Мы участники Евангелия или только наблюдатели
Мы участники Евангельских событий и праздников
или сторонние наблюдатели?
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.
Дорогие братья и сестры! В нашем Троицком храме, в обители Пресвятой Троицы, в деревне Большой Двор в Канакше, мы с вами сегодня служим Божественную Литургию. И вот за Божественной Литургией сейчас мы слышали Евангельское чтение, посвященное этому празднику, на котором мы сейчас с вами пребываем и находимся.
Мы с вами сейчас находимся в гостях у Бога. Мы сейчас находимся в храме Божием. Мы находимся на Небе. И сегодня Святая Церковь празднует Вербное Воскресение или Вход Господень в Иерусалим. Давайте с вами поговорим об этом празднике и попытаемся стать не просто людьми, которые со стороны смотрят на этот праздник, а людьми, которые в нем участвуют.
Как же нам постараться быть настоящими участниками этого великого праздника? Каждый из нас, приходя в церковь, может прежде всего узнать то, что хочет от нас Бог. Если мы не постараемся это сделать, то мы окажемся теми, кто просто смотрит на Господа со стороны. А как же это сделать? Нужно постараться вникнуть в те послания, которые посылает нам Господь. Ведь мы молимся Богу, а Господь нам отвечает. Господь отвечает нам через Евангелие, через проповеди, через поучения святых Отцов. Поэтому нам нужно обязательно изучать каждый праздник с исторической точки зрения, с духовной точки зрения и пытаться быть настоящими участниками.
Как же это возможно, если все эти праздники проходили очень давно. Две тысячи лет назад во время того, как жил наш Господь Иисус Христос. Но, давайте с вами задумаемся, прошли ли эти праздники давно или они повторяются каждый год. Некоторые люди думают, что эти праздники прошли давно. Но представьте себе, если сейчас совершается служба и мы с вами находимся на кусочке Неба, то есть мы с вами сейчас находимся в доме Божием, и разве для Бога что-то уже прошло когда-то давно, если Бог находится вне времени.
Мы с вами знаем, что есть Церковь воинствующая, в которой мы находимся сейчас с вами, а есть Церковь торжествующая, которая находится на Небе. И там находится множество Святых, Ангелов Божиих, которые служат Богу. Бог находится вне времени, это значит, что все вот эти праздники, которые мы сейчас празднуем, это не какой-то розыгрыш, это не какой-то сценарий, который мы наблюдаем, и мы не актеры, которые участвуют в этой некой сценке, нет, это не так. Мы реальные действующие лица. Мы такие же ученики Христовы. Но кто-то из нас может оказаться предателем, как оказался предателем иуда. Мы с вами должны понимать, что мы такие же евангельские герои, как и те апостолы, которые окружали Господа, которые ходили за Ним, которые оставили все, что у них было. Мы те люди, которые встречали Господа, когда Он входил в Иерусалим, мы те люди, которые распинали Его на Голгофе. Мы те люди, которые протыкали Его копием. Мы те люди, которые пришли потом и со слезами каялись и просили у Господа прощения, когда он воскрес. Мы все те реальные люди. А почему? Да потому что Бог находится вне времени и для Него прошлое, настоящее и будущее, все находится на одной ладони. И поэтому пусть из нас никто не сомневается, что сейчас проходит настоящее действие, а не какая-то сценка.
Когда происходит Литургия, по-настоящему Господь за нас распинается, по-настоящему проливает за нас Божественную кровь. Все происходит по-настоящему. И поэтому каждый из нас должен осознать, кто же он в Евангелии. И для этого нужно разобрать свое сердце, посмотреть, что мы делаем для Господа.
Давайте вспомним Евангельское чтение, которое мы сегодня слышали. Там Мария, сестра Лазаря и сестра Марфы, принесла литр мира и умыла ноги Спасителя, облила этим миром, отерла волосами, и наполнилось все благоуханием. И вот иуда стал говорить: «Зачем это сделано, если можно продать?». И услышали, как иуда хотел продать это миро, чтобы раздать нищим. Хотя он сам пользовался от этой кружки.
Потом мы слышим о том, как встречали Господа дети, обычные люди и радовались. Вот это для нас пример, кем мы можем быть, а кем мы не должны быть. Если мы с вами в церкви находимся и думаем, что мы уже спасены, это неправильно. Мы должны сказать себе: «Мы в числе спасаемых, и мы в любой момент по своей греховности можем предать Спасителя и этого нужно бояться, этого нужно не допускать. Этого нужно ждать, что мы в любой момент можем пасть. И мы держимся только волей Божией. Милостию Божией. Любовью Божией. Он нас держит на своих руках».
Вы скажете: «Бог Всемогущий, почему он нас не может так спасти, без всяких наших трудов и заботы?». На это можно сказать такими словами: святые Отцы говорят, что когда происходит Литургия, тогда Христос распинается за каждого из нас. А когда идет Утреня (это долгая служба), тогда мы распинаемся за Господа. Чему же мы можем научиться здесь? Дело все в том, что каждый человек должен спасти себя сам. Каким образом? Для человека дано все, что только нужно. За него Господь распялся, за него Господь умер, воскрес. Все сделано для человека. Приносится бескровная жертва на Литургии. Но если человек не двинет пальцем, если он не сможет сделать ни одного шага к храму, то Бог за него не спасет этого человека. Нас без нас Бог не спасает. То есть у нас должно быть свое собственное произволение. Мы должны выбрать, кто мы в Евангелии. Если мы скажем, что мы уже все исполнили, то мы будем как фарисеи. Если мы скажем, что мы все знаем, то мы будем как книжники. Если мы скажем, что мы грешные люди, и смирим свое сердце перед Господом, тогда мы, как Мария, придем и отрем ноги Спасителю и помажем миром его пречистые ноги.
Как же мы это сделаем? Если мы придем в храм и потерпим какого-то человека, мы как раз и умоем ему ноги. То есть просто обыкновенное терпение к другому человеку это и есть проявление любви, это и есть те шаги на путь спасения. Нам главное нужно встать на путь спасения. А потом как по эскалатору мы по этому пути поедем в Царствие Небесное. Нас Господь понесет на своих пречистых руках. Но мы должны, братья и сестры, понимать очень важную вещь. Есть время собирать камни, есть время разбрасывать камни, как говорит святой Экклезиаст.
Есть время, когда нас Бог несет на руках. А есть время, когда мы должны понести Господа. Вы скажете, как же это возможно, и зачем Господу то, чтобы мы несли его на руках? Просто есть такое время, когда Господь распинается за нас. И в это время, как ни странно, ему нужна наша помощь. Вы скажете, зачем Богу нужна наша помощь? Ему нужно наше произволение. Ему нужно то, чтобы мы с вами постарались помочь ему хотя бы чуть-чуть. Бог по своему божеству в этом не нуждается, но по своему человечеству он нас просит: «Помогите!». Вот как мы можем увидеть пример: когда Мария облила ноги Спасителя этим драгоценным миром, и все стали ее укорять, Он сказал: «Оставьте ее, она приготовила меня к погребению!». Он нуждался в этом. Он нуждался в любви своих детей, своих близких людей.
Потом мы вспомним, как Господь нес свой крест на Голгофу. И когда он упал под тяжестью креста, Божия Матерь напоила его водой и сказала ему несколько добрых слов. И он тоже в этом нуждался, потому что он делал это ради нас. Он не применял своей Божественной силы и нес свой тяжелый крест, как человек. В этом была его настоящая победа, и были настоящие страдания, не вымышленные, не иллюзорные его были страдания. И также мы сможем вспомнить, как Симон Киринеянин взял и понес крест. Его попросили нести крест, он не сам вызвался. Но потом нес этот крест с любовью. Он видел, что тот человек, который не может нести, нуждается в этом. Он может быть еще и не сознавал насколько это великий человек. Он не сознавал, что это Бог. Он просто помогал нести этот крест.
И также и мы с вами, если видим, что какой-то человек нуждается в помощи, мы можем помочь понести ему крест или умыть ему ноги, то есть постараться потерпеть этого человека, не обижаться на него. Это и есть как раз служение Господу. Потому что все, что мы делаем для ближнего, мы делаем как раз для самого Христа.
Но если даже этого не можем, то мы можем обратиться к животным и растениям. Сегодня Вербное Воскресение. И мы можем сказать себе: «Да, я ни к чему может быть и не способен, сделать какие-нибудь добрые дела, но я могу быть, как верба, и принести вот этот первый цветок, который распускается среди снега для Господа. Быть, как верба, то есть распуститься среди холода, зимы, холода этого мира, и просто принести ему нашу молитву. Вот когда наша душа молится, то мы перед Господом как распустившаяся верба, которая дает вот эти красивые почки, на которые уже прилетают различные насекомые, и пытаются достать там нектар или пыльцу.
Мы с вами можем уподобиться даже ослику. Вот представьте себе, в Евангелии говорится о двух случаях, когда ослик помогал Спасителю. Мы с вами - люди, часто даже и не можем помыслить о таком, чтобы послужить Господу лично, но на самом деле мы каждый день сталкиваемся с тем, что мы служим Христу. Если мы себе говорим: «Вот я вижу человека - это Христос. Я послужу ему». Вот тогда все в нашем сердце меняется. Ведь ослик, представьте себе, это животное, с одной стороны очень упрямое. Ослик никогда не понесет груза больше, чем он может. Но и очень верное. Ослики тянут до тех пор, пока они могут идти, и никогда не бросают своих хозяев в беде. Но они чувствуют опасность. Мы помним, как пророк Валаам шел, и ослица не хотела идти, потому что она увидела Ангела Божия. И он стал бить ослицу, а она человеческим голосом ему сказала: «Что ты меня бьешь, ибо тебе угрожает смерть. Там стоит Ангел».
Вы представьте себе, ослик два раза в Евангелии помогал самому Господу. Первый раз, когда Христос был младенцем, он Божию Матерь и Спасителя увозил в Египет. Для того, чтобы Ирод не смог убить маленького Христа. А второй раз он ввозит Господа уже 33-летнего в Иерусалим на страдания. Вот мы с вами также можем по своему смирению сказать: «Я может быть и не способен на большие великие дела, но я могу, как ослик довезти Спасителя до Иерусалима». А что есть Иерусалим? Иерусалим есть храм Господень. Мы с вами можем сказать себе: «Вот я здоровый человек, я могу дойти до храма, но в нашей деревне и в окружных деревнях есть бабушки, которые не могут дойти до храма. Если я возьму и на своей машине привезу эту бабушку, вот я и буду как раз как ослик, который привез Спасителя в Иерусалим. Все зависит от нас самих. Если мы скажем, что дедушка или бабушка, которые не могут выйти из своих домов, находятся далеко, и если я привезу их, то я привезу самого Христа, то это так и будет. А если мы с вами ничего не будем предпринимать, то мы будем как те люди, которые стояли и завидовали Христу.
Книжники и фарисеи смотрели, как народ прославляет Спасителя, который въезжал в Иерусалим на ослике, и они уже замышляли, как бы его убить. Весь мир разделился надвое. Господь принес меч. Господь разделил всех на праведных и неправедных. Или люди со Христом, или люди без Христа. Другого варианта у нас нет. Поэтому не нужно бояться, когда на нас указывают пальцем, когда мы идем в храм. Наоборот надо сказать: я страдаю за Господа и благодарить, потому что это великая милость. Господь сказал, что если вас укоряют за то, что вы сделали, то в этом нет ничего удивительного. А если вас укоряют за Христа, то это есть исполнение наивысшей заповеди. Поэтому пусть каждый из нас, приходя в храм Божий, помнит, что все, что мы ни делаем в храме Божием и все, что мы делаем в своем доме, а дом есть тоже маленькая домашняя церковь, все это мы делаем в Евангельском времени.
То Евангельское время, которое было при Иисусе Христе, оно и сейчас продолжается, потому что Христос во веки тот же. Он не изменился. Мы его ученики и апостолы. Мы его помощники. Мы Марфа и Мария. Мы те дети, которые кидали перед Христом пальмовые ветви. Мы те люди, которые расстилали перед ним одежды, самое дорогое, что у них было, ибо люди были бедные. Мы можем отдать Господу все самое дорогое. И тогда Господь примет от нас даже просто одну распустившуюся почку на вербе, нашу одну маленькую молитву, сказанную от сердца, Господь примет. И мы будем настоящими участниками Евангелия. Аминь.
12.04.2020 г. с.Канакша. Троицкий Храм
Свидетельство о публикации №120122505727