Сгореть на работеУчить учёности илиОбразованности

БЕСЕДЫ ПРАВОСЛАВНОГО СВЯЩЕННИКА

Беседа с преподавателями.

«Что делать, чтобы не сгореть на работе, и чему же учить студентов - учёности или образованности?»

"Священник приходит не один,
он приходит с Богом и Ангелами.
Когда Вы идете к ученикам,
молитесь их Ангелам Хранителям"


УЧЁНОСТЬ (согласно толковому словарю Ушакова) –
большие сведения; обладание большими познаниями, основательное знание науки или наук. 
ОБРАЗОВАННОСТЬ – качество развившейся личности, усвоившей опыт, с помощью которого она становится способной ориентироваться в окружающей среде, приспосабливаться к ней, охранять и обогащать ее, приобретать о ней новые знания и посредством этого непрерывно совершенствовать себя. Критериями образованности являются системность знаний и системность мышления, проявляющиеся в том, что человек способен самостоятельно восстанавливать недостающие звенья в системе знаний с помощью логических рассуждений. "Образование есть то, что остается, когда все выученное забывается" (древний афоризм). (Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь. - М., 2005. С. 93-94).


Священник просит помолиться православных христиан перед началом этой беседы, потому что это очень важно для каждого.
Тема сегодняшней встречи очень интересная и актуальная.

Преподаватели имеют ряд проблем, которые они сами по себе решить не могут. Именно Церковь может помочь преподаванию.
Например, проблема выгорания на работе.
Проблема выгорания на работе, когда преподаватели начинают угасать, угасать…
Для человека работа начинает превращаться в рутину, приходит ненависть к работе. Преподаватели мечтают побыстрее уйти с работы и заняться своими делами.
Но всё можно изменить.
Преподаватель – это офицер, а обыкновенный студент – как рядовой.  Если преподаватель становится действенным и живым, он может многое изменить. Студен отучился и ушел, а преподаватель работает десятилетиями.
Враг душ человеческих (дьявол) старается всегда уничтожить офицера. Поэтому Вы стоите на передовой.
Сейчас все силы западных идеологий набросились на то, чтобы погубить нашу молодежь. Молодежь меняется, и уже скоро будет молодежь совершенно неуправляемая.
Выгорание на работе проходит этапами: человек вроде бы опустился на дно; потом он вроде бы встал, но он уже потухший идет, т.е. снаружи, может быть, люди не заметят, что он выгорел, но внутри он ресурсы уже исчерпал. Надо знать, где находить и черпать эти ресурсы.
Православные христиане не боятся умереть.
Иногда человеку, приходящему на работу, надо умереть как старой личности, но воскреснуть как новой личности, воскреснуть с Богом. Потому что можно воскреснуть и быть мертвецом – бездушным. Человек, когда проходит выгорание, когда он опускается на дно, он как раз умирает, но потом он может воскреснуть с Богом или с дьяволом.


Дьявол, подражая Богу «воскрешает», «вдохновляет» своих людей, но эти люди бездушные. Они губят всё вокруг себя.
Такой человек проходит мимо цветов, и цветы вянут; проходит мимо юных душ, и они тоже вянут, потому что чувствуют эту жестокость, эту внутреннюю злость и безразличие.
Человек пришел учиться, и его уже могут задавить. Нужно не только увидеть огонек в глазах каждого учащегося, но и поддерживать огонек в душе. За счет этого вы и сами будете жить. Это важно – поддержать то, что дал нам Бог.
Разница между ученостью и образованностью существенна.
Ученый – это узкий специалист, а образованный – это человек, обладающий широким образованием.
Ученые, имеющие глубокое образование, которые могут еще и преподавать, очень ценны, но это большая редкость.
Для ученого и образованного человека обязательно нужен Бог.
Сейчас готовят узких специалистов. Очень важно, чтобы была связь узких специалистов с основной профессией. Без воспитания невозможно чему-то научить.
Старец Паисий Святогорец говорил: «Чтобы преподать чашечку знаний, нужно огромную бочку терпения (на 200 л) и океан любви». Это и есть настоящее образование. Это и есть настоящий специалист.
Любая бочка и любой океан – исчерпаем. Почему люди выгорают?
Почему знания обжигают? Когда преподаватель не с любовью и терпеньем плескает эти знания в лицо, они обжигают студентов, приносят только боль. Потом преподаватель уходит, а ученики просто замыкаются. А если бы сначала подготовить этих студентов, заинтересовать их (хотя бы своей личностью), чтобы возникло желание обучаться, тогда бы преподаватель стал «магнитом» для обучающихся.
Надо начинать работать с теми, у которых есть желание. И когда другие ребята увидят, что они изменились, другие тоже захотят последовать по их пути. А остальные потом подтянутся. Работать нужно также с лидерами, найти к ним подход, найти струнки, которые помогут захотеть учиться. Это сложная задача.
Православная Церковь уже более 2000 лет занимается с молодежью. Монахи много веков создавали библиотеки, работали с обычными людьми. Опыт накоплен большой.
У Ф. Достоевского есть термин «ВсеЧеловек», который показывает, что все люди – они как единое целое. Мы как клеточки в одном большом организме. Когда мы уничтожаем соседнюю клетку (своего соседа): пинаем, обзываем - мы превращаемся в клетку, у которой есть раковое сознание.
Чем раковая клетка отличается от обычной?
Обычная клетка, которая живет в организме, постоянно обновляется и не боится умереть.
А раковая клетка боится умереть, и поэтому, чтобы не умирать, она начинает забирать силы, соки, энергию у других клеток. Раковая клетка говорит: «Я умру последней», задушив перед этим весь организм.
Человек, когда живет в этом мире и у него раковое сознание, он как раз и заражает все вокруг себя. Всё здание, например, института может превратиться в большую раковую опухоль. Вроде бы выпускают специалистов, но выпускают их «мертвыми», потому что, в них нет души, нет огонька.
Например, полицейский, видя, как избивают бездомного, не будет его защищать. Врач может бездушно относиться к пациенту, и человек уйдет обиженным. А просто сказанное доброе слово способно излечить человека.
Человек, по статистике ученых, за 7-9 лет полностью обновляется телом. Даже мозг полностью меняются, все клетки, кости меняются.
В Храм приходит преступник, которого сразу внешне видно, а через 7 лет его не узнать - он становится похож на Ангела. У него поменялись даже череп, лицо, скулы, взгляд.
В тюрьме атмосфера бесовская. Человек там больше портится.
Мат – хула на Бога. В тюрьме люди губятся, и хорошая среда уже потом их не принимает. Такой человек пропитывается злом.
Можно привести пример, в советское время посадили священника в тюрьму. И он ел ту же похлебку, сидел за той же решеткой на окне, но почему-то священник выходил и его лицо оставалось, как прежде, и ничего с ним не происходило, потому что он молился, и он это зло в себя не пускал.
Люди за семь лет полностью обновляют свое тело. В человеке проходят обменные процессы. Если человек семь лет отдал Богу, молился Богу, то он будет похож на ангела, потому что он смотрел на икону, видел своими духовными очами Бога. И человек меняется. Это говорит о том, что нужно приложить усилие и терпение.
Вы, преподаватели, не видите своих плодов, т.к. учащиеся уходят от вас через 3-5 лет. Но вы должны ободриться, т.к. делаете очень много. Вы не должны унывать, потому что знаете, что люди обновляются. Вы понимаете, что только сеете семена, а ребята сами будут уже их взращивать. И потом, лет через 10, ваши ученики и их окружение оценят все то обучение, которое прошли вместе с вами.
Вам надо помнить, что вы закладываете основу, вам надо сеять семена хорошие. Если вы изначально посеете семя плохое, то бесполезно, оно не взойдут никогда.
Сделайте акцент в своем преподавании на том, что не учёность доставляет человеку образованность. Лишь образованность выводит в свет.
Надо помнить об обновлении каждого человека и стремиться проходить обновление только с Богом.
Когда человек причащается постоянно, очищает свою душу, Бог одаряет его дарами.
У любого человека наступают моменты спадов и подъемов. Надо вовремя вставать и ободряться. Когда человек просыпается, откуда ему брать силы: от Бога или от дьявола, или от людей вокруг (и превращаться в вампира).
Мы должны быть полновесными. Для это нужно черпать силы и подпитываться. Можно подпитываться на природе (дышать свежим воздухом).  Но человек развивается по четырем критериям:
- телесное развитие (внешний вид, реализация в семье);
 - интеллектуальное развитие (получать новые знания, иметь цели саморазвития, подготовить публикации своих лекций);
- социальное развитие (проводить экскурсии в дом престарелых, в тюрьму, в детский дом, в дом инвалидов. Если там побывают ребята, то они будут совершенно другими, они запомнят это навсегда. Надо показать им эти страшные места, чтобы они поняли, что никогда там не захотят быть. Православная Церковь говорит, что есть ад. Кто знает об аде, тот никогда в ад не попадает. А дьявол внушает, что ада нет. Мы не пугаем, мы показываем реальность, а потом говорим: «никогда там не будь»);
- духовное развитие (надо преподавателям чаще причащаться, чтобы не выгореть).
Священники такие же преподаватели, они часто причащаются, что дает им возможность спасаться самим и помогать спасению других людей.
Священник ищет в человеке искорку Божью и говорит ему добрые слова, чтобы он эту искорку раздул, и помогает раздуть эту искорку, чтобы у человека загорелась свеча. Человек – как свеча. А свеча должна сгореть. Клетка не должна бояться умереть, а должна передаваться другому. Мы живем потом через наших учеников, через наших детей.

Ангелы-Хранители наших учеников помогите до них донести Истину, помогите найти к ним подход. Аминь
«Вы хотите быть счастливыми? Соблюдайте пятую заповедь- почитание родителей (уважение учителей). Бог свое обещание через эту заповедь воплощает уже сейчас на Земле».
15.01.2020 г


Учёность или образованность
Иерей Рустик Лужинский
     Посвящается, все преподавателям планеты Земля…

     ОБРАЗОВАННОСТЬ – качество развившейся личности, усвоившей опыт, с помощью которого она становится способной ориентироваться в окружающей среде, приспосабливаться к ней, охранять и обогащать ее, приобретать о ней новые знания и посредством этого непрерывно совершенствовать себя. Критериями О. являются системность знаний и системность мышления, проявляющиеся в том, что человек способен самостоятельно восстанавливать недостающие звенья в системе знаний с помощью логических рассуждений. "Образование есть то, что остается, когда все выученное забывается" (древний афоризм). (Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь. - М., 2005. С. 93-94).

     УЧЁНОСТЬ - большие сведения; обладание большими познаниями, основательное знание науки или наук. Человек большой учености. Он подавлял всех своей ученостью. — Хороша твоя ученость! Ученость свою уж ты доказала. Лейкин. (Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова 1935-1940 г.).

     ВСЕЧЕЛОВЕК - всё человечество. (Ф.М. Достоевский).


Мы очень ценим в жизни сверхучёность,
Мы гениев растим скорбям на зло!
Но получаем в сердце обречённость,
Науку превращая в ремесло!

Мы все хотим добиться сверхуспеха,
В науке, в достиженьях, - впереди!
Но как вот встретится, - житейская помеха,
Мы ручки сразу сложим на груди!

Мы достигаем высоты в полёте,
В учёности своей, задрав носы!
В реальности - учёность на излёте,
В учёности - давно стоят часы!

Учёность надмевает и коробит,
И в узости своих учёных дум,
«Всечеловеку» – ноги, болью сводит,
И не даёт в науке, - сделать штурм!

Учёные дерутся друг со другом,
Друг друга топят в море парадигм!
Кого-то выкинут с одним испугом,
Кого-то закусили в механизм!

Система знаний давит как решётка,
Хоть золотая, – но, ледяная вся!
Там вскрикнул кто-то: у меня находка!
И сразу появляются, – «друзья»!

Так что же преподать нам нужно в ВУЗАХ?
Учёность, - чтоб гордится над толпой?
Иль образованность скрепить в союзах?
С Надеждой, Верой в Бога пред собой!

Ведь образованность от слова - Образ!
Мы Образ Божий можем воплотить!
И написать в сердцах подростков - первообраз,
И битву с тенью, взять и прекратить!

С учёным человеком не поспоришь!
Всё знает он, – надменно говорит!
Заговорив, – достоинство уронишь,
Как будто ты упал на монолит!

А образованный, - смолчит украдкой,
Не будет говорить, он лишних слов!
Не будет «петь» учёных слов он сладко,
А просто даст, – он Божию Любовь!

Не спросит он ни званий, ни отличий,
Поможет в горе, - может дать совет!
Весь мiр тошнит уже от злых приличий,
Лишь образованность, - выводит в Свет!

Так сколько можно, - рваться за карьерой?
Так сколько можно, - уж топить людей?
Ведь Образ Божий, – укреплённый Верой,
Один Маяк средь Моря, – для детей!


12.01.2020 г. (22 час. 43 мин.)
Город Коряжма Архангельская область. Николо-Коряжемский монастырь.


Рецензии