Жан Жубер. - Спящая
("Puisqu’elle dort,
dans la forêt de ses cheveux...)
Спящая
Поскольку она спит,
в лесу ее волос
мы распутываем листву и лианы
крылья и когти, плод и яд,
мы распутываем тяжелые пряди смерти.
В лесу
бродят олень, лиса и лань
и бродит ловчий,
мужлан облаченный в спесь,
в кровавых перчатках.
Мы распутываем, мы распутываем
пряди с прискорбьем.
И спящую, скиталицу,
все не отпускает кровавый сон.
Рев ли это оленя вдали,
или то рог:
рык людоеда?
Вот-вот слетит ночь,
с жаждой и болью
мы распутываем.
Прекрасный и тьмущий ворох,
где день и ночь, тычась в губы губами
смыкаются и жалят.
Свидетельство о публикации №120122503237
Причинности нет в трудном местоначальстве.
В колодец бездонный бросаемый камень--
Ландшафство души (ввечеру бергамаскам
Смешавшихся масок -- до света истаять!)
Зашел сказать спасибо за Башляра: о рождении поэт.образа у него прекрасно сказано:
"Философу, который сформировал свое мышление, занимаясь фундаментальными темами
философии науки, и старался проследить как можно отчетливее линию активного и постоянно усиливающегося рационализма в современной науке, придется забыть свои знания, отказаться от всех навыков философского анализа, если он хочет обратиться к проблемам, связанным с поэтическим воображением. Здесь культурное прошлое ничего не значит, длительные усилия по выстраиванию последовательной цепочки мыслей — усилия многих месяцев и недель - оказываются неэффективными. Образ требует присутствия — присутствия при его явлении в ту самую минуту.
Если существует философия поэзии, то эта философия должна постоянно рождаться заново,подвластная новому стиху, в полном слиянии с отдельным образом, а еще точнее — в самом экстазе переживания новизны образа. Поэтический образ — это внезапно проявившийся рельеф психики, слабо изученный в его второстепенных психологических причинностях. Вместе с тем ничто упорядоченное и общее не может быть основой философии поэзии. Понятие основы, «базиса» было бы здесь разрушительным, блокируя сущностную актуальность, сущностную психическую новизну
поэтического произведения. В то время как философская рефлексия в области научной мысли, длительно разрабатываемой, по праву требует, чтобы новая идея входила в корпус уже принятых идей (даже если она вынуждает в корне пересмотреть данный корпус идей, как это и происходит при всех революциях в современной науке), философия поэзии должна признать, что поэтический акт не имеет прошлого, по крайней мере непосредственного прошлого, позволяющего проследить за его подготовкой и приближением."
" Поэтический образ — не результат какого-либо толчка, импульса. Он
— не эхо прошлого, скорее наоборот: во вспышке образа давнее прошлое резонирует множеством отголосков, и неясно, на какой глубине отражаются и затухают эти отзвуки. Поэтический образ с присущими ему новизной и активностью обладает собственным бытием, собственной динамикой. Образ относится к области непосредственной онтологии. Именно с этой онтологией мы и намерены
иметь дело. И как раз в том, что нередко противоречит причинности, в отклике, так тонко изученном Минковским1, думаем мы обнаружить истинные измерения бытия поэтического образа. Отклик озвучивает бытие образа. Поэт говорит на пороге бытия. Итак, чтобы определить сущность образа,необходимо, согласно феноменологии Минковского, откликнуться на него. Утверждая, что поэтический образ не подчиняется причинности, мы вполне отдаем себе отчет в серьезности подобного утверждения. Но причины, выдвигаемые психологом и психоаналитиком, никогда не смогут объяснить ни поистине неожиданного характера нового образа, ни того, почему образ оказывается столь близким душе, совершенно не причастной к процессу его создания. Поэт не сообщает мне о том, что предшествовало образу, но тем не менее образ сразу же укореняется во мне. Свойственная необычному образу способность передаваться — факт, имеющий фундаментальное онтологическое значение. Мы еще вернемся к вопросу о передаче образа как единичном, стремительном, энергичном акте. Образы увлекают — постфактум, но возникают они не вследствие
увлечения ".
(Гастон Башляр, Избранное: поэтика пространства)
Кстати, книга Минковского "Проживаемое время" издана на русском в Городце в 2018:
http://vk.com/wall-88459797_3110
Стальено 17.05.2021 13:17 Заявить о нарушении
Стальено 17.05.2021 14:08 Заявить о нарушении
я-то уже мес.8-9 занимаюсь русью древней. а на днях сподобилась вникнуть не оч. глубоко но в историю Городца, предшественника Н.Новгорода. и вот уже третий раз за последние два дня о нем откуда-то //из непредвиденно-неожиданных источников слышу... теле-патия все же. что же еще?
ой, не могу я согласиться с Башляром: философские "системы" - такие же сиюминутные рельефные озарения, и по-моему ничем от поэтич. не отличаются. первое.
второе: образ поэтич. тоже всегда наследник. тоже из сора. тоже столь же произволен, что и все эти якобы "системные системы". и тоже живет частичным разрушением и рождением не на пустом святом //намоленном иеротопически месте. как Нижний Н. и Городец.
Акулина 17.05.2021 20:29 Заявить о нарушении
Стальено 17.05.2021 21:47 Заявить о нарушении