы, которые никто

не в состоянии отменить. Словом, я в теме, уважаемые коллеги, но сегодняшний

конфликт с учеником не может не заставить нас задуматься, как мы существуем

в этом мире.

Вера Ивановн. Так что, Антон Сергеевич, кто мы тогда такие, если любой ученик будет

говорить с нами на равных?

Антон Сергеевич. Да, видимо, пришло время нам с вами обмозговать, что же происходит с

нашим народным образованием, что происходит конкретно в вашей школе.

Николай Карлович. А происходит то, что роль учителя стремительно скукоживается, как

шагреневая кожа. Уже министр может нам предписать, что кофе – это « оно Иван Александрович шутливо подносит кофейные зерна Николаю Карловичу.

Николай Карлович. Спасибо, коллега, кофе – это оно. Что мы уже не учителя, наставники,

воспитатели, а говорящее, бездушное приложение к школьным программам. Мы

уже не учим, не воспитываем, а оказываем информационные услуги.

И даже не передаем информацию, а указываем источник, где ее можно найти.

Илья Ильич. Да, это крайне удручающая ситуация, коллеги, ведь школа – это центральное

место в обществе, где накоплены сокровища классических гуманитарных знаний,

школа – это и идеологическое учреждение.

Виктор Петрович. А сейчас идеологии никакой нет. Нет никакой национальной идеи.

Николай Карлович (взрываясь). Да какая вам национальная идея нужна! У нас есть

колоссальная территория с несметными полезными ископаемыми, у нас есть

народонаселение, у нас есть мощное государство, мощная армия. Надо, чтобы народ

жил в добром здравии и благополучии – вот и вся национальная идея.

Илья Ильич. Да, у нас министерство образования отозвало функции наставников и

воспитателей. А Герман Греф договорился до того, что нашей стране не нужно много

образованных людей!

Николай Карлович. Ну, действительно, кто привьет ребенку гуманность, патриотизм,

этические нормы? Уж не папаша ли, пропивающий половину двадцатитысячной

зарплаты, говорящий лишь только на чисто матерном языке, или замордованная

проблемами, оплывшая на вермишели « Доширак» мамаша! Нет, нет и еще раз нет!

Только мы, педагоги, в первую голову можем привить детям эти качества!

Нина Федоровна. Кстати, о языке: до двадцатого века базовая лексика менялась за тысячу

лет на пять процентов, в наше время все протекает гораздо быстрее. Только за год

пандемии, родилось более 400 неологизмов. К примеру, людей, не носящих маски,

называют голомордыми , самоизоляция – сидение в « жоперти», диванные

вирусологи, ковидиот- тот, кто скупает тонны туалетной бумаги и гречку, генеральная

уборка- расхламинго. За семейным обедом отцы и дети перестали разговаривать,

потому что они живут в разных технологических и языковых средах.

Нина Федоровна обращается к Ивану Александровичу.

Нина Федоровна. Иван Александрович, вот вы человек молодой. Скажите, вы с компьютером

на ты или на вы?

Иван Александрович (отвечает). Не профессор, конечно, но и не чайник. А почему вы

спросили?

Нина Федоровна. Стало быть, вы знаете компьютерный молодежный сленг.

Иван Александрович. Ну, в общем, да.

Нина Федоровна. Вы поможете мне перевести несколько фраз с русского языка на язык

компьютерный?

Иван Александрович (со смехом). Попытаюсь.

Нина Федоровна. Увеличение.

Иван Александрович. Пролонгация.

Нина Федоровна. Содержание.

Иван Александрович. Контент.

Нина Федоровна. Начала текста.

Иван Александрович. Морды.

Нина Федоровна. Зависит от базы данных.

Иван Александрович. Банера.

Нина Федоровна. И содержания других разделов.

Иван Александрович. И других чатов..

Когда Нина Федоровна начала говорить, Александр Иванович записал сказанное ею

на листке.

Нина Федоровна. Полный текст: увеличение содержания начала текста зависит от базы

данных и содержания других разделов. Ну, что у нас получилось?

Иван Александрович. Пролонгация контента морды от банера и других чатов.

Нина Федоровн. Комментарии, по- моему, излишни.

Николай Карлович (взрывается). Да как излишне! Идет не только англизация из каждого

утюга, но и дебилизация. Не так давно на радио закрылась передача, которая

существовала десять лет,

под названием « Курилка, дурилка, в здоровье – вампирка» . Она давала концерты

по заявкам. Вообразите: гвардии сержант спецназа ГРУ просит поздравить свою

маму, Светлану Павловну, и поставить песню « Мама, снова курю, мама».

Нормально?

Нина Федоровна. А вы говорите- Наташа Ростова, а вы говорите- князь Мышкин!

К этому добавьте историческую конъюнктуру, ведь история

– это политика, обращенная в прошлое. Всякая новая эпоха объявляет всю

предыдущую историю ошибочной. Скажем, последние труды историка Евгения Панасенкова

аргументированно доказывают, что Наполеон – выдающийся государственник,

великий полководец, что все его военные походы – лишь ответы на внешние угрозы

Франции, а не собственная агрессия. До 1812 года Россия несколько раз нападала на

французские пределы, заметьте, не на территории России! Причем, Кутузов Михаил

Илларионович проиграл Наполеону во всех прямых боестолкновениях. Да и Москву

подожгли не французы, а московский градоначальник Растопчин. Кто из вас слышал

о том, что Барклай де Толли и Кутузов, отступая из Москвы, оставили в ней 20000

раненых русских солдат, которые сгорели в огне заживо, и стратегию отхода из

Москвы русской армии во имя общей победы придумал не Кутузов, а маршал

Бернадот, предавший Наполеона, а предложил ее на совете в Филях Барклай де

Толли. А сам Михайла Илларионович был ленивым, безынициативным

корыстолюбцем и карьеристом. Как вы понимаете, эти сведения разрушают всю

ценностную систему романа Толстого « Война и мир». Я уже сама не понимаю, кому

и что я преподаю.…А ведь значение языка в современном мире невозможно

переоценить. Если люди не могут договориться, как правильно говорить «пиво» или

« пыво», то слово берут пушки. Все прекрасно знают, чем закончился этот спор на

Украине…

Антон Сергеевич. Много и горячо уважаемая Нина Федоровна, призываю вас и всех

присутствующих вспомнить о том, что все мы с вами ставленники государства и

обязаны по должности и призванию защищать интересы государства. Если кто - то

думает иначе, то он занимает не свое место. Существуют два взгляда на вещи: один

из них – взгляд обывательский, поверхностный и чаще всего безответственный и

вульгарный. А второй – ясный, четкий, государственнический. Давайте представим

себе, что мы наблюдаем документальные кадры сталинской хроники. Во время

первомайской демонстрации на трибуне Мавзолея шеренгой стоят руководители

партии и правительства. Что видит обыватель, мысленно комментируя: вот Михаил

Иванович Калинин, всесоюзный староста, козел бородатый, девочек физкультурниц

обожал. А вот Лаврентий Павлович Берия, тоже сластена по женской части. А это

что за лысая задница с ушами? Так это Никитка, который забодал рабочий класс!

Т-а-а-к, а это Жора Малинков. Во ряху наел, сталинский лизоблюд! Ну, Сталин –

это понятно… А вот толстолобик курносый, Слава Молотов, собственную жену в

ссылку отправил. Дальше: Микоян, козлопас армянский. Во в правительство залез!

Клим Ворошилов: это тот, который проваливал любое дело, какое ни поручали.

Тупарь, блин! Буденный Семен Михайлович – единственный порядочный,

достойный человек, имел шесть Георгиевских крестов, восемь орденов Ленина,

шесть орденов боевого Красного знамени. Сталин за красивые глаза награды не

рассыпал. Значит, Семен Михайлович действительно совершал реальные подвиги!

Что на это может ответить сознательный государственник? Если все так, как сказал

обыватель, то кто тогда руководил строительством сотен городов, трех тысяч

заводов и фабрик, кто заложил основы сельскохозяйственной индустрии? Кто

привел темное, невежественное население к стопроцентной грамотности? Кто

привел страну к победе в величайшей из войн? Кто способствовал скорейшему

восстановлению народного хозяйства после войны? Кто руководил созданием

ядерного щита? Кто сделал Советский Союз первой космической державой? Ответ

на такие многочисленные вопросы простой: именно эти самые, несомненно

талантливые люди, десятилетиями работавшие на износ, спавшие иногда по три –

четыре часа в сутки.

Вот такие, Нина Федоровна, разные углы зрения!

В вашем историческом экскурсе было сказано: Кутузов – такой – сякой, вон какой, а

человек большую часть жизни провел в военных походах, участвовал в более

пятидесяти сражениях и, конечно, к закату жизни пришел к физическому

одряхлению. Перед Бородинском сражением был не в состоянии объехать

расположение войск, но это сделал начальник штаба армии. В должности

главнокомандующего на совете в Филях, близ Москвы, только он имел юридическое

право принятия окончательного решения,и он, несмотря на несогласие своих

генералов, это решение оставить Москву принял. Мало кто знает, что, по

свидетельству адъютанта, Михаил Илларионович после совета горько рыдал в своей

комнате. На войне часто возникают трудности непреодолимой тяжести.

Соотношение сил армии Наполеона и русской армии было значительно больше в

пользу французов и, действительно, Москва была сожжена командой русских

солдат - поджигателей. Действительно, в огне сгорели от двух до двадцати тысяч

раненых русских солдат, которых не успели вывезти за город. Во время

Сталинградской битвы Сталин приказал не эвакуировать 250 000 мирных жителей.

Все коммуникации были отданы для военных перевозок. Иначе невозможно было

отстоять Сталинград! После битвы в живых осталось, дай Бог, если сорок тысяч

горожан.

Так что, уважаемые коллеги, школа не полемическая площадка, а институт

консервативный, здесь возможны только однозначные оценки. Наши выпускники

должны выходить с сознанием того, что наша страна самая прекрасная в мире,

наше государство самое справедливое, а наша история самая доблестная! Для

уверенного стабильного существования нашего государства и титульного этноса на

нашей огромной территории должно проживать 500 млн. человек, поэтому

критически необходимо утверждать семейные ценности. Мы существуем целое

тысячелетие в недружественном окружении.

Нина Федоровна, вам надо успокоиться, а на летних каникулах где-нибудь в

тенистом парке на скамеечке привести свои мысли в порядок, найти гармонию в

душе, а первого сентября прийти в школу полной сил и с желанием работать на

платформе четкой государственной позиции.

Николай Карлович. Антон Сергеевич, и меня посещали те мысли, которые вы сейчас

высказали. Я с ними полностью согласен, но хочу кое-что добавить к сказанному

вами: меня очень тревожит то, что наши выпускники, выходя из стен школы,

представляют собой мировоззренческие полуфабрикаты. ( Гул в зале) Коллеги,

посудите сами: в серьезную науку давно пришел и прижился командный способ в

исследовательской работе. К открытиям приводит использование знаний на стыке

смежных и далеко отстоящих наук. Что я имею ввиду: возьмем группу

гуманитарных наук, они тесно переплетаются, взаимно дополняют друг друга и

являются , образно говоря, сообщающимися сосудами. Что же происходит на

практике в общеобразовательной школе: на каждую из гуманитарных дисциплин

есть свой учебник, написанный по вкусу независимых, разобщенных авторов, что

приводит к невообразимой каше в головах учеников.

Что такое гуманитарные науки? Это описание жизни народонаселения во времени и

Пространстве. Земное пространство описывает география, история дает событийный

ряд под водительством личностей, литература сообщает повествованию

художественные краски, метафоры, аллегории, атмосферную ткань. Социология и

экономика, опираясь на математическую статистику, позволяет философам делать

обобщения. Все вышеперечисленное выступает в неразрывной связи.

Тоже самое можно сказать о группах естественных, точных наук, языкознании,

искусствоведении.

Иван Александрович. Так что же , получается, теперь можно совмещенные дисциплины

можно назвать гуманитология, естествология, технология, языкология и

искусствология?

Николай Карлович. Можно и так, лишь бы был понятен принцип: пальцы не веером,

а сжаты в кулак. Таким образом весь мой сказ о необходимости глубокой реформы, о

выпуске учебной литературы с комплексным подходом. Тогда наши ребята получат

стройную, логичную, картину мира и будут более подготовленные к

самостоятельной жизни. Примером вышесказанного могут послужить работы

историка Клима Жукова.

Валентина Ивановна ( спрашивает Веру Ивановну). Ты что – нибудь поняла?

Вера Ивановна. ( смотрясь в зеркальце пудреницы).Не-а! У Николая Карловича голова, как

глобус, в нее столько слов помещается…

Илья Ильич. Антон Сергеевич, а говорили, что вы химик. Вот как исторические расклады

расщелкали.

Антон Сергеевич. Давно живу и кое в чем разобрался.

Над сценой раздается напряженный гул, и все яснее слышится темповая хип-хоп музыка.

Антон Сергеевич. Может ли кто-нибудь объяснить, что это за звуки?

Илья Ильич. Антон Сергеевич, это наши артисты готовят номер для школьного

вечера. Кстати, коллеги, я предлагаю объявить небольшой перерыв в работе

педсовета и показать нашему гостю, да и самим посмотреть, как готовят номер

ребята.

(Жестом приглашает всех к выходу, все выходят).

Мизансцена восемнадцатая. Учащиеся старших классов в сценических костюмах демонстрируют номер, состоящий из выступлений команд брейкдансеров, паркуристов, танцевальных пар спортивного рок-н- ролла. По окончании номера все учителя идут поблагодарить выступающих и сказать им комплименты. По авансцене проходят девочка и мальчик с гитарой.

Антон Сергеевич. А ну, ребятки, подождите, подождите. Куда это вы несете гитарку?

Дети. А мы ищем дорогу к выходу.

Антон Сергеевич. А вы можете задержаться на несколько минут?

Дети. А что за это будет?

Антон Сергеевич. Илья Ильич, у тебя в кабинете конфеты найдутся?

Илья Ильич. Поищу.

Антон Сергеевич. Так пойдет?

Дети (дружно). Да-а-а!

Антон Сергеевич (обращается ко всем присутствующим). Друзья – товарищи, школьники

нынешние и школьники в прошлом, предлагаю всем спеть несколько песен о

школе. Идет?

Все. Да-а-а, как интересно, давайте попробуем!

Исполняется несколько отрывков из школьных песен. К Антону Сергеевичу подходит Сергей Александрович с аккордеоном и аккомпанирует. В песнопение вовлекаются зрители спектакля. По окончании исполнения возгласы, ликование, аплодисменты.

Антон Сергеевич. Всем и каждому огромное спасибо.

Илья Ильич. Уважаемые учителя, мы продолжим работу педсовета через несколько минут.

Педагоги заходят в помещение, занимают свои места. В центре сцены стоят Антон Сергеевич и Илья Ильич.

Мизансцена девятнадцатая.

Антон Сергеевич. Да, жаркий выдался у нас педсовет, думаю, небольшая разрядка никому

не помешала. Прямо гладиаторские бои какие-то! Как ты думаешь поступить с

Кустинской?

Илья Ильич. Да никак! Знаю я эту старую гвардию. Завтра придет как ни в чем не бывало

и будет тянуть свою бурлакскую лямку « от фонарика до фонарика». Да у меня

половина таких, ты сам видишь. Человека в 55 лет переучивать практически

бессмысленно.

Антон Сергеевич. Ну, это ты, брат, хватил! Человек обучаем до последнего вздоха. Тут,

видишь ли, проблема глубже и шире. Ведь нынешние учителя были когда – то

школьниками и свою профессию выбирали спонтанно, иногда подчиняясь

сиюминутному порыву, без ясного понимания своей личной сути. Пришло время,

чтобы серьезная наука пришла в школу. Уже в начальной школе надо проводить

тотальное тестирование с прицелом на конечную профессиональную модель. В

спорте высших достижений уже давно работают с учетом модельных

характеристик в будущей специализации. Олимпийский чемпион – это (далее идет

перечисление необходимых качеств), и под это ведется целевой отбор детей и

целевая многолетняя подготовка. Сегодня для спорта это нормально. А в школах

такой алгоритм действий пока массово не применяется.

Илья Ильич. Антон, ну это же нереально. Необходимо, чтобы человек сам сделал свой

выбор методом проб и ошибок.

Антон Сергеевич. Илюша, представь себе метафору: ты водитель автомобиля, которому в

безлунную ночь необходимо проехать по горной дороге, доехать из пункта А в

пункт В. Какой из вариантов ты выберешь? Ехать с включенными фарами или с

выключенными? Ответ я знаю.

Илья Ильич. Аргумент у тебя железобетонный. Я пасс!

Антон Сергеевич. Эх, закурить бы сейчас! Кстати, как у тебя в школе поставлена работа по

борьбе с табакокурением?

Илья Ильич. Да боремся в меру сил и возможностей. А почему ты спросил?

Антон Сергеевич. В некоторых школах уже оборудованы места для курения учеников, как

тебе это нравится?

Илья Ильич. Да никак не нравится.

Антон Сергеевич. Это бы еще ничего, но есть факты вопиющие: старшеклассники некоторых

школ являются так называемыми посредниками и собирают деньги с детей на

воровской « общак», кое – где приторговывают таблетками амфитамина и травкой.

Есть сведения, коллега, что треть девушек из старших классов приходят в школу из

супружеской постели. Это, так сказать, тренд времени.

Илья Ильич (подражая кавказскому акценту). Но это все не у нас, это - высоко в горах, это –

не в нашем районе!

Антон Сергеевич. Дай- то Бог! Ну что, вернемся к нашим коллегам? Будем искать

дорогу из темного прошлого в туманное будущее?

Оба заходят в учительскую.

Мизансцена двадцатая.

Илья Ильич. Давайте продолжим нашу работу. Мне бы хотелось обсудить с вами

сосуществование педагогического корпуса с таким опасным и бездушным

противником, как компьютер. Ведь смотрите, как действует система насыщения

учеников знаниями: мы представляем собой отряд учителей, действующих в

соответствии с учебной программой, на ребят так же воздействует компьютер,

несущий рациональную информацию, сформированную яркими, талантливыми

педагогами- лекторами. Материал подается занимательно, с великолепным

иллюстративным материалом, в плотном калейдоскопичном темпе, чего педагог,

работающий в классе, не в состоянии обеспечить.

Несомненно, положение интернет-педагога более

выигрышно по отношению к школьному учителю. У него есть возможность

бесконечно оттачивать свой материал. Это соревнование неравных, как если бы

мастер спорта боролся с второразрядником. Школьный учитель, работающий на

конвейере с разновозрастными учениками, обязан подготовиться к уроку, написать

конспект урока, что не всегда одно и то же, провести перекличку, опросить

учеников по прошлому материалу и изложить новый, провести контрольный тест.

Таким образом, времени на изложение основного материала остается ничтожно

мало. Если учащиеся что-то недопоняли, то общепринятой обиходной фразой

стало: «Нанимайте репетиторов». Сами же репетиторы также находятся в

предпочтительном положении по отношению к учителю, так как работают с детьми

индивидуально, в благожелательной творческой атмосфере.

Капитолина Николаевна, вы ведете математику и информатику, дайте нам,

пожалуйста, справку о том, в каких условиях находятся педагоги школы и кто такие

интернетпедагоги.

Капитолина Николаевна. Я постараюсь быть максимально информативной. Лектор – блогер

тратит на подготовку и съемку десятичасового лектория 100-150 часов рабочего

времени, а педагог в школе за те же деньги должен отработать за учебный год

больше тысячи часов. То есть трудозатраты и финансовая отдача несоизмеримы.

Антон Сергеевич. Капитолина Николаевна, позвольте и мне блеснуть эрудицией: « В

прошлом году в Бостоне состоялась всемирная конференция нейрофизиологов, где

протяженность экспозиции постеров заняла более сорока километров.

Капитолина Николаевна. Совершенно верно, Антон Сергеевич. Но есть более значимые

угрозы в перспективе: в тысячах лабораторий мира идет интенсивное

наступление на тайны головного мозга, публикуется больше 350000 статей в год по

нейрофизиологии. Уже существуют шлемы с сотнями лазерных зондов, адресно

воздействующих на определенные центры мозга. Эффективность передачи

информации с помощью таких устройств феноменальна. Есть очевидные успехи в

создании стендов, моделирующих искусственный интеллект. Ученые близки к

разгадке тайны передачи мыслей на расстоянии. Уже никого не удивляет прогноз,

что к 2050-му году на поле могут встретиться команды профессиональных

футболистов и биороботов. И этот прогноз не фантастика, возможны прорывные

достижения уже в наши дни. В скором будущем дистанционный формат обучения в

школах может стать основным, могут не потребоваться даже школьные здания и вся

инфраструктура, а это значит, что утратит свое значение весь педагогический корпус. Сотни

тысяч учителей останутся без работы, без профессии.

Николай Карлович (взрывается). Как это « без работы, без профессии»? Чушь какая-то!

Вера Ивановна. И что, больше не будет 1-го сентября, школьных вечеров, спортивных

соревнований, простого человеческого общения?

Немая сцена, звучит похоронный марш.

Виктор Петрович. И что же нам теперь делать? Что вы скажете, Антон Сергеевич?

Антон Сергеевич. Ответ суровый и простой: надо учиться, шагать в ногу с веком! Наверное,

друзья, мы если не последние из могикан, то предпоследние уж совершенно точно.

Старшее поколение учителей еще проскочит в рамках традиционного обучения, а

уж молодым надо готовиться к глубоким метаморфозам в жизни.

Илья Ильич. Разговор у нас сегодня вышел непростой, но содержательный. Многое из

сказанного сегодня заставит нас задуматься о судьбах учеников, о наших

собственных судьбах, о векторе развития народного образования вообще. И нам

предстоит еще трудное решение, как нам быть с бунтарем из 11 «В», , наследником

славы Степана Разина и Емельяна Пугачева – Игорем Осадовым. Повторять суть

конфликта смысла не имеет. Какие будут мнения?

Валентина Ивановна. Жаль, что он не может повторить судьбу вышеозначенных

персонажей. Исключить из школы однозначно!

Илья Ильич. Принимается. Есть ли альтернативное мнение?

Иван Александрович. Я считаю, надо оставить в школе. Выпускной класс все-таки.

Илья Ильич. Голосуем за первое предложение,за исключение Игоря Осадова из школы. Три

голоса. Кто за то, чтобы Игорь остался в школе? Тоже три голоса. А остальные что,

воздержались?

Николай Карлович. Нет, не воздержались! Есть еще и третий путь!

Все. Какой еще путь?

Николай Карлович. Разрешение конфликта возможно тремя путями: блок, атака и уход. Надо

предоставить молодому человеку возможность самостоятельного решения.

Илья Ильич. Коллеги, кто за это предложение? За это решение 5 человек. Позовите,

пожалуйста,сюда Игоря Осадова.

Мизансцена двадцать первая.

Заходит Игорь.

Илья Ильич. Игорь, педагогический совет школы не пришел к единому мнению и только

голосованием определил окончательное решение в этой непростой конфликтной

истории. Вердикт таков: тебе предоставляется право на поступок. Выбирай сам-

остаться учеником нашей школы или покинуть ее. В случае если ты останешься,

никаких нападок со стороны педагогического коллектива по отношению к тебе не

будет. Но и оголтелой критики с твоей стороны никто не допустит. В традиции

народного образования фигура учителя была, есть и будет фигурой ведущей, а

ученик был, есть и будет ведомым. Если эту традицию нарушить, никакого

порядка в школе не будет. Школу надо будет закрыть и повесить большой

амбарный замок. Итак, Игорь, тебе слово.

Игорь. Уже в коридоре я определился, Илья Ильич.

Илья Ильич. И?

Игорь. Я ухожу из школы. ( Пауза, немая сцена). Илья Ильич, у меня только одна просьба.

У меня нет ни на кого зла, и я прошу всех вас проводить меня до порога школы. Игорь уходит.

Мизансцена двадцать вторая.

Илья Ильич переглядывается с Антоном Сергеевичем, тот разрешительно кивает головой. Учителя выстраиваются в две шеренги, сквозь этот строй проходит Игорь. Звучит песня.

Песня « А мне говорят…»

Мне говорят, что надо переждать,

Пока мой путь оплакивают тучи,

А я хочу свободою дышать,

И цели нет возвышенней и круче!

Мне говорят: не надо рисковать

К развилке с вещим камнем подъезжая,

А я хочу с волками танцевать,

И песни петь, лишь птицам подражая!

Мне говорят, что все укроет ночь,

Соцветье радуг разбавляя серым,

А я скажу: пойдите строем прочь,

Я буду вечно искренним и смелым!

Мне говорят: важней всего уют,

И в банке счет, и быстрая карьера,

А мне милей уют простых кают,

И бесшабашность в качестве примера.

Мне говорят: зачем нам журавли,

Ведь с курицей быстрей договориться.

Эх, люди, если б вы понять смогли,

Как хороши в задумчивости лица!

Не говорите мне, что все зазря,

И на Земле и горестно, и странно,

Здесь каждый день рождается заря,

И Солнце светит, светит неустанно!

Этот проход пластически можно решить в виде танца не только Игоря, но всей группы актеров. У задника сцены на возвышении тянут руки к Игорю Римма Леонидовна и Саша. По окончании песни Игорь спускается со сцены и делает несколько шагов в глубину зала.

Саша. Игорь, да куда же ты! Постой, постой! Да ты же не это хотел сказать!

Игорь поднимается на середину авансцены. Обращается к зрителям.

Игорь. Дорогие зрители, люди, человеки! Мы, актеры N-cкого театра, рассказали вам

историю, которой не было на самом деле. Сценарий этой пьесы написал я. В жизни

все было по - другому. Действительно, учитель истории прогнала меня из класса. Я

бунт не затевал, взял свой портфель и вышел из класса. А спустя две недели,

проглотив обиду, малодушно извинился перед Кустинской за несуществующую вину

и благополучно получил аттестат зрелости с заниженными оценками по истории. Но

скажите мне по справедливости, разве нет того тревожного и страшного в нашей

школе (все хором) вчера, сегодня, завтра?

Актеры выходят на авансцену, взявшись за руки. В центре Римма Леонидовна, по обе стороны от нее Игорь и Саша. На уход зрителей из зала звучит подборка школьных песен.

К-О-Н-Е-Ц!


Рецензии