100. Тетради - отклики

   "Ничто не может иметь предназначением то, что не является также и его источником".

    С. Вейль. Тетради.


    Если один и тот же принцип бытия, главный принцип, а именно принцип второго рождения или самовозобновления, предстаёт в своих спирально разворачивающихся рукавах как несколько основных принципов, вложенных в него (принцип удовольствия, познания, общения, предназначения, любви и смерти), то вот этот отдельно взятый принцип "предназначения" в человеческом смысле может подразумевать под собой всё, что угодно, а в божественном смысле, действительно, только начало возвращения к своему источнику. После каждого нового рождения, пройдя через превалирование, изначальных принципов - принципов удовольствия, познания и общения, человек попадает в некий поворотный для себя момент, в котором его восхождение не то, что совсем закончено, но начинает испытывать определённый противоток, здесь, в этой точке впервые "тянет на родину". Вообще, это справедливо для всех живых существ, но лучше всего видно на человеке. На середине пути задаётся вопрос о смысле своей жизни, и ответить на него невозможно без того, чтобы не посмотреть назад на собственные истоки и на пройденный тобой путь.
    То, что тебя сотворяет, творит, порождает - к тому ты и предназначен. Предназначен к самому себе. И если ты достигаешь себя, то теперь остаётся только любовь, смерть и новое рождение.

    Также, когда мы взглянем не на человека, а на животное, то увидим, что животное по сути своей представляет из себя некое единство дуальной природы бытия - каждое животное охватывает специфический внешний круг природных сил, с которыми отлично взаимодействует и сообщается, но этот же круг представлен и в самом животном его инстинктами - внутренний мир животного полностью соответствует внешнему. Животное не выбирает каким ему рождаться, но оно каким рождается, таким и живёт. Поэтому предназначение животного и есть в дословном смысле - его источник - определённая сфера природных сил - одна и та же, что внутри, что снаружи. А опыт животного это опыт взаимодействия этих двух половин в его конкретном проявлении.

    Человек же имеет возможность такого широчайшего разброса отклонения от своего источника, что воистину по сравнению с животным похож на "больное животное" - забывшее свою цель, путь и смысл.

В целом, принципы бытия выстраиваются так:
1. Принцип удовольствия.
2. Принцип познания.
3. Принцип общения.
4. Принцип предназначения.
5. Принцип любви.
6. Принцип смерти.
7. Принцип второго рождения.

  Однако, они не сменяют друг друга, а скорее вкладываются друг в друга сложным образом.


    "Переход к вечному — операция души, аналогичная той операции восприятия, благодаря которой мы не считаем себя центром пространства, хоть перспектива нам это и подсказывает. И таким же образом этот переход — условие восприятия: условие для того, чтобы явилось реальное.
Выполнять во времени преодоление перспективы так же, как это делается в пространстве. Вечность".

     С. Вейль. Тетради.


    Расстался со своей точкой зрения и перешёл к круговому видению - скачок уровня, переход одного человека к реальности. Микро-революция, микро-взрыв. Система Коперника - такой же переход для всех, появление философии с её Логосом - также переход для всех, макро-революция. Логос делает доступной любую вещь со всех сторон. Ещё и проникает внутрь. Поэтому предмет больше не фиксирован только снаружи и не фиксирован только изнутри, но предмет теперь возможен как предмет "шиворот-навыворот".
    И также всё целиком пространство больше уже не центрировано на нас - ни в космическом масштабе, ни в духовном, ни в теоретическом, осталось единственное - время. Теперь время должно подвергнуться де-централизации. Пионеры де-централизации времени: философы, художники, поэты - время идёт, а они всё те же в своём присутствии с нами. Микро-революция, микро-чудо. В нашем ожидании: макро-революция времени.

    Отвязаться от своего времени и уйти в свободное плавание, это не то же самое, что отстать от своего времени.


    "В мире центра нет, он лишь вне мира".

      С. Вейль. Тетради.


    Человек не может завладеть миром - он всегда больше, чем весь мир и всегда меньше, чем весь мир. То, что в человеке больше, чем мир - впервые открывает его и конституирует; то, что в человеке неумолимо меньше чем мир - в нём живёт. Поэтому власть над миром - фикция.
    Центр - это всегда некоторое дополнительное трансцендентальное условие, которое добавляется к миру.


Рецензии